Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

PROJECT ACTIVITIES AS A WAY OF ADAPTATION FIRST-YEAR STUDENTS IN PHARMACEUTICAL ACADEMY

Vorozhtsova E.S. 1 Balakhonova E.G. 1 Guryanova M.N. 1
1 Perm State Pharmaceutical Academy
Использован метод проектов на примере дисциплины «история фармации» в целях ускорения адаптации и формирования необходимых компетенций студентов первого курса фармацевтического вуза. При этом учитывались: требования федерального государственного образовательного стандарта к изучаемой дисциплине, формы и уровни общения студентов в группе (индивидуальная работа, парная работа, командная работа, презентация проекта). Выбор проектной технологии в исследовании был обусловлен такими факторами, как возрастные особенности и познавательные возможности студентов, необходимость включения в коллективную творческую деятельность. Результаты анкетирования и интервьюирования студентов выявили приобретение ими учебных навыков работы с информацией и составления презентации; организационных навыков работы в команде; повышение интереса не только к дисциплине и специальности, но и созданию малых групп, общей сплоченности учебной группы, а, следовательно, возрастанию адаптации в студенческих группах на социально-психологическом уровне к условиям вуза.
The method of projects were introduced on the example of discipline "History of Pharmacy" in order to accelerate the adaptation and to develop the necessary competencies of first-year students of pharmaceutical academy. The following characteristics of educational process were accounted: the requirements of the federal state educational standard for the discipline, forms and levels of student’s communication in the group (individual work, pair work, team work, presentation of the project). Choice of this technology in the study was determined factors such as age-related features and the cognitive capabilities of students, the need to engage in a collective creative activity. Results of the survey and interviewing students revealed their acquisition of academic skills of working with information and making presentations; organizational skills in teamwork; increase interest not only to the discipline and profession, but also the creation of small groups, with a total study group cohesion and, consequently, increase adaptation in student groups to the social and psychological level to the conditions of the academia.
project activities
adaptation of students
history of pharmacy
Введение

Сегодня фармацевтический рынок нуждается не столько в специалистах, способных самостоятельно индивидуально выполнять свою работу, сколько в тех, кто умеет работать в коллективе, создавать эффективные команды, проектные группы. Обучение в высшем учебном заведении является важнейшим периодом профессионального и личностного становления будущего специалиста-провизора. Как и любая новая социальная ситуация, обучение в вузе требует некоторого времени для адаптации. Вчерашним школьникам необходимо освоить новую социальную роль - студента высшего учебного заведения, привыкнуть к новым условиям обучения, к новому коллективу (студенческой группе), к новым требованиям [1]. Адаптация протекает на нескольких уровнях: дидактическом (приспособление к новой системе обучения), социально-психологическом (вхождение в новый социальный коллектив - группа, курс, общежитие) и профессиональном (принятие ценностей будущей профессиональной деятельности, ориентация на них) [3]. Именно от успешности учебной адаптации на младших курсах вуза во многом зависит дальнейшее умение взаимодействовать с учебной группой, профессиональным коллективом, построение профессиональной карьеры и личностное развитие будущего специалиста [2,5,6].

Цель исследования

Цель исследования - изучение влияния метода проектов в обучении на качество адаптации студентов и формирование студенческого коллектива (группы) на примере дисциплины «История фармации».

История фармации - базовая (обязательная) дисциплина гуманитарного и социального цикла, является одной из первых дисциплин, которую изучают студенты первого курса фармацевтических вузов. Как наука и учебная дисциплина, история фармации играет важную роль в обучении студентов и формировании специалиста фармацевтического профиля: предусматривает знакомство студентов с профессиональной терминологией, раскрывает этапы формирования специальности, цели, задачи и перспективы профессии; создает преемственность в цепи профессиональных дисциплин, облегчает ввод студентов в такие дисциплины, как фармацевтическая технология, фармакология, фармацевтическая химия, фармакогнозия, управление и экономика фармации. Дисциплина изучается в течение первого семестра, во время которого происходит адаптация студентов к условиям обучения в вузе.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования выпускники школ должны уметь «продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности, учитывать позиции другого...», должны быть сформированы «навыки продуктивного сотрудничества со сверстниками... в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, учебно-инновационной и других видах деятельности» [5]. Для определения исходных навыков групповой работы студентов нами было проведено интервьюирование 61 студента 1 курса в октябре 2012 г., результаты которого показали, что 85 % респондентов не владеют навыками продуктивного сотрудничества в группах;  74 % предпочитают индивидуальную работу коллективной. Таким образом, исходный уровень свидетельствует о дезинтеграции групп, что является показателем низкого уровня социально-психологической адаптации студентов.

Материалы и методы исследования

В целях ускорения адаптации студентов, а также формирования общекультурных компетенций (способности и готовности применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки научной и профессиональной информации; получения информации из различных источников, в том числе с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий), в рабочей программе дисциплины по требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) Фармация (ФГОС) в перечень видов самостоятельной работы студентов нами были включены разработка и создание проектов [4].

Проектная деятельность, по мнению Е.С. Полат, «...способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом» [7]. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность студентов - индивидуальную, парную, групповую, которую студенты выполняют в течение определенного отрезка времени. В нашем исследовании выбор проектной технологии был обусловлен такими факторами, как возрастные особенности и познавательные возможности студентов, возможность включиться в коллективную творческую деятельность. Данный вид учебной деятельности направлен на формирование у студентов навыков работы в команде, развитие культуры общения, а, следовательно, способствует созданию малых групп, установлению деловых и дружеских отношений в группах, и приводит к адаптации студентов.

Для создания проекта нами была выбрана тема «Особенности развития медицины и фармации государств и народностей разных эпох», выполнение которой запланировано в течение семестра в рамках самостоятельной деятельности. Работа над проектом была выстроена таким образом, чтобы максимально удовлетворить требованиям, предъявляемым ФГОС к дисциплине. В соответствии с ФГОС студенты в процессе обучения должны освоить аналитическую и научно-исследовательскую работу, а также должны быть готовы к осуществлению педагогической деятельности. Поэтому выполнение проекта направлено на выполнение следующих видов учебной деятельности: составление лекции, методики занятия. Работа над проектом предполагает сбор, обработку, анализ и систематизацию информации по теме исследования. Выполнение проекта предполагает разные уровни общения в группе и формирование соответствующих навыков: индивидуальной работы, работы в паре и команде, организации работы исполнителей; презентации своей команды и разработанного информационного продукта, самопрезентации и устного выступления, письменной речи при составлении лекции, плана занятий. Проект построен таким образом, чтобы обеспечить взаимодействие студентов от индивидуальной работы через парную к - коллективной деятельности.

Работа над проектом состояла из нескольких этапов:

1. Выдача методических материалов для ознакомления студентов, а также знакомство с целями и задачами проекта, сроками его разработки.

2. Организация работы участников проекта. Разделение студенческой группы на команды 4-5 человек (по усмотрению студентов). Определение темы проекта. Распределение ролей в команде: руководитель, лектор, ассистент, методист, помощник руководителя.

3. Выполнение проекта - создание печатного продукта. Выполнение проекта включает прохождение следующих стадий:

  • Индивидуальная работа: сбор и самостоятельная работа с информацией. Разработка и написание лекции.
  • Парная работа: лектора и ассистента - подготовка презентации к лекции; лектора и методиста - разработка рабочей программы занятия; помощника руководителя вместе с лектором и методистом - создание рекламного буклета.
  • Командная работа: комплектация и оформление документов в печатном виде, передача преподавателю. Подготовка доклада и презентации.

4. Презентация проекта. Подготовка и проведение презентации своего проекта.

Результаты исследования и их обсуждение

Защита проектов проходила в виде конференции. После конференции вновь было проведено анкетирование или интервьюирование 48 студентов первого курса.

Анкета состояла из трех блоков вопросов. Блок 1 отражал желание студентов работать над проектом индивидуально и коллективно. Блок 2 показывал самооценку в процессе работы индивидуально и коллективно. Блок 3 содержал вопросы, связанные с приобретением новых знаний и навыков, а также о трудностях, возникших в процессе выполнения проекта. Некоторые вопросы предполагали множественность ответов.

Результаты анализа ответов студентов представлены в таблице. Данные анкетирования и опроса выявили общую удовлетворенность студентов введением такой формы, как метод проектов: 26,67 % студентов «получили дополнительные знания»; для 28,89 % - «было интересно работать», для 11,11 % - «новый вид работы, новые навыки», 8,89 % студентов отметили «возможность проявить себя». Студенты отметили, что они «стали больше общаться в своих группах» (24,14 %), «узнали друг о друге больше нового» (6,67 %), что, естественным образом, их сблизило, «помогло найти общие интересы» (8,89 %). Преподаватели, присутствовавшие на конференции, отметили сплоченность группы, «живой» интерес студентов к темам всех команд.

Таблица. Результаты анкетирования студентов

Тематика вопроса

Ответы респондентов

Уд. вес респондентов, %

Приобретение новых знаний и навыков

Работа в команде

42,11

Работа с информацией

21,05

Составление презентации

10,53

Самым сложным показалось

Составление документа и структурирование материала

36,67

Поиск информации

15,00

Работа в группе

Работать в своей группе хотелось потому, что симпатичны ребята, хороший коллектив

53,19

Работать в своей группе хотелось потому, что было интересно

19,50

Работать в своей группе понравилось, потому, что стали командой, сплотились

42,55

Работать в своей группе понравилось, потому, что было интересно и весело

10,64

Работать в своей группе понравилось, потому, что интересна тема

10,64

Индивидуальная работа

Работать индивидуально хотелось, потому, что это возможность проявить себя и свои качества

42,11

Работать индивидуально не хотелось, потому, что работая вместе, мы бы сделали больше

36,67

Надо учиться работать в команде

10,00

Выводы

Таким образом, проведенное исследование показало, что использование метода проектов при изучении дисциплины «История фармации» способствует не только повышению интереса к изучаемой дисциплине и специальности «Фармация», но и созданию малых групп, общей сплоченности учебной группы, а, следовательно, возрастанию адаптации в студенческих группах на социально-психологическом уровне к условиям вуза.

Рецензенты:

Солонинина А.В., д.ф.н., профессор, проректор по последипломному образованию и внебюджетной деятельности, ГБОУ ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия Министерства здравоохранения Российской Федерации», г. Пермь.

Алексеева И.В., д.ф.н., профессор, проректор по учебно-воспитательной работе, ГБОУ ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия Министерства здравоохранения Российской Федерации», г. Пермь.