Введение. Специалисты в области информационных технологий исключительно востребованы современным рынком труда [2, 4]. Это обуславливает важность подготовки таких специалистов в вузах.
Требования к компетенциям выпускников формируются, в первую очередь, Государственными образовательными стандартами [5, 6] и Профессиональными стандартами [3, 7]. Эта группа требований включает в себя главным образом базовые основы информационных технологий. Во вторую очередь требования к компетенциям выпускников неформально формируются рынком труда. Эти компетенции включают в себя не только базовые основы информационных технологий, но и владение конкретными технологиями [2]. Должный уровень знаний и умений в области тех или иных информационных технологий обеспечивает серьезное конкурентное преимущество выпускника.
В настоящее время значительное число крупных компаний-вендоров имеют программы академического партнерства с вузами (например, партнерские программы Microsoft, 1С, SAP и др.). Такие программы включают в себя материалы для разработки учебных курсов в вузах или уже готовые курсы разного уровня, сертификацию преподавателей, методическую поддержку и т.п.
Программа академического партнерства Oracle Academy является, пожалуй, одной из самых проработанных и известных таких программ международного уровня. Сотрудничество с Oracle направлено на внедрение в учебный процесс курсов, посвящённых разработке и проектированию баз данных, средствам обработки и анализа данных и технологиям программирования Java. Оно возможно в рамках трёх программ [9]: Introduction to Computer Sciences, Advanced Computer Sciences и Business Applications.
В рамках программы Introduction to Computer Sciences компанией Oracle предлагаются учебные курсы для студентов колледжей и младших курсов университетов. Курсы (в настоящее время их 4) посвящены основам баз данных и основам программирования на языке Java. Программа Advanced Computer Sciences предназначена для студентов младших и старших курсов университетов, обучающихся в области информационных технологий. Содержит достаточно большой набор курсов (в настоящее время их более 50), посвященных программированию на языке Java, проектированию, разработке и администрированию баз данных Oracle. Программа Business Applications предназначена для студентов университетов, обучающихся в области экономики и менеджмента. Содержит большой набор курсов, посвященных информационным технологиям Oracle для бизнеса и управления предприятиями.
В российских условиях для технических направлений подготовки представляется перспективным развитие в университетах двух программ: Introduction to Computer Sciences и Advanced Computer Sciences.
Содержание и особенности Introduction to Computer Sciences. В рамках этой программы компанией Oracle разработаны 4 учебных курса:
Java Fundamentals,
Java Programming,
Database Design and Programming with SQL,
Database Programming with PL/SQL.
Каждый курс разбит на разделы и темы; по каждой теме предлагается презентация, дополнительные материалы (видеоролики, демонстрационные примеры программ), контрольные вопросы, практические задания для самостоятельной работы студентов и сопровождающие их материалы для преподавателя, тесты по каждой теме, а также промежуточный (по первой половине курса) и финальный тесты по курсу в целом. Все материалы размещены в специальной интерактивной обучающей среде (рис. 1). При этом преподаватель видит как «свои», так и студенческие материалы по курсу, имеет возможность контролировать степень ознакомления студентов с материалами, результаты прохождения ими тестирования.
Рис. 1. Материал для преподавателя по курсу Java Programming. Слайд из презентации по теме Deploying an Application
Для того чтобы студенты могли получить доступ к интерактивной обучающей среде и начать обучение по курсу, преподаватель должен предварительно создать аккаунты для каждого из них. После этого, действуя согласно инструкции, студенты скачивают и устанавливают необходимое программное обеспечение (свободно распространяемое). Кроме того, для курсов Database Design and Programming with SQL и Database Programming with PL/SQL студенты должны завести аккаунт на специальном учебном портале, где они получают возможность создавать базы данных и работать с ними.
Объем курсов составляет 90 часов аудиторной и самостоятельной работы для курсов Java Fundamentals и Java Programming и 180 часов аудиторной и самостоятельной работы для курсов Database Design and Programming with SQL и Database Programming with PL/SQL. Разработчиками курсов предписан следующий план каждого занятия [10].
- Обзор материала по теме, представленного в презентации;
- Устный опрос студентов по основным терминам и понятиям темы;
- Контроль выполнения студентами самостоятельной работы, ответы на вопросы студентов.
При подготовке к занятию студенты самостоятельно изучают материал презентации, просматривают видеоролики, анализируют примеры программного кода, выполняют самостоятельную работу, проходят тесты.
В российских условиях курсы Java Fundamentals и Java Programming представляется целесообразным изучать на 1–2 курсе университета, а курсы Database Design and Programming with SQL и Database Programming with PL/SQL – на 3 курсе. Курс Java Fundamentals также может быть изучен в 10–11 профильном классе школы.
Для того чтобы стать членом программы Introduction to Computer Sciences учебное заведение должно зарегистрироваться на портале Oracle и обучить преподавателей по каждому курсу. Обучение проходит в 2 этапа. Вначале преподаватель выбирает место проведения курсов, регистрируется в качестве слушателя и в течение 1.5–2 месяцев проходит курс в дистанционном режиме. При этом слушатели имеют возможность общения с инструктором по электронной почте, а также в режиме онлайн во время еженедельной чат-сессии. По окончании дистанционного обучения преподаватель выезжает на очную часть обучения, которая длится 2–3 дня. Преподаватель получает свидетельство об окончании курсов и права для доступа к учебному порталу Oracle с возможностью регистрировать там студентов.
Участие в программе Introduction to Computer Sciences (в том числе обучение преподавателей) бесплатное.
Содержание и особенности Advanced Computer Sciences. В рамках этой программы компанией Oracle разработан большой набор курсов, посвящённых разработке, проектированию, администрированию баз данных, технологиям Java. Содержание курсов в целом соответствует требованиям, предъявляемым при сдаче сертификационных экзаменов Oracle. Так, среди курсов, посвященных Java, можно отметить следующие:
- Java SE 7 Fundamentals. Курс посвящен основам языка Java: идеи объектно-ориентированного программирования, конструкции языка, развертывание простых приложений (deploying). Содержание курса в основном соответствует программе сертификационного экзамена Oracle Java SE 7 Programmer I.
- Java SE 7 Programming. Курс включает такие разделы, как принципы объектно-ориентированного программирования, использование коллекций, обработка исключений, файловый ввод-вывод, работа с файлами, операции с таблицами базы данных, работа со строками с использованием регулярных выражений, создание многопоточных приложений, локализация приложений Java. Содержание курса в основном соответствует программе сертификационного экзамена Oracle Java SE 7 Programmer II.
- Java SE 7 New Features. Курс посвящен основным отличиям платформы Java SE 7 от предыдущих версий и её новым возможностям.
- Java SE 7 Develop Rich Client Applications. Курс посвящен разработке клиентской части приложений Java. Включает в себя такие разделы, как обзор JavaFX, разработка GUI, двух- и трехслойную архитектуру, веб-сервисы, развертывание приложений (deploying), вопросы обеспечения безопасности, особенности unit тестирования.
- Java Design Patterns. Курс посвящен проектированию программ, разрабатываемых на Java.
- Using Java for PL/SQL and Database Developers. Курс посвящен работе с базами данных с использованием инструментов JDBC и SQLJ.
Курсы уровня Advanced, посвященные Java, можно рекомендовать для изучения на 2–3 курсе университета. Курсы, посвященные базам данных – для изучения на 3–4 курсах университета. Некоторые из них могут также использоваться при обучении в магистратуре. Курсы могут быть использованы «как есть», либо послужить основой для разработки интегрированных образовательных программ с применением технологий eLearning [1].
Для того чтобы стать членом программы Advanced Computer Sciences, учебное заведение должно зарегистрироваться на портале Oracle. Ежегодный членский взнос составляет 500 долларов США. Членство в программе дает право использования всех учебных материалов и необходимого в учебном процессе программного обеспечения (СУБД, IDE и т.д.). Кроме того, учебное заведение получает 50 % скидку на учебную литературу издательства Oracle Press.
Преподаватели и студенты, зарегистрированные на портале Oracle для прохождения обучения, получают 25–50 % скидку на учебные материалы для профессиональной сертификации Oracle и саму сертификацию. Это способно служить серьезным стимулом и мотивацией для их активного участия в партнерских программах Oracle Academy.
Особенности Final Project. Методика обучения, принятая в Oracle Academy, предписывает завершать обучение студентов по каждому курсу заключительным проектом (Final Project). Его характеризуют следующие аспекты [8].
Работа студентов над итоговым проектом может происходить индивидуально или в группе. Последнее предпочтительнее, так как позволяет не только отработать на практике полученные знания, но и получить опыт взаимодействия с участниками проекта, работающими в различных ролях.
Преподаватель осуществляет контроль работы над итоговым проектом, в ходе которого он активно помогает студентам, направляя их по нужному пути, помогая в трудных ситуациях.
В таблице 1 представлены этапы работы над итоговым проектом.
Таблица 1. Этапы итогового проекта в разрезе активности преподавателя и студентов
Этапы проекта |
Преподаватель |
Студенты |
Предстартовый (Pre-launch) |
Подготовка задания, требований к проекту и плана работы. |
|
Стартовый (Launch) |
Представление плана и содержания работы студентам. Обзор разделов презентации итогового проекта и их содержания. |
Вопросы к преподавателю |
Деление студентов на команды (Students break into teams) |
Деление студентов на команды (3-5 человек). Помощь студентам. |
Определение ролей в команде, содержания работы каждого члена команды. |
Планирование работы команд (Teams plan project) |
Оценка планов работы команд, допуск команд к дальнейшей работе. |
Определение содержания проекта и этапов работы над ним, представление проекта преподавателю. |
Первое представление результатов работы над проектом (Teams create first draft of project, peer review) |
Оценка работы команд, рекомендации по дальнейшей работе |
Программирование, тестирование, отладка проектов. Подготовка презентации предварительных результатов работы над проектом. Выступление с презентацией. Обсуждение своей работы с другими командами. Обсуждение работы других команд. |
Завершение работы над проектом (Finalize project and presentation) |
Ответы на вопросы студентов, консультации |
Завершение проекта, подготовка и отработка итоговой презентации. |
Презентация проекта (Presentation day) |
Итоговая оценка работы команд |
Публичная презентация проектов командами, ответы на вопросы. |
Оценка и обратная связь (Reflection and evaluation) |
Участие в обсуждении, советы, рекомендации |
Обсуждение опыта работы над проектом: что получилось, что не удалось и почему, рекомендации на будущее |
Заключение. Многолетнее накопление проблем в высшей школе, связанное с нестабильностью аккредитационных требований к вузам, отсутствием обновления кадрового состава, несбалансированностью профессорско-преподавательского состава в профессиональном, возрастном и гендерном плане, отсутствием должного финансирования повышения квалификации преподавателей и её явной ориентацией на административный аспект привело к существенному разрыву между ожиданиями рынка труда и возможностями высшей школы. Этот разрыв особенно заметен по направлениям подготовки в области информационных технологий в связи с быстрым развитием отрасли. Использование в учебном процессе вуза методических материалов авторитетных компаний-вендоров, в частности, работа в рамках партнерской программы Oracle Academy, способно существенно сократить образовавшийся разрыв, а в перспективе, при должном уровне развития программы в вузе, способно обеспечить конкурентные преимущества выпускников, в том числе и на международном рынке труда.
Рецензенты:
Мазелис Л.С., д.э.н., директор Института информатики, инноваций и бизнес систем Владивостокского государственного университета экономики и сервиса Минобразования РФ, г. Владивосток.
Кривошеев В.П., д.т.н., профессор, профессор кафедры информационных систем и прикладной информатики Владивостокского государственного университета экономики и сервиса Минобразования РФ, г. Владивосток.
Библиографическая ссылка
Гриняк В.М., Можаровский И.С., Санкаев А.А. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КУРСОВ ORACLE ACADEMY В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9807 (дата обращения: 08.02.2025).