Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

CULTURAL-ECOLOGICAL APPROACH TO THE STUDY OF THE URBAN LANDSCAPE IN THE SCHOOL OF GEOGRAPHY

Vinokurova N.F. 1, 1 Shevchenko I.A. 1
1 FSBEI HPE "Nizhny Novgorod state pedagogical University named Kozma Minin", кафедра географии, географического и геоэкологического образования
Исследование отражает особенности культурно-экологического подхода, который является важным методологическим основанием модернизации отечественного образования, проходящей в условиях обострения экологических проблем и осознания ведущей роли культуры в их разрешении. Реализация культурно – экологического подхода при конструировании методической системы осуществлялась через его функции, выявленные с учетом структуры и концепции экологической культуры, и принципов, обеспечивающие включение «культуры» во все компоненты методической системы, обеспечив им роль доминирующего, системообразующего фактора. Уточнены дидактические принципы, обеспечивающие включение категории «культура» во все компоненты методической системы, сконструированной в русле экологизации школьного курса географии. Как отмечают авторы статьи, структура содержания отражает особенности культурного освоения действительности: от осознания учащимися своей причастности к городскому ландшафту к его раскрытию как явлению (пейзаж) и как сущности – природно-антропогенная система, в которой взаимодействуют человек и природа города в русле становления культурного городского ландшафта. В русле разработанной методической системы сконструированы кружок «Ландшафт моего города» и практикум «Культурный ландшафт: формирование и уход». Результаты изучения городского ландшафта охватывали все сферы личности и выявили положительную динамику, что свидетельствует об эффективности и доступности разработанной методической системы.
The study reflects features of cultural-ecological approach, which is an important methodological basis of modernization of Russian education, held in a worsening of environmental problems and understanding the leading role of culture in their resolution. The implementation of cultural - ecological approach when designing methodical system was carried out through its function, identified based on the structure and concepts of ecological culture, and principles to ensure the inclusion of "culture" in all the components of the methodological system, giving them a dominant role, strategic factor. Sophisticated didactic principles to ensure the inclusion of the category "culture" in all the components of the methodological system, designed in line with the greening of school geography course. As noted by the authors, the structure of the content reflects the particularities of the cultural development of reality: awareness of students of his involvement in the urban landscape to its revelation as a phenomenon (landscape) and how the entity - natural-anthropogenic system in which people interact and the nature of the city in line with the cultural formation of the urban landscape. In line with the methodical system designed circle "the Landscape of my city" and the workshop "Cultural landscape: the formation and maintenance". The results of the study of the urban landscape covered all spheres of personality and showed a positive trend, which testifies to the effectiveness and availability of methodical system.
geo-environmental education
cultural landscape
urban landscape
culture
cultural - ecological approach

В образовании XXI века становление культурного человека рассматривается как стратегическая цель и высшая ценность. Это предполагает включение культурологических идей во все направления модернизации отечественного образования, придав им роль системообразующего, доминирующего фактора.Культурологическая функция образования становится определяющей: оно превращается в «генетическуюматрицу» воспроизводства общества, выступает пространством личного развития [8]. Культура как человеческая деятельность направлена на преодоление системного кризиса, в том числе, связанного с проблемами взаимодействия человека и природы, с экологическими проблемами. Поэтому экологическое образование, предполагающее формирование соответствующей культуры рассматривается как «становой хребет современного образования».В этом контексте, экологизацию следует рассматривать как сквозное направление модернизации образования, происходящей в условиях обострения экологических проблем и осознания ведущей роли культуры в их разрешении. В результате данной образовательной стратегии культурно - экологический подход становится важным методологическим основанием модернизации отечественного образования.

Цель исследованиязаключается в разработке методики изучения городского ландшафта на основе культурно - экологического подхода и ее реализации в курсе школьной географии.В исследованиях Н.Ф. Винокуровой обосновывается сущность культурно-экологического подхода и его влияние на методическую систему географического образования [1,2,3,5]. Культурно-экологический подход рассматривается как методологическое основание экологизации всей методической системы географического образования в русле экологической культуры. При его реализации целью географического образования становится формирование геоэкологической культуры как симбиоза экологической и географической культуры. Центральное место в содержании образования должны занять «человековключающие» объекты, включающие в качестве компонентов природу, человека и результаты его деятельности, находящиеся в диалектических взаимоотношениях.Причем отбор содержания образования должен осуществляться по логике «культура - содержание - образование»в противовес жесткой детерминация «наука - содержание образования». Следовательно, в содержании образования будут выделяться познавательно-интеллектуальный, эмоционально-ценностный и практико-созидательный блоки, включающие контекстноличностно-ориентированное содержание, поскольку культура представляет собой как общественный, так и индивидуально-личностный феномен.

Важное место уделяется структуре содержания, которая должна: а) включать самоидентификацию личности, ее причастность к тому или иному природно-антропогенному объекту, культурно-экологическому феномену, например, городскому ландшафту, ландшафту сельской местности, природному и культурному наследию; б) раскрыть диалектику взаимоотношения человека и природы как сосуществующих частей внутри целостной системы, например, городского ландшафта:природные условия, ресурсы и факторы, природно-ресурсный потенциал;воздействие человека на природно-ресурсный потенциал;изменения в ландшафте;экологические последствия;в) иметь культурно-созидательную перспективу, включая содержание об окультуривании ландшафта, создание культурных ландшафтов как «доминант ноосферы», островов спасения [2].Подобные требования к реализации культурно-экологического подхода базируются на идеях культурно-экологической антропологии как нового направления в культурологии, идеях экологической психологии, геоэкологии и культурной географии, педагогических идеях о становлении человека культуры, развивают теорию и методику экологизации географического образования на методологическом уровне в русле культуры.

Разработанные теорико-методологические основания культурно-экологического подхода былиреализованы, конкретизированы и обогащены в диссертационном исследовании И.А. Шевченко, связанные с разработкой теории и методики изучения городских ландшафтов на основе культурно-экологического подхода [11].

Необходимость изучения городского ландшафта на основе культурно - экологического подхода определяется рядом предпосылок и оснований, необходимостью использования методологических подходов в разработке идей модернизации образования. Культурологический и экологический подходы определены как приоритетные в реализации опережающей функции современного образования в достижении идей устойчивого развития, поэтому, реализация культурно - экологического подхода в разработке идей развития географического образования отвечает требованиям времени. Какуже было отмечено, использование культурно - экологического подхода в географическом образовании предполагает включение в его содержание объектов, которые являются культурно - экологическими феноменами. К подобным объектам относят городской ландшафт. В наши дни системного экологического кризиса, необходимости компромисса, гармонии человека с природными основами жизни, существенно повысился интерес к изучению ландшафта, повышается его статустность в науке и в жизни. Ю.Г. Тютюнник относил «ландшафт» к таким фундаментальным категориям как «число», «пространство и время», «вещество», «жизнь», «человек». Он отмечает, что в свете современных представлений человек включен в ландшафт в качестве составной части. «Можно сказать, - отмечает В.С. Преображенский, что человек «заброшен» в ландшафт, «обречен» быть в ландшафте. Его бытие ландшафтно по существу, вне ландшафта человек не мыслим..., а феномен ландшафта раскрывается через бытие человека». Из сказанного также следует важный вывод: «Через человека, как существо ландшафтное, ландшафт выражает себя сам». Это очень важное положение и вывод для активно развиваемых в настоящее время учеными - географами идеи о ландшафтном образовании и воспитании [9].

Ведущими географами страны, в частности подчеркивается мощный образовательно- воспитательный потенциал изучения современных ландшафтов. Ими пропагандируется идеи ландшафтного образования и воспитания, идеи ландшафтного видения мира. Эти научные идеи актуализируют задачу включения городского ландшафта как геоэкологического объекта в содержание географического образования.Актуальность изучения ландшафта городав школьном географическом образовании обусловлено образовательной политикой на федеральном и региональном уровнях. Общая ее направленность связана с необходимостью погружения ребенка в реальный жизненный мир, знакомство с реальными жизненными проблемами, необходимость создания условий для самопознания, самореализации личности. В этом контексте городской ландшафт можно рассматривать как реальную эколого- образовательную среду, в рамках которой могут быть реализованы различные интересы и потребности учащихся. Городской ландшафт выступает как важнейший компонент реальной окружающей среды и рассматривается нами как реальная эколого-образовательная среда, как один из эффективных путей к пониманию человеком самого себя, к саморазвитию, к самосовершенствованию, что с другой стороны, является важнейшей целью современного образования и воспитания.

Анализ программ по географии показал, что в данном курсе предполагается изучение компонентов природы своей местности, влияние человека на природный комплекс своей местности. Учащиеся отличаются такими особенностями, как активность, желание познать ближайшее окружение, приложить усилия в его улучшении. Отмечается интерес учителей в культурно - экологическом изучении городского ландшафта. Вместе с тем, как показал анализ учебно - методической литературы и практики работы в школе, само понятие ландшафт и культурно - экологический подход в его реализации не находит должного отражения как в методических разработках, так и в реальной практике школ. Для действующих программ весьма актуально высказывание А.Г. Исаченко в том, что курс физической географии «бесчеловечен». Если и имеются представления о деятельности человека в природном окружении, то они носят односторонний характер, а именно с точки зрения отрицательного результата воздействия (загрязнение, деградация). В некоторых темах имеется изучение положительного воздействия человека. Диалектика взаимоотношений человека и «вмещающей» социоприродной системы практически не рассматривается. Слабо представлено содержание, обеспечивающее создание целостного образа ландшафта и человека в ландшафте. Не раскрываются проблема адаптации человека к изменяющимся компонентам ландшафта, пути оптимизации городского ландшафта, т.е. окультуривания городского ландшафта. Таким образом, возникает противоречие между значимостью изучения ландшафта своего города на основе культурно-экологического подхода, и фрагментарностью разработанной методики его реализациив школьном географическом образовании.

Материал и методы исследования.Наше исследование направлено на преодоление названного противоречия и предполагает разработку целостной методологической системы, включающей взаимосвязанные целевой, содержательный, процессуальный, организационно-технологический компоненты.Целью методической системы изучения городского ландшафта будет формирование геоэкологической культуры учащихся. При отборе содержания мы руководствовались тем, что объект «городской ландшафт» сам является культурно - экологическим феноменом, т. е. имеет мощный потенциал, следовательно, традиционная логика отбора содержания «наука - учебный предмет» не адекватна объекту изучения городского ландшафта.Поэтому, в исследовании отбор содержания осуществляется по логике «культура - содержание изучения городского ландшафта», используя различные элементы культуры, или «языки культуры»: наука, искусство, философия. Поэтому в содержании изучения городского ландшафта включается наука, этика, эстетика, искусство. Определяя искусство как ландшафтообразующий фактор, мы учитывали функции разных видов искусства в процессе ландшафтогенеза в том числе такие виды искусства, которые обеспечивают отношение человека к ландшафту (природному, антропогенному): литература, живопись, фотоработы, музыка и которые связаны с преобразованием и развитием ландшафта (градостроительство, архитектура, ландшафтная архитектура). Важное место в отборе содержания имеет диалог культур прошлого (топонимы, персоналии), настоящего, будущего в становлении культурного городского ландшафта. Включение эстетического компонента обеспечивает развитие эстетического вкуса, непрагматического обращения к природе, развитие умений культурного созидания в ландшафте с учетом эстетических требований. Этический аспект раскрывает нормы, предписания, требования условия человека и вмещающего ландшафта.Отбор содержания ориентирован на «погружение» учащегося в реальное социоприродное окружение, в «жизненный мир» и жизненные проблемы, что обеспечивает активный личностный поиск способов жизнедеятельности в социоприродном мире, отвечающих достижению гармонии с миром.

При структурировании содержания нами учитывались возрастные особенности учащихся, содержание курса школьной географии, а также концептуальные идеи, заложенные в психолого-педагогических основах географического и экологического образования учащихся Нижнего Новгорода [5]. В основу разработанной структуры содержания положены следующие идеи:

1. идеи субъектификации или самоидентификации, т.е. означивание социоприродного окружения своей роли и места в нем.

2. идеи целостного восприятия иерархически дифференцированных пространственных единиц (город, городской район, микрорайон).

3. идеи адаптации человека к среде.

4. идеи опережающего отражения, которые предполагают проектирование идеального объекта и его реализация в практику.

5. идея рефлексивно - оценочной деятельности в среде.

В структуре содержания нами было выделено 5 блоков:

1. Блок определен как самоидентификация. Он выполняет мотивационно-ориентировочную функцию в структуре содержания. В рамках этого блока учащиеся осознают себя «вписанными» в городской ландшафт и определяют субъектную значимость изучения городского ландшафта (апелляция к собственным впечатлениям, эвристическая беседа, фотоработы).

2 блок.Целостное восприятие городского ландшафта - синкретический (целостный) этап. Формирование целостного образа - пейзажа городского ландшафта. Это обеспечивает переход от фрагментарности восприятия городского ландшафта к синкретическому (целостному) образу.

3 блок. В третьем блоке городской ландшафт рассматривается как природно-антропогенная система. Выявление особенностей и характеристика городского ландшафта как природно-антропогенной системы. Компоненты и зоны городского ландшафта.

4 блок предполагает раскрытие диалектики взаимоотношений человека и природы в городском ландшафте.

5. В пятом блоке рассматриваются культурный городской ландшафт, его история формирования, описание и уход.

Процессуальный компонент методической системы отражает его единство со структурно - содержательным компонентом и включает следующие этапы: эмоционально - образный, познавательно - ценностный, деятельностно-регулятивный. Методы и методические приемы изучения городского ландшафта выбирались с учетом комплиментарности с целью и особенностями отбора и структурирования содержания.  Ведущее значение имеет классификация по различным сферам сознания личности.

1. Методы формирования когнитивной сферы (метод экологической лабилизации (неустойчивость).

2. Методы развития аффективной сферы и развития субъектного отношения.

3. Методы формирования стратегии взаимодействий с природой на основе принципа коактивности (содействия).

Практическая значимость работы определяется возможностью использования предлагаемой методики в разработке программ, практикумов для учащихся, а также в процессе геоэкологической практики на местности. Обобщение представлений, ценностного отношения и развития практической деятельности, связанных с изучением городского ландшафта, осуществлялась в ходе проведения культурно - экологического модуля «Я - нижегородец», структура которого соответствует этапам изучения городского ландшафта. Данный модуль состоит из трех блоков. Первый блок - «Неравнодушным к родному городу...» предполагает развитие эмоционально - образной сферы на основе изучения истории создания городского ландшафта. Второй блок - «Жизнедеятельность в городском ландшафте» раскрывает пространственные аспекты изучения городского ландшафта с целью развития представлений и ценностных ориентаций. Третий блок - «Как окультурить зону городского ландшафта» включает учащихся в социально - значимую деятельность по окультуриванию различных зон городского ландшафта [10].

Результаты исследования.Раскрытая выше последовательность реализовывалась в условиях классно - урочных форм обучения и внеклассной работы, что являлось методическим условием изучения городского ландшафта. Во внеклассной работе реализуются те же смысловые блоки и последовательность их изучения в рамках кружка «Ландшафты своего города» и практикума «Культурный ландшафт: формирование и уход». Программа кружка «Ландшафты своего города» включает три содержательные линии, обеспечивающие развитие познавательного, ценностного и практического аспектов содержания в русле культурно - экологического подхода: «Я в городском ландшафте», «Понятие о городском ландшафте», «Познаем, изучаем, планируем ландшафт города».Разработанная нами программа практикума «Культурный ландшафт: формирование и уход» культурно - экологической направленности состоит из введения и двух разделов: «Формирование культурного ландшафта города» и «Планирование и уход за культурными ландшафтами города», которые обеспечивают повышение культурно - экологической активности учащихся.

Выводы. Таким образом, культурно - экологический подход рассматривается в нашем исследовании как методологическое основание модернизации географического образования в русле идей устойчивого развития, что предполагает взаимосовершенствование человека и экологии городского ландшафта в контексте коэволюционных ценностей современной культуры.

 Статья подготовлена в рамках научно-исследовательского проекта, выполненного НГПУ им. К. Минина в рамках государственного заказа на оказание услуг, № 2014/362 НИР №868

Рецензенты:

Демидова Н.Н., д.п.н., доцент, зав. кафедрой экологического образования и рационального природопользования, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», г.Н. Новгород;

Картавых М.А., д.п.н., доцент, зав. кафедрой физиологии и безопасности жизнедеятельности человека, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», г. Н. Новгород.