Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА В КОНЦЕПЦИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Алексеев С.В. 1
1 АНО ВПО «Московский гуманитарный университет»
Проведен анализ сотрудничества РПЦ и органов государственной власти в молодежной политике. Молодежная политика является одной из составных частей развития гражданского общества на постсоветском пространстве. РПЦ в общественно-политической деятельности ставит перед собой задачу сохранения традиционных ценностей среди молодого поколения. Православные священнослужители вносят весомый вклад в развитие христианской демократии, являющееся важным этапом в развитии гражданского общества. Молодое поколение оказывает доверие духовным институтам власти, происходит постепенная социализация с РПЦ. РПЦ - одна из ведущих общественно-политических организаций, способных оказывать влияние на молодежную политику. Национальное возрождение российского государства реализуется посредством молодого поколения через православную веру. Доказывается позиция, что одними из наиболее активных институтов гражданского общества в молодежной политике являются РПЦ и политические партии.
политический процесс
политические интересы
гражданское общество
политическая власть
институты государственной власти
русская православная церковь
молодежная политика
1. Буренко В.И. Группы интересов и лоббизм в политическом процессе (зарубежный опыт и российская практика) // Вестник университета (государственный университет управления). - 2012. - № 4. - С. 5-10.
2. Верим ли мы в Бога : итоги всероссийского опроса, март 2010 / ВЦИОМ. - Пресс-выпуск № 1461 // [Электронный ресурс]: http://wciom.ru/index.php?id=268&uid=13365 (дата обращения: 06.03.2013).
3. Ильинский И.М., Луков Вал. А. Государственная молодежная политика в России: философия преемственности и смены поколений // Знание. Понимание. Умение. - 2008. - № 4. - С. 5-14.
4. Орлова В.А. Особенности становления гражданского общества в России // PolitBook. - 2012. - № 2. - С. 62-76.
5. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html (дата обращения: 12.06. 2012).
6. Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. У нас нет права на ошибку // Церковь и Время. - 2009. - № 3 (48).
7. Пляйс Я.А. Соперничество государства и церкви за идейно-ценностные основы жизни // Обозреватель - Observer. - 2011. - Т. 256, № 5. - С. 5-12.
8. Сковиков А.К. Институциональные преобразования в российской политической системе // Управление мегаполисом. - 2010. - № 4. - С. 131-136.
9. Усманов Б.Ф. Молодежь и перспективы политического процесса в России // Знание. Понимание. Умение. - 2012. - № 2. - С. 79-83.
10. Шабров О.Ф. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://shabrov.info/Statji/curc_rus.htm (дата обращения: 12.06. 2012).

В постсоветский период участие Русской Православной Церкви (далее РПЦ) в молодежной политике определяется социально-политической необходимостью в становлении гражданского общества в России. Представители РПЦ оказывают небезыдейное влияние на общественно-политическую жизнь страны. В постсоветский период российское общество столкнулось со многими нерешенными социально-политическими проблемами. РПЦ идет на тесное сотрудничество в артикулировании общественно-политических вопросов с российским обществом, с молодым электоратом и органами государственной власти. Российское общество не только поддержало тенденцию возрождения и реабилитации РПЦ, но и положительно отнеслось к основным принципам христианского учения. РПЦ как общественно-политический институт власти занимает ведущее положение в реализации национального проекта. Возрождение величия российской нации и могущества страны начинается с Православной веры и культуры, отмечают священнослужители.

Основные проблемы общественно-политической жизни России анализируются РПЦ с духовно-нравственных позиций. На ТВ, СМИ, в сети Интернет очень часто православные священнослужители выступают и говорят, бесспорно, правильные вещи о значимости православной веры на современном этапе. Православные лидеры в тандеме с правящими элитами и партиями призывают молодое поколение абстрагироваться в современных условиях не только с духовно-нравственных позиций, но и принимать активное участие в общественно-политической социализации с РПЦ. Православные священнослужители акцентируют свое внимание на том, что молодое поколение является важным политическим актором в урегулировании социально-политических проблем.

Об активности участия молодежи в политике можно судить по политическим акциям, пикетам, демонстрациям. Политические события, получившие неоднозначную оценку в обществе, сказываются на активности молодого электората. Историко-политологический опыт подтверждает, что молодое поколение испокон веков было передовым «двигателем» в развитии российского государства. Активное участие молодежи в общественно-политической деятельности сказывается на активности органов государственной власти в решении наболевших проблем. Молодежь как политический актор способна подтолкнуть общественно-политических деятелей к активному участию в жизни страны. Стоит обратить внимание на высказывание патриарха Кирилла, что молодежь - «это органическая часть общества, и говорить о проблемах с молодежью надо тем же языком, которым следует говорить с людьми старших поколений» [2, c. 9]. Поэтому нерешенные проблемы в обществе на микро- и макроуровне оказывают влияние на политические процессы. Проводимый курс в молодежной политике, в первую очередь, определяется следующими положениями, о чем писали исследователи И.М. Ильинский и Вал. А. Луков: «К молодежи политические силы обращаются главным образом перед очередными выборами, рассчитывая на дополнительные голоса» [4, с. 12].

Социально-политические реформы, проводимые органами государственной власти и правительством РФ, оказывают непосредственное влияние на формирование гражданского общества и развитие молодежной политики в России. Некоторая часть представителей молодого электората проявляет особый интерес к участию в общественно-политической деятельности. Молодое поколение является одной из важнейших «ячеек» в обществе - констатируют многие деятели, в том числе и священнослужители. Активные слои молодого электората стремятся реализовать свой потенциал - в построении демократического государства и гражданского общества. Исследователь Орлова В.А. отмечает: « К субъектам гражданского общества, как правило, авторы относят гражданина с его гражданскими правами и гражданские (не политические и не государственные) организации: ассоциации, объединения, общественные движения и гражданские институты (в том числе церковь и СМИ), общественность» [4, с. 63]. Уровень политического сознания и политической активности молодежи определяется многими факторами, к которым относятся ценности христианской демократии и принципы гражданского общества. Правящая элита осознает важность данных положений, поэтому их открытость перед общественностью способствует оказанию доверия их действиям.

За последние двадцатилетие РПЦ акцентирует внимание на тесном сотрудничестве с органами государственной власти и поддерживает политику президента РФ как гаранта Конституции. Реформы, проводимые правительством РФ в молодежной политике, позволили православным священнослужителям аккумулировать свои методы в диалоге с молодым поколением на социально-политические и духовно-просветительские темы. В контексте анализа данного вопроса цель, которую преследует РПЦ, заключается в необходимости воспитания христианского гражданина. Патриарх Кирилл, А. Кураев, В. Чаплин, В. Легойда и др. выдвигают тезис о том, что в духовно-нравственном воспитании молодого поколения необходим личный пример нравственного поведения в общественной деятельности и личной жизни. Верующий человек ответствен не только перед обществом, но и перед Богом. Ответственность, добропорядочность, честность и справедливость начинается с религии, т.к. первоначальное звено православной веры состоит в формировании высших духовных качеств, которые так необходимы сегодня в российском обществе. Православный гражданин несет в себе дух просвещения и справедливости. Отмеченные положения остаются актуальными в современную эпоху. Своим непосредственным примером священнослужители показывают праведность проводимого ими курса в молодежной политике и общественной деятельности. Прислушиваясь к мнению православных деятелей, можно выявить положение о востребованности духовных организаций в условиях политической реальности.

РПЦ выступает как миссионерско-просветительская организация, отстаивающая традиционные ценности вероисповедания. Миссионерско-просветительская деятельность РПЦ в общественно-политической сфере направлена на благие дела, реализация которых начинается с христианского вероучения. В документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» сказано: «РПЦ вступает во взаимодействие с государством, даже если оно не носит христианского характера, а также с различными общественными ассоциациями и отдельными людьми, даже если они не идентифицируют себя с христианской верой» [3, с. 2]. Документ Социальной концепции заложил основной фундамент будущего курса в укреплении национального единства и духовности нации. В начале XX столетия общественно-политические деятели П.А. Столыпин, В.И. Ильин и др. подчеркивали необходимость сотрудничества РПЦ и органов государственной власти. Многие высказанные ими предположения активно реализуется в условиях политической реальности. РПЦ пользуется со стороны государства особой охраной и поддержкой, т.к. духовный институт сплачивает вокруг себя основную массу православного народа и воспитывает в нем христианского гражданина. Будущее России зависит от легитимности духовного института и консолидации православных масс под одной религией.

Таким образом, РПЦ является важным актором во взаимодействии с государством и в проведении молодежной политики. Сотрудничество РПЦ и органов государственной власти было заложено с момента крещения Руси в 988 году. По данным ВЦИОМ, на 2010 год число последователей РПЦ увеличилось на 15% и составило «75%, достигнув, таким образом, максимального значения за все время измерения» [1, с. 10]. Обращение российского общества к православной вере связано со многими факторами, одним из которых является общественно-благотворительная деятельность РПЦ. Религиозный ренессанс в России начался с утратой прежней идеологии, что непосредственно связано с крахом суперсистемы. Поэтому акцент православных священнослужителей лежит в идейном восполнении прежней идеологии через православную веру. Данный принцип позволит молодежному электорату познакомиться с идеями христианской демократии.

Православная религия проповедует идею справедливости, которая позволяет человеку стать счастливым. Российское общество и правящая элита на фоне политического кризиса обратили свой взор на деятельность РПЦ. Будучи духовным институтом власти, она помогает объединить, сплотить и направить российское общество в правильное русло. Российское государство и РПЦ на протяжении нескольких веков бок о бок проводили курс объединения российской народности. С принятием христианской религии произошли интеграционные процессы, которые способствовали объединению славянских народностей в одну древнерусскую общность. Православные священнослужители, обращаясь к истории государства Российского, показали, в первую очередь, необходимость учета историко-политологического и духовно-просветительского аспекта в воспитании молодого поколения. Во-вторых, эмпирические данные выявили, что в большей своей массе российское общество доверяет и поддерживает духовный институт власти. Если раньше к деятельности РПЦ российское общество относились с опаской, то теперь она пользуется поддержкой.

Православные священнослужители в общественной деятельности используют метод прямого и живого общения с молодежью - стали выходить в народ. Раньше данным методом в общественно-политической деятельности в России пользовались народовольческие движения, среди которых была молодежь. В своих выступлениях патриарх Кирилл, В. Чаплин, В. Легойда и др. анализируют общественно-политические события и дают ответы на злободневные вопросы, назревшие в обществе; говорят о духовно-нравственных реформах, необходимых российскому обществу; ведут диалог с органами государственной власти. Отдельные выступления патриарха Кирилла перед общественностью, «в том числе на стадионах, - пишет ученый Сковиков А.К., - перед молодежью, а также его поездки на Украину, в постсоветские государства свидетельствуют об активизации РПЦ в общественно-политической жизни современного общества» [9, c. 133]. В целом выступления священнослужителей направлены на осознание российским обществом ценности православной культуры. Поэтому важным элементом православной доктрины являются моральные постулаты, позволяющие молодежи абстрагироваться в современных условиях и противостоять наплыву западной идеологии.

Функцию социальной интеграции молодежного электората, а также российского общества, РПЦ стремится направлять самостоятельно. Государство выделяет различные льготы для РПЦ в реализации молодежных программ. В 2011 году патриарх Кирилл заметил, что только в Москве действуют 96 молодежных православных организаций. Данные молодежные организации должны способствовать сплочению молодежных масс, интересующихся ценностями православной веры. РПЦ активно проводит мероприятия по привлечению и сплочению православной молодежи. На фоне деидеологизации российского общества РПЦ выступает ведущей организацией по сохранению российской идеи и традиционной культуры. В тандеме с правительством РФ способствует возрождению молодежной политики на постсоветском пространстве.

В 2000-х годах патриарх Алексий II благословил проект на создание и образование епархиальных отделов по делам молодежи на территории РФ. Основная задача, поставленная перед руководством РПЦ, состоит в активном и добровольном привлечении молодого поколения в церковное богослужение. РПЦ имеет все необходимые возможности для привлечения и сплочения молодежи. Священный синод РПЦ и его действующий отдел по делам молодежи Московского патриархата официально закрепили и утвердили документ «Об организации молодежной работы в РПЦ». Стратегическая задача, которую поставила перед собой РПЦ, состоит в объединении всех молодежных инициатив. Документ о Социальной концепции регламентирует основные положения по работе с молодежно-православными организациями, выступает инициатором духовного законодательства, а также православным наставником для всех его членов. Исследователь Шабров О.Ф. подметил: «Абстрактные положения этого документа, понятые применительно к текущим событиям, не могут оставить равнодушным того, кто чувствует собственную ответственность за происходящее и не без основания воспринимает их как персональное обвинение в сопричастности греху. Вот почему документ воспринимается, в значительной степени, как идеологический и оппозиционный. Отсюда - критика справа» [6]. Тем не менее выдвинутые положения в документе предопределили актуальность в решении наболевших проблем. Своего рода документ Социальной концепции призывает православных к действию и решительным мерам в восстановлении церковной жизни. Залог успешного взаимодействия с молодым поколением лежит через православное осмысление.

Молодежь как один из акторов на политической арене оказывает влияние на развитие гражданского общества. Молодое поколение преследует различные цели в общественно-политической деятельности, в том числе политические права и свободы как на местном, так и на федеральном уровне. Молодежь выступает в качестве инициатора, способного оказывать влияние на принятие законопроектов в социально-политической сфере. Правительство РФ осознает важность развития молодежной политики, поэтому учредило проект молодежного парламента, который активно реализуется в некоторых субъектах РФ. Через молодежный парламент молодые активисты смогут лоббировать необходимые законопроекты для развития молодежной политики. Молодежные парламенты на начальном этапе показали себя действующим молодежным органом власти, эффективно набирающим обороты и способным преодолевать отчужденные элементы органов государственной власти. Тем не менее ученый Буренко В.И. отмечает, что приватизация «институтов гражданского общества (политических партий, общественных объединений, средств массовой информации) номенклатурно-политической элитой приводит к тому, что многие общественные объединения действуют сами по себе, для удовлетворения политических, статусных, материальных и иных притязаний миллионов российских чиновников» [1]. Поэтому молодежному парламенту как функционирующему органу власти необходимо стать максимально независимым в принятии законопроектов. Молодые активисты, участвующие в молодежном парламенте, могут абстрагироваться в условиях политической реальности и принимать те законопроекты, которые в будущем смогут заложить законодательную базу РФ.

Для консолидации православных масс и православной молодежи РПЦ ведет активную деятельность по их сплочению. Объединить православную молодежь в рамках гуманистического начала возможно только через православную религию. РПЦ соединило и объединило вокруг себя множество православно-молодежных организаций, ведущих активную социальную интеграцию в российском обществе. К примеру, действующий Совет молодежных православных организаций в Москве выдвинул инициативу создания Всероссийской ассоциации молодежных православных организаций, которая желает сплотить вокруг себя православную молодежь. Молодежно-православные организации, функционирующие при РПЦ, возможно, дадут толчок в развитии и сплочении православной массы. РПЦ нуждается в поддержке молодежи, и молодежь нуждается в этой поддержке. Поэтому одним из векторов молодежной политики является постоянный поиск и нахождение оптимального выхода в решении социально-общественных проблем.

Ежегодно РПЦ совместно с органами государственной власти организует православные слеты молодежи. Данные мероприятия подготавливают и координируют основные направления деятельности православных священнослужителей в патриотическом воспитании молодежи, в основе которых заложены моральные постулаты православной веры. Священнослужители активно призывают молодежь к тесному и взаимовыгодному сотрудничеству. Общественно-просветительская деятельность православных священнослужителей делает весомый вклад в активизацию молодого поколения. РПЦ выстраивает нормальные отношения с обществом и государством, является столпом утверждения российской культуры и государственности. Молодежные инициативы, поддерживающие взаимовыгодный курс сотрудничества с духовным институтом, преследуют свои цели. За время своего существования такая форма взаимного обмена информацией подтвердила свою необходимость и востребованность среди молодежи. Но в то же время некоторая часть общества скептически относится к этим мероприятиям. Тем не менее политические элиты и партии признают важность данных мероприятий, т.к. это связано с постепенным увлечением молодежи православной культурой и пополнением ее рядов. Данная тенденция молодежи есть желание: укрепления, развития и обогащения своих знаний в православной культуре. В то же время эти мероприятия консолидируют вокруг себя единых по духу и вере молодых представителей, которые обмениваются опытом друг с другом.

РПЦ как общественно-политический институт власти оказал значительную роль как в становлении гражданского общества, так и в процессе формирования духовно-нравственного воспитания молодежи. В ближайшей перспективе РПЦ во главе с патриархом Кириллом будет принимать активное участие в духовно-нравственном совершенствовании молодого поколения. По мере развития духовного института и государственных органов власти православная концепции будет становиться все более востребованной в российском обществе, также и молодым поколением. Политические партии и элиты, которые находятся в тесном сотрудничестве с РПЦ, на общественном фоне выглядят более перспективными и отвечают современным политическим реалиям. Соглашусь с мнением ученого Усманова Б.Ф., что применительно «к молодежи социализационный процесс формирует, прежде всего, само понимание общественных ценностей, в частности принципов демократии, политического выбора, жизненных установок» [9, с. 79]. Проводимый курс РПЦ в патриотическом воспитании молодого поколения говорит, прежде всего, о необходимости и первостепенной важности православной культуры и веры при наметившихся социально-политических противоречиях.

Рецензенты:

Буренко В.И., д. полит. н., профессор, профессор кафедры философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета, г. Москва.

Пеньковский Д.Д., д.и.н., профессор, заведующий отделом научно-исследовательской и издательской работы НОУ ВПО «Национальный институт бизнеса», г. Москва.


Библиографическая ссылка

Алексеев С.В. МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА В КОНЦЕПЦИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9949 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674