Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CONTEMPORARY APPROACHES TO MONITORING THE QUALITY OF MUSICAL EDUCATION

Nemykina I.N. 1
1 Moscow State Humanitarian University n.a.M.A.Sholokhov
In the article we have done the problems estimation of the quality of musical education. Contemporary requirements for training of specialists caused changes in the content and organizations of quality control of preparation at all levels of professional musical education. This is connected with the need of changing the approaches to the estimated activity and developing the system of evaluation, maximally approximating tasks contemporary musical practice. For quality control of musical education the category of quality must be considered as the degree of the satisfaction of the expectations of participants in the educational process, the real level of the achievement of the objective and tasks; acquaintance with the innovation approaches to the content, the procedure and the technology of musical education; the mastery of the contemporary procedures of monitoring the quality of education. The significance of problem is so great that it can be considered as social order and one of the strategic tasks of domestic musical education.
the criterion of the quality of musical activity.
professional scopes
estimated activity
musical education
quality
monitoring

Актуальность определения качества образования  на современном этапе определяется рядом ситуаций, складывающихся в системе музыкального образования. В основе  типологии ситуаций лежит определенность целей и задач развития системы  музыкального образования, обусловливающая  требования к качеству образования и необходимость его измерения   на начальном, промежуточном и конечном этапах обучения.

В настоящее время качество музыкального образования понимается как  формальный набор  строгих стандартизированных требований, предъявляемых к компетентности, квалификации и уровню образования выпускников.  В связи,  с  этим стабильность и статичность качества в системе профессионального музыкального образования является относительной, а динамика ее развития  требует  изменения параметров качества, пересмотра  имеющихся характеристик качества и новой стандартизации. Формулировка целей в  отношении  музыкального образования  в обобщенных формах  (связь с жизнью, гуманизация образования) должна перевестись на более  высокий, конкретный уровень показателей качества и модели выпускников учебных заведений: перейти от формальных требований  к реальным качественным показателям.

Среди существующих подходов к качеству образования можно выделить два методологических подхода, в рамках которых можно характеризовать качество музыкального образования на современном этапе.  Первый - кибернетический, предусматривает  получение информации и  определение параметров качества независимо от человеческого фактора. Второй - гуманитарно-технологический, учитывает  как технологические, деятельностные  факторы (измерение  результатов деятельности),  так и человеческий фактор, а также  нематериальные элементы образовательной системы.

Современные  требования к оценке качества музыкального образования предусматривают помимо обязательных процедур стандартизации, также попытку измерения и  учета гуманитарного фактора, что  становится возможным при расширении схем понимания качества, проектировании  и реализации  специфических гуманитарных технологий.

Традиционная оценка качества музыкального образования имеет существенные недостатки. Прежде всего, ее отличает субъективность, выражающаяся в личностно-окрашенном понимании и восприятии  как интеллектуальной, так и музыкально-творческой деятельности   на основе  формальных, нечетко сформулированных критериев и мало дифференцированной шкалы  оценки. Это, а также излишняя  эмоциональная окрашенность оценивания, характерная для музыкально-образовательной и музыкально-творческой деятельности, является недостаточным для точного отражения результатов.  Отрицательно  сказывается и тот факт,  что  при оценке внимание концентрируется не на результате и достижениях, а на фиксации недостатков и ошибок.  Сегодня традиционная оценка качества музыкального образования не позволяет в полной мере оценить уровень сформированности компетенций обучающихся, в связи с чем следует обратиться к  мониторингу как управленческому и педагогическому феномену.

Сегодня мониторинг  является самостоятельной  функцией управления образованием,  которая позволяет выявлять  и оценивать педагогический процесс  на основе соответствия фактических результатов деятельности ее конечным целям  (С.Е. Шишов, В. А. Кальней);  анализировать, диагностировать, прогнозировать и корректировать программы развития  всех отраслей образования (М.В. Мартыненко).

Современные определения понятия «мониторинг» отражают его многоаспектность: «системное наблюдение» (А. Талых), «постоянное наблюдение» (Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров),  «системная диагностика» (В.И. Андреев), «инструмент оценки качества» (И.И. Трубина), «непрерывное слежение» (А.С. Белкин, А.А. Орлов) и др.

Функционально  мониторинг обеспечивает:

  • аналитическую деятельность, предполагающую постоянное отслеживание и наблюдение за состоянием объекта с целью анализа его состояния, а также измерение и сопоставление реальных результатов с поставленными целями, стандартами и нормами;
  • диагностическую деятельность для получения целостной информации о реальном состоянии объекта мониторинга;
  • прогностическую деятельность, заключающуюся в обоснованных предположениях о возможных изменениях в состоянии объекта;
  • организационно-управленческую деятельность, предполагающую контроль и выработку рекомендаций для корректировки управленческих решений.

Сегодня объективно выделяются несколько общих принципов мониторинга образовательной деятельности,  многократно получивших опытное подтверждение. Это - научность, целостность, оперативность, управляемость,  прогностичность, многообразие, непротиворечивость результатов  и, наконец, важнейший принцип  соответствия целей мониторинга задачам и средствам  его организации. Совершенно очевиден междисциплинарный характер мониторинга, что позволяет говорить о его универсальных возможностях в различных сферах образования.

Многогранность  и многозначность мониторинга позволяет  нам обратиться к его характеристике как системы, процесса  и  результата образовательной деятельности.   Поэтому мониторинг качества музыкального образования следует  рассматривать и анализировать исходя из следующих принципов:

  • комплексность, обеспечивающая интегральный характер оценки результата и процессуальной стороны качества;
  • объективность предусматривает сведение до минимума субъективизм в оценке качества;
  • системность способствует отслеживанию динамики качества музыкального образования и выявлению проблем, препятствующих переходу на новый качественный уровень;
  • открытость дает возможность обращения в образовательном процессе к вновь полученной информации на различных этапах оценочной деятельности;
  • самоорганизация позволяет последовательно совершенствовать систему мониторинга качества музыкального образования.

В соответствии с этим мониторинг  качества музыкального образования представляет собой совокупность  конкретных признаков. Это, прежде всего,  цель, субъекты и объекты, критерии и показатели оценки.  Причем в  структуре критериев следует  выделить  два основополагающих блока: критерии качества результата музыкально-образовательного процесса, нацеленные на определение уровня  подготовленности выпускников (степень сформированности компетенций); критерии качества непосредственно музыкально-образовательного процесса, позволяющие реализовать целенаправленные воздействия  и  обеспечивающие  координацию деятельности всех субъектов музыкально-образовательной деятельности. Разработка критериальной базы должна базироваться на требованиях к результативности обучения и его соответствии  стандартам (ФГОС).

В музыкальном образовании это требует изменения подходов к оценочной деятельности как таковой, и разработки  системы оценивания максимально приближенной  к реалиям современной музыкальной практики.   Необходим переход от формальных,   к практико-ориентированным критериям оценки: отслеживание индивидуального прогресса обучающихся  и оценка их образовательных достижений, констатация успешности музыкально-образовательной деятельности,   компетентные судьи,  самооценивание и др.

Таким образом,   с помощью мониторинга музыкально-образовательной деятельности мы сможем перейти   к непрерывной, системной, множественной, качественной, гибкой, естественной оценке личностных достижений и самооценке собственной деятельности  обучающимися, результатом чего станет выявление  уровней  сформированности  их профессиональных компетенций.

Для эффективности определения качества музыкального образования при мониторинге необходимо следовать принципу единства целей образования и общественного потребления (социально-культурный заказ общества), что  означает определение целей и содержания музыкального образования, исходя из целей  и задач развития общества,  и выработку общих качественных показателей для образования и социально-культурной сферы.  Можно выделить следующие показатели внутренней оценки качества образования в музыкальных учебных заведениях: 

  • деятельность преподавателя;
  • характеристики обучающихся на входе и выходе;
  • организационно - технологические показатели (поток, время, принцип и формы организации; распределение потока обучающихся по формам обучения, программам и т.д.);
  • знания или показатели фактора содержания образования (способы деятельности, знания, умения, навыки, опыт, культура, информация и т.д.).

Показателями оценки качества образования для общественного потребления в этом случае являются: 1) обобщенные содержательные характеристики образования, определяющие тип образования и процессы, 2) оперативность включения в профессиональную деятельность и применения новых знаний в социально-культурной сфере, 3) качественные показатели деятельности выпускников, 4) бюджетные показатели (доля затрат на образование).

При оценке качества музыкального образования следует обращать особое внимание на критерии и факторы, используемые в измерении качества образования.  Прежде всего,  это   качество преподавания, где мы оцениваем которое  качество учебного материала и действий преподавателей, причем качество материала  сравнивается с образцами  или  рассматривается по соответствию стандартам,  при наличии  которых критерии оценки учебного материала оговариваются внутри стандарта.  Оценивая деятельность преподавателей, мы определяем зависимость  их  действий  от целей и ценностей обучения, которые  и являются должны измеряемыми  результатами.

В оценке актуальности  практической деятельности  в тех или иных учебных дисциплинах и формах преподавания не следует  исходить из мнений обучающихся,  выражаемых непосредственно в процессе обучения или по его окончанию.  Наиболее достоверными является отсроченные оценки,  которые должны накапливаться  и могут стать основанием для долгосрочного планирования и  проектирования музыкальной деятельности.

По окончании  обучения  необходима конечная оценка результата  музыкального образования:  квалификации, компетентности, функциональной грамотности и т.д.  Здесь должна присутствовать как внутренняя, так  и внешняя оценка, на которую значительное влияние оказывает не только качество организации процессов музыкального обучения,  но и  качество повышения квалификации научно-педагогических кадров: именно в системе повышения квалификации можно наиболее полно реализовать внедрение и качественное использование новых методов и знаний. Для этого каждая учебная программа повышения квалификации должна отвечать условиям прагматической ценности (культура, социально-культурная сфера, музыкальное искусство,  нормы, личность).

Таким образом, в мониторинге качества  музыкального образования возможно использование нескольких групп параметров, характеризующих качество подготовки специалистов:

  • параметры функциональной грамотности;
  • параметры подготовки (сфера музыкального образования);
  • универсальные параметры образования (выбираются в соответствии с мировыми стандартами музыкального образования по прототипу);
  • психологические параметры личности (используются традиционные вопросники и тесты);
  • организационно-технологические параметры процесса обучения (единица содержания образования, дидактическая мощность, поток, единица времени) и т.д.

Подготовка к осуществлению контроля качества  музыкального образования в условиях изменения образовательной парадигмы  требует: 

  • обязательного рассмотрения категории качества как степени удовлетворения ожиданий участников процесса от образовательных услуг и как уровня достижения целей и задач музыкального образования;
  • ознакомления как с инновационными подходами к содержанию, методике и технологии музыкального образования, так и освоения современных методик мониторинга его качества.
Рецензенты:

Рапацкая Л.А., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой музыкознания и музыкального образования ФГБОУ  ВПО  «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова» Минобрнауки России, г. Москва.

Купцова И.А.,  д.культурологии, профессор  кафедры истории, философии и культурологии ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова» Минобрнауки России, г. Москва.