Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ КАК ПРЕДИКТОРЫ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У КАЗАХОВ И РУССКИХ

Григорьева М.В. 1
1 ФБГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского Минобразования и науки РФ»
В статье представлены результаты эмпирического исследования предикторов уровней субъективного благополучия у двух этнических групп контактирующих этносов Поволжья. Приводятся данные о наличии предикации субъективного благополучия показателями социально-психологической адаптации и весовые коэффициенты выявленных предикторов. В результате сравнительного анализа регрессионных выражений у казахов и русских делается вывод о наличии этнопсихологической специфики детерминации со стороны социально-психологической адаптации удовлетворенности жизнью в целом, учебой, своим эмоциональным состоянием, здоровьем, семейными взаимоотношениями, материальной стороной жизни, своим прошлым и будущим. Не имеет этнопсихологической специфики детерминация удовлетворенности своей активностью, отношениями с социальным окружением в целом, отношениями с друзьями и преподавателями. В целом, у представителей русского этноса удовлетворенность в большей степени обусловлена показателями социально-психологической адаптации, чем у казахов.
молодежь
предикторы
социально-психологическая адаптация
субъективное благополучие
1. Григорьева М. В. Этнопсихологическая специфика социально-психологической адаптации молодежи // Психология образования в XXI веке: теория и практика: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. Волгоград, 14-16 сент. 2011 г. / под ред. Т. Ю. Андрущенко, А. Г. Крицкого, О. П. Меркуловой (к 80-летию ВГСПУ). – Волгоград: Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2011. – С. 230-232.
2. Малышев И. В. Характеристика социально-психологической адаптации и копинг-стратегий личности в разных условиях социализации // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2012. – № 12. – С. 23.
3. Тарасова Л. Е. Сферы проявления социальной активности молодых сахалинских корейцев // Психология. Социология. Педагогика. – 2012. – № 5. – С. 20-23.
4. Шамионов Р. М. Взаимосвязь групповых ценностей и субъективного благополучия представителей контактирующих этносов (на примере Поволжья) // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2011. – № 4. – С.307-309.
5. Шамионов Р. М. Взаимосвязь стратегий поведения и субъективного благополучия представителей контактирующих этносов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – 2012. – Т. 12. – № 1. – С. 79-83.
6. Шамионов Р. М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008. – 294 с.

Введение. Усиление полиэтничности современного общества в условиях глобализации экономики и миграции населения актуализирует проблему социально-психологической адаптации. В процессе адаптации к новым условиям жизни и деятельности индивид самоизменяется и старается изменить окружающую действительность, испытывая при этом удовлетворенность или неудовлетворенность от оптимального или неоптимального соотношения своих возможностей (требований) и требований (возможностей) среды.

Переживание удовлетворенности характеризует тот или иной уровень субъективного благополучия личности. Поскольку субъективное благополучие личности связано с ориентацией на социальные нормы и представления о том, что считается в данном социальном окружении благополучием [6], то особенности его достижения и переживания детерминированы условиями социализации, в том числе и этнической. Исследователи указывают на этническую обусловленность психологических характеристик индивида, зависимость выбранных стратегий поведения [5], ценностных ориентаций и уровней субъективного благополучия от принадлежности к тому или иному этносу [4], на предпочтение той или иной сферы проявления социальной активности у представителей разных этносов [3], на различия характеристик социально-психологической адаптации в зависимости от условий социализации [2]. В то же время в социальной психологии нет четкого ответа на вопрос, каким образом характеристики социально-психологической адаптации представителей разных этносов определяют уровни их субъективного благополучия.

Актуальность рассматриваемой проблемы определяется необходимостью понимания и практического учета этнопсихологических различий того, каким образом личность переживает удовлетворенность от результатов своей деятельности и социальной активности, какие психологические состояния характерны для процессов жизни и деятельности в период социально-психологической адаптации, насколько они позитивны, поскольку именно от этого зависит дальнейшая общественно полезная активность и психологическое здоровье личности.

Целью предпринятого исследования является определение прогностических параметров различных уровней субъективного благополучия контактирующих этносов Поволжья. В качестве прогностических параметров (предикторов) взяты характеристики процесса социально-психологической адаптации.

Экспериментальная база. В исследовании приняли участие 2 группы, относящие себя по результатам опроса к этническим группам казахов и русских (по 30 человек в каждой группе). Возраст испытуемых 17-19 лет. Исследование проводилось на базе вузов г. Саратова.

Методы и методики. В качестве диагностических методов использовались тестирование и шкалирование. Результаты социально-психологической адаптации определялись по тесту СПА К. Роджерса, Р. Даймонда, уровни субъективного благополучия - шкалированием по 10-балльной системе. В названии шкал было включено следующее содержание, отражающее ключевые стороны изучаемого феномена: общая удовлетворенность жизнью, учебой, своей активностью, эмоциональным состоянием, здоровьем, социальным окружением (отношениями с друзьями, преподавателями, в семье), материальной стороной жизни, прошлым, будущими перспективами. В качестве математико-статистических методов применялся регрессионный анализ с помощью IBM SPSS Statistics 19.

Результаты исследования и их анализ. В таблице представлены выявленные в результате регрессионного анализа прогностические параметры уровней субъективного благополучия, выраженного в удовлетворенности представителей этнических групп казахов и русских различными сторонами жизни и деятельности. Видно, что социально-психологическая адаптация у казахов в меньшей степени определяет удовлетворенность теми или иными явлениями их жизни. В этой группе не выявлены предикторы удовлетворенности учебой, здоровьем, отношениями с друзьями и преподавателями, материальной стороной жизни, своим прошлым. В группе русских субъективное благополучие, выраженное в удовлетворенности, в большей степени обусловлено характеристиками социально-психологической адаптации. Всего два уровня удовлетворенности (отношениями с друзьями и преподавателями) не детерминируются социально-психологической адаптацией. В более ранних исследованиях нами было показано, что для русских удовлетворение в процессе социально-психологической адаптации и оценка межличностного общения как процесса с положительным результатом может быть только при наличии достижения согласия через преодоление трудностей, согласования индивидуальных мнений, напряженной коммуникации, понимания и взаимодействия, а для казахской молодежи характерными являются более спокойные межличностные ситуации, в которых они переживают состояние адаптированности и удовлетворенности (Волгоград).

Таблица

Предикторы уровней субъективного благополучия у казахов и русских

Группы

Удовлетворенность

жизнью в целом

учебой

своей активностью

эмоциональным состоянием

здоровьем

отношениями с социальным окружением в целом

отношениями с друзьями

отношениями с преподавателями

семейными взаимоотношениями

материальной стороной жизни

своим прошлым

будущими перспективами

Казахи

+ ожидание внутреннего контроля*

- эмоциональный дискомфорт

нет предикторов

+ приятие других

+ приятие себя

нет предикторов

+ приятие других

нет предикторов

нет предикторов

+ приятие себя

нет предикторов

нет предикторов

+ ожидание внутреннего контроля

 

Русские

+ ожидание внутреннего контроля

- неприятие себя

 

- приятие других

+ приятие других

- неприятие себя

 

+ коэффициент адаптированности

+ приятие других

нет предикторов

нет предикторов

- неприятие себя

- эмоциональный комфорт

+ приятие себя

+ доминирование

+ адаптация

* - со знаком «+» предикторы, увеличивающие удовлетворенность, со знаком «-» - уменьшающие.

Нами также показано, что состояние адаптированности у русских связано с насыщенностью позитивных и негативных тенденций в процессе социально-психологической адаптации (там же), что может быть связано с более сильной детерминированностью удовлетворенности характеристиками социально-психологической адаптации. Состояние удовлетворенности, таким образом, у русской молодежи достигается труднее, в меньшей степени стабильно и зависит от большего количества факторов, чем у представителей казахского этноса.

Из таблицы видно, что удовлетворенность отношениями с друзьями и преподавателями и в группе казахской, и в группе русской молодежи не имеют предикторов в сфере социально-психологической адаптации. Очевидно, отношения с друзьями формируются как более стабильные и в меньшей степени поддающиеся влиянию процессов приспособления на данном возрастном этапе, а удовлетворенность данными взаимоотношениями детерминируется другими социально-психологическими явлениями, например, самореализацией, оказанием помощи друзьям, проведением совместного досуга и др. в условиях уже сформированных и устойчивых эмоционально положительных взаимоотношений. Удовлетворенность отношениями с преподавателями, скорее всего, формируется на основе сложившихся и относительно устойчивых паттернов поведения, отношений и взаимодействий с учителем как обладателем специального знания, как с субъектом, передающим это знание и формирующим определенные компетенции у молодых людей. Поэтому удовлетворенность взаимоотношениями данного рода и процессы приспособления к взаимодействию с преподавателями вуза являются относительно изолированными друг от друга явлениями.

В результате регрессионного анализа были получены весовые значения предикторов субъективного благополучия. Так, формула регрессии для удовлетворенности жизнью в целом имеет в группах следующий вид: УдЖ=4,2+0,08ВнутК-0,09ЭД - для казахов, УдЖ=3,98+0,08ВнутК-0,11НС, где УдЖ - удовлетворенность жизнью в целом, ВнутК - внутренний контроль, ЭД - эмоциональный дискомфорт, НС - неприятие себя. Видно, что если положительные предикторы общей удовлетворенности жизнью не имеют этнической специфики и связаны с интернальностью индивида, то отрицательные в группе казахов связаны с эмоциональными механизмами, а в группе русских локализуются в направлении негативного самоотношения. Соответственно, потенциал повышения субъективного благополучия у казахов может быть связан с навыками эмоциональной саморегуляции, а у русских с формированием позитивной Я-концепции.

Удовлетворенность проявлением своей активности не имеет этнической специфики и связана, в первую очередь, с принятием других людей (см. табл.). Так, в группе казахов регрессионное выражение имеет вид УдА=2,09+0,14ПДр, а в группе русских - УдА=2,6+0,13ПДр, где УдА - удовлетворенность своей активностью, ПДр - принятие других. Та же закономерность выявлена и в детерминации удовлетворенности социальным окружением в целом. В группе казахов регрессионное выражение имеет вид УдСО=4,6+0,11ПДр, а в группе русских - УдСО=4+0,11ПДр, где УдСО - удовлетворенность социальным окружением в целом, ПДр - принятие других. Таким образом, удовлетворенность своей субъектностью и отношениями с социальным окружением в целом определяется тем, в какой степени молодой человек, независимо от его принадлежности к казахскому или русскому этносу, принимает особенности других людей, эмоционально спокоен и толерантен по отношению к ним, умеет взаимодействовать с учетом этих особенностей, принимает их оценки результатов своей активности. Очевидно, такое отношение к другим людям способствует более высокой самооценке результатов своих активных действий не только в социальном взаимодействии, но и в других сферах проявления активности.

Удовлетворенность своим эмоциональным состоянием и семейными взаимоотношениями в группах представителей казахского и русского этносов детерминируется самоотношением, но в группе казахов - это положительное приятие себя, а в группе русских - это отрицательная тенденция неприятия себя. Уравнение регрессии соответственно имеет следующий вид: для казахов - УдЭ=-2,13+0,14ПС и УдСВ= 0,16+0,13ПС, для русских - УдЭ=8,88-0,14НС и УдСВ=8,8-0,11НС, где УдЭ - удовлетворенность своим эмоциональным состоянием, УдСВ - удовлетворенность семейными взаимоотношениями, ПС - приятие себя, НС - неприятие себя. Характерное для русских студентов негативное самоотношение существенно снижает их субъективное благополучие, повышает личностную напряженность и конфликтность Я-концепции, ухудшает эмоциональный фон жизни и деятельности, снижает удовлетворенность взаимоотношениями в одной из значимых социальных групп - семье.

Этническую специфику имеет удовлетворенность своими перспективами в будущем (см. табл.). У казахов она связана с интернальностью - УдБ=1,9+0,08ВнутК, у русских - с положительными результатами социально-психологической адаптации в настоящем - УдБ=-0,71+0,45А, где УдБ - удовлетворенность будущими перспективами своей жизни, ВнутК - внутренний контроль (интернальность), УдА - удовлетворенность своей адаптированностью в настоящем. Относительно высокий весовой коэффициент состояния адаптированности в настоящем у русских свидетельствует о значимости этого фактора в процессе формирования у них жизненной перспективы и конкретизации планов на будущее. Поскольку, как было показано выше, общая адаптированность у русских достигается за счет напряженного соотношения процессов адаптации и дезадаптации, то и образы жизненной перспективы и будущего, скорее всего, противоречивы и конфликтны. У казахов удовлетворенность будущими перспективами жизни детерминируется интернальностью, что позволяет им поддерживать уверенность в возможности собственного влияния на процессы своей будущей жизни.

В группе представителей русского этноса обнаружены также предикторы других уровней удовлетворенности, которые в группе казахов не детерминируются социально-психологической адаптацией. Так, удовлетворенность учебой снижается у русских в связи с приятием других людей: УдУ=8,89-0,87ПДр, где УдУ - удовлетворенность учебой, ПДр - приятие других. Очевидно, приятие других людей и ориентация, прежде всего, на особенности социальных взаимоотношений, отвлекают студентов от процесса и результатов учебной деятельности, не способствуют развитию учебно-деловой направленности личности.

Удовлетворенность здоровьем в группе русских связана с соотношением адаптации и дезадаптации: УдЗ=0,47+9,92КА, где УдЗ - удовлетворенность здоровьем, КА - коэффициент адаптированности, характеризующий соотношение адаптации и дезадаптации. Напряженность и конфликтность позитивных и негативных тенденций в процессе социально-психологической адаптации, о которой говорилось выше, значимо снижает субъективную оценку здоровья у русских студентов. Возможно, и объективная картина психологического здоровья в таких условиях выглядит не лучшим образом и требует специальной психологической помощи и снижения общей психической напряженности.

Из таблицы видно, что удовлетворенность материальной стороной жизни у представителей русского этноса снижается за счет эмоционального комфорта: УдМ=10,2-0,16ЭК, где УдМ - удовлетворенность материальной стороной жизни, ЭК - эмоциональный комфорт. Из этого можно заключить, что оценивание обеспеченности жизни материальными благами и достижение эмоционального комфорта для русской молодежи - разнонаправленные процессы, а высокий эмоциональный комфорт может быть одним из компенсаторных механизмов низкой удовлетворенности материальной стороной жизни.

По сравнению с представителями казахского этноса, у русских удовлетворенность своим прошлым обусловливается социально-психологической адаптацией в настоящем: УдП=-3,59+0,12ПС+0,23Д, где УдП - удовлетворенность своим прошлым, ПС - приятие себя, Д - доминирование. Высокая самооценка, положительное оценивание своих особенностей с дополнением установок на доминирование в межличностных отношениях являются предикторами позитивного отношения к своему прошлому у русских студентов.

Выводы. Таким образом, предпринятое исследование позволило выявить предикторы субъективного благополучия личности, находящиеся в области социально-психологической адаптации личности у казахской и русской молодежи, определить их весовые коэффициенты и прогностическую ценность. В целом, у представителей русского этноса удовлетворенность в большей степени обусловлена показателями социально-психологической адаптации, чем у казахов. Этнопсихологическую специфику при сравнении русских и казахов имеет детерминация со стороны социально-психологической адаптации удовлетворенности жизнью в целом, учебой, своим эмоциональным состоянием, здоровьем, семейными взаимоотношениями, материальной стороной жизни, своим прошлым и будущим. Не имеет этнопсихологической специфики детерминация удовлетворенности своей активностью, отношениями с социальным окружением в целом, отношениями с друзьями и преподавателями.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Этнопсихологические детерминанты взаимосвязи социальной активности и субъективного благополучия личности» (грант №11-06-00026 а).

Рецензенты:

Шамионов Р. М., д. псих.н., профессор, декан факультета психолого-педагогического и специального образования Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, г.Саратов.

Рягузова Е. В., д.псих.н., доцент, доцент кафедры социальной психологии Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, г.Саратов.


Библиографическая ссылка

Григорьева М.В. ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ КАК ПРЕДИКТОРЫ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У КАЗАХОВ И РУССКИХ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9748 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674