Быстрое развитие медицинских инновационных технологий приводит к нарастанию информационного потока в условиях дефицита времени, что побуждает к совершенствованию процесса обучения для интеграции в единое образовательное пространство. В этой связи важным представляется выделение основных направлений, способствующих формированию клинического мышления и становлению личности у будущих врачей-интернистов при изучении неврологии.
Феноменология клинико-неврологических расстройств такова, что необходимым является знание топических особенностей строения нервной системы для диагностики патологического процесса. В этом прослеживается преемственность обучения, тесная связь с пониманием анатомо-функциональных закономерностей. Теоретическая подготовка и отработка практических навыков формируют профессиональный облик, компетентность будущего специалиста. Весомый вклад в процесс формирования клинического подхода вносит выполнение курсовых и дипломных проектов по актуальным неврологическим проблемам. Студенты самостоятельно оценивают состояние двигательных, сенсорных, координаторных функций и когнитивной сферы с помощью клинических тестов и шкал, определяют реабилитационный прогноз у постинсультных больных, ведут динамическое наблюдение.
Глубокие традиции отечественной неврологической школы и небольшая продолжительность обучения предопределяют курирование пациентов, максимальную приближенность к постели больного. Поэтому актуальным является воспитание личных черт студента, таких как доброжелательность и вежливость, честность и тактичность, терпеливость и пунктуальность, мягкость и строгость, правильность речи. Особое внимание уделяется внешнему виду врача: аккуратности, опрятности, соответствию стиля одежды и прически. В немалой степени формированию этих качеств способствуют личность преподавателя и ведение беседы-диалога на занятиях.
Успех в мультидисциплинарном процессе становления врача зависит от активно применяемых современных технологий обучения в виде мультимедийных пособий, муляжей, использования банка данных по нейровизуализации и интернет-ресурсов при освоении темы. Применяются различные варианты тестирования: для оценки качества подготовки по отдельной или блоку тем, дисциплине (неврологии); в обучающем режиме для усвоения основных понятий по изучаемой проблеме.
Существует правовой аспект обучения врачебной специальности. Юридическое пространство, в котором работают врачи, предполагает осведомленность в вопросах ответственности за принятие решений, знание и четкое выполнение алгоритмов обследования, лечения больных с учетом побочных свойств лекарственных средств, совершенствование правовой основы.
Формирование личности врача-клинициста является сложным, многоступенчатым и поступательным процессом на основе сочетания современных технологий обучения с традициями отечественной медицинской школы.
Библиографическая ссылка
Сидорова С.А. АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КЛИНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ЛИЧНОСТИ ВРАЧА У СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА СТАРШИХ КУРСОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=990 (дата обращения: 14.10.2024).