Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В СТАНОВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Говорушина Т.К. 1 Федотова Г.А. 2
1 ФГБОУ ВПО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»
2 ФГБОУ ВПО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» Министерства образования и науки РФ
На основе анализа особенностей современной практики системы дополнительного образования детей и взрослых выявлена необходимость привлечения общественности к её управлению как нового организа-ционного механизма. Установлены истоки возникновения государственно-общественного управления в России. Выявлены затруднения в современном состоянии государственно-общественного управления как объединения усилий государства и общества в решении проблем образования детей и взрослых. Рас-крыты преимущества организации общественно-государственного управления на территориальном уровне и представлена её структура. Определены компетенции деятельности общественных органов управления и качественные показатели государственно-общественного управления в системе дополни-тельного образования детей и взрослых. Раскрыто общее содержание и принципы в управленческой дея-тельности государства и общественности как составляющих государственно-общественного управления системой дополнительного образования детей и взрослых.
содержание управленческой деятельности государственных и общественных органов.
компетенции
принципы
структура
общественно-государственное управление
управление системой дополнительного образования
1. Бочкарев В.И. Концепция государственно-общественного управления общим образованием. - М. : ИОСО РАО, 2005. - С. 4.
2. Концепция развития государственно-общественного управления образованием в Санкт-Петербурге : Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга Комитета по образованию 143-р от 31.01.2011 г.
3. Основы андрагогики : учеб. пособ. / под ред. И.А. Колесниковой и др. - М., 2003.
4. Петрова М.П. Тенденции развития государственно-общественного управления образованием в РС(Я) // Менеджмент в образовании. - 2005. - № 2 (11). - С. 30-35.
5. Реморенко И.М. Разное управление для разного уровня. - СПб. : Агентство образования сотрудников, 2005. - 368 с.
6. Федотова Г.А. Общественно-государственное управление как фактор инновационного развития образовательного учреждения // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 6. - URL: http://www.science-education.ru/106-8009 (дата обращения: 28.12.2012).

Дополнительное образование детей и взрослых - это многоуровневая социально-педагогическая система взаимосвязанных целей и задач, форм и методов, средств и содержания, технологий и результатов деятельности, которая обеспечивает формирование социально-творческой активности обучающихся и направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуально-нравственном, физическом развитии личности.

Характеристикой современного дополнительного образования детей и подростков выступает вариативность образовательных услуг, интеграция и сотрудничество, тенденции к саморазвитию, созидательное взаимодействие государственных органов управления и гражданских институтов. Дополнительное образование взрослых, направленное на развитие социально-профессиональной компетентности и мобильности, влияет на осознание процессов, происходящих в нашем обществе и в мире в целом; укрепляет веру человека в свои возможности; стимулирует формирование общности на разных этапах жизни и формирует ощущение незавершенности и незавершаемости образовательного процесса [3].

В стране изменилась социально-экономическая ситуация, возникла новая образовательная парадигма, ориентированная на личность. Поэтому в контексте отработки организационных механизмов управления на первый план выходит проблема поиска путей устойчивого созидательного развития образовательно-воспитательных учреждений, поскольку именно им отводится социальная роль стабилизатора общественной жизни и двигателя прогресса в перспективе.

Участие общественности в управлении жизнедеятельностью населения - это не дань модным тенденциям. Оно имеет глубокие исторические корни: первый российский Закон организации городского управления (1775 г.), где определена значимость общественно-городского управления; идеи открытости образования в просветительских реформах Петра I; возникновение института попечительства и благотворительности на нужды народного просвещения; общественно-педагогическое движение в процессе становления внеаудиторного образования детей, подростков и взрослых.

Современное состояние государственно-общественного управления, как объединение усилий государства и общества в решении проблем образования, претерпевает ряд затруднений:

  • низкая эффективность совместной деятельности всех субъектов государственно-общественного управления (сообщество, система образования, средства массовой информации) по разработке и распространению образовательных, воспитательных и научно-просветительных программ;
  • недостаточная активность профессиональных объединений и ассоциаций образовательных учреждений, педагогических и научных работников, родителей и общественных организаций в реализации государственной политики в области дополнительного образования;
  • наличие потребности общественности в управлении образованием и отсутствие практического опыта взаимодействия с государственными структурами, что делает общественность пассивной, неспособной реально влиять на образовательную политику;
  • ограниченность общественного управления, заключающаяся только в работе различного вида советов (попечительский, родительский, совет образовательного учреждения и др.), управленческие функции которых весьма ограниченны;
  • низкая компетентность общественности в вопросах управления системой образования и менеджмента в образовании, что, в свою очередь, затрудняет их продуктивное участие в управлении системой образования [1].

Как показывает практика, организация государственно-общественного управления дополнительным образованием детей и взрослых наиболее успешно осуществляется на территориальном уровне. Это объясняется тем, что она базируется на согласовании ценностных ориентиров образовательной политики с интересами и возможностями не только субъектов образования, но и общественности; обобщает и транслирует существующий опыт социально-педагогического взаимодействия, создает условия для проявления социальной активности и актуализации потенциала государственно-общественного управления в развитии всей системы образования.

Участие общественности в проектировании Программы развития дополнительной системы образования на основе социально-педагогического подхода, предполагающее совместное планирование, организацию, взаимосвязь ведомственной диагностики и общественной экспертизы результативности системы образования, обеспечит создание единого инновационного пространства деятельности гражданских институтов, мобильность инновационных процессов в социализации личности и преобразовании социально-педагогической действительности.

Средствами актуализации социально-педагогического потенциала государственно-общественного управления в развитии системы дополнительного образования детей и подростков выступают: взаимодействие с органами местного самоуправления, различными организациями по привлечению инвестиций и принятию социальной ответственности за результаты образования; согласование социального заказа, нормативов образования и личностного саморазвивающего начала; межведомственное сотрудничество и гармонизация взаимоотношений субъектов образовательного процесса.

Структура государственно-общественного управления развитием дополнительного образования детей и взрослых на муниципальном уровне включает различные государственные институты:

  • департаменты управления: отделы администрации города, предприятия и учреждения;
  • органы муниципальной власти и институты общественного самоуправления;
  • межведомственные органы: комиссии, координационные и экспертные советы;
  • некоммерческие общественные организации и непартийные социальные движения;
  • профессиональные сообщества и вузы;
  • социально-молодёжные и общественные фонды;
  • представители малого и среднего бизнеса;
  • средства массовой информации;
  • правоохранительные органы;
  • отделы социальной защиты и т.п.

Во многих территориальных системах образования разрабатываются нормативные документы и проекты, реализация которых обеспечит расширение функций и компетенций общественных организаций, значительно повлияет на доступность и качество образования, повысит действенность и открытость государственных управленческих структур для общественности и населения.

Так, в Комитете по образованию Правительства Санкт-Петербурга принята Концепция развития государственно-общественного управления образованием (143-р от 31.01.2011 г.). В данном документе государственно-общественное управление образованием понимается как ответственное взаимодействие в управлении образованием, с одной стороны, различных субъектов, представляющих интересы, политику, гарантии и компетенцию государства в области образования (органы государственной власти, руководители общеобразовательных учреждений), и, с другой стороны, различных субъектов, выражающих интересы в области образования гражданского общества и населения [2].

В управленческой структуре Санкт-Петербурга в настоящее время функционируют следующие советы:

  • Совет по образовательной политике, который является государственно-общественным органом, обеспечивающим согласованные действия Комитета по образованию, общественных и научных сообществ в решении задач по развитию системы образования; во всех районах города созданы государственно-общественные органы по управлению образованием, которые ежегодно представляют информационные материалы о деятельности образовательной системы;
  • педагогические советы (количество их достигает 1147), советы образовательных учреждений (964); попечительские советы (802); благотворительные фонды (15).

Анализируя практику деятельности действующих органов государственно-общественного управления, следует отметить, что инициатива общественности в основном направлена на удовлетворение образовательных потребностей и интересов всех участников образовательного процесса, реализацию прав педагога, обучающихся и их родителей, обеспечение общественного наблюдения и осуществление общественной экспертизы в сфере дополнительного образования.

В компетенцию деятельности общественных органов управления входит:

  • законотворческая деятельность и совершенствование образовательного процесса, которое заключается в формировании «гражданского заказа» и общественной экспертизе качества дополнительного образования;
  • проектирование и реализация механизмов стимулирования общественной деятельности педагогов, учащихся и их родителей, а также и представителей общественных институтов;
  • инициирование и создание объединений родителей и попечителей: попечительские, управляющие и наблюдательные советы, благотворительные фонды и др.; объединения работников учреждения дополнительного образования: ассоциации, профессиональные советы, советы образовательных учреждений, советы руководителей образовательных учреждений идр.;
  • привлечение общественных организаций и сообществ к формированию и реализации образовательной политики и повышению её продуктивности;
  • сохранение баланса государственной и общественной составляющих в системе государственно-общественного управления, их обязанностей, прав, полномочий и ответственности;
  • выработка концепций стратегического развития системы дополнительного образования с учетом различных форм социального и образовательного партнерства [6].

Государственно-общественное управление дополнительным образованием детей и взрослых на территориальном уровне представляет собой распределение обязательств в управлении между органами законодательной и исполнительной власти региона, наделенными государственными полномочиями в области образования, органами местного самоуправления и муниципальной общественностью в лице представляющих ее интересы органов самоуправления.

Общественная составляющая позволит ограничить монополию государства в управлении дополнительным образованием детей и взрослых, создав при этом условия перехода дополнительного образования к открытой для общества и подотчетной ему социальной системе. В данном случае перераспределяются функции управления образованием между государственными и общественными структурами территории. Таким образом, общественные организации будут иметь право решающего, а не совещательного голоса.

Качественными показателями наличия государственно-общественного управления дополнительным образованием детей и взрослых являются: расширение публичности деятельности образовательных учреждений дополнительного образования и органов управления образованием; удовлетворение культурно-образовательных потребностей населения на основе маркетинговых исследований их образовательных потребностей; обеспечение информационной поддержки родителей и общественности как участников образовательного процесса; общественное обсуждение проблем образования детей и взрослых; создание «горизонтальных» управленческих структур: закрепление правового статуса управляющего, попечительского советов, формирование опыта общественной организации в совместной деятельности педагогического и управленческого коллективов [5].

Необходимо отметить, что субъекты общественно-государственного управления дополнительным образованием детей и взрослых имеют общее содержание деятельности по реализации функций управления (таблица 1).

Таблица 1 - Общее содержание деятельности субъектов общественно-государственного управления дополнительным образованием детей и взрослых

Общее содержание деятельности субъектов общественно-государственного управления дополнительным образованием детей и взрослых

Деятельность по обеспечению функционирования региональной образовательной системы

Содействие совершенствованию деятельности и развитию региональной системы образования

  • участие в разработке, принятии и реализации нормативно-правовой базы функционирования образовательной сферы;
  • определение направлений расходования и контроля дополнительных финансовых средств;
  • контроль за соблюдением полной реализации прав всех субъектов образования;
  • содействие продуктивному взаимодействию участников образовательного процесса;
  • привлечение в сферу образования сил и средств юридических и физических лиц;
  • представление и защита интересов муниципальной системы образования
  • разработка и реализация проектов и программ, обеспечивающих совершенствование содержания, организационной структуры, форм и методов образовательной деятельности и процессов управления ею;
  • разработка, принятие и реализация мер стимулирования труда педагогов, учебной, трудовой и общественно-полезной деятельности обучающихся, деятельности родителей в интересах региональной образовательной системы;
  • изыскание материальных и финансовых ресурсов для реализации проектов модернизации региональной образовательной системы и образовательных учреждений;
  • участие в экспертизе качества образования

К основным принципам демократизации управления региональной системой образования можно отнести следующие:

  • законности: непременное следование органов регионального и общественного управления образованием Конституции РФ, ее законам и нормативно-правовым актам;
  • открытости и гласности: деятельность субъектов демократического, общественно-государственного управления образованием открыта для всех и обеспечивает получение всеми достоверной и оперативной информации;
  • свободы и самодеятельности: возможность каждого муниципального и общественного органа управления свободно выбирать методы и средства осуществления управленческой деятельности и проявлять активность и самодеятельность в ней;
  • независимости и паритетности субъектов демократического, общественно-государственного управления образованием;
  • целевой направленности деятельности субъектов управления на реализацию потребностей и интересов человека, общества и государства;
  • согласованного распределения полномочий и сфер ответственности между муниципальными и общественными органами управления образованием;
  • наделения полномочиями в региональной вертикали управления сверху вниз, а в общественной - снизу вверх (избирателями);
  • правовой обоснованности притязаний участников образовательной деятельности на участие в управлении региональной образовательной системой;
  • рационального сочетания единоначалия и коллегиальности в системе управления региональной системой образования [4; 5].

Рецензенты:

Шерайзина Роза Моисеевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой профессионального педагогического образования и социального управления, г. В. Новгород.

Ширин Александр Глебович, доктор педагогических наук, профессор, директор Института непрерывного педагогического образования, г. В. Новгород.


Библиографическая ссылка

Говорушина Т.К., Федотова Г.А. РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В СТАНОВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=9872 (дата обращения: 18.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252