Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Алексеев Н.В. 1
1 АНО ВПО «Московский гуманитарный университет»
Проведен анализ влияния глобализации на сотрудничество РПЦ и органов государственной власти в современной России. В работе акцентировано внимание на трансформацию идей о функционировании институтов гражданского общества с учетом глобализационных процессов. Глобализационные процессы неоднозначно оказали влияние на развитие общественно-политических институтов власти. Основная цель, которая преследуется руководством РПЦ при взаимодействии с органами власти, является распространение и сохранение традиционных духовных ценностей. В общественно-политической деятельности православные священнослужители руководствуются основными постулатами христианской демократии. РПЦ является одним из наиболее активных институтов гражданского общества, отстаивающая позицию сохранения традиционных ценностей в российском обществе. РПЦ проводит политику лоббирования идеи спасения человеческой души через православную веру, способной противостоять массовой бездуховной культуре. Социокультурные трансформации, вызванные глобализацией, всесторонне исследуются православными деятелями.
политический процесс
интеграция
институты государственной власти
русская православная церковь
глобализация
гражданское общество
политическая власть
1. Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. - М.: Весь Мир, 2004. - 188 с.
2. Игумен Филарет (Булеков) Отношение Русской Церкви к вопросам национального и государственного строительства // Церковь и Время. - 2009. - № 4 (49). С. 29-43.
3. Межуев В. М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. - М.: Прогресс-Традиция, 2006. - 408 с.
4. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html (дата обращения 12.06. 2012).
5. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Русский мир: пути укрепления и развития // Церковь и Время. - 2009. - №4 (49). - С. 5-16.
6. Пляйс Я. А. Соперничество государства и церкви за идейно-ценностные основы жизни// Обозреватель - Observer. - 2011. - Т. 256, № 5. - С. 5-12.
7. Сковиков А. К. Электоральная активность женщин и интересы правящего класса Украины // Женщина в российском обществе. - 2012. - №3 (64). - С.12-21
8. Сорос Д. О глобализации. - М.: Эксмо, 2004. - 224 с.
9. Хорина Г. П. Глобализм как идеология // Знание. Понимание. Умение. - 2005. - № 1. - С. 71-78.
10. Шабров О. Ф. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://shabrov.info/Statji/curc_rus.htm (дата обращения 12.06. 2012).

Вступление человечества в эпоху глобализации стало важной чертой в развитии мирового сообщества. Глобализационные процессы, изучаемые исследователями, получили неоднозначную оценку, в том числе и среди сторонников Русской Православной Церкви (далее РПЦ). Глобализация в России сопровождается неоднозначными политическими и интеграционными процессами. Общество подвержено серьезным изменениям, так как глобализация аффицируется c постепенным слиянием и систематизированием экономических, политических и духовных ценностей. В этих условиях РПЦ проводит политику интеграционной артикуляции общественных интересов. Отметим точку зрения американского финансиста Д. Сороса, который в работе «О глобализации» писал, что под глобализацией он понимает развитие глобальных финансовых рынков, рост могущества транснациональных корпораций и возрастающее влияние последних на национальные экономики [8, c. 15]. Вступление России ВТО способствует постепенному свободному передвижению и увеличению товарно-денежных отношений, что, конечно же, вызывает дискуссию среди политологов. Глобализационные процессы, происходящие в мире, проходят под покровительством США. Данной точки зрения придерживаются многие политологи (И. Панарин, А. Уткин и др.) и политики (Г. Зюганов, З. Бжезинский и др.). У многих исследователей глобализация ассоциируется со странным явлением - поддержки и протеста данного процесса. Одни считают, что ВТО позволит мировым финансовым корпорациям оказывать влияние на национальную экономику государств, а другие же аналогично, только наоборот. Сторонники первой точки зрения увидели, что глобализация способствует сосредоточению в руках МФТИ огромной власти, которая не всегда сможет быть подконтрольна правящему руководству государства. РПЦ придерживается позиций первой точки зрения, основанной на том, что глобализация не учитывает национальные интересы. Поэтому православные представители в органах власти всесторонне лоббирует идею о необходимости контроля над финансовой и предпринимательской деятельностью западных корпораций, которые преследуют цель социально-политической и духовной экспансии. Сторонники второй точки зрения о ВТО схожи с мнением Д. Сороса, что всякие попытки антиглобалистов «утопить или разгромить» контрпродуктивны» [8, c. 30]. Так как взаимодействие государств со структурами МФТИ позволяет «отстающим» странам добиваться роста национальных экономик, за счет постепенного притока инвестиций.

Политические процессы, происходящие в эпоху глобализации, оказывают влияние на институты государственной власти и на общественную жизнь, которые ассоциируются с изменением, разрушением и трансформацией традиционных устоев. З. Бауман по вышесказанному отмечал, что глобализация разобщает не меньше, чем объединяет, она разобщает, объединяя, - расколы происходят по тем же самым причинам, что и усиление единообразия мира [1, с. 10]. Разобщение наций в общественно-политической жизни основывается на принципах конкуренции, являющейся составным элементом глобализации. Без конкуренции нет свободы действия, что непременно нарушает права и свободы граждан с точки зрения развитых демократических государств. В свою очередь, чем более развиты демократические тенденции в странах, тем больше они подвержены глобализационным процессам. Руководство РПЦ, учитывая мировой опыт, продвигает идею диалога вместо конкуренции, позволяющей преодолеть кризисные ситуации через совместное сотрудничество. Именно диалог с точки зрения православных деятелей способен укрепить межнациональные связи и способствует благоприятному исходу для человечества. Социально-политический опыт продемонстрировал, что только диалог между нациями приводил к мирному сосуществованию, а военные столкновения только накаляли противоречия. В концепции РПЦ по вышесказанному написано, что договоры снижали опасность войн и столкновений. Подчас переговоры и демонстрации доброй воли предотвращали кровопролитие [4, c. 53]. Но не все правящие элиты стремились к миролюбивой политике, так как теория геополитического реализма остается актуальной вплоть до современности. На Западе политический реализм является доминирующей теорией в международных отношениях. Государства, придерживающиеся этого направления, стремятся к власти путем реализации своих идей, пренебрегая нормами морали. Появление религиозных конфликтов в XXI веке обусловлено политическим решением некоторых правящих классов, которые не желают продемонстрировать добрую волю. Поэтому руководство РПЦ отмечало, что не всегда удается решать спорные вопросы мирным путем. В концепции закреплено положение: «Использование военной силы воспринимается Церковью как крайнее средство защиты от вооруженной агрессии со стороны других государств. Такая защита в порядке помощи может быть осуществлена и государством, не являющимся непосредственным объектом нападения, по просьбе последнего» [4, с. 54]. РПЦ на протяжении исторического прошлого в межгосударственных отношениях рекомендовала использовать метод открытого диалога. Сегодня РПЦ является традиционным институтом власти, главной задачей которой является поддержание миролюбивой политики. Участие в межрелигиозных диалогах и в дискуссиях с общественно-политическими организациями позволяет постепенно достичь поставленной цели.

РПЦ на протяжении столетий являлась носителем и распространителем традиционных российских ценностей, считают многие деятели. В свою очередь Патриарх Кирилл выделил, что в основе Русского мира лежит православная вера, которую мы обрели в общей киевской купели [5, c. 8]. Православная культура является одним из необходимых аспектов русской самоидентификации. Игумен Филарет (Булеков) дополнил, что религиозный фактор практически повсеместно присутствует в процессе поиска национальной идентичности [2, c. 30]. РПЦ в истории России являлась связующим звеном между русской нацией и народами России. Исследователи, которые занимаются изучением политических процессов в России, выявили два подхода во взаимодействии РПЦ и государства. Я. Пляйс отмечал, что негласное состязание, которое началось несколько лет назад между государством и РПЦ за формирование новых морально-нравственных основ нашего общества, превратилось фактически в соперничество. Со временем оно вполне может превратиться в противостояние с негативными результатами и для государства, и для РПЦ, и для общества [6, c. 11]. Исследователи второго подхода отметили усиливающуюся тенденцию византийской симфонии власти. Складывается тандем политической и духовной власти. Православную религию, как символ нации, государство продолжает поддерживать различными путями и методами, иначе возможно заблудиться «на перипетиях глобализации», отметили православные деятели. Главная задача, стоящая перед руководством РПЦ, в сохранении Русского мира, достигается путем всесторонней поддержки органов государственной власти. Руководство государства в совместной деятельности с представителями РПЦ определяют эффективные методы в общественно-политической жизни страны. Политической реальностью становится обращение РПЦ к исследованиям трудов политических деятелей П. Столыпина, И. Ильина и многих других.

При глобализации происходит процесс детрадиционализации, который влечет к созданию единого мирового сообщества. Г. Хорина дополнила, что характерной чертой глобализма как идеологии нового типа является разрыв с существующей традицией [9, c. 73]. Сегодня в условиях ослабления традиционных ценностей деятельность РПЦ акцентируется особым отношением со стороны общества, поэтому православная культура стала массовой. При апробировании традиционных духовно-нравственных ценностей православным деятелям необходимо придерживаться определенных правил и методов в достижении поставленных задач, иначе можно подойти к религиозному фундаментализму. Традиции позволяют поддерживать тесную связь между поколениями, а деятельность РПЦ в общественно-политической жизни нацелена на всестороннее возрождение могущества России. С ослаблением влияния традиций в политической жизни происходит изменение самоидентификации личности. О. Шабров по вышесказанному писал: «Сформулировав значимые духовные ценности, православная церковь оттеняет бездуховность происходящего вокруг; указав на условия вечного спасения, она побуждает задуматься о том, как мало соответствует им наша реальность... предлагая православному христианину противодействовать греху, она дает недовольным нравственное оправдание их возможному противодействию власти» [10]. Духовные ценности по замыслу православных священнослужителей способствуют противодействию политической составляющей в деятельности человека.

Одним из традиционных методов сохранения Русского мира при глобализации остается миссионерская деятельность РПЦ, позволившая православному христианину поддерживать тесную связь с «русскими людьми» во всем мире. Цель миссионерской деятельности и паломничества сводится к поддержанию межнациональных связей и укреплению межэтнических отношений. Миссионерская деятельность РПЦ, считают православные деятели, не преследует политических целей. Немаловажная помощь была оказана РПЦ со стороны Правительства РФ. К примеру, при содействии МИДа РФ происходит постоянное открытие новых храмов и монастырей по всему миру. Патриарх Кирилл по вышеупомянутому выступил: «Развитие заграничных общин является мощным фактором, препятствующим ассимиляции русских людей» [5, c. 9].

Глобализация усиливает перспективы и возможности в развитии институтов государственной власти. Массовое распространение новых тенденций при глобализации формирует увеличение и рост информационных технологий. Средства массовой информации позволили РПЦ вести общественно-политическую деятельность без выхода из епархий. Через периодическую печать православные деятели воздействуют и оказывают влияние на органы государственной власти, а массовые встречи и дискуссии позволили лоббировать и отстаивать национальные интересы среди широкого круга людей. Главная цель, которой добивается руководство РПЦ, является сохранение традиционного духовно-нравственного ориентира. Бурно развивающиеся информационные технологии способствовали отдалению человека от реальности, происходят постепенные процессы отчуждения личности и потери своего собственного «Я». Данный процесс является необходимым составным политическим аспектом глобализации. При массовом отчуждении наблюдается возможность создания единой бездуховной культуры. Связано с тем, что при глобализации наблюдается стремление представить в качестве единственно возможной универсальную бездуховную культуру, основанную на понимании свободы падшего человека, не ограничивающего себя ни в чем, как абсолютной ценности и мерила истины [4, c. 56]. Массовая бездуховная культура закрепощает человека и не оказывает существенного влияния в духовном спасении человеческой души. Массовая культура порождает некое духовное одиночество, и происходит процесс подавления человеческой индивидуальности. Поэтому многие философы, отметим одного из них, В. М. Межуева, который по вышесказанному приводил следующие факты: «Не имея четко выраженной национальной окраски и не признавая для себя никаких национальных границ, эта продукция, в отличие от этнической и национальной культуры, может быть названа массовой культурой» [3, с. 38-39]. Далее В. М. Межуев описал характерную черту массовой культуры, что это есть культура, рассчитанная не на индивидуальное... она обращена не к народу или к нации и не к каждому отдельно взятому индивиду, а именно к массовой аудитории, чтобы вызвать у нее однотипную, одинаковую для всех реакцию [3, c. 40]. Ускоренное развитие информационных технологий является одним из парадоксов глобализации. В XXI веке общественно-политическая деятельность РПЦ подвергается глобализационному вызову. Экспансия просиходит со стороны бурно развивающихся информационных технологий, которые, с одной стороны, способствуют прогрессивному развитию, а с другой - регрессивному навязчивому характеру. Руководство РПЦ согласно с мнением ученых о неизбежности происходящих в мире интеграционных процессов. Человек оказался перед серьезным выбором: поддержки и протеста этого явления.

Значение глобализации в современных политических процессах продолжает вызывать интерес многих исследователей. Г. Хорина по вышесказанному писала, что многие западные ученые, политики увидели в глобализме как идеологии и политике ту спасительную соломинку, которая способна дать новый толчок для продвижения вперед, для решения жизненно важных проблем современности, ответить на очередные вызовы человечеству [9, c. 71]. То РПЦ в данном подходе увидела «ан­тихристов путь». Православная вера способна остановить нарастающую «угрозу» западных идеалов, отметили священнослужители. Общественно-политические деятели (В. Розанов, В. Соловьев, С. Булгаков, П. Флоренский, Л. Франк и др.) прошлых столетий также предчувствовали тенденцию спасения, объединения русского человека и развитие государства через христианское учение. Религия в целом многими народами мира, продолжает осознаваться как возможный компонент духовности человека. В то же самое время отметим мнение исследователя Я. Пляйса, что государство не должно всецело отдавать в руки РПЦ и других конфессий дело воспитания гражданина [6, c. 11]. В общественно-политической деятельности во взаимодействии РПЦ и государства требуется создание третейского органа, способного установить определенные правила, которые бы способствовали планомерному решению возникающих вопросов.

Православные деятели, опираясь на историко-политологический опыт, поддерживают идею симфонии и сотрудничества с политической властью. В концепции РПЦ обозначен следующий момент: «В то же время Церковь может обращаться к государственной власти с просьбой или призывом употребить власть в тех или иных случаях, однако право решения этого вопроса остается за государством» [4, c. 7]. Если основываться на эмпирических данных, полученных исследователями, то в эпоху глобализации в лоне РПЦ могут возникнуть различного рода разногласия, которые в принципе неоднозначно окажут влияние на общественно-политической деятельности. Так или иначе, противоречивость политической реальности способно оказать благоприятное воздействие на православную культуру. Столкновение религиозных идей способствовало укреплению православной культуры, которая в свою очередь привносило инновационные элементы в работе РПЦ. Современные глобализационные процессы, которые оказывают неоднозначные влияние на развитие институтов гражданского общества, в целом позволят проследить динамику в развитии религиозного ренессанса в России.

В своих статьях и выступлениях церковные деятели, в том числе и Патриарх Кирилл, констатируют как положительные, так и отрицательные черты глобализации. Во-первых, глобализации стирает традиционные устои, а во-вторых, объединяет народы мира. Только совместная деятельность общества, РПЦ и при поддержке органов государственной власти способна установить взаимовыгодное сотрудничество. Западные исследователи Д. Бэлл, З. Кнокс отмечали, что РПЦ в последние годы пользуется открытой поддержкой со стороны государства, в результате чего другие конфессии чувствуют себя обделенными. Симфония власти становится наиболее распространенным явлением в общественно-политической жизни. В политической жизни при поддержке правящих классов РПЦ провело лоббирование ряда законопроектов через аппарат Государственной Думы. Отметим следующие законопроекты, инициируемыми органами государственной власти и поддержанными РПЦ: «о праздновании Дня Крещения Руси», «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», «О защите религиозных чувств» и др. Правительство РФ сегодня проводит политику, направленную на поддержание религиозных организаций. РПЦ и другие религиозные конфессии проводят совместные конференции и диалоги по мироустройству граждан России. Сложилась схожая ситуация, о чем писал А. К. Сковиков: «между правящим классом, который определяет вектор развития государства, и политическим классом при решении острых социально-экономических вопросов достигается компромисс» [7, c. 12]. Органы государственной власти и политические классы в целом поддерживают деятельность РПЦ, направленную на всестороннее развитие личности в эпоху господства информационных установок.

Таким образом, мировые интеграционные процессы только стимулируют усиление роли РПЦ в общественно-политической жизни. Патриарх Кирилл не раз подчеркивал, что православные деятели готовы пойти на межрелигиозный диалог. Самоидентификация российского народа по замыслу некоторых деятелей проходит под эгидой православной культуры. Документы, принятые руководством РПЦ, и нормативно-правовые акты Правительства РФ заложили базу для всестороннего развития православной идеологии в российском обществе. РПЦ, как актор в общественно-политической деятельности имеет свою официальную позицию по многим спорным вопросам, в целом вызов глобализации требует от современного общества достойного ответа, основанного на заботе о сохранении мирной и достойной жизни для всех людей в сочетании со стремлением к их духовному совершенству [4, c. 56]. Следовательно, народам мира в «анти-христову эпоху» стоит помнить и стремиться к мирному сосуществованию, и любые спорные вопросы необходимо решать за мирным столом переговоров. Потому что появление человеческого деструктивизма, по точному выражению Э. Фромма, начинается из-за разочарования в вере. Роль РПЦ в общественно-политической жизни определяется и зависит от признания решений со стороны Правительства РФ. В целом православные священнослужители поддержали, проводимый политический курс В. В. Путина. Новые принятые концепции и документы руководством РПЦ в современных политических реалиях, а также нормативно-правовая база законодательства РФ заложили основу для симфонии властей. Политические интересы правящих элит нацелены на удержание и укрепление государственной власти в стране. Тенденция постепенного вовлечения православной культуры в жизни российского общества получило всестороннюю поддержку правящего класса и политических партий.

Рецензенты:

Буренко В. И., д. полит.н, профессор, профессор кафедры философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета, г. Москва.

Пеньковский Д. Д., д.и.н., профессор, заведующий отделом научно-исследовательской и издательской работы НОУ ВПО «Национальный институт бизнеса», г.Москва.


Библиографическая ссылка

Алексеев Н.В. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9933 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674