Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СПОСОБ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСКНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Ворожцова Е.С. 1 Балахонова Е.Г. 1 Гурьянова М.Н. 1
1 ГБОУ ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия Министерства здравоохранения России»
Использован метод проектов на примере дисциплины «история фармации» в целях ускорения адаптации и формирования необходимых компетенций студентов первого курса фармацевтического вуза. При этом учитывались: требования федерального государственного образовательного стандарта к изучаемой дисциплине, формы и уровни общения студентов в группе (индивидуальная работа, парная работа, командная работа, презентация проекта). Выбор проектной технологии в исследовании был обусловлен такими факторами, как возрастные особенности и познавательные возможности студентов, необходимость включения в коллективную творческую деятельность. Результаты анкетирования и интервьюирования студентов выявили приобретение ими учебных навыков работы с информацией и составления презентации; организационных навыков работы в команде; повышение интереса не только к дисциплине и специальности, но и созданию малых групп, общей сплоченности учебной группы, а, следовательно, возрастанию адаптации в студенческих группах на социально-психологическом уровне к условиям вуза.
проектная деятельность
адаптация студентов
история фармации
1. Алешин Л.И. Адаптация студентов первого курса к обучению в вузе: некоторые аспекты проблемы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://laleshin.narod.ru/samara-2002.htm (дата обращения: 18.09.2013).
2. Васильева С.В. Адаптация студентов к вузам с различными условиями обучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.humanpsy.ru/vasilieva/different-high-schools (дата обращения: 18.09.2013).
3. Гуменный В.С. О проблеме оптимизации физического воспитания студентов политехнических вузов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.sportedu.ru/books/xxpi/2002N7/p63-72.htm (дата обращения: 17.10.13).
4. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060301 Фармация (квалификация (степень) «специалист») [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 17.01.11 г. № 38 // КонсультантПлюс. Версия Проф : справ.-правовая система. – М., 2013.
5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]: приказ М-ва образования и науки РФ от 17.05.12 г. № 413 // КонсультантПлюс. Версия Проф : справ.-правовая система. – М., 2013.
6. Панихина А.В. Оценка адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/513384/ (дата обращения: 18.09.2013).
7. Полат, Е.С. Что такое метод проектов? [Электронный ресурс] / Е.С. Полат. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://novdocs.ru/docs/index-6522.html?page=8. – Свободный. – Загл. с экрана.
Введение

Сегодня фармацевтический рынок нуждается не столько в специалистах, способных самостоятельно индивидуально выполнять свою работу, сколько в тех, кто умеет работать в коллективе, создавать эффективные команды, проектные группы. Обучение в высшем учебном заведении является важнейшим периодом профессионального и личностного становления будущего специалиста-провизора. Как и любая новая социальная ситуация, обучение в вузе требует некоторого времени для адаптации. Вчерашним школьникам необходимо освоить новую социальную роль - студента высшего учебного заведения, привыкнуть к новым условиям обучения, к новому коллективу (студенческой группе), к новым требованиям [1]. Адаптация протекает на нескольких уровнях: дидактическом (приспособление к новой системе обучения), социально-психологическом (вхождение в новый социальный коллектив - группа, курс, общежитие) и профессиональном (принятие ценностей будущей профессиональной деятельности, ориентация на них) [3]. Именно от успешности учебной адаптации на младших курсах вуза во многом зависит дальнейшее умение взаимодействовать с учебной группой, профессиональным коллективом, построение профессиональной карьеры и личностное развитие будущего специалиста [2,5,6].

Цель исследования

Цель исследования - изучение влияния метода проектов в обучении на качество адаптации студентов и формирование студенческого коллектива (группы) на примере дисциплины «История фармации».

История фармации - базовая (обязательная) дисциплина гуманитарного и социального цикла, является одной из первых дисциплин, которую изучают студенты первого курса фармацевтических вузов. Как наука и учебная дисциплина, история фармации играет важную роль в обучении студентов и формировании специалиста фармацевтического профиля: предусматривает знакомство студентов с профессиональной терминологией, раскрывает этапы формирования специальности, цели, задачи и перспективы профессии; создает преемственность в цепи профессиональных дисциплин, облегчает ввод студентов в такие дисциплины, как фармацевтическая технология, фармакология, фармацевтическая химия, фармакогнозия, управление и экономика фармации. Дисциплина изучается в течение первого семестра, во время которого происходит адаптация студентов к условиям обучения в вузе.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования выпускники школ должны уметь «продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности, учитывать позиции другого...», должны быть сформированы «навыки продуктивного сотрудничества со сверстниками... в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, учебно-инновационной и других видах деятельности» [5]. Для определения исходных навыков групповой работы студентов нами было проведено интервьюирование 61 студента 1 курса в октябре 2012 г., результаты которого показали, что 85 % респондентов не владеют навыками продуктивного сотрудничества в группах;  74 % предпочитают индивидуальную работу коллективной. Таким образом, исходный уровень свидетельствует о дезинтеграции групп, что является показателем низкого уровня социально-психологической адаптации студентов.

Материалы и методы исследования

В целях ускорения адаптации студентов, а также формирования общекультурных компетенций (способности и готовности применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки научной и профессиональной информации; получения информации из различных источников, в том числе с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий), в рабочей программе дисциплины по требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) Фармация (ФГОС) в перечень видов самостоятельной работы студентов нами были включены разработка и создание проектов [4].

Проектная деятельность, по мнению Е.С. Полат, «...способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом» [7]. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность студентов - индивидуальную, парную, групповую, которую студенты выполняют в течение определенного отрезка времени. В нашем исследовании выбор проектной технологии был обусловлен такими факторами, как возрастные особенности и познавательные возможности студентов, возможность включиться в коллективную творческую деятельность. Данный вид учебной деятельности направлен на формирование у студентов навыков работы в команде, развитие культуры общения, а, следовательно, способствует созданию малых групп, установлению деловых и дружеских отношений в группах, и приводит к адаптации студентов.

Для создания проекта нами была выбрана тема «Особенности развития медицины и фармации государств и народностей разных эпох», выполнение которой запланировано в течение семестра в рамках самостоятельной деятельности. Работа над проектом была выстроена таким образом, чтобы максимально удовлетворить требованиям, предъявляемым ФГОС к дисциплине. В соответствии с ФГОС студенты в процессе обучения должны освоить аналитическую и научно-исследовательскую работу, а также должны быть готовы к осуществлению педагогической деятельности. Поэтому выполнение проекта направлено на выполнение следующих видов учебной деятельности: составление лекции, методики занятия. Работа над проектом предполагает сбор, обработку, анализ и систематизацию информации по теме исследования. Выполнение проекта предполагает разные уровни общения в группе и формирование соответствующих навыков: индивидуальной работы, работы в паре и команде, организации работы исполнителей; презентации своей команды и разработанного информационного продукта, самопрезентации и устного выступления, письменной речи при составлении лекции, плана занятий. Проект построен таким образом, чтобы обеспечить взаимодействие студентов от индивидуальной работы через парную к - коллективной деятельности.

Работа над проектом состояла из нескольких этапов:

1. Выдача методических материалов для ознакомления студентов, а также знакомство с целями и задачами проекта, сроками его разработки.

2. Организация работы участников проекта. Разделение студенческой группы на команды 4-5 человек (по усмотрению студентов). Определение темы проекта. Распределение ролей в команде: руководитель, лектор, ассистент, методист, помощник руководителя.

3. Выполнение проекта - создание печатного продукта. Выполнение проекта включает прохождение следующих стадий:

  • Индивидуальная работа: сбор и самостоятельная работа с информацией. Разработка и написание лекции.
  • Парная работа: лектора и ассистента - подготовка презентации к лекции; лектора и методиста - разработка рабочей программы занятия; помощника руководителя вместе с лектором и методистом - создание рекламного буклета.
  • Командная работа: комплектация и оформление документов в печатном виде, передача преподавателю. Подготовка доклада и презентации.

4. Презентация проекта. Подготовка и проведение презентации своего проекта.

Результаты исследования и их обсуждение

Защита проектов проходила в виде конференции. После конференции вновь было проведено анкетирование или интервьюирование 48 студентов первого курса.

Анкета состояла из трех блоков вопросов. Блок 1 отражал желание студентов работать над проектом индивидуально и коллективно. Блок 2 показывал самооценку в процессе работы индивидуально и коллективно. Блок 3 содержал вопросы, связанные с приобретением новых знаний и навыков, а также о трудностях, возникших в процессе выполнения проекта. Некоторые вопросы предполагали множественность ответов.

Результаты анализа ответов студентов представлены в таблице. Данные анкетирования и опроса выявили общую удовлетворенность студентов введением такой формы, как метод проектов: 26,67 % студентов «получили дополнительные знания»; для 28,89 % - «было интересно работать», для 11,11 % - «новый вид работы, новые навыки», 8,89 % студентов отметили «возможность проявить себя». Студенты отметили, что они «стали больше общаться в своих группах» (24,14 %), «узнали друг о друге больше нового» (6,67 %), что, естественным образом, их сблизило, «помогло найти общие интересы» (8,89 %). Преподаватели, присутствовавшие на конференции, отметили сплоченность группы, «живой» интерес студентов к темам всех команд.

Таблица. Результаты анкетирования студентов

Тематика вопроса

Ответы респондентов

Уд. вес респондентов, %

Приобретение новых знаний и навыков

Работа в команде

42,11

Работа с информацией

21,05

Составление презентации

10,53

Самым сложным показалось

Составление документа и структурирование материала

36,67

Поиск информации

15,00

Работа в группе

Работать в своей группе хотелось потому, что симпатичны ребята, хороший коллектив

53,19

Работать в своей группе хотелось потому, что было интересно

19,50

Работать в своей группе понравилось, потому, что стали командой, сплотились

42,55

Работать в своей группе понравилось, потому, что было интересно и весело

10,64

Работать в своей группе понравилось, потому, что интересна тема

10,64

Индивидуальная работа

Работать индивидуально хотелось, потому, что это возможность проявить себя и свои качества

42,11

Работать индивидуально не хотелось, потому, что работая вместе, мы бы сделали больше

36,67

Надо учиться работать в команде

10,00

Выводы

Таким образом, проведенное исследование показало, что использование метода проектов при изучении дисциплины «История фармации» способствует не только повышению интереса к изучаемой дисциплине и специальности «Фармация», но и созданию малых групп, общей сплоченности учебной группы, а, следовательно, возрастанию адаптации в студенческих группах на социально-психологическом уровне к условиям вуза.

Рецензенты:

Солонинина А.В., д.ф.н., профессор, проректор по последипломному образованию и внебюджетной деятельности, ГБОУ ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия Министерства здравоохранения Российской Федерации», г. Пермь.

Алексеева И.В., д.ф.н., профессор, проректор по учебно-воспитательной работе, ГБОУ ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия Министерства здравоохранения Российской Федерации», г. Пермь.


Библиографическая ссылка

Ворожцова Е.С., Балахонова Е.Г., Гурьянова М.Н. МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СПОСОБ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСКНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13133 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674