Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К МОНИТОРИНГУ КАЧЕСТВА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Немыкина И.Н. 1
1 ФБГОУ «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова Минобрнауки России»
В статье рассмотрены проблемы оценки качества музыкального образования. Современные требования к подготовке специалистов обусловили изменения в содержании и организации контроля качества подготовки на всех уровнях профессионального музыкального образования. Это связано с необходимостью изменения подходов к оценочной деятельности и разработки системы оценивания, максимально приближенной к задачам современной музыкальной практики. Для контроля качества музыкального образования категория качества должна рассматриваться как степень удовлетворения ожиданий участников образовательного процесса; реальный уровень достижения целей и задач; ознакомление с инновационными подходами к содержанию, методике и технологии музыкального образования; освоение современных методик мониторинга качества образования. Значимость проблемы настолько велика, что ее следует считать социальным заказом и одной из стратегических задач отечественного музыкального образования.
критерии качества музыкальной деятельности.
профессиональные компетенции
оценочная деятельность
музыкальное образование
качество
мониторинг
1. Бордовский Г.А., Нестеров А.А., Трапицын С.Ю. Управление качеством образовательного процесса: монография. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – 359 с.
2. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособие для студ. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 224 с.
3. Мониторинг качества учебного процесса: принципы, анализ, планирование/ авт. – сост. Г. П. Папова и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 124 с.
4. Немыкина И.Н. Новые подходы к построению содержания магистерских программ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2; URL: http://www.science-education.ru/116-12170 (дата обращения: 25.02.2014).
5. Соболев B.C., Степанов С.А. Концепция, модель и критерии эффективности внутривузовской системы управления качеством высшего профессионального образования // Университетское управление: практика и анализ. – 2004. – № 2 (31). С. 102–110.
6. Трубина И.И. Системный мониторинг качества образования как информационная основа управления общеобразовательным учреждением: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. – М., 2006. – 360 с.
7. Шишов С.Е. Концептуальные проблемы мониторинга качества общего образования: монография – М.: НЦС и МО, 2008. – 404 с.
8. Чандра М.Ю. Системный мониторинг как средство управления качеством образовательного процесса в вузе: дисс. … канд. пед. наук: 13.00.08. – Волгоград, 2010. – 203 с.
9. Экспертиза образовательных инноваций / Под ред. Г.Н. Прозументовой. – Томск: Томский государственный университет, 2007. – 156 с.

Актуальность определения качества образования  на современном этапе определяется рядом ситуаций, складывающихся в системе музыкального образования. В основе  типологии ситуаций лежит определенность целей и задач развития системы  музыкального образования, обусловливающая  требования к качеству образования и необходимость его измерения   на начальном, промежуточном и конечном этапах обучения.

В настоящее время качество музыкального образования понимается как  формальный набор  строгих стандартизированных требований, предъявляемых к компетентности, квалификации и уровню образования выпускников.  В связи,  с  этим стабильность и статичность качества в системе профессионального музыкального образования является относительной, а динамика ее развития  требует  изменения параметров качества, пересмотра  имеющихся характеристик качества и новой стандартизации. Формулировка целей в  отношении  музыкального образования  в обобщенных формах  (связь с жизнью, гуманизация образования) должна перевестись на более  высокий, конкретный уровень показателей качества и модели выпускников учебных заведений: перейти от формальных требований  к реальным качественным показателям.

Среди существующих подходов к качеству образования можно выделить два методологических подхода, в рамках которых можно характеризовать качество музыкального образования на современном этапе.  Первый - кибернетический, предусматривает  получение информации и  определение параметров качества независимо от человеческого фактора. Второй - гуманитарно-технологический, учитывает  как технологические, деятельностные  факторы (измерение  результатов деятельности),  так и человеческий фактор, а также  нематериальные элементы образовательной системы.

Современные  требования к оценке качества музыкального образования предусматривают помимо обязательных процедур стандартизации, также попытку измерения и  учета гуманитарного фактора, что  становится возможным при расширении схем понимания качества, проектировании  и реализации  специфических гуманитарных технологий.

Традиционная оценка качества музыкального образования имеет существенные недостатки. Прежде всего, ее отличает субъективность, выражающаяся в личностно-окрашенном понимании и восприятии  как интеллектуальной, так и музыкально-творческой деятельности   на основе  формальных, нечетко сформулированных критериев и мало дифференцированной шкалы  оценки. Это, а также излишняя  эмоциональная окрашенность оценивания, характерная для музыкально-образовательной и музыкально-творческой деятельности, является недостаточным для точного отражения результатов.  Отрицательно  сказывается и тот факт,  что  при оценке внимание концентрируется не на результате и достижениях, а на фиксации недостатков и ошибок.  Сегодня традиционная оценка качества музыкального образования не позволяет в полной мере оценить уровень сформированности компетенций обучающихся, в связи с чем следует обратиться к  мониторингу как управленческому и педагогическому феномену.

Сегодня мониторинг  является самостоятельной  функцией управления образованием,  которая позволяет выявлять  и оценивать педагогический процесс  на основе соответствия фактических результатов деятельности ее конечным целям  (С.Е. Шишов, В. А. Кальней);  анализировать, диагностировать, прогнозировать и корректировать программы развития  всех отраслей образования (М.В. Мартыненко).

Современные определения понятия «мониторинг» отражают его многоаспектность: «системное наблюдение» (А. Талых), «постоянное наблюдение» (Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров),  «системная диагностика» (В.И. Андреев), «инструмент оценки качества» (И.И. Трубина), «непрерывное слежение» (А.С. Белкин, А.А. Орлов) и др.

Функционально  мониторинг обеспечивает:

  • аналитическую деятельность, предполагающую постоянное отслеживание и наблюдение за состоянием объекта с целью анализа его состояния, а также измерение и сопоставление реальных результатов с поставленными целями, стандартами и нормами;
  • диагностическую деятельность для получения целостной информации о реальном состоянии объекта мониторинга;
  • прогностическую деятельность, заключающуюся в обоснованных предположениях о возможных изменениях в состоянии объекта;
  • организационно-управленческую деятельность, предполагающую контроль и выработку рекомендаций для корректировки управленческих решений.

Сегодня объективно выделяются несколько общих принципов мониторинга образовательной деятельности,  многократно получивших опытное подтверждение. Это - научность, целостность, оперативность, управляемость,  прогностичность, многообразие, непротиворечивость результатов  и, наконец, важнейший принцип  соответствия целей мониторинга задачам и средствам  его организации. Совершенно очевиден междисциплинарный характер мониторинга, что позволяет говорить о его универсальных возможностях в различных сферах образования.

Многогранность  и многозначность мониторинга позволяет  нам обратиться к его характеристике как системы, процесса  и  результата образовательной деятельности.   Поэтому мониторинг качества музыкального образования следует  рассматривать и анализировать исходя из следующих принципов:

  • комплексность, обеспечивающая интегральный характер оценки результата и процессуальной стороны качества;
  • объективность предусматривает сведение до минимума субъективизм в оценке качества;
  • системность способствует отслеживанию динамики качества музыкального образования и выявлению проблем, препятствующих переходу на новый качественный уровень;
  • открытость дает возможность обращения в образовательном процессе к вновь полученной информации на различных этапах оценочной деятельности;
  • самоорганизация позволяет последовательно совершенствовать систему мониторинга качества музыкального образования.

В соответствии с этим мониторинг  качества музыкального образования представляет собой совокупность  конкретных признаков. Это, прежде всего,  цель, субъекты и объекты, критерии и показатели оценки.  Причем в  структуре критериев следует  выделить  два основополагающих блока: критерии качества результата музыкально-образовательного процесса, нацеленные на определение уровня  подготовленности выпускников (степень сформированности компетенций); критерии качества непосредственно музыкально-образовательного процесса, позволяющие реализовать целенаправленные воздействия  и  обеспечивающие  координацию деятельности всех субъектов музыкально-образовательной деятельности. Разработка критериальной базы должна базироваться на требованиях к результативности обучения и его соответствии  стандартам (ФГОС).

В музыкальном образовании это требует изменения подходов к оценочной деятельности как таковой, и разработки  системы оценивания максимально приближенной  к реалиям современной музыкальной практики.   Необходим переход от формальных,   к практико-ориентированным критериям оценки: отслеживание индивидуального прогресса обучающихся  и оценка их образовательных достижений, констатация успешности музыкально-образовательной деятельности,   компетентные судьи,  самооценивание и др.

Таким образом,   с помощью мониторинга музыкально-образовательной деятельности мы сможем перейти   к непрерывной, системной, множественной, качественной, гибкой, естественной оценке личностных достижений и самооценке собственной деятельности  обучающимися, результатом чего станет выявление  уровней  сформированности  их профессиональных компетенций.

Для эффективности определения качества музыкального образования при мониторинге необходимо следовать принципу единства целей образования и общественного потребления (социально-культурный заказ общества), что  означает определение целей и содержания музыкального образования, исходя из целей  и задач развития общества,  и выработку общих качественных показателей для образования и социально-культурной сферы.  Можно выделить следующие показатели внутренней оценки качества образования в музыкальных учебных заведениях: 

  • деятельность преподавателя;
  • характеристики обучающихся на входе и выходе;
  • организационно - технологические показатели (поток, время, принцип и формы организации; распределение потока обучающихся по формам обучения, программам и т.д.);
  • знания или показатели фактора содержания образования (способы деятельности, знания, умения, навыки, опыт, культура, информация и т.д.).

Показателями оценки качества образования для общественного потребления в этом случае являются: 1) обобщенные содержательные характеристики образования, определяющие тип образования и процессы, 2) оперативность включения в профессиональную деятельность и применения новых знаний в социально-культурной сфере, 3) качественные показатели деятельности выпускников, 4) бюджетные показатели (доля затрат на образование).

При оценке качества музыкального образования следует обращать особое внимание на критерии и факторы, используемые в измерении качества образования.  Прежде всего,  это   качество преподавания, где мы оцениваем которое  качество учебного материала и действий преподавателей, причем качество материала  сравнивается с образцами  или  рассматривается по соответствию стандартам,  при наличии  которых критерии оценки учебного материала оговариваются внутри стандарта.  Оценивая деятельность преподавателей, мы определяем зависимость  их  действий  от целей и ценностей обучения, которые  и являются должны измеряемыми  результатами.

В оценке актуальности  практической деятельности  в тех или иных учебных дисциплинах и формах преподавания не следует  исходить из мнений обучающихся,  выражаемых непосредственно в процессе обучения или по его окончанию.  Наиболее достоверными является отсроченные оценки,  которые должны накапливаться  и могут стать основанием для долгосрочного планирования и  проектирования музыкальной деятельности.

По окончании  обучения  необходима конечная оценка результата  музыкального образования:  квалификации, компетентности, функциональной грамотности и т.д.  Здесь должна присутствовать как внутренняя, так  и внешняя оценка, на которую значительное влияние оказывает не только качество организации процессов музыкального обучения,  но и  качество повышения квалификации научно-педагогических кадров: именно в системе повышения квалификации можно наиболее полно реализовать внедрение и качественное использование новых методов и знаний. Для этого каждая учебная программа повышения квалификации должна отвечать условиям прагматической ценности (культура, социально-культурная сфера, музыкальное искусство,  нормы, личность).

Таким образом, в мониторинге качества  музыкального образования возможно использование нескольких групп параметров, характеризующих качество подготовки специалистов:

  • параметры функциональной грамотности;
  • параметры подготовки (сфера музыкального образования);
  • универсальные параметры образования (выбираются в соответствии с мировыми стандартами музыкального образования по прототипу);
  • психологические параметры личности (используются традиционные вопросники и тесты);
  • организационно-технологические параметры процесса обучения (единица содержания образования, дидактическая мощность, поток, единица времени) и т.д.

Подготовка к осуществлению контроля качества  музыкального образования в условиях изменения образовательной парадигмы  требует: 

  • обязательного рассмотрения категории качества как степени удовлетворения ожиданий участников процесса от образовательных услуг и как уровня достижения целей и задач музыкального образования;
  • ознакомления как с инновационными подходами к содержанию, методике и технологии музыкального образования, так и освоения современных методик мониторинга его качества.
Рецензенты:

Рапацкая Л.А., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой музыкознания и музыкального образования ФГБОУ  ВПО  «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова» Минобрнауки России, г. Москва.

Купцова И.А.,  д.культурологии, профессор  кафедры истории, философии и культурологии ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова» Минобрнауки России, г. Москва.

 


Библиографическая ссылка

Немыкина И.Н. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К МОНИТОРИНГУ КАЧЕСТВА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16394 (дата обращения: 18.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252