Динамичное развитие современного общества, появление новых технологий, расширение информационного потока обусловливает необходимость самосовершенствования и самообразования личности на протяжении всей жизни.
В связи с этим актуализируется проблема подготовки специалистов, способных к самостоятельному удовлетворению своих образовательных потребностей путем собственной социальной мобильности и творческой активности в условиях непрерывного обновления профессиональной деятельности.
Особую важность данная проблема приобретает в контексте формирования готовности к педагогической деятельности. Педагогическая деятельность, обладающая особой социальной значимостью, направленная на сохранение и передачу социального опыта и культуры общества, предъявляет высокие требования к личности педагога, что, в свою очередь, детерминирует необходимость совершенствования его профессиональной подготовки в направлении формирования готовности к самообразованию.
В современной научной литературе термин «самообразование», его теоретический статус и специфика, на наш взгляд, определяются неоднозначно: как направление самовоспитания (В.В. Бондаревская, А.Г Ковалев, Б.Ф. Райский и др.); как целенаправленая познавательная деятельность (А.К.Громцева, Л.Г. Ковтун и др.); как средство усвоения социального опыта (Т.А. Ильина, Г.Н. Сериков и др.).
Большинство исследователей трактуют самообразование как деятельность, связанную с самоорганизацией, что предполагает развитие способности личности самостоятельно формулировать и осознавать цель и задачи деятельности, выбирать адекватные способы их достижения, осуществлять самоконтроль, самоанализ, саморефлексию. Следовательно, в качестве основных характеристик самообразования можно выделить его личностный характер, осознанность, целенаправленность и систематичность.
Педагогическая энциклопедия определяет самообразование как целенаправленную познавательную деятельность, управляемую самой личностью, включающую приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политике, жизни. В основе самообразования - непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала.
Л.П. Вишневская под самообразованием понимает деятельность личности по достижению внутренне усвоенных ею целей по собственному воспитанию, образованию, развитию и профессиональной подготовке, соотнесенных с требованиями и ценностями общества, которая, будучи сложной организованной системой, включает в себя средства поиска и усвоения социально значимого для личности опыта, процесс и результат освоения этим опытом и является основанием для последующего движения к саморазвитию и самореализации во всех отношениях [2].
С.В. Юдакова считает, что самообразование - самостоятельная познавательная деятельность человека, которая включает следующие компоненты: целенаправленную самореализацию на основе внутренней свободы личности; удовлетворение потребностей в социализации; продуктивную активность личности на основе осознания познавательных потребностей; специально организованную самодеятельную систематическую познавательную деятельность по достижению целей, связанных с личностным развитием [8].
А.С. Воронин рассматривает самообразование как специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и (или) общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение профессиональной квалификации. Способствуя формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности, помогая осмыслению педагогического опыта и собственной самостоятельной деятельности, самообразование является средством самопознания и самосовершенствования [3].
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы по проблеме самообразования личности позволяет выявить многоаспектность и актуальность рассматриваемой проблемы, а также подтверждает необходимость дальнейших исследований в данном направлении. Обобщив и проанализировав точки зрения различных ученых, мы пришли к необходимости собственного уточнения понятия самообразования в контексте предпринятого исследования.
Под самообразованием личности педагога мы понимаем целенаправленную личностно и профессионально значимую познавательную деятельность, регулируемую самим субъектом, характеризующуюся осознанностью, систематичностью, самостоятельностью, креативностью, рефлексивностью.
Данное определение позволяет конкретизировать процесс самообразования личности педагога, оно способствует выявлению составляющих педагогического самообразования и определению его.
Педагогическое самообразование можно представить как процесс творческой самореализации в профессии. Под данным процессом понимается наиболее полное выявление педагогом своих индивидуальных и профессиональных возможностей на основе: работы над приобретением глубоких и всесторонних учебных знаний и их критической переработки и осмысления; умения перевести теоретические и методические положения в педагогические действия; разработки новых методик, форм, приемов и средств и их оригинальных сочетаний; способности к рефлексивной оценке собственной деятельности и ее результатов; формирования индивидуального стиля деятельности; умения видеть «веер» вариантов решения педагогических проблем.
Педагогическое самообразование связано с профессиональной социализацией учителя, поскольку она есть процесс вхождения учителя в профессиональную среду, усвоения им педагогического опыта, овладения стандартами и ценностями педагогического сообщества, активной реализации накопленного опыта [6, с. 22].
Развитие профессионального самосознания педагога, педагогическая направленность его личности является одним из значимых показателей готовности к профессиональной деятельности. Профессионально-педагогическая направленность личности педагога является необходимым условием формирования его готовности к самообразованию, оно способствует развитию педагогической эрудиции, педагогического целеполагания, педагогической интуиции и импровизации, педагогического воображения.
Готовность личности педагога к самообразованию является неотъемлемой составляющей готовности к педагогической деятельности. Формирование данной готовности можно считать необходимым механизмом адаптации педагога к профессиональной деятельности. В работах, посвященных вопросам самообразования, готовность к самообразованию рассматривается как состояние, характеризующееся единством положительного отношения к самообразовательной деятельности и практического владения умениями этой деятельности.
Л.П. Вишневская готовность личности к самообразованию определяет как интегративную, развивающуюся с помощью педагогического содействия меру сформированности обобщенных характеристик личности для организации, осуществления и достижения целей самообразования в самом широком смысле, включая самовоспитание, самопознание, самосовершенствование, самореализацию [2].
Г.Н. Сериков считает, что готовность к самообразованию - это овладение личностью всеми компонентами самообразовательной деятельности. С одной стороны, в этом определении отражен комплексный подход к обсуждаемой категории, который требует ее всестороннего осмысления. С другой же, готовность к самообразованию предстает лишь как результат целенаправленной деятельности личности. Он выделяет следующие признаки готовности к самообразованию:
- в состав готовности к самообразованию входят: эмоционально-личностный аппарат, личностные знания, умения работать с источниками информации, организационно-управленческие умения;
- готовность к самообразованию в плане отражения - совокупность определенных состояний студента, которые могут быть охарактеризованы в вышеназванных аспектах; ей присуща способность к непрерывному изменению [5, с. 145].
С.В. Юдакова готовность к педагогическому самообразованию представляет как целостный механизм, в котором, с научной точки зрения, важнейшими являются два аспекта: 1) психологический аспект, отражающий меру внутренней готовности личности учителя добровольно, систематически и умело заниматься профессиональным самообразованием; 2) педагогический аспект, отражающий меру внешней процессуально-деятельностной формы проявления соответствующих характеристик в комплексе и в отдельности.
Автор выделяет ряд факторов, обеспечивающих готовность учителя к педагогическому самообразованию:
- наличие мотивов педагогического самообразования;
- сформированность умений профессионально-педагогического самообразования;
- умения составлять и реализовывать авторскую программу педагогического самообразования;
- рефлексивная позиция на всех этапах педагогического самообразования [8, с. 36].
Готовность педагога к самообразованию, на наш взгляд, выступает как интегральное динамическое свойство личности, отражающее единство и взаимосвязь познавательной, мотивационной и практической готовности к активной самообразовательной деятельности на основе ценностного отношения к педагогической деятельности и стремления к самореализации в ней.
Формирование готовности личности педагога к самообразованию в процессе профессиональной подготовки в высшей школе опирается на современные научные подходы: личностно-деятельностный, личностно ориентированный, культурологический, компетентностный и другие [7].
Научно-методологические основы изучения проблемы самообразования в контексте личностно-деятельностного подхода заложены в трудах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и других, где рассматривается проблема человека как субъекта своей деятельности, способного целенаправленно преобразовывать объективную действительность и осуществлять собственное саморазвитие. Самообразование трактуется как путь к самосовершенствованию личности. При этом ведущая роль отводится формированию соответствующей мотивации.
Сущность мотивации состоит в том, что потребности в результате этого процесса получают обоснование необходимости и возможности своего удовлетворения, модифицируясь при этом в цель будущей деятельности. Последняя, с одной стороны, детерминирована потребностью (степень необходимости и возможности ее удовлетворения в данных условиях), с другой - средствами, служащими для ее реализации, которые связывают цель и результат [4].
В связи с этим в процессе профессиональной подготовки учителя должны быть созданы условия для перевода его из объектной позиции в субъектную, т.е. позицию активного профессионального самовоспитания [6].
С точки зрения культурологического подхода, самообразование выступает как форма получения образования. В связи с этим необходимо проследить взаимосвязь и иерархию данных понятий. В рамках концепции Е.П. Белозерцева образование трактуется как процесс, результат и условие развития духовных начал и конкретного народа и каждого человека. Этимология данного понятия восходит к понятию «образ». Образование в широком смысле трактуется как формирование целостного образа человека, включающего в себя образ собственного «Я», образ другого «Я», образ социума, образ государства, образ планеты. Образ мира и система представлений человека об образе действий в этом мире составляют образование в узком смысле. Сущность образования заключается в работе человека над смыслом и взаимодействием окружающего и находящегося внутри него пространств: внутренний мир обогащается внешним, внешний дополняется внутренним. Е.П. Белозерцев считает, что предназначение человека состоит в том, чтобы выявить и реализовать в себе такое содержание, так заполнить свое внутреннее пространство, чтобы оно стало внешним [1]. В этом проявляется взаимосвязь культурологического и личностно ориентированного подходов.
С позиций компетентностного подхода готовность личности педагога к самообразованию является частью его профессиональной готовности, компетентность в сфере самообразования выступает в качестве составляющей профессиональной компетентности.
В качестве структурных компонентов готовности личности педагога к самообразованию нами выделены следующие:
- когнитивный компонент, включающий представления и понятия о сущности, методах и формах самообразования, структуре, особенностях, условиях педагогической деятельности;
- мотивационно-ценностный компонент, представленный системой целей, установок, потребностей, мотивов самообразования;
- деятельностный компонент, отражающий овладение приемами и операциями самообразовательной деятельности, способами поиска, отбора и обработки информации;
- рефлексивный компонент, предполагающий самоанализ ситуации профессионального развития, самооценку личностно-профессиональных качеств и компетенций, саморегуляцию процесса их совершенствования.
Выделение компонентов готовности личности педагога к самообразованию позволило выявить критерии и уровни сформированности данной готовности, на основании которых было проведено экспериментальное исследование на базе Марийского государственного университета. В эксперименте участвовали студенты 1-5 курсов института педагогики и психологии - будущие учителя начальных классов.
Качественный анализ и интерпретация полученных результатов, подтверждающих необходимость целенаправленной работы по формированию готовности личности педагога к самообразованию, послужили основой для разработки программы формирующего эксперимента, реализуемой в условиях образовательного процесса вуза.
Рецензенты:
Карташова Е.П., д.ф.н., профессор, профессор кафедры общего и русского языкознания ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г.Йошкар-Ола.
Апакев П.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики и методики начального образования ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г.Йошкар-Ола.
Библиографическая ссылка
Светлова В.А. ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА К САМООБРАЗОВАНИЮ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9929 (дата обращения: 20.01.2025).