Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ОБЯЗАННОСТИ КУРАТОРА АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРУППЫ В НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТАХ ВУЗОВ

Буянова Г.В. 1
1 ФГБОУ ВПО Пермская государственная сельскохозяйственная академия им. Д.Н. Прянишникова
Данная статья посвящена проблеме кураторства в вузах России. Проведен анализ локальных нормативных документов, регламентирующих деятельность куратора академической группы, а именно «Положение о кураторской деятельности» 27 вузов РФ. С помощью качественно-количественного анализа было выделено 29 наиболее часто встречающихся предписаний, представляющих собой содержание работы куратора академической группы. Выделенные обязанности куратора были классифицированы по 6 основным направлениям кураторской деятельности (направленность на успешную адаптацию студентов к условиям обучения в вузе; реализация прав и обязанностей студентов; оказание содействия в духовно-нравственном становлении личности; оказание содействия в профессиональном становлении личности будущего специалиста; изучение и анализ социологических и психологических данных о студентах; обеспечение реализации задач воспитательной деятельности в группе). Далее, обязанности куратора были ранжированы по степени встречаемости в положениях о кураторской деятельности. Согласно полученным данным, все вузы обязывают кураторов ознакомить студентов с Уставом вуза и другими локальными нормативными документами по организации учебно-воспитательной работы, а также осуществлять контроль успеваемости. Меньше всего вузов ориентируют работу кураторов на оказания помощи в профессионально-личностном самоопределении студента и его последующем трудоустройстве.
высшее профессиональное образование
кураторство
обязанности куратора
нормативные документы.
1. Бородина Е.С. Организация работы куратора студенческой группы в вузе // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». – 2013, том 5. – № 3. – С. 77–80.
2. Васильева Л.М. Педагогические условия повышения квалификации кураторов студенческой группы в колледже: автореф. дис. канд. пед. наук. – Ставрополь, 2004. – 23 с.
3. Гитман Е.К., Гитман М.Б., Столбов В.Ю., Столбова И.Д. О концепции разработки новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования // Высшее образование в России. - 2014. - № 5. – С. 46-54.
4. Гитман Е.К., Михайлова Ю.В. Формирование компетенции «готовность к работе в команде» при обучении студентов иностранному языку // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 2. - С. 256.
5. Мандель Б.Р. Кураторство: поиски смысла и оправдания // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2013- №4 (12) – С. 29-36.
6. Рекомендации по организации воспитательного процесса в вузе. Приложение к письму Минобрнауки России от 22.02.2006 № 06-197. [электронный ресурс]- Режим доступа: http://vshu.ru/students/sovet-po-vospitatelnoi-rabote/vhodyaschie-dokumenty/rekome (дата обращения: 18.10.14).
7. Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года. [электронный ресурс] - Режим доступа: http://vmo.rgub.ru/files/project-937-2.pdf (дата обращения: 18.10.14).
8. Титова Г.Ю. Роль куратора студенческой группы в организации воспитательной работы в вузе // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2011. - № 10 – С. 82-84.

Основная цель воспитания в высшем профессиональном образовательном учреждении - это формирование «высоконравственной, духовно развитой и физически здоровой личности - гражданина и патриота России, способного к высококачественной профессиональной деятельности и ответственности за принимаемые решения» [6]. В работах, посвященных исследованию воспитательной составляющей деятельности вуза, ключевой фигурой, способной объединить преподавателей и студентов при решении воспитательных задач, а также обеспечить эффективное формирование общекультурных компетенций однозначно признается куратор академической группы. [1; 2; 3; 4; 5; 8].

Сегодня институт кураторства переживает период активного научного теоретического осмысления и внедрения в практику. С учреждением в 1903 году Императором Всероссийским Николаем II «Инструкции для кураторов Томского технологического института» куратор получает официальный статус должностного лица в вузе. Основные принципы работы куратора, прописанные более века назад, актуальны и по сей день с той лишь разницей, что акцент в деятельности куратора сместился с «удовлетворения потребностей» на содействие в духовно-нравственном становлении личности студента.

Согласно определению Л.М. Васильевой, «куратор студенческой группы - это человек, осуществляющий воспитательную деятельность в вузе, являющийся духовным посредником между обществом, профессией и студентом в освоении общей и профессиональной культуры, организующий систему ценностных отношений через разнообразные виды деятельности студенческого коллектива, создающий условия развития каждой личности, защищающий интересы студентов» [2, с. 8].

В рекомендациях по организации воспитательного процесса в вузе (приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2006 г. N 06-197) прописаны основные направления деятельности кураторов студенческих групп:

  • направленность на успешную адаптацию студентов младших курсов (I-II) к условиям обучения в вузе,
  • реализация прав и обязанностей студентов,
  • оказание содействия в духовно-нравственном и в профессиональном становлении личности будущего специалиста.

В этом же документе обозначены и основные обязанности куратора группы:

  1. изучение и анализ социологических и психологических данных о студентах, их способностях и индивидуальных особенностях;
  2. планирование и реализация совместно со студенческим активом воспитательных мероприятий, формирование организаторских умений и навыков, избрание старосты учебной группы, а также представителей в органы студенческого самоуправления, "соуправления", студенческие общественные организации;
  3. изучение и анализ социально-психологического климата в студенческой группе, создание атмосферы доверия, взаимопомощи и сотрудничества в учебной группе;
  4. обеспечение реализации задач воспитательной деятельности в группе [6].

Перечисленные направления и обязанности представляют собой лишь общие положения деятельности куратора. Очевидно, что этого недостаточно для организации эффективной работы куратора с группой на местах. В настоящее время нет общего для всех российских вузов положения о кураторстве. Каждый вуз, полагаясь на нормативные документы об образовании, самостоятельно разрабатывает «Положение о кураторской деятельности», в котором конкретизирует задачи и прописывает полномочия куратора студенческой группы.

Все ли вышеуказанные рекомендации нашли свое отражение в обязанностях куратора академической группы российских вузов? Какие направления в организации воспитательного процесса в рамках кураторской деятельности рассматриваются в качестве приоритетных? С целью получения ответов на поставленные вопросы, мы провели качественно-количественный анализ «Положений о кураторской деятельности» 27-и выбранных наугад российских вузов. В результате было выделено 29 наиболее часто встречающихся предписаний, представляющие собой содержание работы куратора академической группы. На следующем этапе мы классифицировали выделенные обязанности куратора по направлениям и высчитали в процентном соотношении частоту встречаемости каждой обязанности в положениях о кураторской деятельности в разных вузах. Полученные данные представлены в таблицах 1-6.

Как видно из таблиц большинство вузов, в первую очередь, ставят перед кураторами задачи, связанные с реализацией прав и обязанностей студентов, а также успешной адаптацией к условиям обучения. Все вузы обязывают кураторов ознакомить студентов с Уставом вуза и правилами организации учебно-воспитательного процесса (96,3%), осуществлять контроль за академической успеваемостью в группе (100%), сформировать сплоченный дружный коллектив (88,9%), организовывать культурно-массовые (88,9%) и научно-исследовательские (77,8%) мероприятия (табл.1,2).

Таблица 1

Направленность на реализацию прав и обязанностей студентов

Обязанности куратора академической группы

% вузов

Ознакомление студентов с основными локальными документами по организации учебно-воспитательного процесса в вузе, (Устав университета, Правила внутреннего распорядка вуза, Правила проживания в общежитии и др.).

96,3

Контроль успеваемости студентов группы (текущей и семестровой), анализ причин и помощь в устранении неудовлетворительных результатов обучения.

100

Посещение общежитий, мониторинг условий проживания студентов группы (не реже одного раза в месяц). Содействие в улучшении жилищных условий в общежитии.

63

Оказание помощи студентам в планирование самостоятельной работы, выполнение ими учебного графика.

29,6

Информирование детей-сирот, инвалидов, малообеспеченных студентов, обучающихся в группе об их правах и оказание помощи в их реализации.

7,4

Таблица 2

Направленность на успешную адаптацию студентов к условиям обучения в вузе

Обязанности куратора академической группы

% вузов

Помощь в сплочении коллектива группы.

88,9

Оказание помощи в подготовке, проведении и принятие непосредственного участия в культурно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятиях (субботниках, воскресниках).

88,9

Осуществление организационной работы по привлечению студентов к научно-исследовательской работе.

77,8

Подбор и назначение актива группы, непосредственное участие и помощь в работе старост.

70,4

Регулярное поддерживание связи с родителями студентов.

55,6

Оказание помощи в развитии студенческого самоуправления.

55,6

Способствование благоприятным деловым отношениям между преподавателями и студентами. В случае возникновения конфликтах ситуаций суметь их разрешить.

44,4

Создание атмосферы доверия, взаимопомощи, сотрудничества в группе, выбор актива группы, урегулирование конфликтных ситуаций требует изучение индивидуально-психологических особенностей каждого студента. Однако лишь 55,6% вузов ставят перед кураторами эту задачу (табл.3).

Таблица 3

Изучение и анализ социологических и психологических данных о студентах, их способностях и индивидуальных особенностях

Обязанности куратора академической группы

% вузов

Изучение и анализ индивидуальных психолого-социологических особенностей студентов.

55,6

Знание условий жизни и быта каждого студента: его материальное, семейное положение, здоровье, обеспеченность жильем.

44,4

В документе «Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года» [7] обозначены ключевые задачи развития нашего общества - «обеспечить безопасность российского государства и общества, сохранить государственный суверенитет России». Решением этой задачи должно стать «формирование гражданственности и патриотизма молодежи, идентичности гражданина России», что представляет собой одну из основных задач воспитания. Однако лишь четверть вузов полагают, что это должно входить в обязанности куратора группы. Чуть более приоритетными в работе кураторов являются мероприятия по предупреждению девиантного поведения и пропаганде здорового образа жизни - 44,4% от общего числа обследованных вузов (табл.4).

Таблица 4

Оказание содействия в духовно-нравственном становлении личности студента

Обязанности куратора академической группы

% вузов

Предупреждение девиантного поведения и пропаганда здорового образа жизни.

44,4

Формирование общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, профессиональной этики, милосердия, терпимости и т.д.), культуры общения.

37,0

Воспитание гражданской ответственности и патриотизма.

25,9

Организация тренингов по личностному росту и культуре общения.

7,4

Одна из общекультурных компетенций ФГОС ВПО обязывает сформировать у выпускника вуза «понимание социальной значимости своей будущей специальности, а так же желание и готовность к качественному выполнению профессиональных обязанностей». Наше исследование показывает, что только треть вузов видят в кураторской деятельности потенциал для формирования этой компетенции (табл.5).

Таблица 5

Содействие в профессиональном становлении личности будущего специалиста

Обязанности куратора академической группы

% вузов

Способствование осознанию общественной значимости получаемой студентами профессии и формирование ответственности за уровень знаний. Проведение профориентационной деятельности.

29,6

Воспитание положительного отношения к труду, деловитости, честности и ответственности в деловых отношениях.

25,9

Организация встреч с практическими работниками.

25,9

Оказания помощи в профессионально-личностном самоопределении.

18,5

Содействие трудоустройству молодого специалиста.

7,4

В направлении «обеспечение реализации задач воспитательной деятельности в группе» (табл.6) мы включили обязанности, связанные с формами организации, отчетности кураторской деятельности, а также повышение квалификации куратора. Чуть больше половины вузов считают, что куратор должен регулярно встречаться с вверенными ему студентами (63,0%), информировать деканат о положении дел в академической группе (55,6%), заполнять отчетную документацию (51,9%). Вопрос же о самообразовании поднимается только в 37,0% вузов, а понятие «школа молодых кураторов» фигурирует лишь в 18,5% изученных документов.

Таблица 6

Обеспечение реализации задач воспитательной деятельности в группе

Обязанности куратора академической группы

% вузов

Регулярное (не реже одного раза в неделю) проведение кураторских часов.

63,0

Информирование заведующего кафедрой и деканата о положении в академической группе (не менее 1 раза в семестр).

55,6

Систематическое заполнение журнала «Куратора академической группы».

51,9

Проведение индивидуальной работы со студентами в виде бесед.

37,5

Внедрение новых форм и методов внеучебной работы со студентами, изучение передового опыта.

37,0

Посещение школы кураторов.

18,5

Проведенное нами исследование обязанностей куратора в разных вузах РФ позволяет сделать следующие выводы:

1. Требования государственной политики в сфере воспитательной деятельности в вузе находят свое отражение в Положениях о кураторской деятельности. Однако, пользуясь правом самостоятельного определения обязанностей куратора, вузы по-разному трактуют приоритетность тех или иных направлений в воспитании студентов;

2. К наиболее часто встречающимся в положениях о кураторской деятельности обязанностям куратора относятся (по мере убывания):

1) контроль успеваемости студентов группы (100%);

2) ознакомление студентов с основными локальными документами вуза (96,3%);

3) оказание помощи в подготовке и проведении культурно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятиях (88,9%);

4) помощь в сплочении коллектива группы (88,9%);

5) работа по привлечению студентов к научно-исследовательской работе (77,8%).

6) подбор и назначение актива группы (70,4%);

7) посещение общежитий (63,0%);

8) регулярное проведение кураторских часов (63,0%);

9) информирование деканата о положении в академической группе (55,6%);

10) изучение и анализ индивидуальных психолого-социологических особенностей студентов (55,6%);

11) оказание помощи в развитии студенческого самоуправления (55,6%);

12) регулярное поддерживание связи с родителями студентов (55,6%).

3. менее чем в 50% локальных документах вузов прописывается в качестве обязанностей для кураторов:

1) способствование благоприятным деловым отношениям между преподавателями и студентами. В случае возникновения конфликтах ситуаций суметь их разрешить;

2) знание условий жизни и быта каждого студента: его материальное, семейное положение, здоровье, обеспеченность жильем;

3) предупреждение девиантного поведения и пропаганда здорового образа жизни;

4) формирование общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, профессиональной этики, терпимости и т.д.), культуры общения;

5) проведение индивидуальной работы со студентами в виде бесед.

4. Казалось бы, такое направление в воспитательной деятельности в вузе как содействие в профессиональном становлении личности будущего специалиста должно быть прописано в документах всех вузов. Однако, только треть высших школ ставит эту задачу перед кураторами. Подчеркивая тот факт, что основная стратегическая задача высшего профессионального образования - помочь студенту стать высококвалифицированным специалистом, владеющим всеми достижениями избранной профессии, мы полагаем, что роль куратора в решении этой задачи недооценена.

В заключении хотелось бы отметить, что целью данной статьи не является установление причин разногласий в понимании обязанностей куратора академической группы в разных вузах. Полученные результаты заставляют признать, что в условиях изменения приоритетных задач воспитания современного вуза требуется дальнейшее научное осмысление места и роли института кураторства в вузе с целью создания оптимальных условий для саморазвития, самовоспитания и самоопределения личности студента.

Рецензенты:

Рогожникова Р.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики, ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Пермь.

Косолапова Л.А., д.п.н., доцент, профессор зав. кафедрой педагогики, ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Пермь.


Библиографическая ссылка

Буянова Г.В. ОБЯЗАННОСТИ КУРАТОРА АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРУППЫ В НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТАХ ВУЗОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16691 (дата обращения: 14.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074