Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

IMPROVEMENT OF THE POLICY OF ATTRACTION OF INVESTMENTS BASED ON THE MODEL OF EVALUATION OF INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF MUNICIPALITIES

Emelyanova E.E. 1
1 Luzin Institute for Economic Studies of the Kola Science Centre of the Russian Academy of Sciences
Проведен анализ существующих методик оценки инвестиционной привлекательности на муниципальном уровне власти. В результате анализа определен ряд недостатков, не позволяющих качественно оценить уровень привлекательности муниципальных образований. Данные недостатки заключаются в следующем: 1) используется широкий набор показателей для оценки, что усложняет сам процесс оценки и требует привлечение большого количества специалистов; 2) во многих методиках отсутствует учет инвестиционной активности, как составной части инвестиционной привлекательности и результата реализации инвестиционной политики. На основе теоретических и практических наработок предложена усовершенствованная модель оценки инвестиционной привлекательности, адаптированная для применения на муниципальном уровне власти и учитывающая региональные особенности Севера. Модель включает оценку инвестиционной привлекательности на основе учета инвестиционного потенциала и инвестиционной активности, которая в свою очередь включает активность инвесторов и органов власти по участию и созданию условий в инвестиционной деятельности.
The analysis of existing methods of evaluation of investment attractiveness at the municipal level of government. The analysis identified a number of shortcomings, not allowing qualitatively assess the level of attractiveness of municipalities. These shortcomings are the following: 1) use a wide set of indicators for evaluation, which complicates the estimation process itself and requires the involvement of a large number of specialists; 2) in many techniques there is no account of investment activity, as an integral part of the investment attractiveness and the result of implementing the investment policy. On the basis of theoretical and practical developments proposed an improved model of evaluation of investment attractiveness, adapted for use at the municipal level of government and taking into account regional features of the North. The model includes evaluating the investment attractiveness on the basis of the investment potential and investment activity, which in turn includes the activity of investors and authorities on participation and creation of conditions for investment activities.
investment policy
the model of evaluation of attractiveness of the municipality

Ведение

Одним из основных направлений экономической политики муниципальных образований является инвестиционная деятельность, которая на различных уровнях власти связана с улучшением инвестиционного климата как одного из основных показателей состояния и перспектив развития любой территории для привлечения инвестиций. Основная суть муниципальной инвестиционной политики заключается в создании благоприятных условий для инвесторов и, как следствие, улучшении инвестиционного климата.

В настоящее время муниципальные образования вынуждены функционировать в условиях ограничений как финансового, имущественного, так и законодательного характера. В наибольшей степени данное обстоятельство характерно для муниципальных образований Севера, социально-экономическое положение которых усугубляется под воздействием региональных особенностей. К ним относятся сложные природно-климатические условия, удаленность от экономических центров, низкая транспортная доступность, преобладание добывающего характера экономики, высокая степень износа основных фондов, что приводит к повышенным затратам на жизнеобеспечение северных территорий и оказывает еще большую нагрузку на бюджеты муниципальных образований Севера [см. 2, 3]. В результате воздействия региональной специфики финансовые возможности северных муниципальных образований для непосредственного участия в инвестиционных процессах крайне ограничены.

Поэтому основным фактором социально-экономического развития муниципальных образований Севера должна стать политика привлечения частных инвестиций на подведомственную территорию и создание благоприятной инвестиционной среды. Для решения данной задачи важным этапом для местных органов власти является оценка инвестиционной привлекательности территории.

В настоящее время разработано и используется значительное количество методик определения инвестиционной привлекательности в основном на уровне страны и региона и включающих большое количество параметров для оценки ресурсно-сырьевого, производственного, потребительского, инфраструктурного, инновационного, трудового, институционального, финансового и туристического потенциала. Оценка данных факторов требует привлечения большого количества информационных и статистических данных, а также экспертов. Ввиду этого на местном уровне учет такого количества показателей представляется весьма проблематичным из-за слабой бюджетной и кадровой обеспеченности муниципальных образований. К тому же ряд факторов на муниципальном уровне может быть объединен или исключен ввиду их слабого влияния на инвестиционную привлекательность муниципальных образований.

Методики оценки инвестиционной привлекательности применительно к муниципальному уровню появились сравнительно недавно и не имеют широкого применения на данный момент, а также не существует общепризнанных методик оценки. Однако по аналогии с федеральным и региональным уровнями существуют основные критерии и способы оценки привлекательности муниципалитетов для инвестирования.

Например, А.В. Пикулькин [5] предлагает оценивать инвестиционную привлекательность муниципалитетов на основе системы статистических показателей социально-экономического развития муниципального образования: географическое положение; обеспеченность природными ресурсами и их доступность; структурное разнообразие экономики; развитие культуры и образования населения и др. При этом он отмечает, что инвестиционная привлекательность в муниципальном секторе складывается под влиянием следующих факторов: экономического потенциала, развития рыночной среды, политических, социальных и социально-культурных факторов, финансовых факторов.

Целищева Е.Ф. [4, с.30-38] предлагает другой набор факторов, отражающих условия производства и жизнедеятельности, и предлагает оценивать инвестиционную привлекательность муниципального образования путем выделения объективных и субъективных условий и предпосылок. К объективным предпосылкам она относит реальные экономико-географические и другие факторы положения территории, которые могут представлять интерес для инвесторов, т.е. инвестиционный потенциал территории: выгодное географическое положение; транспортная доступность; наличие достаточных и высокоэффективных природных ресурсов (сырьевых, топливно-энергетических, водных, лесных и др.); состояние окружающей природной среды; уровень развития производственной и социальной инфраструктуры; «цена» рабочей силы; наличие квалифицированных кадров и другие факторы. Субъективные условия и предпосылки привлечения инвестиций на территорию муниципального образования, по мнению Целищевой Е.Ф., связаны с регулирующей деятельностью органов местного самоуправления.

Иваницкая И.И. [1] предлагает свой набор параметров для оценки инвестиционного климата муниципальных образований на основе таких универсальных факторов, как географическое положение; обеспеченность природными ресурсами и их доступность; состояние окружающей среды; структурное разнообразие экономики; состояние и развитие инфраструктуры; развитие культуры и образования населения; социально-политическая и экономическая стабильность; взаимодействие органов управления с предприятиями и др.

Рассмотрение различных методик выявило, что во многих из них отсутствует учет инвестиционной активности как составной части инвестиционной привлекательности и результата реализации инвестиционной политики. Такая позиция обедняет результаты применения данных методик и реальную оценку инвестиционной привлекательности муниципальных образований, т.к. при этом не учитывается деятельность органов власти по участию в инвестиционных процессах.

Поэтому, используя теоретические и практические наработки в области оценки инвестиционной привлекательности территории, предлагается подход, учитывающий как социально-экономические параметры развития муниципалитетов, так и деятельность местных органов власти по формированию муниципальной инвестиционной политики. Ввиду того, что деятельность органов власти по реализации инвестиционной политики может происходить в двух основных направлениях: во-первых, создание благоприятных условий для инвестиционной деятельности и, во-вторых, непосредственное участие органов власти в инвестиционных процессах, то и оценивать ее при определении инвестиционной привлекательности также необходимо по двум категориям параметров. В первом случае необходима оценка реально созданных условий органами власти для ведения инвестиционной деятельности, таких как нормотворческая деятельность по созданию благоприятных условий, наличие и работа специальных органов и структур по ведению и поддержке инвестиционной деятельности на территории муниципалитета, сбор и предоставление инвесторам необходимой информации об инвестиционных процессах, создание льготных условий для инвесторов и т.д. Во втором случае необходим учет таких параметров, которые отражают непосредственное финансовое участие органов власти в инвестиционной деятельности, например, объем средств местных бюджетов и организаций муниципальной формы собственности для финансирования инвестиционных проектов, затраты на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства и др.

При использовании данного подхода, а также с учетом специфических особенностей развития муниципальных образований Севера и факторов, оказывающих влияние на привлечение инвестиций, предлагается следующая модель оценки инвестиционной привлекательности (рисунок 1).

Рис. Модель оценки инвестиционной привлекательности муниципальных образований

Выбор параметров для оценки производился с учетом значимости их влияния на инвестиционную привлекательность муниципальных образований, а также с учетом доступности информации по ним для легкости применения данной оценки на муниципальном уровне, что позволит местным органам власти самостоятельно, без привлечения дополнительных финансовых и кадровых ресурсов, производить оценку инвестиционной привлекательности подчиненных им территорий.

Для оценки инвестиционного потенциала были выделены следующие компоненты, учет которых наиболее полно отражал бы потенциал территории: параметры социально-экономического развития, трудовой потенциал, нормативно-правовой потенциал, инфраструктурный и имущественный потенциал, природно-ресурсный потенциал (включая туристический).

Оценка инвестиционной активности предполагает оценку как инвесторов, так и органов власти. Если для оценки активности инвесторов были выбраны показатели, характеризующие прямое участие инвесторов в инвестиционной деятельности, то для оценки деятельности органов власти помимо этого были выбраны показатели, отражающие реально созданные условия органами власти для ведения инвестиционной деятельности, такие как регулярность работы специализированных органов и структур по ведению и поддержке инвестиционной деятельности на территории муниципалитета, сбор и предоставление инвесторам необходимой информации об инвестиционных процессах, сроки принятия решений по инвестиционным проектам. Следует отметить, что нормотворческая деятельность по созданию благоприятных условий, а также наличие специальных органов и структур по ведению и поддержке инвестиционной деятельности на территории муниципалитета, а также наличие и предоставление льготных условий для инвесторов следует отражать в нормативно-правовом потенциале муниципального образования.

Таким образом, данная модель позволяет оценить инвестиционную привлекательность муниципальных образований и учесть такие необходимые составляющие, как инвестиционный потенциал территории и активность, которая в свою очередь отражает как активность инвесторов, так и органов власти по созданию благоприятных условий для инвестиционной деятельности и непосредственному участию в инвестиционных процессах.

Рецензенты:

Скуфьина Т.П., д.э.н., профессор, зав. Отделом регионального и муниципального управления на Севере РФ, ФГБУ «Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина Кольского НЦ РАН», г. Апатиты.

Селин В.С., д.э.н., профессор, главный научный сотрудник отдела экономической политики и хозяйственной деятельности в Арктике и районах Крайнего Севера, ФГБУ «Институт экономических проблем им. Г.П.Лузина Кольского НЦ РАН», г. Апатиты.