В настоящее время происходит непрерывное технико-технологическое развитие ИКТ, растет объем знаний, информации, при этом объем аудиторных часов по федеральным государственным стандартам третьего поколения значительно сокращен. Часть этих проблем можно решить средствами информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), открывающими новые возможности в области образования, в частности за счет разработки такого содержания подготовки в области ИКТ, которое можно было бы интегрировать в другие области, например, в дисциплины предметной подготовки бакалавров по направлению 031600 «Реклама и связи с общественностью». Следовательно, главной задачей процесса обучения будущих специалистов по рекламе в вузе становится разработка эффективных методических подходов к их подготовке в области использования ИКТ для создания рекламного продукта. При этом важнейшим компонентом вузовского профессионального образования бакалавров по направлению «Реклама и связи с общественностью» являются знания и навыки в области компьютерной графики.
Сущность и содержание подготовки будущих специалистов в области рекламы к использованию ИКТ при создании рекламного продукта определяются особенностями будущей профессиональной деятельности и возможностями использования ИКТ в рекламной деятельности.
Анализ психолого-педагогический литературы (В. П. Беспалько, В. А. Сластенин, П. И. Пидкасистый и др.) показал, что, в общем, понятие «подготовка» отражает результат определенного действия и процесс организации этого действия. В современных условиях особое внимание уделяется информационной подготовке (О. А. Козлов, И. В. Роберт) как обязательной составляющей образовательного процесса, направленной на подготовку специалистов, способных эффективно применять средства ИКТ в процессе осуществления своей профессиональной деятельности [3, 6].
Таким образом, под подготовкой бакалавров к использованию ИКТ для создания рекламного продукта будем понимать процесс освоения теории и практики использования ИКТ в профессиональной деятельности специалиста в области рекламы для проектирования и изготовления продукции (осуществление сбора, обработки, хранения, передачи, отражения, тиражирования информации), целенаправленно влияющей на массовое или индивидуальное сознание с целью вызвать определенную реакцию избранной аудитории.
Целевая, содержательная и практическая направленность подготовки бакалавров к использованию ИКТ для создания рекламного продукта ориентированы на реализацию потенциала ИКТ в своей профессиональной деятельности, что предполагает использование технологии контекстного обучения, при котором «на языке наук и с помощью всей системы форм, методов и средств обучения (традиционных и новых) последовательно моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности студентов» [1, с. 53], тем самым обеспечиваются условия трансформации учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста.
Концепция контекстного обучения, разработанная А. А. Вербицким, опирается на теорию деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.). В соответствии с ней «усвоение содержания обучения осуществляется не путем простой передачи студенту информации, а в процессе его собственной, внутренне мотивированной активности, направленной на предметы и явления окружающего мира» [1, с. 41].
Суть психолого-педагогической теории контекстного обучения состоит в создании комплекса условий (психологических, педагогических, методических), при которых происходит процесс трансформации учебной деятельности в профессиональную. Для этого необходимо последовательно моделировать в формах учебной деятельности студентов профессиональную деятельность специалистов в ее предметном контексте (предметно-технологические составляющие будущей профессиональной деятельности) и социальном контексте (социальные составляющие будущей профессиональной деятельности). Будущая профессиональная деятельность представляет собой модель деятельности специалиста в области рекламы, т. е. описание системы его основных профессиональных функций, проблем и задач.
Следовательно, содержание обучения в рассматриваемой области должно, в частности, отражать основные виды профессиональной деятельности специалиста в области рекламы - поиск идеи; изучение рекламируемого товара и его предыдущей рекламы и рекламы конкурентов; создание проекта рекламного продукта средствами ИКТ (варианты эскизов, макетов будущего рекламного продукта, разработка структуры и текстовой части сайта, подбор фото и видео материалов для сайта и т. п.); технология создания рекламного продукта с использованием ИКТ (подготовка текстовой части с учетом всех требований: подбор шрифтов, цветовой гаммы; обработка фото и видео материалов; оптимизация изображений для сайта; разработка общего дизайна сайта; разработка (настройка) технической части механизма навигации и управления сайтом; согласование дизайна и технических решений и др.); изготовление рекламного продукта (компоновка текстовых, графических, звуковых, видео элементов в конечный рекламный продукт; брошюровка текстовых макетов; сборка воедино всех составных частей сайта и установка его на сервер; пробное тестирование сайта и др.).
Главной задачей контекстного обучения является не передача информации, а развитие способностей студентов компетентно выполнять функции специалиста в области рекламы, разрешать профессиональные проблемы и задачи, овладевать целостной профессиональной деятельностью. Все это мотивирует познавательную деятельность, учебная информация и сам процесс учения приобретают личностный смысл, информация превращается в личное знание студента, однако, остается открытым вопрос перехода от познавательной деятельности студента к профессиональной деятельности специалиста. Основное противоречие профессионального обучения состоит в том, что овладение профессиональной деятельностью должно быть обеспечено в рамках качественно иной по содержанию, формам, методам, средствам и процессу - учебной деятельности. Это противоречие преодолевается в контекстном обучении, представляющем собой реализацию модели динамического движения деятельности студентов: от собственно учебной деятельности (лекции) через квазипрофессиональную (игровые формы) и учебно-профессиональную (научно-исследовательская работа, производственная и учебная практики студентов и др.) к собственно профессиональной деятельности [1].
Основные принципы контекстного обучения, предложенные А. А. Вербицким [1, с. 47], могут быть использованы и при подготовке будущего специалиста в области рекламы:
1) психолого-педагогическое обеспечение личностно-смыслового включения студента в учебную творческую деятельность;
2) последовательное моделирование в учебной деятельности студента целостного содержания, форм и условий профессиональной деятельности специалистов в области рекламы;
3) проблемность содержания обучения и процесса его развертывания в образовательном процессе;
4) адекватность использования индивидуальных и групповых форм организации учебной деятельности студентов целям и содержанию подготовки в области использования ИКТ в профессиональной деятельности специалиста по рекламе;
5) ведущая роль совместной деятельности, межличностного взаимодействия и диалогического общения субъектов образовательного процесса (преподавателей и студентов, студентов между собой);
6) педагогическое обоснованное сочетание традиционных и инновационных технологий деятельности специалиста в области рекламы (исследовательско-творческих, информационно-компьютерных);
7) открытость к использованию в образовательном процессе контекстного типа любых педагогических технологий, предложенных в рамках других теорий и подходов;
8) единство обучения и воспитания личности профессионала-специалиста в области рекламы;
9) учет индивидуально-психологических, творческих особенностей и кросс-культурных (религиозных, национальных, семейных, геополитических) контекстов каждого обучающегося.
В. И. Загвязинский отмечает, что контекстное обучение - имитационная модель обучения, в которой задачи профессионального обучения решаются в учебных или учебно-игровых ситуациях, имитирующих реальные условия в ситуации профессиональной деятельности [5].
В контекстном обучении существует три базовых формы учебной деятельности и большое число промежуточных. Среди базовых форм выделяются:
- учебная деятельность академического типа или собственно учебная деятельность - информационные лекции, проблемные лекции, которые, как правило, имеют компьютерное сопровождение в демонстрационном режиме; семинары-дискуссии, на которых используются средства ИКТ и подготовка к которым требует использования как информационных ресурсов глобальной сети Интернет, так и материалов, представленных в локальной сети вуза;
- квазипрофессиональная деятельность - лабораторные работы, которые носят исследовательский, творческий характер и ориентированы на всесторонний анализ и использование ИКТ в профессиональной деятельности специалиста в области рекламы, освоение инструментальных программных средств для создания рекламного продукта; деловые игры, которые связаны, как правило, с анализом конкретных профессиональных ситуаций; имитационные, ролевые игры, спецкурсы, спецсеминары;
- учебно-профессиональная деятельность - научно-исследовательская работа студентов, курсовые и дипломные работы, которые осуществляются совместно с кафедрами соответствующих профилей подготовки, в том числе «реальные дипломы» с внедрением их результатов в практику; производственная практика, проектная деятельность как одна из форм организации подготовки, которая предусматривает работу в творческой группе по специально сформулированной тематике, направленной на овладение профессиональной деятельностью специалиста в области рекламы. На этом этапе завершается процесс трансформации учебной деятельности в профессиональную.
Промежуточные формы призваны обеспечивать поэтапную трансформацию одной базовой формы деятельности студентов в другую. Это проблемные лекции, семинары-дискуссии, групповые практические занятия, анализ конкретных производственных ситуаций, тренинги, спецкурсы, спецсеминары и т. п.
Одной из базовых форм контекстного обучения и квазипрофессиональной деятельности студентов, как отмечалось выше, является деловая игра. А. А. Вербицкий определяет деловую игру как форму «воссоздания в образовательном процессе предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида труда» [2, с. 3].
В соответствии с описанными ранее основными видами профессиональной деятельности специалиста в области рекламы представим пример деловой игры, проведение которой позволяет студентам лучше понять особенности профессиональной деятельности специалиста в области рекламы в условиях информатизации. Студенты делятся на несколько групп по 3-4 человека. Преподаватель выступает в роли «заказчика», а студенты - в роли «сотрудников» рекламного агентства (арт-директор, креативная группа, составители текстов, дизайнеры, фотографы и др.). Каждая группа получает одинаковый «заказ» на создание рекламного продукта. На первом этапе при формулировании рекламной идеи, в процессе ее поиска, в творческой команде обсуждаются различные вопросы, которые помогают разработке идей. На втором этапе разрабатывается эскизный макет, выполненный от руки (зарисовки, эскизы и т.п.) или электронный макет с использованием аппаратных средств ИКТ (графические планшеты, сканеры). На третьем этапе в зависимости от вида конечного продукта (статичный или динамичный) выбираются программные средства ИКТ и способы создания рекламного продукта. Выполняется подготовка текстовой и графической части рекламного продукта, обработка фото и видео материалов. Четвертый этап - компоновка текстовых, графических, звуковых, видео элементов в конечный рекламный продукт; брошюровка текстовых макетов. На этом этапе студентам также требуются знания, умения и навыки в области «композиции», «цветоведения» и т.д., приобретенные ими в ходе изучения специальных дисциплин. Заключительный этап - сдача готового рекламного продукта «заказчику». Помимо преподавателя студенты также получают листы оценивания рекламного продукта, по результатам заполнения которых каждой группе выставляется итоговый балл.
В деловой игре как форме контекстного обучения и квазипрофессиональной деятельности реализуются следующие психолого-педагогические принципы [2, с. 6]:
- Принцип имитационного моделирования во времени и пространстве условий и технологии производства (моделирование профессиональной деятельности сотрудников творческого отдела рекламного агентства - предметный контекст);
- Принцип игрового моделирования содержания профессиональной деятельности специалистов (проектирование совместной деятельности «сотрудников» на имитационной модели рекламного агентства в ее социальном контексте);
- Принцип системности содержания деловой игры (содержание деловой игры должно быть межпредметным, т. е. в ходе выполнения заданий студентам помимо знаний, умений и навыков в области ИКТ требуются знания, умения и навыки, приобретенные ими в ходе изучения специальных дисциплин);
- Принцип совместной деятельности участников, отражающих социальную сущность труда (в деловой игре, как и в ходе любой профессиональной деятельности, студенты сотрудничают в процессе решения учебно-производственных задач и проблем);
- Принцип диалогического общения и взаимодействия участников игры (студенты общаются, взаимодействуют друг с другом исходя из своей роли в игре, «должностных» обязанностей и интересов в ходе подготовки и принятия решений по всем возникающим вопросам);
- Принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса ее развертывания в игровой учебной деятельности (в ходе игры моделируются различные производственные ситуации проблемного типа, студенты должны провести анализ возникающих ситуаций, вычленить проблемы, найти способы и средства их решения, осуществить соответствующие практические действия по устранению проблем);
- Принцип двуплановости, задаваемый игровыми и реальными целями (достижение «условных» игровых целей служит средством достижения реальных целей обучения и воспитания, развития личности будущего специалиста).
В контекстном обучении студент с самого начала находится в деятельностной позиции, что позволяет получить развитую практику использования учебной информации в функции средства регуляции собственной деятельности. Это обеспечивает наиболее естественное, органическое вхождение молодого специалиста в профессию, значительно сокращая период предметной и социальной адаптации на рабочем месте.
Основными преимуществами использования контекстного обучения в процессе подготовки бакалавров к использованию информационных и коммуникационных технологий для создания рекламного продукта на основе позиции А. А. Вербицкого, по нашему мнению, являются следующие:
- с самого начала студент находится в деятельностной позиции, так как учебные предметы (особенно профильные) представлены не как совокупность научной информации, а в виде предметов деятельности (учебной, квазипрофессиональной, учебно-профессиональной) и сценариев их развертывания;
- потенциал активности студента охватывает весь спектр - от уровня восприятия учебной информации до уровня социальной активности по принятию совместных решений при создании рекламного продукта;
- в контексте разрешения будущими специалистами в области рекламы моделируемых профессиональных ситуаций, художественно-творческих задач знания усваиваются лучше, что обусловливает развитие познавательной и профессиональной мотивации, личностного смысла процесса создания рекламного продукта;
- используется обоснованное сочетание индивидуальных и групповых форм работы студентов, что позволяет каждому делиться своим интеллектуальным и личностным содержанием с другими и ведет к развитию не только деловых, но и социально-нравственных качеств личности;
- центром педагогического процесса становится развивающаяся личность и индивидуальность будущего специалиста в области рекламы;
- контекстное обучение в модельной форме позволяет отразить сущность процессов, происходящих в науке, в будущей профессиональной деятельности специалиста по рекламе и в обществе в целом, что в свою очередь педагогически решает проблему интеграции учебной, научно-исследовательской и профессиональной деятельности студента - будущего специалиста в области рекламы;
- студент из объекта педагогических воздействий превращается в субъект познавательной, будущей профессиональной и социокультурной деятельности;
- в контекстном обучении могут быть использованы любые педагогические технологии, научно и методически обоснованные для достижения конкретных образовательных целей, как традиционные, так и новые.
Таким образом, контекстное обучение является важнейшим условием подготовки бакалавров к использованию информационных и коммуникационных технологий для создания рекламного продукта и скорейшей адаптации выпускника к профессиональной среде.
Рецензенты:
Харитонов Михаил Григорьевич, доктор педагогических наук, профессор, декан психолого-педагогического факультета ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары.
Лавина Татьяна Ароновна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры высшей математики и информационных технологий Чебоксарского института экономики и менеджмента (филиал) ФГБОУ ВПО Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, г. Чебоксары.
Библиографическая ссылка
Алексеева Н.Р. ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ РЕКЛАМНОГО ПРОДУКТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9832 (дата обращения: 11.10.2024).