Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КУРАТОРСКАЯ РАБОТА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

Маркина В.М. 1 Хилкова Н.Л. 1 Прудникова Е.Г. 1
1 ФГБОУ ВПО «Орловский государственный аграрный университет»
Работа куратора - одна из форм воспитательного процесса в аграрном вузе. Это незаменимая и эффективная система взаимодействия преподавателей и студентов, решающая многие возникающие проблемы студентов. Овладевая современными социально-педагогическими технологиями, куратор передает свои знания и опыт студентам. Кураторская работа необходима для решения важнейших задач высшей школы: способствует становлению гражданской позиции и нравственного самоопределения личности студентов. В Орел ГАУ студенты, получая качественное образование и воспитание, стремятся овладеть профессией, чтобы быть востребованными на рынке труда в современных условиях. Кураторы правильно ориентируют студентов, учитывая ситуацию на рынке труда, объясняя им с первого курса требования, предъявляемые работодателями, помогая выбрать направление будущей деятельности.
личность студента
воспитательная работа
куратор
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991.
2. Ермакова Л.А., Хилкова Н.Л., Прудникова Е.Г. Роль личности педагога в инновационной образовательной сфере аграрных вузов на примере учебной дисциплины «Химия»/ Международный журнал экспериментального образования. – 2009. - №5. – С. 42-43.
3. Обучающие игры по химии и методика. – М.: МГПИ, 1980.
4. Смолкин А.М. Методы активного обучения. – М., 1991.
5. Тыльдсепп А.А., Корк В.Н. Мы учим химию. – М.: Просвещение, 1993.

«В общении и воспитании все должно
основываться на личности воспитателя,
потому что воспитательная сила изливается только
из живого источника человеческой личности.
Никакие уставы и программы, никакой
искусственный организм заведения,
как бы хитро он ни придуман, не может
заменить личность в деле воспитания».

К.Д. Ушинский

Введение

Современные жизненные условия – вступление России в ВТО – диктуют все для того, чтобы студенты аграрных вузов – будущие специалисты высокой квалификации были социально подготовлены и могли конкурировать в рыночных условиях с жесткими требованиями.

В настоящее время с переходом на новый уровень подготовки специалистов в аграрных вузах возросла роль кураторов – преподавателей в воспитательном процессе. «Учим, воспитывая, и воспитываем, обучая, – таков девиз кураторов кафедры химии Орел ГАУ.

Цель заключается в обобщении опыта работы куратора и предложению по оптимизации воспитательного процесса в вузе.

Для реализации цели нами были поставлены следующие задачи:

  • информационный поиск и анализ литературных источников по обозначенной проблеме;
  • оптимизация творческой и психолого-педагогической деятельности куратора в аграрном вузе;
  • выявление влияния воспитательной работы куратора на формирование компетентностей выпускника вуза.

Методы исследования:

  1. Методы эмпирического исследования: наблюдение, сравнение, описание.
  2. Методы теоретического познания: обобщение, формализация, дедукция.
  3. Общелогические методы и приемы: анализ и синтез психолого-педагогической, методической литературы и нормативных документов по проблеме исследований.

Куратор руководствуется принципом дифференцированного подхода с учетом индивидуальных способностей студента, систематичностью и последовательностью в проведение воспитательной работы в группе (4).

Приходя из школы в вуз, студенты сталкиваются с новой системой образования. По своим направлениям эта система отличается от школьной: содержательно, методически и организационно. У вчерашних абитуриентов, студентов-первокурсников, едва переступивших порог учебного заведения, зачастую отмечается:

  • низкий уровень школьной подготовки;
  • отсутствие мотивации к профессионально-личностному самосовершенствованию;
  • вредные привычки и низкая культура поведения;
  • отсутствие активной гражданской позиции.

Учитывая особенности студентов первого курса, куратору необходимо определить основные задачи для успешной реализации воспитательного процесса.

Главными задачами куратора являются:

  • создание оптимальной профессионально-образовательной среды, активизация процесса социальной и профессиональной адаптации студентов;
  • оказание помощи студентам в раскрытии его внутренних возможностей, создание условий для самоутверждения и самореализации;
  • создание воспитывающей среды в группе;
  • совершенствование системы социальной защиты студентов;
  • развитие студенческого самоуправления на всех уровнях организации учебно-воспитательного процесса.

Для реализации задач, поставленных перед куратором, возможно использование следующих форм работы:

  • адаптация студентов 1-го курса в вузе;
  • знакомство с личными делами студентов и индивидуальное знакомство через анкетирование;
  • выбор актива группы и создание атмосферы товарищества, взаимопонимания, доброжелательности;
  • регулярное проведение кураторских часов для решения вопросов успеваемости, здорового образа жизни студентов;
  • индивидуальная работа со студентами в оказании помощи в проблемах, возникающих в общежитии, организации самостоятельной работы и досуга, разрешение нестандартных ситуаций;
  • привлечение к общественно-полезной деятельности, культурно-массовым мероприятиям.

В начале своей работы куратор знакомится со своей группой и знакомит студентов с особенностями обучения в высшей школе, Уставом вуза, правами и обязанностями студента, что помогает на начальном этапе скорректировать обучение и поведение бывшего школьника.

В журнале куратора отражаются основные этапы работы, личные данные студентов, участие студентов в общественных делах и другая важная информация. Обязательны для каждого студента данные о его родителях, так как сотрудничество куратора и родителей позволяет избежать негативных моментов при адаптации к студенческой жизни.

Анкетирование студентов позволяет полную информацию о каждом студенте: его интересах, желании заниматься в научных кружках, отделениях факультета общественных профессий, участвовать в общественной жизни кафедры, факультета и университета, с трудностями с которыми они сталкиваются с первых дней обучения, его материальное положение. Проводя анкетирование в своей группе, куратор выявляет лидера, старосту, его заместителей, ответственных за учебную, научную, культурно-массовую, спортивную работы. Обычно студенты-активисты, избранные на собрании своими товарищами, становятся активными помощниками куратора группы и являются примером для многих студентов курса, успевают не только учиться на отлично, но и заниматься общественной работой.

Воспитание молодых – занятие сложное, ответственное, но и приятное. В течение пяти, четырех лет замечаешь, как вчерашние юные создания становятся взрослыми, высокообразованными, воспитанными, очень близкими куратору, кафедре и факультету людьми (2,3). Большой след в нравственно-этическом воспитании оставляют Дни кафедры в Доме студентов Орел ГАУ. Тематика мероприятий многообразна: беседы о здоровье с медицинскими работниками, с юристами, работниками музеев о творчестве писателей и поэтов Орловского края: И.С. Тургенева, Н.С. Лескова, И.А. Бунина, Ф.И. Тютчева, А. Фета и др., вечера: «Химия прошлого, настоящего, будущего», «Великие ученые-химики».

Большая работа проводится и в воспитании патриотизма и гордости за Россию. На кафедре химии были организованы поездки в Государственный военно - исторический музей «Прохоровское поле», где проходило Белгородско-Курское сражение, посещение Кривцовского мемориала в Болховском районе, проведены беседы, посвященные победе под Сталинградом, снятие блокады Ленинграда, ежегодные встречи с участниками войны.

Описание: C:\Users\Натали\Desktop\Фото Кривцовский мемориал\IMG_1611.JPG

Описание: C:\Users\Натали\Desktop\Фотки диорама\100CANON\IMG_1527.JPG

Рис. 1. Посещение Государственного военно-исторического музея «Прохоровское поле» (Белгородская обл.), Кривцовского мемориала в Болховском районе, музея – Диарамы (г. Орел), встреча с ветераном ВОВ.

При проведении кураторских часов не забывается и об учебной работе: подведение и анализ итогов экзаменационной сессии, контроль текущей успеваемости студентов. По итогам семестровых аттестаций проводятся собрания в группах, беседы с отстающими студентами и их родителями. Эти меры приносят положительные результаты в учебе. Родителям студентов-отличников и хорошистов посылаются благодарственные письма. Именно куратор может разглядеть в своих студентах, начиная с первого курса будущих специалистов, которые делают шаги в науке: публикации студенческих докладов, участие в конференциях, грантах, конкурсах и др.

На кафедре химии кураторы проводят беседы-политинформации, где знакомят с событиями, происходящими в стране и за рубежом.

Работа кураторов направлена на реализацию важнейшей задачи высшей школы: способствует становлению гражданской позиции и нравственному самоопределению личности студентов (1). Студенты вузов получают качественное образование и воспитание, о чем свидетельствует успешная аккредитация вузов в 2013 учебном году, а от этого зависят темпы технологического, экономического, политического развития области, страны, состояние культуры и духовности каждого человека в обществе.

Таким образом, работа куратора актуальна и необходима, особенно для студентов младших курсов, является одной из составляющих частей воспитательного процесса вуза, творческая работа куратора зависит от его личностных качеств: ответственности, воспитанности, культуры общения, отзывчивости, профессионализма, общей эрудированности, воспитательная работа куратора оказывает влияние на формирование компетентностей выпускника вуза.

Рецензенты:

Ковешников А.И., д.п.н., профессор кафедры садово-паркового и ландшафтного строительства ФГБОУ ВПО «Орловский государственный аграрный университет», г. Орел.

Тарасова О.В., д.п.н., профессор кафедры геометрии и методики преподавания математики ФГБОУ «Орловский государственный университет», г. Орел.


Библиографическая ссылка

Маркина В.М., Хилкова Н.Л., Прудникова Е.Г. КУРАТОРСКАЯ РАБОТА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13023 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674