Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ И ТЕХНОЛОГИЙ АРТ-МЕНЕДЖМЕНТА В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Костылев С.В. 1 Копцева Н.П. 1
1 ФГАОУ ВПО "Сибирский федеральный университет"
В статье исследуется проблема эффективного использования методов и технологий арт-менеджмента в региональной системе подготовки кадров для сферы культуры и искусства Красноярского края, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития социокультурного образовательного пространства. Одним из средств решения этой проблемы является технологический подход, применение понятия «технология» к сфере культуры, искусства и образования. Использование данного подхода предполагает точное инструментальное управление процессом профессиональной подготовки специалистов социокультурного и художественного профиля и гарантированное достижение поставленных целей и ожидаемых результатов. Предложена авторская классификация технологий и методов арт-менеджмента, включающая в себя совокупность организационно-распорядительных, маркетинговых, образовательных, профессионально-ориентированных, коммуникативных, еvent технологий.
технологии арт-менеджмента
арт-менеджмент
социально-культурное образовательное пространство
1. Викторук Е. Н., Черняева А. С. Горизонты понимания в методологии социально-гуманитарного познания // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». - 2010. - Т. 3. - № 5. - С. 776-784.
2. Копцева Н. П. Культурно-антропологический проект социальной инженерии (проблема методологии современных прикладных культурных исследований) // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». - 2010. - Т. 3. - № 1. - С. 22-34.
3. Копцева Н. П. Материалы второго экспертного семинара «Формирование модели специалиста нового поколения для сферы культуры и искусства», проводимого в рамках проекта «Научно-методическое обеспечение подготовки кадров высшей квалификации для сферы культуры и искусства Красноярского края» // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». - 2011. - № 5. - С. 734-766.
4. Копцева Н. П. Материалы экспертного семинара «Формирование модели специалиста нового поколения для сферы культуры и искусства» // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». - 2011. - № 3. - С. 426-465.
5. Копцева Н. П. Экспертный семинар: «Современное гуманитарное знание и позиция исследователя как фактор интеграции вузов Красноярского края в мировое академическое пространство» (2 ноября 2010 года) // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». - 2010. - № 8. - С. 1153-1191.
6. Копцева Н. П., Бахова Н. А. Система культуры Красноярского края: основные субъекты и культурные ценности // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». - 2010. - № 3. - С. 344-381.
7. Копцева Н. П., Замараева Ю. С., Сертакова Е. А. Социокультурное исследование культурных потребностей жителей города Красноярска // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». - 2011. - № 11. - С. 1577-1588.
8. Копцева Н. П., Махонина А. А. Методология Генриха Риккера и ее применение для решения проблемы культурных ценностей в современной теории // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». - 2009. - Т. 2. - № 2. - С. 247-258.
9. Копцева Н. П., Резникова К. В. Выбор методологических принципов для современных культурных исследований // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». 2009. - Т. 2. - №4. - С. 491-506.
10. Кудашов В.И. Целевые установки концепции философии образования для XXI века // Философия образования для XXI века. - 2001. - № 2.

Инновационные и модернизационные процессы реформирования образовательной системы России в большей степени отразились в сфере подготовки кадров культуры и искусства. Обстоятельства политического и социально-экономического характера (повышение цен на образовательные услуги, потребность в капитальном ремонте учреждений образования, невостребованность выпускников и проблемы с последующим трудоустройством) становятся факторами негативных изменений в образовательном пространстве, активно влияющими на качественную подготовку специалистов социокультурной сферы.

Проведенный в 2012 году Министерством образования и науки Российской Федерации мониторинг высших учебных заведений на предмет оценки эффективности их работы и реорганизации неэффективных государственных учреждений признал ряд университетов и академий культуры и искусства, театральных и архитектурно-художественных институтов неэффективными. Среди них - ведущие государственные образовательные учреждения, имеющие давние педагогические традиции подготовки высококвалифицированных кадров в области культуры и искусства.

Итоги данного анализа свидетельствуют о том, что система подготовки кадров высшей квалификации социокультурного и художественного профиля нуждается в диверсификации образовательных услуг и согласовании требований к качеству и содержанию образования со стороны рынка труда. В решении этих стратегических задач особая роль принадлежит региональному социокультурному образовательному пространству, которое должно стать эффективным инструментом, способствующим изменению сложившейся ситуации и усилению роли государственного управления в развитии гуманитарного и художественного образования.

Целью исследования является научное обоснование методов и технологий арт-менеджмента в системе профессиональной подготовки специалистов социально-культурной сферы как составной части социокультурного образовательного пространства, обеспечивающей успешное освоение компетенций, позволяющих осуществлять разработку, подготовку и осуществление художественно-творческих планов и культурно-просветительских программ. Используемые методы научного исследования: анализ, обобщение, контент-анализ документов, сравнение, конкретизация, формализация, наблюдение и классификация. Применение данных методов позволяет получить достоверные сведения, используемые далее для теоретического обоснования, работа основывалась в том числе и на современных исследованиях, проводимых как в области теории и методологии изучения культуры [1, 8, 9, 10], так и практико-ориентированных трудах [2, 3, 5, 6, 7, 8].

Категория «социально-культурное пространство» даёт возможность исследовать проблему интеграции социально-культурных возможностей общественных институтов в условиях формирования и развития личности. Несмотря на то, что данная категория в теоретической и прикладной культурологии заявлена и широко используется, фактически не только отсутствует её структурно-содержательная характеристика, но и само определение социально-культурного пространства трактуется неточно и разнонаправлено.

В исследовательской литературе можно встретить следующее определение данного понятия: «Пространство культуры - важнейший аспект модели мира, характеристика протяженности, структурности, сосуществования, взаимодействия, координации элементов отдельной культуры и соответствующих отношений между культурами, а также смысловой наполненности для человека структурной организации культур» (Культурология ХХ век. Энциклопедия).

В исследованиях А. С. Запесоцкого культурное пространство - это среда повседневного обитания человека. Оно многомерно и динамично, включает сложившиеся формы общения, духовные ценности, архитектуру, значимые события, символы. Содержание и качество культурного пространства неизбежно переходит в другое измерение - в духовный мир личности. Смысловые и символические составляющие культурного пространства играют роль ориентира в ценностных предпочтениях, мотивируют поведение людей. В. Я. Суртаев отождествляет понятия «культурное пространство» и «социокультурное пространство», определяя его как важное и необходимое условие оптимальной жизнедеятельности общества. Социокультурное пространство аккумулирует в себе выработанные и накопленные обществом культурные ценности, менталитет народов, населяющих пространство, природную среду, освоенную людьми.

Научная категория «образовательное пространство» призвана решать задачи воспитания, обучения и духовно-нравственного развития личности, обеспечивать педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения, создавать благоприятные условия для развития творческих возможностей и способностей. Современная энциклопедия по педагогике дает следующее определение данной научной категории: пространство образовательное - пространство, на протяжении которого сохраняется общегосударственное единство в образовании при проведении децентрализации образования. Это сохраняет взаимосвязь и преемственность отдельных образовательных структур и соблюдение прав каждого гражданина государства на получение полноценного образования вне зависимости от места проживания (Рапацевич Е. С.).

Таким образом, исходя из анализа данных определений и характерных признаков пространства как формы человеческого существования и главного условия функционирования, развития и активности личности, можно сделать следующие выводы:

  1. Культурное пространство - комплексная система, способствующая художественно-культурному развитию отдельных групп населения, удовлетворению культурных потребностей, формированию духовно-нравственных ценностей и идеалов личности на основе исторических и национально-культурных традиций.
  2. Социокультурное пространство - результат сознательного проектирования, апробации и внедрения в социально-культурную сферу инновационных художественно-творческих, педагогических, рекреативных, анимационных, реабилитационных, информационных технологий, направленных на формирование стратегии просветительной, художественно-публицистической и культурно-досуговой деятельности.
  3. Образовательное пространство - освоенная среда, приспособленная для решения разнообразных педагогических и андрагогических задач повышения культурно-образовательного уровня различных групп населения, осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейших образовательных маршрутов и профессиональной карьеры.
  4. Социокультурное образовательное пространство - совокупность благоприятных условий, направленных на сохранение культурного наследия и образовательных сред, обеспечивающих качество педагогического процесса, развитие базовых культурных ценностей, компетентностей и творческих способностей.

Важной составляющей социокультурного образовательного пространства выступает система подготовки кадров для сферы культуры и искусства, поскольку необходимость формирования высококвалифицированных специалистов художественного профиля декларируется во многих нормативных документах, программах, научных и популярных публикациях, посвященных проблеме профессионального становления молодежи.

Одобренная распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2008 г. № 1244-р Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы декларирует, что развитие образования в сфере культуры и искусства является важнейшей базой для художественного образования в целом и основополагающей частью системы художественного образования, а также призвано обеспечить решение следующих задач: подготовка творческих и педагогических кадров в сфере культуры и искусства, а также педагогических кадров для системы художественного образования; сохранение и передача новым поколениям традиций российского профессионального образования в сфере культуры и искусства; реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических норм поведения и морали, как личности, так и общества и др.

Согласно Основным направлениям стратегии культурной политики Красноярского края на 2009-2020 годы, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 20 января 2009 г. № 24-П, одним из важнейших способов формирования и развития целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности является художественное образование как процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества. Таким образом, система подготовки специалистов художественной и социально-культурной сферы имеет достаточное количество нормативно-правовых актов федеральных и региональных органов исполнительной власти для обеспечения высокого качества профессионального образования.

Однако, анализируя систему культуры Красноярского края, необходимо отметить противоречивые тенденции на региональном уровне:

  • функционирует развитая система непрерывного художественного образования, позволяющая сохранять преемственность традиций профессионального искусства;
  • кадровый потенциал не соответствует современному уровню возникающих проблем в социально-культурной сфере; в культуре и художественном образовании;
  • слабо развита инновационная и экспериментальная деятельность, присутствует недостаточно сильная направленность на развитие и позиционирование современного искусства, развитие творчества и креативности, производство новых культурных символов, знаков, смыслов и ценностей.

Все это актуализировало исследование проблемы эффективного использования методов и технологий арт-менеджмента в региональной системе подготовки кадров для сферы культуры и искусства Красноярского края.

На сегодняшний день в Красноярском крае основой ресурсного обеспечения системы художественного образования в сфере культуры остается достаточно развитая сеть государственных и муниципальных образовательных учреждений, в которую входят 126 муниципальных образовательных учреждения дополнительного образования детей, 6 краевых государственных учреждений среднего профессионального образования, 2 федеральных государственных бюджетных образовательных учреждений высшего профессионального образования и 1 краевое государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Красноярский краевой научно-учебный центр кадров культуры».

Кафедры культурологии, искусствоведения, рекламы и социально-культурной деятельности Гуманитарного института СФУ в течение многих лет ведут целенаправленную подготовку высококвалифицированных и конкурентоспособных кадров для системы культуры и искусства Красноярского края через реализацию ряда основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры: «Искусства и гуманитарные науки»; «Культурология», «Социально-культурная деятельность», «История искусств».

Определяющая роль в процессе создания условий для самореализации потенциала личности и социальных общностей, воспроизводства культурных образцов и практик должна отводиться технологиям арт-менеджмента, направленным на формирование конкурентоспособного работника, востребованного социально-экономической сферой региона. В качестве результата эффективной реализации данных технологий может рассматриваться личность будущего специалиста, владеющего общими и профессиональными компетенциями: способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности, применять культурологическое и художественно-искусствоведческое знание в профессиональной деятельности и социальной практике; свободно владеть теориями, категориями и методами, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик и др.

По мнению Г. Н. Новиковой, арт-менеджмент можно определить как профессиональное управление процессом создания художественных ценностей (материальных и духовных), продвижения на рынок культурных услуг результатов творческой деятельности авторов, режиссеров, исполнителей и организационных усилий коллективов организации (продюсерского центра, фирмы).

Целью арт-менеджмента в условиях социокультурного образовательного пространства является выявление и тиражирование актуальных педагогических, художественных технологий и образовательных ресурсов, инновационных методик и современных практик, обеспечивающих устойчивое функционирование и развитие профессионально-образовательной среды, направленной на формирование конкурентоспособных и высококвалифицированных специалистов. Сущность и классификация современных технологий и методов арт-менеджмента представлены в таблице 1.

Таблица 1. Сущность и классификация современных технологий и методов арт-менеджмента

Типы технологий и методов

Сущность и характеристика

Организационно-распорядительные технологии в арт-менеджменте

Обеспечение процессов планирования, организации, реализации и мотивации работы исполнителей для осуществления конкретных проектов и видов деятельности. Разработка стратегий развития образовательных учреждений культуры и искусства. Оценка эффективности управленческих решений в системе подготовки кадров культуры.

Маркетинговые технологии в арт-менеджменте

Разработка маркетинговой стратегии учреждений, планирование и осуществление мероприятий, направленных на изучение потребностей рынка труда в специалистах социокультурного профиля.

Образовательные и профессионально-ориентированные технологии в арт-менеджменте

Обеспечение единства целей, задач, мотивов и способов образовательной деятельности обучающихся при реализации основных образовательных программ художественного, социокультурного, культурологического и искусствоведческого профиля.

Творчески развивающие, формирующие технологии в арт-менеджменте

Технологии творчества через воздействие на эмоционально-чувственную сферу, положительно влияют на процесс воспитания духовности, ценностных ориентаций, культуры чувств, развития познавательных сторон личности.

Коммуникативные технологии в арт-менеджменте

Создание эффективной коммуникационной инфраструктуры образовательного учреждения, обеспечение внутренней и внешней коммуникации, формирование и обеспечение высокого уровня корпоративной культуры. Деятельность по улучшению взаимоотношений между участниками образовательного пространства и общественностью; координированные усилия по созданию благоприятного представления о системе подготовки кадров культуры.

Технологии рекламы и общественных связей в арт-менеджменте

Разработка, подготовка к выпуску, производство и распространение рекламной продукции о возможностях профессионального образования в области культуры и искусства, формирование или поддержание положительного интереса к специальностям художественного и социокультурного профиля.

Event-технологии в арт-менеджменте

Проведение знаковых и запоминающихся мероприятий о системе подготовки кадров сферы культуры способствует формированию положительного образа специалиста социально-культурной и художественной деятельности. Основаны на психолого-педагогических закономерностях развлекательно-игровой, художественно-зрелищной деятельности. Организация событийных акций несет аксиологическую, социокультурную, воспитательную, психологическую нагрузку.

Publicity-технологии в арт-менеджменте

Неличное и неоплачиваемое стимулирование хорошего имиджа образовательного учреждения путем распространения позитивной информации о нем. Целевой ориентир пропаганды - благожелательное отношение к учебному заведению со стороны различных групп интересов.

Таким образом, комплексное использование методов и технологий арт-менеджмента в региональной системе подготовки кадров для сферы культуры и искусства Красноярского края будет эффективным и результативным, если будет обеспечено:

  • планомерное педагогическое и андрогогическое сопровождение образовательного процесса, направленного на формирование способности обучающихся и слушателей применять в производственной социокультурной деятельности базовые профессиональные знания и компетенции, в частности: осознание социальной значимости своей будущей профессии, высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности; стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков и др.
  • целенаправленное и систематическое повышение профессионального уровня педагогических работников учреждений профессионального образования, направленного на успешное освоение и активное использование в образовательной практике современных образовательных технологий, способствующих непрерывному обновлению программно-методического обеспечения, содержания, форм и методов социокультурного, искусствоведческого и художественного образования с учетом лучшего отечественного опыта и мировых достижений.

Рецензенты:

Викторук Е. Н., д.филос.н., профессор, зав. кафедрой философии и социологии Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, г.Красноярск.

Кудашов В. И., д.филос.н., профессор, зав. кафедрой философии Гуманитарного института Сибирского федерального университета, г. Красноярск.


Библиографическая ссылка

Костылев С.В., Копцева Н.П. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ И ТЕХНОЛОГИЙ АРТ-МЕНЕДЖМЕНТА В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9796 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674