В настоящее время в условиях широкого распространения электронного обучения современный учитель должен осваивать информационно-коммуникационные и дистанционные технологии, быть готовым к «ведению дистанционной образовательной деятельности», а также уметь организовывать эффективное общение участников образовательного процесса, которое предполагает конструирование прямой и обратной связи, установление контакта с обучающимися разного возраста, выработку «стратегии, тактик и техники взаимодействия с людьми, организацию их совместной деятельности для достижения определенных социально значимых целей...» [5], реализовывать коммуникативные стратегии в дистанционной образовательной среде. Разрабатываются нормативные документы, регламентирующие организацию электронного обучения и применение дистанционных образовательных технологий. Так, в «Законе об образовании» [6] вводятся основные понятия, связанные с организацией электронного обучения и применением дистанционных образовательных технологий, а также определяются условия, необходимые для организации и применения технологий дистанционного обучения в образовательных учреждениях.
Однако зачастую использование технологий дистанционного обучения учителями школ носит несистемный характер. Такая ситуация может быть обусловлена рядом причин, в частности низким уровнем информационной компетенции учителей, недостаточными представлениями в области методики разработки учебных материалов для организации взаимодействия в дистанционной образовательной среде, особенностями взаимодействия при реализации технологий дистанционного обучения и др. [1, 2].
Внедрение дистанционных образовательных технологий неизбежно влечет изменение форм и видов взаимодействия участников образовательного процесса. Меняются коммуникативные цели и задачи педагога, содержание образовательной информации (контент), появляются новые роли учителя и учащихся (субъект-субъектные отношения) и т.д. [2]. Возникает необходимость поиска наиболее эффективных способов взаимодействия участников образовательного процесса, а также анализа опыта и особенностей реализации коммуникативных стратегий учителями школ и выявления трудностей, обусловленных спецификой такого взаимодействия.
Несмотря на достаточно широкое распространение технологий дистанционного взаимодействия (электронная почта, чат-программы, социальные сети и сервисы, автоматизированные системы дистанционного обучения и др.) в образовательных целях, в настоящее время отсутствуют экспериментальные исследования, посвященные вопросам изучения и анализа опыта взаимодействия педагогов с учениками в дистанционной образовательной среде в средней школе, выяснению условий, особенностей, трудностей такого взаимодействия, выявлению наиболее эффективных в данный момент форм и видов коммуникации.
Анализ экспериментальных данных позволит определить круг вопросов и проблем реализации коммуникативных стратегий в дистанционной образовательной среде, разработать теоретические и практические аспекты эффективного использования технологий дистанционного взаимодействия, а также спроектировать систему профессиональной подготовки будущих педагогов к реализации коммуникативных стратегий в дистанционной образовательной среде.
Целью данной работы явилось изучение и анализ опыта реализации коммуникативных стратегий в дистанционной образовательной среде учителями школ.
В исследовании приняли участие учителя средних общеобразовательных школ. В качестве методов исследования использовались анкетирование и беседа с учителями. Было проведено анкетирование учителей (39 человек), которые используют дистанционные технологии для организации коммуникативной деятельности обучаемых. Учителям предлагались вопросы закрытого типа (множественного выбора) и открытого типа [3].
В ходе анкетирования и беседы были получены следующие результаты. Возрастная группа обучаемых, в общении с которыми используются дистанционные технологии, составляет 10-18 лет. Наиболее часто применяемыми средствами дистанционного обучения являются электронная почта (100 % опрошенных), социальные сети (95 %). 38 % учителей используют скайп и другие чат-программы, 23 % - социальные сервисы Веб 2.0 (например, блоги), 15 % - автоматизированные системы дистанционного обучения, например, Moodle. Указанные результаты свидетельствуют о том, что учителями чаще используются те средства обучения, которые не требуют высокого уровня информационной компетентности учителя и учеников, а также предполагают асинхронный режим работы в дистанционной образовательной среде, что позволяет выбирать удобное для взаимодействия время. Синхронный режим работы в дистанционной образовательной среде используют 15 % учителей.
Целями использования технологий дистанционного обучения для большинства опрошенных являются организация индивидуальной работы с учащимися (100 % опрошенных), организация самостоятельной работы учащихся (100 %), организация работы с одаренными детьми (69 %), предоставление дополнительного материала (54 %), помощь учащимся, пропускающим занятия по болезни (38 %).
При ответе на вопрос об отличиях общения педагога и учащихся в дистанционной образовательной среде от традиционного непосредственного общения 77 % респондентов считают, что основным отличием является появление новых форм коммуникативной деятельности, 46 % опрошенных считают, что появляются новые коммуникативные роли учителя и обучающихся, 38% учителей отличия видят в изменении коммуникативных целей и задач педагога, а также качества содержания образовательной информации.
Наиболее эффективными уровнями взаимодействия в дистанционной образовательной среде, по мнению большинства опрошенных, является межличностный, а групповой и другие уровни имеют меньшую эффективность. В качестве форм общения учителями чаще всего используются чаты и форумы.
Обратная связь при общении в дистанционной среде, как правило, является отсроченной во времени. При тех формах, видах и средствах общения, которые в большей степени используются учителями, и в зависимости от целей использования дистанционных технологий, обратная связь осуществляется по электронной почте, с помощью чат-программ, с помощью письменных работ, которые необходимо выполнить по итогам взаимодействия в дистанционной среде, а также при проверке устных ответов на уроке.
Основными преимуществами общения в дистанционной образовательной среде 85 % учителей считают возможность выбора времени общения, 62 % - новые формы взаимодействия, 46 % учителей привлекают новые коммуникативные роли участников и высокая активность обучаемых.
Недостатками общения в дистанционной образовательной среде, по мнению большинства учителей, являются технические трудности, связанные с организацией взаимодействия, отсутствие невербального компонента общения, значительная техническая и методическая подготовка со стороны учителя. Только 31 % учителей высоко оценивают эффективность применения дистанционных образовательных технологий, в том числе и для организации коммуникативной деятельности, при этом 69% учителей либо дают невысокую оценку эффективности коммуникативного взаимодействия, либо затрудняются с ответом.
Основные трудности, которые испытывают учителя при организации коммуникации и реализации коммуникативных стратегий в дистанционной образовательной среде, связаны с подготовкой учебного материала для обеспечения взаимодействия, помехами различного рода при передаче информации, с невозможностью видеть ученика, несинхронностью общения и спецификой языка и стиля общения в электронной среде.
Причины трудностей взаимодействия с учениками в дистанционной образовательной среде, по мнению большинства учителей, могут быть связаны с техническими возможностями (например, доступ к сети Интернет, наличие необходимых программных продуктов и т.д.), недостаточным уровнем информационной компетентности учителя, недостаточным уровнем методической подготовки учителя для обеспечения образовательного взаимодействия, недостаточным уровнем представлений об особенностях коммуникации и реализации коммуникативных стратегий в дистанционной образовательной среде.
Как показывают полученные результаты, учителя в своей профессиональной деятельности активно используют технологии дистанционного обучения, однако ограничиваются наиболее простыми в техническом и методическом плане видами и формами коммуникации в дистанционной образовательной среде, эффективность которых не всегда является высокой, более того, учителя испытывают серьезные трудности при разработке учебных материалов для организации коммуникации в дистанционной среде. Указанные трудности необходимо учитывать при проектировании системы профессиональной подготовки будущих учителей к реализации коммуникативных стратегий в дистанционной образовательной среде.
Большинство опрошенных учителей считает, что для повышения эффективности общения в дистанционной образовательной среде необходимо вносить следующие изменения в процесс подготовки будущих педагогов к реализации коммуникативных стратегий в дистанционной образовательной среде:
- ввести дисциплины, связанные с коммуникацией в дистанционной среде;
- познакомить с особенностями коммуникации в дистанционной образовательной среде;
- научить выбирать и реализовывать коммуникативные стратегии в дистанционной образовательной среде;
- научить создавать электронные ресурсы для организации взаимодействия в дистанционной образовательной среде.
Учитывая особенности коммуникации и реализации коммуникативных стратегий в дистанционной образовательной среде, а также требования, предъявляемые к современному учителю, можно выделить следующие группы направлений подготовки будущих учителей к реализации коммуникативных стратегий в дистанционной образовательной среде:
- направления, связанные с подготовкой, планированием и организацией коммуникативной деятельности в дистанционной образовательной среде;
- направления, связанные с развитием личностных и профессиональных качеств педагога, необходимых для реализации коммуникативных стратегий в дистанционной образовательной среде.
Рассмотрим подробнее выделенные направления подготовки будущих учителей к реализации коммуникативных стратегий в дистанционной образовательной среде.
Первая группа направлений - подготовка, планирование и организация коммуникативной деятельности в дистанционной образовательной среде - предполагает формирование у студентов соответствующих профессиональных компетенций, обеспечивающих готовность проектировать новое содержание образовательной информации (контент), технологии и конкретные методики обучения в дистанционной среде, учебно-методическое обеспечение коммуникативной деятельности, выбирать коммуникативные стратегии. Для развития данной группы компетенций необходимо вносить изменения в содержание образования, при этом содержание образовательных программ должно быть нацелено на освоение студентами представления о современных тенденциях в реализации коммуникативного взаимодействия, принципах проектирования новых учебных программ и разработки инновационных методик организации образовательного процесса с учетом особенностей реализации коммуникативных стратегий в дистанционной образовательной среде.
К необходимым умениям будущего учителя следует отнести умения осваивать ресурсы и потенциал дистанционной образовательной среды и проектировать их развитие, реализовывать коммуникативные стратегии в педагогическом процессе.
Достижение указанных результатов требует создания условий, которые позволят выпускнику овладеть инструментарием коммуникативной деятельности в дистанционной образовательной среде, что, в свою очередь, предполагает обновление подходов к отбору содержания подготовки и конструированию образовательных программ подготовки будущих педагогов.
Вторая группа направлений подготовки педагогов к реализации коммуникативных стратегий в дистанционной образовательной среде может включать:
- организацию работы с информацией;
- овладение информационно-коммуникационными и дистанционными технологиями;
- развитие умений самопрезентации;
- профессиональную самореализацию;
- креативность;
- рефлексию и самооценку коммуникативной деятельности;
- диссеминацию опыта реализации коммуникативных стратегий в дистанционной образовательной среде.
Указанные направления обеспечат реализацию требований ФГОС ВПО к будущему педагогу и позволят более эффективно использовать возможности и потенциал дистанционной образовательной среды для решения профессиональных задач педагога [4]: видеть ребенка в образовательном процессе, строить образовательный процесс, направленный на достижение целей определенной ступени образования, устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса, создавать и использовать образовательную среду, проектировать и осуществлять профессиональное самообразование.
Рецензенты:
Акулова О.В., д.п.н., профессор, начальник учебно-методического управления, профессор кафедры педагогики психолого-педагогического факультета Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», г. Санкт-Петербург.
Викторова Л.П., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой психолого-педагогических дисциплин Выборгского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», г. Санкт-Петербург.
Библиографическая ссылка
Костикова Н.А. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ В ДИСТАНЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ УЧИТЕЛЯМИ ШКОЛ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9932 (дата обращения: 01.10.2023).