Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE ACADEMIC GROUP CURATOR’S DUTIES IN NORMATIVE DOCUMENTS OF THE UNIVERSITY

Buyanova G.V. 1
1 Perm State Agricultural Academy n.a. D.N. Pryanishnikov
The paper presents the problem of curating in the Universities of Russia. A profound analysis of the normative documents regulating the academic group curator’s activities, that is, the «Normatives of Supervisory Activities» of 27 Universities of Russian Federation have been carried out. Qualitative and quantative analysis helped us to choose 29 of the most common directions of the curator’s activity content. These had been classified according to six main spheres of curating (determining at successful adaptation to the academic work; implementation of the students’ academic duties; assist the mental upgrowing of young personality; thorough study of socio- and psychological data about the students ( with the further analysis); providing the educational activities tasks. Subsequently, curator’s duties were ranked according to the occurrence frequency in the «Normatives of Supervisory Activities». Concerning the data having been obtained, all the Universities oblige the curators to inform the students with the University Charter and other normative educational documents (of local significance) and monitor their academic progress. Least of the Universities direct curator’s activity in assisting the professional and individual self-determination of the student and the subsequent employment.
Higher professional education
curating
curator’s duties
normative documents of the university.

Основная цель воспитания в высшем профессиональном образовательном учреждении - это формирование «высоконравственной, духовно развитой и физически здоровой личности - гражданина и патриота России, способного к высококачественной профессиональной деятельности и ответственности за принимаемые решения» [6]. В работах, посвященных исследованию воспитательной составляющей деятельности вуза, ключевой фигурой, способной объединить преподавателей и студентов при решении воспитательных задач, а также обеспечить эффективное формирование общекультурных компетенций однозначно признается куратор академической группы. [1; 2; 3; 4; 5; 8].

Сегодня институт кураторства переживает период активного научного теоретического осмысления и внедрения в практику. С учреждением в 1903 году Императором Всероссийским Николаем II «Инструкции для кураторов Томского технологического института» куратор получает официальный статус должностного лица в вузе. Основные принципы работы куратора, прописанные более века назад, актуальны и по сей день с той лишь разницей, что акцент в деятельности куратора сместился с «удовлетворения потребностей» на содействие в духовно-нравственном становлении личности студента.

Согласно определению Л.М. Васильевой, «куратор студенческой группы - это человек, осуществляющий воспитательную деятельность в вузе, являющийся духовным посредником между обществом, профессией и студентом в освоении общей и профессиональной культуры, организующий систему ценностных отношений через разнообразные виды деятельности студенческого коллектива, создающий условия развития каждой личности, защищающий интересы студентов» [2, с. 8].

В рекомендациях по организации воспитательного процесса в вузе (приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2006 г. N 06-197) прописаны основные направления деятельности кураторов студенческих групп:

  • направленность на успешную адаптацию студентов младших курсов (I-II) к условиям обучения в вузе,
  • реализация прав и обязанностей студентов,
  • оказание содействия в духовно-нравственном и в профессиональном становлении личности будущего специалиста.

В этом же документе обозначены и основные обязанности куратора группы:

  1. изучение и анализ социологических и психологических данных о студентах, их способностях и индивидуальных особенностях;
  2. планирование и реализация совместно со студенческим активом воспитательных мероприятий, формирование организаторских умений и навыков, избрание старосты учебной группы, а также представителей в органы студенческого самоуправления, "соуправления", студенческие общественные организации;
  3. изучение и анализ социально-психологического климата в студенческой группе, создание атмосферы доверия, взаимопомощи и сотрудничества в учебной группе;
  4. обеспечение реализации задач воспитательной деятельности в группе [6].

Перечисленные направления и обязанности представляют собой лишь общие положения деятельности куратора. Очевидно, что этого недостаточно для организации эффективной работы куратора с группой на местах. В настоящее время нет общего для всех российских вузов положения о кураторстве. Каждый вуз, полагаясь на нормативные документы об образовании, самостоятельно разрабатывает «Положение о кураторской деятельности», в котором конкретизирует задачи и прописывает полномочия куратора студенческой группы.

Все ли вышеуказанные рекомендации нашли свое отражение в обязанностях куратора академической группы российских вузов? Какие направления в организации воспитательного процесса в рамках кураторской деятельности рассматриваются в качестве приоритетных? С целью получения ответов на поставленные вопросы, мы провели качественно-количественный анализ «Положений о кураторской деятельности» 27-и выбранных наугад российских вузов. В результате было выделено 29 наиболее часто встречающихся предписаний, представляющие собой содержание работы куратора академической группы. На следующем этапе мы классифицировали выделенные обязанности куратора по направлениям и высчитали в процентном соотношении частоту встречаемости каждой обязанности в положениях о кураторской деятельности в разных вузах. Полученные данные представлены в таблицах 1-6.

Как видно из таблиц большинство вузов, в первую очередь, ставят перед кураторами задачи, связанные с реализацией прав и обязанностей студентов, а также успешной адаптацией к условиям обучения. Все вузы обязывают кураторов ознакомить студентов с Уставом вуза и правилами организации учебно-воспитательного процесса (96,3%), осуществлять контроль за академической успеваемостью в группе (100%), сформировать сплоченный дружный коллектив (88,9%), организовывать культурно-массовые (88,9%) и научно-исследовательские (77,8%) мероприятия (табл.1,2).

Таблица 1

Направленность на реализацию прав и обязанностей студентов

Обязанности куратора академической группы

% вузов

Ознакомление студентов с основными локальными документами по организации учебно-воспитательного процесса в вузе, (Устав университета, Правила внутреннего распорядка вуза, Правила проживания в общежитии и др.).

96,3

Контроль успеваемости студентов группы (текущей и семестровой), анализ причин и помощь в устранении неудовлетворительных результатов обучения.

100

Посещение общежитий, мониторинг условий проживания студентов группы (не реже одного раза в месяц). Содействие в улучшении жилищных условий в общежитии.

63

Оказание помощи студентам в планирование самостоятельной работы, выполнение ими учебного графика.

29,6

Информирование детей-сирот, инвалидов, малообеспеченных студентов, обучающихся в группе об их правах и оказание помощи в их реализации.

7,4

Таблица 2

Направленность на успешную адаптацию студентов к условиям обучения в вузе

Обязанности куратора академической группы

% вузов

Помощь в сплочении коллектива группы.

88,9

Оказание помощи в подготовке, проведении и принятие непосредственного участия в культурно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятиях (субботниках, воскресниках).

88,9

Осуществление организационной работы по привлечению студентов к научно-исследовательской работе.

77,8

Подбор и назначение актива группы, непосредственное участие и помощь в работе старост.

70,4

Регулярное поддерживание связи с родителями студентов.

55,6

Оказание помощи в развитии студенческого самоуправления.

55,6

Способствование благоприятным деловым отношениям между преподавателями и студентами. В случае возникновения конфликтах ситуаций суметь их разрешить.

44,4

Создание атмосферы доверия, взаимопомощи, сотрудничества в группе, выбор актива группы, урегулирование конфликтных ситуаций требует изучение индивидуально-психологических особенностей каждого студента. Однако лишь 55,6% вузов ставят перед кураторами эту задачу (табл.3).

Таблица 3

Изучение и анализ социологических и психологических данных о студентах, их способностях и индивидуальных особенностях

Обязанности куратора академической группы

% вузов

Изучение и анализ индивидуальных психолого-социологических особенностей студентов.

55,6

Знание условий жизни и быта каждого студента: его материальное, семейное положение, здоровье, обеспеченность жильем.

44,4

В документе «Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года» [7] обозначены ключевые задачи развития нашего общества - «обеспечить безопасность российского государства и общества, сохранить государственный суверенитет России». Решением этой задачи должно стать «формирование гражданственности и патриотизма молодежи, идентичности гражданина России», что представляет собой одну из основных задач воспитания. Однако лишь четверть вузов полагают, что это должно входить в обязанности куратора группы. Чуть более приоритетными в работе кураторов являются мероприятия по предупреждению девиантного поведения и пропаганде здорового образа жизни - 44,4% от общего числа обследованных вузов (табл.4).

Таблица 4

Оказание содействия в духовно-нравственном становлении личности студента

Обязанности куратора академической группы

% вузов

Предупреждение девиантного поведения и пропаганда здорового образа жизни.

44,4

Формирование общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, профессиональной этики, милосердия, терпимости и т.д.), культуры общения.

37,0

Воспитание гражданской ответственности и патриотизма.

25,9

Организация тренингов по личностному росту и культуре общения.

7,4

Одна из общекультурных компетенций ФГОС ВПО обязывает сформировать у выпускника вуза «понимание социальной значимости своей будущей специальности, а так же желание и готовность к качественному выполнению профессиональных обязанностей». Наше исследование показывает, что только треть вузов видят в кураторской деятельности потенциал для формирования этой компетенции (табл.5).

Таблица 5

Содействие в профессиональном становлении личности будущего специалиста

Обязанности куратора академической группы

% вузов

Способствование осознанию общественной значимости получаемой студентами профессии и формирование ответственности за уровень знаний. Проведение профориентационной деятельности.

29,6

Воспитание положительного отношения к труду, деловитости, честности и ответственности в деловых отношениях.

25,9

Организация встреч с практическими работниками.

25,9

Оказания помощи в профессионально-личностном самоопределении.

18,5

Содействие трудоустройству молодого специалиста.

7,4

В направлении «обеспечение реализации задач воспитательной деятельности в группе» (табл.6) мы включили обязанности, связанные с формами организации, отчетности кураторской деятельности, а также повышение квалификации куратора. Чуть больше половины вузов считают, что куратор должен регулярно встречаться с вверенными ему студентами (63,0%), информировать деканат о положении дел в академической группе (55,6%), заполнять отчетную документацию (51,9%). Вопрос же о самообразовании поднимается только в 37,0% вузов, а понятие «школа молодых кураторов» фигурирует лишь в 18,5% изученных документов.

Таблица 6

Обеспечение реализации задач воспитательной деятельности в группе

Обязанности куратора академической группы

% вузов

Регулярное (не реже одного раза в неделю) проведение кураторских часов.

63,0

Информирование заведующего кафедрой и деканата о положении в академической группе (не менее 1 раза в семестр).

55,6

Систематическое заполнение журнала «Куратора академической группы».

51,9

Проведение индивидуальной работы со студентами в виде бесед.

37,5

Внедрение новых форм и методов внеучебной работы со студентами, изучение передового опыта.

37,0

Посещение школы кураторов.

18,5

Проведенное нами исследование обязанностей куратора в разных вузах РФ позволяет сделать следующие выводы:

1. Требования государственной политики в сфере воспитательной деятельности в вузе находят свое отражение в Положениях о кураторской деятельности. Однако, пользуясь правом самостоятельного определения обязанностей куратора, вузы по-разному трактуют приоритетность тех или иных направлений в воспитании студентов;

2. К наиболее часто встречающимся в положениях о кураторской деятельности обязанностям куратора относятся (по мере убывания):

1) контроль успеваемости студентов группы (100%);

2) ознакомление студентов с основными локальными документами вуза (96,3%);

3) оказание помощи в подготовке и проведении культурно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятиях (88,9%);

4) помощь в сплочении коллектива группы (88,9%);

5) работа по привлечению студентов к научно-исследовательской работе (77,8%).

6) подбор и назначение актива группы (70,4%);

7) посещение общежитий (63,0%);

8) регулярное проведение кураторских часов (63,0%);

9) информирование деканата о положении в академической группе (55,6%);

10) изучение и анализ индивидуальных психолого-социологических особенностей студентов (55,6%);

11) оказание помощи в развитии студенческого самоуправления (55,6%);

12) регулярное поддерживание связи с родителями студентов (55,6%).

3. менее чем в 50% локальных документах вузов прописывается в качестве обязанностей для кураторов:

1) способствование благоприятным деловым отношениям между преподавателями и студентами. В случае возникновения конфликтах ситуаций суметь их разрешить;

2) знание условий жизни и быта каждого студента: его материальное, семейное положение, здоровье, обеспеченность жильем;

3) предупреждение девиантного поведения и пропаганда здорового образа жизни;

4) формирование общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, профессиональной этики, терпимости и т.д.), культуры общения;

5) проведение индивидуальной работы со студентами в виде бесед.

4. Казалось бы, такое направление в воспитательной деятельности в вузе как содействие в профессиональном становлении личности будущего специалиста должно быть прописано в документах всех вузов. Однако, только треть высших школ ставит эту задачу перед кураторами. Подчеркивая тот факт, что основная стратегическая задача высшего профессионального образования - помочь студенту стать высококвалифицированным специалистом, владеющим всеми достижениями избранной профессии, мы полагаем, что роль куратора в решении этой задачи недооценена.

В заключении хотелось бы отметить, что целью данной статьи не является установление причин разногласий в понимании обязанностей куратора академической группы в разных вузах. Полученные результаты заставляют признать, что в условиях изменения приоритетных задач воспитания современного вуза требуется дальнейшее научное осмысление места и роли института кураторства в вузе с целью создания оптимальных условий для саморазвития, самовоспитания и самоопределения личности студента.

Рецензенты:

Рогожникова Р.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики, ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Пермь.

Косолапова Л.А., д.п.н., доцент, профессор зав. кафедрой педагогики, ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Пермь.