Дополнительное образование детей и взрослых - это многоуровневая социально-педагогическая система взаимосвязанных целей и задач, форм и методов, средств и содержания, технологий и результатов деятельности, которая обеспечивает формирование социально-творческой активности обучающихся и направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуально-нравственном, физическом развитии личности.
Характеристикой современного дополнительного образования детей и подростков выступает вариативность образовательных услуг, интеграция и сотрудничество, тенденции к саморазвитию, созидательное взаимодействие государственных органов управления и гражданских институтов. Дополнительное образование взрослых, направленное на развитие социально-профессиональной компетентности и мобильности, влияет на осознание процессов, происходящих в нашем обществе и в мире в целом; укрепляет веру человека в свои возможности; стимулирует формирование общности на разных этапах жизни и формирует ощущение незавершенности и незавершаемости образовательного процесса [3].
В стране изменилась социально-экономическая ситуация, возникла новая образовательная парадигма, ориентированная на личность. Поэтому в контексте отработки организационных механизмов управления на первый план выходит проблема поиска путей устойчивого созидательного развития образовательно-воспитательных учреждений, поскольку именно им отводится социальная роль стабилизатора общественной жизни и двигателя прогресса в перспективе.
Участие общественности в управлении жизнедеятельностью населения - это не дань модным тенденциям. Оно имеет глубокие исторические корни: первый российский Закон организации городского управления (1775 г.), где определена значимость общественно-городского управления; идеи открытости образования в просветительских реформах Петра I; возникновение института попечительства и благотворительности на нужды народного просвещения; общественно-педагогическое движение в процессе становления внеаудиторного образования детей, подростков и взрослых.
Современное состояние государственно-общественного управления, как объединение усилий государства и общества в решении проблем образования, претерпевает ряд затруднений:
- низкая эффективность совместной деятельности всех субъектов государственно-общественного управления (сообщество, система образования, средства массовой информации) по разработке и распространению образовательных, воспитательных и научно-просветительных программ;
- недостаточная активность профессиональных объединений и ассоциаций образовательных учреждений, педагогических и научных работников, родителей и общественных организаций в реализации государственной политики в области дополнительного образования;
- наличие потребности общественности в управлении образованием и отсутствие практического опыта взаимодействия с государственными структурами, что делает общественность пассивной, неспособной реально влиять на образовательную политику;
- ограниченность общественного управления, заключающаяся только в работе различного вида советов (попечительский, родительский, совет образовательного учреждения и др.), управленческие функции которых весьма ограниченны;
- низкая компетентность общественности в вопросах управления системой образования и менеджмента в образовании, что, в свою очередь, затрудняет их продуктивное участие в управлении системой образования [1].
Как показывает практика, организация государственно-общественного управления дополнительным образованием детей и взрослых наиболее успешно осуществляется на территориальном уровне. Это объясняется тем, что она базируется на согласовании ценностных ориентиров образовательной политики с интересами и возможностями не только субъектов образования, но и общественности; обобщает и транслирует существующий опыт социально-педагогического взаимодействия, создает условия для проявления социальной активности и актуализации потенциала государственно-общественного управления в развитии всей системы образования.
Участие общественности в проектировании Программы развития дополнительной системы образования на основе социально-педагогического подхода, предполагающее совместное планирование, организацию, взаимосвязь ведомственной диагностики и общественной экспертизы результативности системы образования, обеспечит создание единого инновационного пространства деятельности гражданских институтов, мобильность инновационных процессов в социализации личности и преобразовании социально-педагогической действительности.
Средствами актуализации социально-педагогического потенциала государственно-общественного управления в развитии системы дополнительного образования детей и подростков выступают: взаимодействие с органами местного самоуправления, различными организациями по привлечению инвестиций и принятию социальной ответственности за результаты образования; согласование социального заказа, нормативов образования и личностного саморазвивающего начала; межведомственное сотрудничество и гармонизация взаимоотношений субъектов образовательного процесса.
Структура государственно-общественного управления развитием дополнительного образования детей и взрослых на муниципальном уровне включает различные государственные институты:
- департаменты управления: отделы администрации города, предприятия и учреждения;
- органы муниципальной власти и институты общественного самоуправления;
- межведомственные органы: комиссии, координационные и экспертные советы;
- некоммерческие общественные организации и непартийные социальные движения;
- профессиональные сообщества и вузы;
- социально-молодёжные и общественные фонды;
- представители малого и среднего бизнеса;
- средства массовой информации;
- правоохранительные органы;
- отделы социальной защиты и т.п.
Во многих территориальных системах образования разрабатываются нормативные документы и проекты, реализация которых обеспечит расширение функций и компетенций общественных организаций, значительно повлияет на доступность и качество образования, повысит действенность и открытость государственных управленческих структур для общественности и населения.
Так, в Комитете по образованию Правительства Санкт-Петербурга принята Концепция развития государственно-общественного управления образованием (143-р от 31.01.2011 г.). В данном документе государственно-общественное управление образованием понимается как ответственное взаимодействие в управлении образованием, с одной стороны, различных субъектов, представляющих интересы, политику, гарантии и компетенцию государства в области образования (органы государственной власти, руководители общеобразовательных учреждений), и, с другой стороны, различных субъектов, выражающих интересы в области образования гражданского общества и населения [2].
В управленческой структуре Санкт-Петербурга в настоящее время функционируют следующие советы:
- Совет по образовательной политике, который является государственно-общественным органом, обеспечивающим согласованные действия Комитета по образованию, общественных и научных сообществ в решении задач по развитию системы образования; во всех районах города созданы государственно-общественные органы по управлению образованием, которые ежегодно представляют информационные материалы о деятельности образовательной системы;
- педагогические советы (количество их достигает 1147), советы образовательных учреждений (964); попечительские советы (802); благотворительные фонды (15).
Анализируя практику деятельности действующих органов государственно-общественного управления, следует отметить, что инициатива общественности в основном направлена на удовлетворение образовательных потребностей и интересов всех участников образовательного процесса, реализацию прав педагога, обучающихся и их родителей, обеспечение общественного наблюдения и осуществление общественной экспертизы в сфере дополнительного образования.
В компетенцию деятельности общественных органов управления входит:
- законотворческая деятельность и совершенствование образовательного процесса, которое заключается в формировании «гражданского заказа» и общественной экспертизе качества дополнительного образования;
- проектирование и реализация механизмов стимулирования общественной деятельности педагогов, учащихся и их родителей, а также и представителей общественных институтов;
- инициирование и создание объединений родителей и попечителей: попечительские, управляющие и наблюдательные советы, благотворительные фонды и др.; объединения работников учреждения дополнительного образования: ассоциации, профессиональные советы, советы образовательных учреждений, советы руководителей образовательных учреждений идр.;
- привлечение общественных организаций и сообществ к формированию и реализации образовательной политики и повышению её продуктивности;
- сохранение баланса государственной и общественной составляющих в системе государственно-общественного управления, их обязанностей, прав, полномочий и ответственности;
- выработка концепций стратегического развития системы дополнительного образования с учетом различных форм социального и образовательного партнерства [6].
Государственно-общественное управление дополнительным образованием детей и взрослых на территориальном уровне представляет собой распределение обязательств в управлении между органами законодательной и исполнительной власти региона, наделенными государственными полномочиями в области образования, органами местного самоуправления и муниципальной общественностью в лице представляющих ее интересы органов самоуправления.
Общественная составляющая позволит ограничить монополию государства в управлении дополнительным образованием детей и взрослых, создав при этом условия перехода дополнительного образования к открытой для общества и подотчетной ему социальной системе. В данном случае перераспределяются функции управления образованием между государственными и общественными структурами территории. Таким образом, общественные организации будут иметь право решающего, а не совещательного голоса.
Качественными показателями наличия государственно-общественного управления дополнительным образованием детей и взрослых являются: расширение публичности деятельности образовательных учреждений дополнительного образования и органов управления образованием; удовлетворение культурно-образовательных потребностей населения на основе маркетинговых исследований их образовательных потребностей; обеспечение информационной поддержки родителей и общественности как участников образовательного процесса; общественное обсуждение проблем образования детей и взрослых; создание «горизонтальных» управленческих структур: закрепление правового статуса управляющего, попечительского советов, формирование опыта общественной организации в совместной деятельности педагогического и управленческого коллективов [5].
Необходимо отметить, что субъекты общественно-государственного управления дополнительным образованием детей и взрослых имеют общее содержание деятельности по реализации функций управления (таблица 1).
Таблица 1 - Общее содержание деятельности субъектов общественно-государственного управления дополнительным образованием детей и взрослых
Общее содержание деятельности субъектов общественно-государственного управления дополнительным образованием детей и взрослых |
|
Деятельность по обеспечению функционирования региональной образовательной системы |
Содействие совершенствованию деятельности и развитию региональной системы образования |
|
|
К основным принципам демократизации управления региональной системой образования можно отнести следующие:
- законности: непременное следование органов регионального и общественного управления образованием Конституции РФ, ее законам и нормативно-правовым актам;
- открытости и гласности: деятельность субъектов демократического, общественно-государственного управления образованием открыта для всех и обеспечивает получение всеми достоверной и оперативной информации;
- свободы и самодеятельности: возможность каждого муниципального и общественного органа управления свободно выбирать методы и средства осуществления управленческой деятельности и проявлять активность и самодеятельность в ней;
- независимости и паритетности субъектов демократического, общественно-государственного управления образованием;
- целевой направленности деятельности субъектов управления на реализацию потребностей и интересов человека, общества и государства;
- согласованного распределения полномочий и сфер ответственности между муниципальными и общественными органами управления образованием;
- наделения полномочиями в региональной вертикали управления сверху вниз, а в общественной - снизу вверх (избирателями);
- правовой обоснованности притязаний участников образовательной деятельности на участие в управлении региональной образовательной системой;
- рационального сочетания единоначалия и коллегиальности в системе управления региональной системой образования [4; 5].
Рецензенты:
Шерайзина Роза Моисеевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой профессионального педагогического образования и социального управления, г. В. Новгород.
Ширин Александр Глебович, доктор педагогических наук, профессор, директор Института непрерывного педагогического образования, г. В. Новгород.
Библиографическая ссылка
Говорушина Т.К., Федотова Г.А. РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В СТАНОВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9872 (дата обращения: 10.09.2024).