Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

KURATORSKAYA WORK AS FORMING VOSPITATELINOGO PROCESS IN HIGH SCHOOL

Markina V.M. 1 Khilkova N.L. 1 Prudnikova E.G. 1
1 Federal State Educational Establishment of Higher Professional Training “Orel State Agrarian University”
Работа куратора - одна из форм воспитательного процесса в аграрном вузе. Это незаменимая и эффективная система взаимодействия преподавателей и студентов, решающая многие возникающие проблемы студентов. Овладевая современными социально-педагогическими технологиями, куратор передает свои знания и опыт студентам. Кураторская работа необходима для решения важнейших задач высшей школы: способствует становлению гражданской позиции и нравственного самоопределения личности студентов. В Орел ГАУ студенты, получая качественное образование и воспитание, стремятся овладеть профессией, чтобы быть востребованными на рынке труда в современных условиях. Кураторы правильно ориентируют студентов, учитывая ситуацию на рынке труда, объясняя им с первого курса требования, предъявляемые работодателями, помогая выбрать направление будущей деятельности.
Work supervisor is one of the forms of the educational process at the Agrarian University. Supervision is an indispensable and efficient interaction of teachers students, which solves many of the problems arising from students. Mastering the contemporary socio - pedagogical technologies, curator passes on his knowledge and experience to the students. Curatorial work is needed to address the major problems of the higher school: it contributes to the formation of civic and moral self-identity of students. In Orel State Agrarian University students receive a quality education and training, seek to learn a profession to be in demand in the labor market in modern conditions. Curators correctly orient the students, given the situation on the labor market, explaining to them the first year the requirements imposed by employers, helping to choose the direction of future activities.
the identity of the student
educational work
curator

«В общении и воспитании все должно
основываться на личности воспитателя,
потому что воспитательная сила изливается только
из живого источника человеческой личности.
Никакие уставы и программы, никакой
искусственный организм заведения,
как бы хитро он ни придуман, не может
заменить личность в деле воспитания».

К.Д. Ушинский

Введение

Современные жизненные условия – вступление России в ВТО – диктуют все для того, чтобы студенты аграрных вузов – будущие специалисты высокой квалификации были социально подготовлены и могли конкурировать в рыночных условиях с жесткими требованиями.

В настоящее время с переходом на новый уровень подготовки специалистов в аграрных вузах возросла роль кураторов – преподавателей в воспитательном процессе. «Учим, воспитывая, и воспитываем, обучая, – таков девиз кураторов кафедры химии Орел ГАУ.

Цель заключается в обобщении опыта работы куратора и предложению по оптимизации воспитательного процесса в вузе.

Для реализации цели нами были поставлены следующие задачи:

  • информационный поиск и анализ литературных источников по обозначенной проблеме;
  • оптимизация творческой и психолого-педагогической деятельности куратора в аграрном вузе;
  • выявление влияния воспитательной работы куратора на формирование компетентностей выпускника вуза.

Методы исследования:

  1. Методы эмпирического исследования: наблюдение, сравнение, описание.
  2. Методы теоретического познания: обобщение, формализация, дедукция.
  3. Общелогические методы и приемы: анализ и синтез психолого-педагогической, методической литературы и нормативных документов по проблеме исследований.

Куратор руководствуется принципом дифференцированного подхода с учетом индивидуальных способностей студента, систематичностью и последовательностью в проведение воспитательной работы в группе (4).

Приходя из школы в вуз, студенты сталкиваются с новой системой образования. По своим направлениям эта система отличается от школьной: содержательно, методически и организационно. У вчерашних абитуриентов, студентов-первокурсников, едва переступивших порог учебного заведения, зачастую отмечается:

  • низкий уровень школьной подготовки;
  • отсутствие мотивации к профессионально-личностному самосовершенствованию;
  • вредные привычки и низкая культура поведения;
  • отсутствие активной гражданской позиции.

Учитывая особенности студентов первого курса, куратору необходимо определить основные задачи для успешной реализации воспитательного процесса.

Главными задачами куратора являются:

  • создание оптимальной профессионально-образовательной среды, активизация процесса социальной и профессиональной адаптации студентов;
  • оказание помощи студентам в раскрытии его внутренних возможностей, создание условий для самоутверждения и самореализации;
  • создание воспитывающей среды в группе;
  • совершенствование системы социальной защиты студентов;
  • развитие студенческого самоуправления на всех уровнях организации учебно-воспитательного процесса.

Для реализации задач, поставленных перед куратором, возможно использование следующих форм работы:

  • адаптация студентов 1-го курса в вузе;
  • знакомство с личными делами студентов и индивидуальное знакомство через анкетирование;
  • выбор актива группы и создание атмосферы товарищества, взаимопонимания, доброжелательности;
  • регулярное проведение кураторских часов для решения вопросов успеваемости, здорового образа жизни студентов;
  • индивидуальная работа со студентами в оказании помощи в проблемах, возникающих в общежитии, организации самостоятельной работы и досуга, разрешение нестандартных ситуаций;
  • привлечение к общественно-полезной деятельности, культурно-массовым мероприятиям.

В начале своей работы куратор знакомится со своей группой и знакомит студентов с особенностями обучения в высшей школе, Уставом вуза, правами и обязанностями студента, что помогает на начальном этапе скорректировать обучение и поведение бывшего школьника.

В журнале куратора отражаются основные этапы работы, личные данные студентов, участие студентов в общественных делах и другая важная информация. Обязательны для каждого студента данные о его родителях, так как сотрудничество куратора и родителей позволяет избежать негативных моментов при адаптации к студенческой жизни.

Анкетирование студентов позволяет полную информацию о каждом студенте: его интересах, желании заниматься в научных кружках, отделениях факультета общественных профессий, участвовать в общественной жизни кафедры, факультета и университета, с трудностями с которыми они сталкиваются с первых дней обучения, его материальное положение. Проводя анкетирование в своей группе, куратор выявляет лидера, старосту, его заместителей, ответственных за учебную, научную, культурно-массовую, спортивную работы. Обычно студенты-активисты, избранные на собрании своими товарищами, становятся активными помощниками куратора группы и являются примером для многих студентов курса, успевают не только учиться на отлично, но и заниматься общественной работой.

Воспитание молодых – занятие сложное, ответственное, но и приятное. В течение пяти, четырех лет замечаешь, как вчерашние юные создания становятся взрослыми, высокообразованными, воспитанными, очень близкими куратору, кафедре и факультету людьми (2,3). Большой след в нравственно-этическом воспитании оставляют Дни кафедры в Доме студентов Орел ГАУ. Тематика мероприятий многообразна: беседы о здоровье с медицинскими работниками, с юристами, работниками музеев о творчестве писателей и поэтов Орловского края: И.С. Тургенева, Н.С. Лескова, И.А. Бунина, Ф.И. Тютчева, А. Фета и др., вечера: «Химия прошлого, настоящего, будущего», «Великие ученые-химики».

Большая работа проводится и в воспитании патриотизма и гордости за Россию. На кафедре химии были организованы поездки в Государственный военно - исторический музей «Прохоровское поле», где проходило Белгородско-Курское сражение, посещение Кривцовского мемориала в Болховском районе, проведены беседы, посвященные победе под Сталинградом, снятие блокады Ленинграда, ежегодные встречи с участниками войны.

Описание: C:\Users\Натали\Desktop\Фото Кривцовский мемориал\IMG_1611.JPG

Описание: C:\Users\Натали\Desktop\Фотки диорама\100CANON\IMG_1527.JPG

Рис. 1. Посещение Государственного военно-исторического музея «Прохоровское поле» (Белгородская обл.), Кривцовского мемориала в Болховском районе, музея – Диарамы (г. Орел), встреча с ветераном ВОВ.

При проведении кураторских часов не забывается и об учебной работе: подведение и анализ итогов экзаменационной сессии, контроль текущей успеваемости студентов. По итогам семестровых аттестаций проводятся собрания в группах, беседы с отстающими студентами и их родителями. Эти меры приносят положительные результаты в учебе. Родителям студентов-отличников и хорошистов посылаются благодарственные письма. Именно куратор может разглядеть в своих студентах, начиная с первого курса будущих специалистов, которые делают шаги в науке: публикации студенческих докладов, участие в конференциях, грантах, конкурсах и др.

На кафедре химии кураторы проводят беседы-политинформации, где знакомят с событиями, происходящими в стране и за рубежом.

Работа кураторов направлена на реализацию важнейшей задачи высшей школы: способствует становлению гражданской позиции и нравственному самоопределению личности студентов (1). Студенты вузов получают качественное образование и воспитание, о чем свидетельствует успешная аккредитация вузов в 2013 учебном году, а от этого зависят темпы технологического, экономического, политического развития области, страны, состояние культуры и духовности каждого человека в обществе.

Таким образом, работа куратора актуальна и необходима, особенно для студентов младших курсов, является одной из составляющих частей воспитательного процесса вуза, творческая работа куратора зависит от его личностных качеств: ответственности, воспитанности, культуры общения, отзывчивости, профессионализма, общей эрудированности, воспитательная работа куратора оказывает влияние на формирование компетентностей выпускника вуза.

Рецензенты:

Ковешников А.И., д.п.н., профессор кафедры садово-паркового и ландшафтного строительства ФГБОУ ВПО «Орловский государственный аграрный университет», г. Орел.

Тарасова О.В., д.п.н., профессор кафедры геометрии и методики преподавания математики ФГБОУ «Орловский государственный университет», г. Орел.