Эффективность управления формированием контингента учреждений высшего профессионального образования (ВПО) определяется его влиянием на конкурентоспособность данных учреждений. Субъектами управления являются представители административно-управленческого аппарата, а объектами управления - факторы, оказывающие существенное влияние на численность контингента. Среди этих факторов наиболее существенным является общий объем спроса на услуги высшего профессионального образования, который, в свою очередь, зависит от количества абитуриентов. Демографические характеристики и тенденции развития населения отличаются выраженной устойчивостью в кратко- и среднесрочных периодах и существенно влияют на формирование спроса на образовательные услуги и, следовательно, на их конкурентоспособность. Можно выделить две группы факторов, влияющих на потенциальное количество абитуриентов высшего профессионального образования:
- факторы внешней среды, к которым относятся: макроэкономическая конъюнктура, спрос на образовательные услуги, численность населения, его половозрастная структура, темпы роста населения, уровень рождаемости и уровень смертности, ожидаемая продолжительность жизни, этническая и региональная структура, миграционная активность и социальная стратификация населения, средняя численность домашнего хозяйства, политика Министерства образования и науки в области распределения бюджетных мест;
- факторы внутренней среды, к которым относится: уровень квалификации профессорско-преподавательского состава, уровень менеджмента в учреждении ВПО, организация учебно-воспитательной работы, академическая мобильность студентов и преподавателей, уровень научно-исследовательской работы, востребованность выпускников работодателями, стоимость обучения на основе полного возмещения затрат.
Серьезное влияние на сферу услуг в целом и на высшее профессиональное образование в частности оказывает макроэкономическая конъюнктура [1]. Демографический спад является в последние годы основным фактором внешней среды, влияющим на конкурентоспособность учреждений высшего профессионального образования. В течение последних десяти лет прием в вузы стабильно превышает число выпускников средних школ. Даже в период 2003-2005 года, когда выпуски из средних школ были максимальны, число поступивших в вузы России превысило число выпускников средних школ более чем на 328 тыс. чел, и в дальнейшем, несмотря на снижение приема в 2010 году, разрыв этот все возрастал, составив в 2010/2011 учебном году 679,9 тыс. чел. Григорьянц И. А. в работе «Методические основы маркетингового управления устойчивостью управления вузом» отмечает, что оценить влияние демографического фактора, влияющего на устойчивость вуза возможно с помощью соотношения численности абитуриентов и численности принятых студентов, измеряемых в тыс. чел. [2]. Одной из таких характеристик является конкурс на вступительных экзаменах в учреждениях ВПО, который устойчиво растет.
В условиях низкой продолжительности жизни, низкой рождаемости и роста смертности лиц молодого возраста, происходит снижение доли населения в возрасте 5-14 лет - основного контингента общеобразовательных учреждений и 15-24 лет - возраста вхождения в систему профессионального образования [4].
Динамикой численности и изменениями в возрастном составе населения в значительной степени обусловлено изменение контингента обучающихся и по системе образования в целом, и по отдельным ее уровням. В условиях протекающего в регионах процесса демографического спада, задача по переподготовке кадров и привлечению лиц старшего возраста для получения второго высшего образования, дополнительного образования, становится не менее актуальной, чем привлечение в вуз абитуриентов - выпускников средних школ и колледжей для получения первичного высшего образования.
Процесс демографического старения населения в наибольшей степени выражен у женской части населения. [4] Росстат прогнозирует дальнейший гендерный разрыв в структуре населения: в 2016 году - 1245 женщин на 1000 мужчин, в 2026 году - 1273 женщины. [3] Эти тенденции необходимо учитывать при формировании предложения на рынке образовательных услуг, ориентируясь на спрос со стороны женщин в разрезе заочного и второго высшего образования, а также системе дополнительного образования и повышения квалификации. Удельный вес женщин в общем контингенте студентов всех вузов составлял в 2000/01 учебном году - 56,7 %, в период с 2005/06 по 2007/08 г. - 58,2 %, в 2009/10 учебном году - 57,3%, в 2010/11 учебном году 57,2 %, в 2011/12 г. - 56,1 %. Доля женщин, обучающихся по очной форме во всех вузах, составляла в 2000/01 учебном году - 51,2 %, в период с 2004/05 по 2006/07 г. - 51,4 %, в 2009/10 г. - 57,3 %, в 2011/12 г. - 53,7 % от общей численности студентов. Следует отметить, что доля обучающихся женщин как в целом по вузам всех форм собственности, так и обучающихся на очных отделениях всех вузов превышает долю обучающихся мужчин. Особенно эти различия видны в негосударственных вузах, где доля женщин в общем количестве студентов в течение последних 10 лет не опускалась ниже 62 %. В 2011/2012 учебном году доля женщин в вузах всех форм собственности составляла 56,1 %, в том числе на очной форме обучения 53,7 %, в государственных муниципальных вузах - 55 %.
Динамика спроса за последние 10 лет на отдельные формы обучения показывает увеличение спроса на заочные и вечерние формы обучения, причем в большей степени у мужчин (в 2,07 раза, у женщин в 1,9 раза), на очные формы обучения незначительное увеличение спроса, причем в практически одинаковой степени у мужчин (в 1,22 раза) и женщин (в 1,28 раза).
Гендерные различия в спросе на заочные и вечерние формы обучения наиболее заметны в частном секторе системы высшего образования: здесь рост спроса на не очные формы обучения составил 358 % у женщин и 348,9 % у мужчин, при том, что в государственных вузах показатели роста спроса на аналогичные формы обучения составили 161,8 % у женщин и 185,3 % у мужчин. [5] Однако был выявлен спрос и на более глубокие знания в области социальной работы, бизнеса семьи, медицинского обслуживания, который был реализован в потребности получить второе высшее или более глубокое дополнительное образование в рамках учреждения ВПО.
При формировании контингента заочной и вечерней форм обучения весьма эффективными являются механизмы государственно-частного партнерства в области управления содержанием образования. Использование их создает условия для формирования компетенций выпускников, необходимых работодателям, что служит фактором роста конкурса в вузы [9].
На объем спроса и структуру спроса на образовательные услуги учреждений ВПО влияет и миграционная составляющая демографического фактора. Миграционный прирост на фоне сокращения естественной убыли привел к значительному снижению темпов сокращения числа жителей страны и начиная с 2009 года незначительному увеличению численности населения страны (2010 г. численность населения 142,857 млн человек , 2011 год - 142,865 млн человек). [7] Основной поток мигрантов идет из стран СНГ. Выходцы из этих стран в общем количестве мигрантов в 2010 году составили 89,7 % (171,940 тыс. чел.), в 2011 году - 87,1 % (310,520 тыс. чел.), причем поток мигрантов только за последние 2 года (2010 и 2011 г.г.) вырос со 191,656 тыс. чел. до 356,520 тыс. чел. (почти в 2 раза), соответственно вырос и поток мигрантов из стран СНГ за этот же период (в 1,8 раза). В этом потоке значительную долю составляют мигранты из Казахстана (11,7 % в 2011 году), Киргизии (13,4 %), Украины (14 %), Таджикистана (11,3 %) [4]. С учетом того, что в Россию ежегодно прибывает около 70 % русских в составе мигрантов и еще около 25 миллионов русских проживает в ближнем зарубежье, их можно в большей или меньшей степени рассматривать как потенциальных потребителей образовательных услуг вузов, так как специалисты отмечают в качестве одной из важнейших причин переезда - желание мигрантов, чтобы их дети получили качественное образование на русском языке в вузах России [8].
На основании данных Росстата за последние 4 года [5] автором настоящей статьи проведено исследование зависимости численности поступивших в российские вузы иностранных студентов из стран СНГ, Грузии и Балтии от потоков мигрантов из этих стран, результаты которого представлены в таблице 1.
Таблица 1. Численность мигрантов из стран СНГ, Балтии и Грузии и численность поступивших в вузы выходцев из этих стран
Период |
Прибыло в РФ из стран СНГ, Балтии и Грузии, тыс. чел. |
Принято в вузы, тыс. чел |
Удельный вес поступивших в вузы (в общем количестве мигрантов), % |
2007 |
274,804 |
25,7 |
9,4 |
2008 |
271,623 |
25,0 |
9,2 |
2009 |
270,594 |
26,9 |
9,9 |
2010 |
179,066 |
27,9 |
15,6 |
2011 |
321,565 |
26,1 |
8,1 |
Анализ данных показывает, что в перечне мотиваций переезда в РФ из стран СНГ, Грузии, Балтии возможность получить высшее образование занимает одно из важнейших мест. Мы исследовали долю принятых в российские вузы, которая составила от 9,2 до 15,6 % в общей численности, не рассматривая прием выходцев из стран ближнего зарубежья в образовательные учреждения другого уровня.
Возможность использования при формировании контингента учреждений ВПО положительного потенциала миграционных процессов зависит от многих факторов. По мнению автора, к ним можно отнести: гендерные признаки; уровень знания русского языка; время проживания в стране; источник миграции; образовательный статус семьи; правовой статус мигранта; социальный статус до и после переезда; материальное положение семьи; этническая принадлежность; отношение местных жителей к переселенцам; желание вернуться на родину; уровень полученного среднего образования.
Отмечается, что большинство мигрантов (86 % опрошенных) ориентированы на поступление в государственные и муниципальные вузы, причем у 20 % абсолютно нет возможности обучаться платно, а 14 % - ориентированы только на платное обучение. [8]
Анализ структуры контингента студентов-выходцев из стран СНГ по форме обучения показывает о смене за последнее десятилетие предпочтений данных граждан с очной формы обучения на заочную и вечернюю формы, так если доля очников в общем количестве студентов из стран СНГ составляла в 2000/01 учебном году 58,1 %, то в 2010/11 учебном году - 44 %, в 2011/12 году - 48 %. Платежеспособный спрос иностранных студентов из стран СНГ сместился в сторону более дешевого обучения по заочной форме [5]. Абитуриенты из числа граждан стран СНГ, постоянно проживающие в регионах РФ, имеют важное значение в процессах реновации человеческого капитала [10]. Трудовые мигранты, не являясь гражданами РФ, проживают на территории страны вместе со своими семьями, их дети обучаются в образовательных учреждениях совместно с гражданами России. Повышение уровня образования этого контингента, его интеграция в социокультурное пространство региона ведет к росту качества совокупного человеческого потенциала.
Проанализируем влияние демографических факторов, исследованных ранее, на формирование контингента учреждений ВПО на основании корреляционного анализа. В качестве факторов второго порядка в данном случае используем следующие: число выпускников общего образования; приток мигрантов; количество высших учебных заведений; среднедушевой доход; количество женщин на 1000 мужчин. Данные показатели за 2008-2011 годы приведены в таблице 2.
Таблица 2. Динамика факторов, воздействующих на спрос на образовательные услуги в российской Федерации
Временной период, t |
Значения факторов и их обозначения, fi (t) |
||||
Численность выпускников общего образования, тыс. чел. (f1) |
Среднедушевой доход населения, руб. (f2) |
Приток мигрантов, тыс. чел (f3) |
Количество вузов, ед, (f4) |
Женщин на тыс. мужчин, (f5) |
|
2008г. |
959 |
14864 |
2215945 |
1108 |
1164 |
2009г. |
810,4 |
16895 |
1987598 |
1134 |
1164 |
2010г. |
719,6 |
18951 |
2102304 |
1114 |
1163 |
2011г. |
804,5 |
20755 |
3415055 |
1115 |
1163 |
Контингент студентов учреждений ВПО в 2008-2011 году приведен в таблице 3.
Таблица 3. Контингент учреждений ВПО, тыс. чел.
Показатель (Y) |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Контингент |
7513,1 |
7418,8 |
7049,8 |
6490 |
В таблице 4 приведены статистические характеристики рассматриваемых показателей.
Таблица 4. Статистические характеристика факторов внешней среды
Временной период, t |
Значения факторов и их обозначения, fi (t) |
||||
Численность выпускников общего образования, тыс. чел. (f1) |
Среднедушевой доход населения, руб. (f2) |
Приток мигрантов, тыс. чел. (f3) |
Количество вузов, ед., (f4) |
Женщин на 1тыс. мужчин, (f5) |
|
2008 г. |
959 |
14864 |
2215945 |
1108 |
1164 |
2009 г. |
810,4 |
16895 |
1987598 |
1134 |
1164 |
2010 г. |
719,6 |
18951 |
2102304 |
1114 |
1163 |
2011 г. |
804,5 |
20755 |
3415055 |
1115 |
1163 |
среднеарифметическая |
823,375 |
17866,08 |
2430225,5 |
1117,75 |
1163,5 |
среднеквадратическое отклонение |
28,69451167 |
133,664 |
1558,9180 |
33,43277 |
34,1101 |
коэффициент вариации |
3,48 % |
0,75 % |
0,06 % |
2,99 % |
2,93 % |
коэффициент корреляции |
49,56 % |
-94,93 % |
-88,19 % |
19,25 % |
86,63 % |
Согласно таблице 4, у всех факторов коэффициент вариации не превышает 10 %, что говорит о незначительном разбросе значений и об однородности информации. Таким образом, при анализе необходимо учитывать все значения факторов.
Расчет коэффициента корреляции позволяет оценить степень взаимосвязи между выделенными факторами и отобрать фактор, наиболее тесно взаимосвязанный с воздействием на спрос на образовательные услуги ВПО. По данным таблицы можно сделать следующие выводы:
- отсутствует зависимости между контингентом учреждений ВПО и количеством вузов в России - коэффициент корреляции 19,25 %;
- наблюдается слабая зависимость между контингентом и численностью выпускников школ - коэффициент корреляции составляет 49,56 %;
- имеет место сильная прямая взаимосвязь с отношением численности женщин к 1000 мужчин - 86,63 %;
- наблюдается сильная обратная зависимость со спросом на образовательные услуги: среднедушевого дохода населения (-94,93 %) и притока мигрантов (-88,19 %).
Проведенный анализ позволяет сделать выводы о том, что основными направлениями управления формированием контингента учреждений ВПО в условиях демографического спада является учет гендерного фактора, а также дифференцированная ценовая политика с учетом среднедушевого дохода жителей региона.
Рецензенты:
Безденежных Татьяна Ивановна, д-р экон. наук, профессор, заведующий кафедрой общей экономической теории Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики Министерства образования и науки РФ, г. Санкт-Петербург.
Черненко Владимир Анатольевич, д-р экон. наук, профессор, заведующий кафедрой мировой экономики и международных экономических отношений Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики Министерства образования и науки РФ, г. Санкт-Петербург.
Библиографическая ссылка
Ветрова Т.Я. УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ КОНТИНГЕНТА УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО СПАДА: ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9923 (дата обращения: 07.10.2024).