Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КУЛЬТУРНО – ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГОРОДСКОГО ЛАНДШАФТА В ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ

Винокурова Н.Ф. 1, 1 Шевченко И.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»
Исследование отражает особенности культурно-экологического подхода, который является важным методологическим основанием модернизации отечественного образования, проходящей в условиях обострения экологических проблем и осознания ведущей роли культуры в их разрешении. Реализация культурно – экологического подхода при конструировании методической системы осуществлялась через его функции, выявленные с учетом структуры и концепции экологической культуры, и принципов, обеспечивающие включение «культуры» во все компоненты методической системы, обеспечив им роль доминирующего, системообразующего фактора. Уточнены дидактические принципы, обеспечивающие включение категории «культура» во все компоненты методической системы, сконструированной в русле экологизации школьного курса географии. Как отмечают авторы статьи, структура содержания отражает особенности культурного освоения действительности: от осознания учащимися своей причастности к городскому ландшафту к его раскрытию как явлению (пейзаж) и как сущности – природно-антропогенная система, в которой взаимодействуют человек и природа города в русле становления культурного городского ландшафта. В русле разработанной методической системы сконструированы кружок «Ландшафт моего города» и практикум «Культурный ландшафт: формирование и уход». Результаты изучения городского ландшафта охватывали все сферы личности и выявили положительную динамику, что свидетельствует об эффективности и доступности разработанной методической системы.
геоэкологическое образование
культурный ландшафт
городской ландшафт
культура
культурно–экологический подход
1. Винокурова Н.Ф. Культурно-экологический подход в модернизации географического образования: теоретико-методологические основы и методика реализации, и теория и методика обучения географии: история и современные направления развития. СПБ, 2004 –
С. 18-25.
2. Винокурова Н.Ф. Методологические подходы развития школьного геоэкологического образования // Геоэкологическое образование: Методология теория, методика. Коллективная монография. – Н.Новгород: Деловая полиграфия, 2007. - С. 10-16.
3. Винокурова Н.Ф., БаканинаФ.М., Глебова О.В., Шевченко И.А. Экология городского ландшафта // Программа элективных курсов. География. 10-11 кл. Профильное обучение. – М.: Дрофа, 2006. – С. 45-66.
4. Винокурова Н.Ф. Стратегия модернизации географического образования и коэволюционные идеи / Учитель XXI века. Модернизация географического образования. - М. 2004. - С18-20.
5. Концепция экологического образования учащихся Нижнего Новгорода в контексте устойчивого развития/ Под ред. Н.Ф. Винокурова. -Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002. - 79 с.
6. Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган. - СПб.: Петрополис, 1996. - 415 с.
7. МамедовН.М. Культура, экология, образование / H. М. Мамедов. – М., 1996. - 151 с.
8. Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. – Екатеринбург: Издательство Екатеринбургской епархии, 2009.
9. Шевченко И.А. Культурно – экологический подход и методика его реализации при изучении городского ландшафта в школьной географии// Культурно – экологический подход и методика его реализации при изучении городского ландшафта в школьной географии. Учебное пособие/ Под ред. Н.Ф. Винокуровой. Н.Новгород: ООО» Типография «Поволжье», 2005
10. Шевченко И.А.Программа курса «Экология городского ландшафта» для учащихся профильных классов// Программы элективных курсов. География.10-11 кл: Профильное обучение. Авт.-сост. В.П. Дронов. 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008.

В образовании XXI века становление культурного человека рассматривается как стратегическая цель и высшая ценность. Это предполагает включение культурологических идей во все направления модернизации отечественного образования, придав им роль системообразующего, доминирующего фактора.Культурологическая функция образования становится определяющей: оно превращается в «генетическуюматрицу» воспроизводства общества, выступает пространством личного развития [8]. Культура как человеческая деятельность направлена на преодоление системного кризиса, в том числе, связанного с проблемами взаимодействия человека и природы, с экологическими проблемами. Поэтому экологическое образование, предполагающее формирование соответствующей культуры рассматривается как «становой хребет современного образования».В этом контексте, экологизацию следует рассматривать как сквозное направление модернизации образования, происходящей в условиях обострения экологических проблем и осознания ведущей роли культуры в их разрешении. В результате данной образовательной стратегии культурно - экологический подход становится важным методологическим основанием модернизации отечественного образования.

Цель исследованиязаключается в разработке методики изучения городского ландшафта на основе культурно - экологического подхода и ее реализации в курсе школьной географии.В исследованиях Н.Ф. Винокуровой обосновывается сущность культурно-экологического подхода и его влияние на методическую систему географического образования [1,2,3,5]. Культурно-экологический подход рассматривается как методологическое основание экологизации всей методической системы географического образования в русле экологической культуры. При его реализации целью географического образования становится формирование геоэкологической культуры как симбиоза экологической и географической культуры. Центральное место в содержании образования должны занять «человековключающие» объекты, включающие в качестве компонентов природу, человека и результаты его деятельности, находящиеся в диалектических взаимоотношениях.Причем отбор содержания образования должен осуществляться по логике «культура - содержание - образование»в противовес жесткой детерминация «наука - содержание образования». Следовательно, в содержании образования будут выделяться познавательно-интеллектуальный, эмоционально-ценностный и практико-созидательный блоки, включающие контекстноличностно-ориентированное содержание, поскольку культура представляет собой как общественный, так и индивидуально-личностный феномен.

Важное место уделяется структуре содержания, которая должна: а) включать самоидентификацию личности, ее причастность к тому или иному природно-антропогенному объекту, культурно-экологическому феномену, например, городскому ландшафту, ландшафту сельской местности, природному и культурному наследию; б) раскрыть диалектику взаимоотношения человека и природы как сосуществующих частей внутри целостной системы, например, городского ландшафта:природные условия, ресурсы и факторы, природно-ресурсный потенциал;воздействие человека на природно-ресурсный потенциал;изменения в ландшафте;экологические последствия;в) иметь культурно-созидательную перспективу, включая содержание об окультуривании ландшафта, создание культурных ландшафтов как «доминант ноосферы», островов спасения [2].Подобные требования к реализации культурно-экологического подхода базируются на идеях культурно-экологической антропологии как нового направления в культурологии, идеях экологической психологии, геоэкологии и культурной географии, педагогических идеях о становлении человека культуры, развивают теорию и методику экологизации географического образования на методологическом уровне в русле культуры.

Разработанные теорико-методологические основания культурно-экологического подхода былиреализованы, конкретизированы и обогащены в диссертационном исследовании И.А. Шевченко, связанные с разработкой теории и методики изучения городских ландшафтов на основе культурно-экологического подхода [11].

Необходимость изучения городского ландшафта на основе культурно - экологического подхода определяется рядом предпосылок и оснований, необходимостью использования методологических подходов в разработке идей модернизации образования. Культурологический и экологический подходы определены как приоритетные в реализации опережающей функции современного образования в достижении идей устойчивого развития, поэтому, реализация культурно - экологического подхода в разработке идей развития географического образования отвечает требованиям времени. Какуже было отмечено, использование культурно - экологического подхода в географическом образовании предполагает включение в его содержание объектов, которые являются культурно - экологическими феноменами. К подобным объектам относят городской ландшафт. В наши дни системного экологического кризиса, необходимости компромисса, гармонии человека с природными основами жизни, существенно повысился интерес к изучению ландшафта, повышается его статустность в науке и в жизни. Ю.Г. Тютюнник относил «ландшафт» к таким фундаментальным категориям как «число», «пространство и время», «вещество», «жизнь», «человек». Он отмечает, что в свете современных представлений человек включен в ландшафт в качестве составной части. «Можно сказать, - отмечает В.С. Преображенский, что человек «заброшен» в ландшафт, «обречен» быть в ландшафте. Его бытие ландшафтно по существу, вне ландшафта человек не мыслим..., а феномен ландшафта раскрывается через бытие человека». Из сказанного также следует важный вывод: «Через человека, как существо ландшафтное, ландшафт выражает себя сам». Это очень важное положение и вывод для активно развиваемых в настоящее время учеными - географами идеи о ландшафтном образовании и воспитании [9].

Ведущими географами страны, в частности подчеркивается мощный образовательно- воспитательный потенциал изучения современных ландшафтов. Ими пропагандируется идеи ландшафтного образования и воспитания, идеи ландшафтного видения мира. Эти научные идеи актуализируют задачу включения городского ландшафта как геоэкологического объекта в содержание географического образования.Актуальность изучения ландшафта городав школьном географическом образовании обусловлено образовательной политикой на федеральном и региональном уровнях. Общая ее направленность связана с необходимостью погружения ребенка в реальный жизненный мир, знакомство с реальными жизненными проблемами, необходимость создания условий для самопознания, самореализации личности. В этом контексте городской ландшафт можно рассматривать как реальную эколого- образовательную среду, в рамках которой могут быть реализованы различные интересы и потребности учащихся. Городской ландшафт выступает как важнейший компонент реальной окружающей среды и рассматривается нами как реальная эколого-образовательная среда, как один из эффективных путей к пониманию человеком самого себя, к саморазвитию, к самосовершенствованию, что с другой стороны, является важнейшей целью современного образования и воспитания.

Анализ программ по географии показал, что в данном курсе предполагается изучение компонентов природы своей местности, влияние человека на природный комплекс своей местности. Учащиеся отличаются такими особенностями, как активность, желание познать ближайшее окружение, приложить усилия в его улучшении. Отмечается интерес учителей в культурно - экологическом изучении городского ландшафта. Вместе с тем, как показал анализ учебно - методической литературы и практики работы в школе, само понятие ландшафт и культурно - экологический подход в его реализации не находит должного отражения как в методических разработках, так и в реальной практике школ. Для действующих программ весьма актуально высказывание А.Г. Исаченко в том, что курс физической географии «бесчеловечен». Если и имеются представления о деятельности человека в природном окружении, то они носят односторонний характер, а именно с точки зрения отрицательного результата воздействия (загрязнение, деградация). В некоторых темах имеется изучение положительного воздействия человека. Диалектика взаимоотношений человека и «вмещающей» социоприродной системы практически не рассматривается. Слабо представлено содержание, обеспечивающее создание целостного образа ландшафта и человека в ландшафте. Не раскрываются проблема адаптации человека к изменяющимся компонентам ландшафта, пути оптимизации городского ландшафта, т.е. окультуривания городского ландшафта. Таким образом, возникает противоречие между значимостью изучения ландшафта своего города на основе культурно-экологического подхода, и фрагментарностью разработанной методики его реализациив школьном географическом образовании.

Материал и методы исследования.Наше исследование направлено на преодоление названного противоречия и предполагает разработку целостной методологической системы, включающей взаимосвязанные целевой, содержательный, процессуальный, организационно-технологический компоненты.Целью методической системы изучения городского ландшафта будет формирование геоэкологической культуры учащихся. При отборе содержания мы руководствовались тем, что объект «городской ландшафт» сам является культурно - экологическим феноменом, т. е. имеет мощный потенциал, следовательно, традиционная логика отбора содержания «наука - учебный предмет» не адекватна объекту изучения городского ландшафта.Поэтому, в исследовании отбор содержания осуществляется по логике «культура - содержание изучения городского ландшафта», используя различные элементы культуры, или «языки культуры»: наука, искусство, философия. Поэтому в содержании изучения городского ландшафта включается наука, этика, эстетика, искусство. Определяя искусство как ландшафтообразующий фактор, мы учитывали функции разных видов искусства в процессе ландшафтогенеза в том числе такие виды искусства, которые обеспечивают отношение человека к ландшафту (природному, антропогенному): литература, живопись, фотоработы, музыка и которые связаны с преобразованием и развитием ландшафта (градостроительство, архитектура, ландшафтная архитектура). Важное место в отборе содержания имеет диалог культур прошлого (топонимы, персоналии), настоящего, будущего в становлении культурного городского ландшафта. Включение эстетического компонента обеспечивает развитие эстетического вкуса, непрагматического обращения к природе, развитие умений культурного созидания в ландшафте с учетом эстетических требований. Этический аспект раскрывает нормы, предписания, требования условия человека и вмещающего ландшафта.Отбор содержания ориентирован на «погружение» учащегося в реальное социоприродное окружение, в «жизненный мир» и жизненные проблемы, что обеспечивает активный личностный поиск способов жизнедеятельности в социоприродном мире, отвечающих достижению гармонии с миром.

При структурировании содержания нами учитывались возрастные особенности учащихся, содержание курса школьной географии, а также концептуальные идеи, заложенные в психолого-педагогических основах географического и экологического образования учащихся Нижнего Новгорода [5]. В основу разработанной структуры содержания положены следующие идеи:

1. идеи субъектификации или самоидентификации, т.е. означивание социоприродного окружения своей роли и места в нем.

2. идеи целостного восприятия иерархически дифференцированных пространственных единиц (город, городской район, микрорайон).

3. идеи адаптации человека к среде.

4. идеи опережающего отражения, которые предполагают проектирование идеального объекта и его реализация в практику.

5. идея рефлексивно - оценочной деятельности в среде.

В структуре содержания нами было выделено 5 блоков:

1. Блок определен как самоидентификация. Он выполняет мотивационно-ориентировочную функцию в структуре содержания. В рамках этого блока учащиеся осознают себя «вписанными» в городской ландшафт и определяют субъектную значимость изучения городского ландшафта (апелляция к собственным впечатлениям, эвристическая беседа, фотоработы).

2 блок.Целостное восприятие городского ландшафта - синкретический (целостный) этап. Формирование целостного образа - пейзажа городского ландшафта. Это обеспечивает переход от фрагментарности восприятия городского ландшафта к синкретическому (целостному) образу.

3 блок. В третьем блоке городской ландшафт рассматривается как природно-антропогенная система. Выявление особенностей и характеристика городского ландшафта как природно-антропогенной системы. Компоненты и зоны городского ландшафта.

4 блок предполагает раскрытие диалектики взаимоотношений человека и природы в городском ландшафте.

5. В пятом блоке рассматриваются культурный городской ландшафт, его история формирования, описание и уход.

Процессуальный компонент методической системы отражает его единство со структурно - содержательным компонентом и включает следующие этапы: эмоционально - образный, познавательно - ценностный, деятельностно-регулятивный. Методы и методические приемы изучения городского ландшафта выбирались с учетом комплиментарности с целью и особенностями отбора и структурирования содержания.  Ведущее значение имеет классификация по различным сферам сознания личности.

1. Методы формирования когнитивной сферы (метод экологической лабилизации (неустойчивость).

2. Методы развития аффективной сферы и развития субъектного отношения.

3. Методы формирования стратегии взаимодействий с природой на основе принципа коактивности (содействия).

Практическая значимость работы определяется возможностью использования предлагаемой методики в разработке программ, практикумов для учащихся, а также в процессе геоэкологической практики на местности. Обобщение представлений, ценностного отношения и развития практической деятельности, связанных с изучением городского ландшафта, осуществлялась в ходе проведения культурно - экологического модуля «Я - нижегородец», структура которого соответствует этапам изучения городского ландшафта. Данный модуль состоит из трех блоков. Первый блок - «Неравнодушным к родному городу...» предполагает развитие эмоционально - образной сферы на основе изучения истории создания городского ландшафта. Второй блок - «Жизнедеятельность в городском ландшафте» раскрывает пространственные аспекты изучения городского ландшафта с целью развития представлений и ценностных ориентаций. Третий блок - «Как окультурить зону городского ландшафта» включает учащихся в социально - значимую деятельность по окультуриванию различных зон городского ландшафта [10].

Результаты исследования.Раскрытая выше последовательность реализовывалась в условиях классно - урочных форм обучения и внеклассной работы, что являлось методическим условием изучения городского ландшафта. Во внеклассной работе реализуются те же смысловые блоки и последовательность их изучения в рамках кружка «Ландшафты своего города» и практикума «Культурный ландшафт: формирование и уход». Программа кружка «Ландшафты своего города» включает три содержательные линии, обеспечивающие развитие познавательного, ценностного и практического аспектов содержания в русле культурно - экологического подхода: «Я в городском ландшафте», «Понятие о городском ландшафте», «Познаем, изучаем, планируем ландшафт города».Разработанная нами программа практикума «Культурный ландшафт: формирование и уход» культурно - экологической направленности состоит из введения и двух разделов: «Формирование культурного ландшафта города» и «Планирование и уход за культурными ландшафтами города», которые обеспечивают повышение культурно - экологической активности учащихся.

Выводы. Таким образом, культурно - экологический подход рассматривается в нашем исследовании как методологическое основание модернизации географического образования в русле идей устойчивого развития, что предполагает взаимосовершенствование человека и экологии городского ландшафта в контексте коэволюционных ценностей современной культуры.

 Статья подготовлена в рамках научно-исследовательского проекта, выполненного НГПУ им. К. Минина в рамках государственного заказа на оказание услуг, № 2014/362 НИР №868

Рецензенты:

Демидова Н.Н., д.п.н., доцент, зав. кафедрой экологического образования и рационального природопользования, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», г.Н. Новгород;

Картавых М.А., д.п.н., доцент, зав. кафедрой физиологии и безопасности жизнедеятельности человека, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», г. Н. Новгород.

 


Библиографическая ссылка

Винокурова Н.Ф., Винокурова Н.Ф., Шевченко И.А. КУЛЬТУРНО – ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГОРОДСКОГО ЛАНДШАФТА В ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16422 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674