Введение. У детей в возрасте 12-15 лет наблюдаются отклонения в подвижности позвоночника. От оптимальной подвижности отделов позвоночника зависит общее состояние здоровья человека. В поддержании нормального положения позвоночника важную роль играют мышцы. Они удерживают позвоночный столб в вертикальном положении. В позвоночнике осевая и ротационная нагрузки ложатся на тела позвонков и межпозвонковые диски. Объединенные в единую структуру они обеспечивают вертикальное положение тела, поглощают и распределяют ударную нагрузку. Подвижность всего позвоночника представляет собой движения отдельных сегментов (позвонков и межпозвоночных дисков) в пределах 4°. Движение позвоночника осуществляется в трёх взаимоперпендикулярных плоскостях - фронтальной, сагиттальной и горизонтальной: 1) сгибание и разгибание в сагиттальной плоскости; 2) боковые наклоны во фронтальной плоскости; 3) ротационные движения вокруг горизонтальной. Возможны круговые движения по всем трём плоскостям.
Нарушение подвижности позвоночника проявляется повышенной подвижностью на уровне нестабильности и сниженной подвижностью во всех сегментах позвоночника. При недостаточно развитых группах мышц позвоночника существует опасность чрезмерного увеличения гибкости [3-5].
В норме при боковой проекции задние контуры тел позвонков образуют правильную дугу. Проявлением нестабильности является смещение позвонков, нарушается непрерывность и плавность линии заднего контура тел позвонков. Суставные поверхности межпозвонковых суставов теряют свою параллельность. Между ними образуется угол, открытый кпереди. В норме при максимально возможных движениях позвоночника наблюдается изменение высоты межпозвонковых дисков. При максимальном сгибании происходит снижение высоты передней части, а при разгибании происходит снижение высоты задней части диска. Признаком нестабильности является сближение смежных участков тел позвонков, которое превышает границы физиологической нормы и развивается в местах повышенной подвижности позвонков.
Стабильность в подвижности позвоночника может быть обеспечена применением средств направленных воздействий. К средствам направленных воздействий относят лечебную физкультуру и тренировку в процессе занятий различными видами спорта гимнастику, ушу, йогу и другие. Так, в Древнем Китае были врачебно-гимнастические школы, в которых лечили искривления позвоночника. Описаны методики выполнения упражнений по напряжению и расслаблению мышц, определенные лечебные положения тела и другие приёмы воздействия с применением физических упражнений и видов единоборств [1-3].
По проблеме нарушений опорно-двигательного аппарата и подвижности позвоночника опубликованы научные работы авторов А. Агайари, С.В. Петрунина, А.Б. Тугаров, М.В. Тарасова, Л.С. Фадеева и др. В работах показано влияние средств адаптивной физической культуры и спорта с применением педагогических технологий на занятиях спортивной аэробикой, плаванием на подростков, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата [2; 3].
Очевидно, что решение проблемы нарушений подвижности позвоночника возможно с применением адаптивной физической культуры и разработки методики, включающей подбор специально подобранных средств, методов из различных видов спорта, в том числе в процессе занятий каратэ кёкусинкай.
Организация и методы исследования. Исследование детей в возрасте 12-15 лет с нарушением подвижности позвоночника проведено на базе клуба каратэ кёкусинкай «Барс» г. Челябинска. Подвижность позвоночника определялась в отношении сгибания и разгибания (флексии и экстензии). Сгибание определялось с помощью тестов: Шобера, Отта, Форестье, измерение разгибания - наклоном туловища вперёд [2]. Боковая подвижность позвоночника определялась из положения стоя расстоянием от ногтевой фаланги третьего пальца руки до площади опоры в положении максимального наклона вправо и влево..
Для обоснования методики тренировки в процессе занятий каратэ кёкусинкай на подвижность позвоночника детей был организован и проведен педагогический формирующий эксперимент. Были сформированы две группы: основная и контрольная - в возрасте 12-15 лет занимающихся каратэ и имеющих нарушение (недостаточная или гипервыраженная) подвижности позвоночника.
Контрольная группа занималась по методике, применяемой в адаптивной физической культуре, основная - в процессе занятий каратэ кёкусинкай с использованием педагогических средств тренировки, включающих специальные упражнения разной сложности. Упражнения разной сложности - это специально подобранные двигательные задания, применяемые в каратэ кёкусинкай, имеющие различную координационную структуру и технику выполнения основных соревновательных действий, связанных с ударными движениями рук (боковые, снизу, круговые и др.) и ног (прямые, круговые и др.). Эти средства тренировки в зависимости от выраженности подвижности воздействуют на грудной отдел позвоночника и способствуют или увеличению, или уменьшению (оптимизации) подвижности.
Результаты исследования и их обсуждение. Результаты изменения подвижности позвоночника до и после проведения коррекционных воздействий в процессе занятий каратэ кёкусинкай детей обеих групп представлены в таблице 1. Из таблицы видно, что на момент первичного обследования подвижности позвоночника при наклоне вперёд в основной группе получены следующие результаты. Норму подвижности позвоночника имели 66,7% подростков, гиперподвижность наблюдалась у 8,3%, недостаточная подвижность - у 25,0%.
Таблица 1 - Изменение подвижности позвоночника основной и контрольной групп до и после формирующего педагогического эксперимента
Показатели подвижности позвоночника в различных направлениях |
Критерии подвижности позвоночника |
Группы и сроки (n=24) |
|||||||
сентябрь 2009 |
май 2010 |
||||||||
основная |
контрольная |
основная |
контрольная |
||||||
абс |
% |
абс |
% |
абс |
% |
абс |
% |
||
Подвижность позвоночника вперёд |
норма |
16 |
66,7 |
15 |
62,5 |
20 |
83,4 |
16 |
66,7 |
гиперподвижность |
2 |
8,30 |
3 |
12,5 |
2 |
8,30 |
2 |
8,3 |
|
недостаточная |
6 |
25,0 |
6 |
25,0 |
2 |
8,30 |
6 |
25,0 |
|
Подвижность позвоночника назад |
норма |
13 |
54,2 |
14 |
58,3 |
18 |
75,0 |
15 |
62,5 |
гиперподвижность |
2 |
8,3 |
1 |
4,2 |
2 |
8,30 |
1 |
4,2 |
|
недостаточная |
9 |
34,5 |
9 |
34,5 |
4 |
16,7 |
8 |
33,3 |
|
Боковая подвижность позвоночника |
норма |
18 |
75,0 |
17 |
70,8 |
22 |
91,7 |
16 |
66,7 |
гиперподвижность |
1 |
4,2 |
0 |
0,0 |
1 |
4,20 |
0 |
0,0 |
|
недостаточная |
5 |
20,8 |
7 |
29,2 |
1 |
4,20 |
8 |
33,3 |
Оценка подвижности позвоночника назад показала, что норму имели 54,2%, гиперподвижность - 8,3%, недостаточную подвижность 34,5%. При оценке боковой подвижности позвоночника результаты были следующими: норма - 75,0%, гиперподвижность - 4,2%, ограничение подвижности - 20,8%.
Те же показатели у занимающихся контрольной группы были следующими: норму подвижности позвоночника вперёд имели 62,5% исследуемых, гиперподвижность была у 12,5%, недостаточная подвижность - у 25%. При оценке подвижности позвоночника назад получились следующие результаты: норма у 58,3%, гиперподвижность - у 4,2%, ограничение подвижности - у 34,5%. Боковая подвижность позвоночника была нормальной у 70,8% подростков, гиперподвижности не наблюдалось, недостаточная - у 29,2%.
После формирующего педагогического эксперимента (май 2010) в основной группе норму подвижности позвоночника вперёд имели уже 83,3% подростков, гиперподвижность - 8,3%, недостаточная подвижность - 8,3%. Подвижность позвоночника назад была в норме у 75,0% детей, гиперподвижность - у 8,3%, недостаточная - у 16,7%. Норму боковой подвижности позвоночника имели 91,7%, гиперподвижность - 4,2%, недостаточную подвижность - 4,2%.
То же исследование в контрольной группе показало: норму подвижности позвоночника вперёд имели только 66,7% детей, гиперподвижность - 8,3%, недостаточную подвижность - 25,0%. Подвижность позвоночника назад была в норме у 62,5%, гиперподвижность - у 4,2%, недостаточная подвижность - 33,3%. Оценка боковой подвижности позвоночника показала: норма - у 66,7%, недостаточная - у 33,3%, гиперподвижности не наблюдалось.
Вывод. В результате формирующего педагогического эксперимента по направленному воздействию на подвижность позвоночника детей в возрасте 12-15 лет в процессе занятий каратэ кёкусинкай произошли определённые изменения. В целом подвижность позвоночника детей основной и контрольной групп имела положительные изменения. Однако в основной группе, где применялись средства тренировки, включающие специально подобранные двигательные задания, имеющие различную сложность, координационную структуру и технику выполнения основных соревновательных действий, связанных с ударными движениями рук и ног, они оказались более выраженными по всем критериям оценки подвижности позвоночника. Эти педагогические средства тренировки при направленном их применении способствуют оптимизации подвижности позвоночника.
Следовательно, предложенная методика педагогических воздействий на подвижность позвоночника детей 12-15 лет с применением средств тренировки в процессе занятий каратэ кёкусинкай оказалась более эффективной по сравнению с применяемой в адаптивной физической культуре.
Рецензент:
Еганов А.В., д.п.н., профессор кафедры теории и методики борьбы Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный университет физической культуры» Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, г.Челябинск.
Библиографическая ссылка
Корзаков В.Н., Быков В.С., Быков В.С. ВОЗДЕЙСТВИЕ СРЕДСТВ ТРЕНИРОВКИ НА ПОДВИЖНОСТЬ ПОЗВОНОЧНИКА ДЕТЕЙ 12-15 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ КАРАТЭ КЁКУСИНКАЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9795 (дата обращения: 02.11.2024).