В настоящей работе представлены результаты исследования морфофункциональных особенностей сводчатого строения стопы у детей различных возрастных периодов (в соответствии с классификацией ВОЗ) и нозологий (нарушение органа слуха).
Объект исследования: дети (мальчики / юноши), различных возрастных периодов («второе детство», «юношеский возраст»), которые обучаются в общеобразовательной (ООШ) и в специальной коррекционно-образовательной школах I - II вида (СКОШ I - II вида) города Краснодара.
Использовались методы: соматоскопический, плантографический с последующей обработкой плантограмм по графико-расчетной методике Г.Г. Потихановой, С.Ф. Годунова, Н.П. Черниной.
Данные исследования показали (таблица): в возрастной группе «второе детство» нормально сводчатую стопу имеют 28,6% учащихся ООШ и 22,2% учащихся СКОШ. При этом у детей ООШ выявлено плоскостопие Iстепени (7,1%), а у детей обучающихся в СКОШ плоскостопие II степени (2,8%). Плоскостопие III степени в обеих группах не наблюдалось. Кроме того, в группе слабослышащих детей определено наличие полых стоп (5,6%).
Анализ результатов исследования строения стопы у юношей показал, что нормально-сводчатая стопа отмечены в 40,0% случаев учащихся ООШ и 30,0% - учащихся ККЦО. Крайние значения характеристик форм стопы (плоская, полая) в обеих группах отсутствовали.
Практически равный процент как здоровых, так и с нарушением слуха мальчиков, распределились в промежуточной «зоне риска»: 63,9% у детей ООШ, 69,4% - СКОШ; из них у 20,0% учащихся ООШ и 40,0% СКОШ предполагается в последующем развитие продольного плоскостопия, а 40,0% и 30,0% соответственно развитие поперечного плоскостопия.
Распределение в «зоне риска» внутри старшей возрастной группы произошли следующим образом: 60% и 70% соответственно. При этом у 17,6% юношей ООШ возможно развитие продольного плоскостопия, а у 32,0% - поперечного; в группе СКОШ: у 47,2% - продольное, а у 11,1% поперечное распалстывание стопы.
Для предупреждения функционального нарушения сводов стопы у детей необходимы: ранняя диагностика, соблюдение соответствующих двигательных режимов, включение в урок по физической культуре составной части, направленной на профилактику и коррекцию нарушений сводчатости стопы.
Таблица 1. Сводчатое строение стоп у учащихся ООШ и СКОШ (мальчики, юноши), %
Вид образовательного учреждения | Возрастная группа (лет) | Норамльно-сводчатая стопа | Полая стопа | Плоскостопие | "Зона риска" | |||||
I степень | II степень | III степень | всего | распластывание переднего отдела | уплощение среднего отдела | распластывание заднего отдела | ||||
ООШ | 7 - 14 | 28,6 | - | 7,1 | - | - | 63,9 | 32,0 | 17,6 | 14,3 |
ООШ | 16 – 19 | 40,0 | - | - | - | - | 60,0 | 40,0 | 20,0 | - |
СКОШ | 7 – 14 | 22,2 | 5,6 | - | 2,8 | - | 69,4 | 11,1 | 47,2 | 11,1 |
СКОШ | 16 - 19 | 30,0 | - | - | - | - | 70,0 | 30,0 | 40,0 | - |
Библиографическая ссылка
Алексанянц Г.Д., Абушкевич В.В., Чижик Л.Ю. МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СВОДЧАТОГО СТРОЕНИЯ СТОПЫ У МАЛЬЧИКОВ / ЮНОШЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛАХ // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=985 (дата обращения: 18.02.2025).