Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ К КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ С ЭЛЕМЕНТАМИ ФОНЕТИЧЕСКОЙ РИТМИКИ В СПЕЦУЧРЕЖДЕНИЯХ

Боброва В.В. 1 Олексюк З.Я. 1 Кендербековой Ж.Х. 1 Баймуканова М.Т. 1
1 Карагандинский университет им.Е.А.Букетова
Системе высшего образования в современных условиях необходимо придать новое качество и общественный статус, предполагающий понимание её как особой сферы, первоочередной задачей которой является опережающая подготовка высококвалифицированных специалистов, в том числе и дефектологов спецучреждений. Для реализации основных задач реформирования высшей школы необходимо повышение уровня профессиональной подготовки квалифицированных кадров. Однако реальное воплощение долгосрочных планов социально-экономического развития Казахстана, на наш взгляд, в первую очередь зависит от уровня здоровья подрастающего поколения. В этой связи особую тревогу, особенно в последние годы Республики Казахстан, вызывает рост численности детей с ограниченными возможностями. В современных условиях возникают новые требования к воспитанию подрастающего поколения, уровню и качеству подготовки специалистов. Спецучреждения нуждаются в дефектологах, владеющих фундаментальными знаниями, современными методическими подходами, направленными на создание системы психолого-педагогических условий, обеспечивающих уровневую организацию психических процессов и развития речи ребенка. Роль дефектолога при этом заключается в поиске экономных и эффективных путей коррекции звукопроизношений детей на основе изучения, обобщения передового опыта. Дефектолог должен уметь распознавать речевые нарушения, владеть приемами и методами их устранения и коррекции, специальными методами обучения детей с речевыми расстройствами родному языку как в дошкольном, так и в школьном возрасте, проводить профилактическую работу по предупреждению неуспеваемости, хорошо знать психологические особенности детей с речевой патологией, использовать приемы и методы их воспитания, корреляции и развития у них высших корковых функций.
дефектолог
фонетическая ритмика
звукопроизношение
коррекционная работа
1. Боброва В. В. Подготовка студентов-дефектологов к коррекционной работе по звукопроизношению с элементами фонетической ритмики в спецучреждениях: дис. … канд. пед. наук. – Караганда, 2009. – 156 с.
2. Логопедия / под ред. Волковой Л. С., Шаховской С. Н. – М., 2002. – 680 с.
3. Микляева Н. В., Полозова О. А., Родионова Ю. Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. – М., 2004. – 112с.
4. Трофимова Н. М., Дуванова С. П., Трофимова Н. Б., Пушкина Т. Ф. Основы специальной педагогики и психологии. – М., 2005. – 199 с.
5. Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – Воронеж, 1997. – 239 с.
6. Храпченков Г. М., Храпченков В. Г. История школы и педагогической мысли Казахстана: уч. пос. / под общ. ред. Г. М. Храпченкова. – Алматы: Университет «Кайнар», 1998. – 168 с.

УДК 371.13:372.8

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ К КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ С ЭЛЕМЕНТАМИ ФОНЕТИЧЕСКОЙ РИТМИКИ В СПЕЦУЧРЕЖДЕНИЯХ

Боброва В. В., Олексюк З. Я., Кендербекова Ж. Х., Баймуканова М. Т.

Карагандинский государственный университет им. Е. А. Букетова, Караганда, Республика Казахстан

(101203, Карагандинская обл. п. Актас, ул. Кржижановского 27 «А», кв. 13), e-mail: [email protected]

Системе высшего образования в современных условиях необходимо придать новое качество и общественный статус, предполагающий понимание её как особой сферы, первоочередной задачей которой является опережающая подготовка высококвалифицированных специалистов, в том числе и дефектологов спецучреждений. Для реализации основных задач реформирования высшей школы необходимо повышение уровня профессиональной подготовки квалифицированных кадров. Однако реальное воплощение долгосрочных планов социально-экономического развития Казахстана, на наш взгляд, в первую очередь зависит от уровня здоровья подрастающего поколения. В этой связи особую тревогу, особенно в последние годы, Республики Казахстан вызывает рост численности детей с ограниченными возможностями. В современных условиях возникают новые требования к воспитанию подрастающего поколения, уровню и качеству подготовки специалистов. Спецучреждения нуждаются в дефектологах, владеющих фундаментальными знаниями, современными методическими подходами, направленными на создание системы психолого-педагогических условий, обеспечивающих уровневую организацию психических процессов и развития речи ребенка. Роль дефектолога при этом заключается в поиске экономных и эффективных путей коррекции звукопроизношений детей на основе изучения, обобщения передового опыта. Дефектолог должен уметь распознавать речевые нарушения, владеть приемами и методами их устранения и коррекции, специальными методами обучения детей с речевыми расстройствами родному языку как в дошкольном, так и в школьном возрасте, проводить профилактическую работу по предупреждению неуспеваемости, хорошо знать психологические особенности детей с речевой патологией, использовать приемы и методы их воспитания, корреляции и развития у них высших корковых функций.

Ключевые слова: коррекционная работа, звукопроизношение, фонетическая ритмика, дефектолог.

PREPARING STUDENTS SPEECH PATHOLOGISTS TO CORRECTIONAL WORK WITH ELEMENTS OF ZVUKOPROIZNOSHENIYA PHONETICALLY RHYTHM IN INSTITUTIONAL CARE

Bobrova V. V., Oleksyuk Z. Y., Kenderbekova Z. K., Baimukanova M. Т.

Academician E. A. Buketov Karaganda State University, Karaganda, Republic of Kazakhstan (101203, Karaganda, p.Aktas, ul.Krzhizhanovskogo27 "A", kv. 13), e-mail:[email protected]

System of higher education in modern conditions it is necessary to give a new quality and social status, suggesting it as a special understanding of the scope, the primary objective of which is the advanced training of highly qualified specialists, including pathologists and special institutions. For the realization of the main objectives of the reform of higher education is necessary to increase the level of training of qualified personnel. However, the actual implementation of long-term plans for social and economic development of Kazakhstan, in our view, is primarily dependent on the level of health of the younger generation. In this regard, of particular concern, especially in the last years of the Republic Kazakhstan, causes the growth of the number of children with disabilities. In modern conditions, there are new requirements for the education of the younger generation, the level and quality of training. Special institutions need speech pathologists owning the fundamental knowledge of modern methodological approaches aimed at creating a system of psychological-pedagogical conditions for tier organization of mental processes and the development of a child's speech.

Key words: remedial work, zvukoproiznosheniya, phonetic rhythm, pathologist.

В нынешний период развития государству необходим профессионал-дефектолог, деятельность которого выходит далеко за рамки обычной педагогической деятельности. Основная цель деятельности дефектолога заключается в содействии человеку с ограниченными возможностями развития в социальной адаптации и интеграции средствами специального образования. Педагог-дефектолог должен быть человеком с особым складом души, деятельный, инициативный, энергичный, оптимистичный, доброжелательный, терпеливый. Дефектологов отличает верность жизненным интересам людей с ограниченными возможностями, уважение и любовь к своим воспитанникам. Для него характерна гуманная оценка роли человека в современном мире, в том числе и человека с ограниченными возможностями.

Дефектолог, осуществляя профессиональную коррекционную работу по звукопроизношению с элементами фонетической ритмики, должен хорошо представлять устную речь нормально слышащего человека, которая характеризуется определенным произношением звукового состава в соответствии с фонетическими и фонологическими закономерностями языка.

Реализация полноценной коммуникации обеспечивается профессиональными коррекционными умениями над звукопроизношением, иначе у слушающего появляется трудность в создании целостного представления о говоримом, рассеивается внимание, в результате чего нарушается логико-аналитическая связь воспринимаемого материала.

На успешное обучение детей с речевой патологией влияет профессиональная коррекционная работа по звукопроизношению с элементами фонетической ритмики, которая находит свое теоретическое объяснение в большой пластичности высшей нервной системы, на которую указывал И. П. Павлов, и именно в тех скрытых компенсаторных средствах, которыми располагает ребенок.

С точки зрения профессиональной коррекционной работы по звукопроизношению с элементами фонетической ритмики при обучении детей устной речи необходимо учитывать не только механизмы речепроизводства (артикуляции), но и механизмы воспроизведения речи на слух. Рациональной может быть признана только такая система обучения, которая обеспечивает формирование устной речи на основе развития речевого общения. В результате вырабатываются такие качества речи, при которых она способна полноценно выполнять коммуникационную функцию.

Профессиональная коррекционная работа по звукопроизношению – эта работа, которая представляет собой постоянно совершенствующий сложный процесс перестройки произносительных навыков, процесс, имеющий иные закономерности и механизмы, по сравнению с первичным формированием произношения.

Основная задача коррекционной работы по звукопроизношению состоит в организации системы коррекционной помощи по звукопроизношению. Первоочередной задачей практического аспекта коррекционной помощи по звукопроизношению является предупреждение, выявление и устранение речевых нарушений развития.

Немаловажный аспект составляет и то, что речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими. Таким образом, необходимо, чтобы речь взрослых была грамотным образцом для детей.

Для правильной организации коррекционной работы по звукопроизношению важны принципы анализа речевых нарушений. Одним из первых исследователей, сформировавших принципы анализа речевых нарушений, адекватных средствам логопедии как педагогической науки, была Р. Е. Левина. Ею выделены три принципа: принцип развития, принцип системного подхода и принцип рассматривания речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития ребенка. Эти принципы остаются ведущими в логопедии при анализе речевых нарушений [1].

Для нормализации речевого развития ребёнка дефектолог профессионал должен учитывать три основных аспекта речевой деятельности: структурный (сформированность фонетической, лексической и грамматической системы языка); функциональный, или коммуникативный (развитие связной речи и двух форм речевого общения – диалога и монолога); когнитивный, или познавательный (формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи).

Выделение конкретных аспектов определяется спецификой речевого расстройства, возрастом ребенка, уровнем его психологического развития.

Нами выделены наиболее существенные и необходимые для процесса нормализации речевой деятельности ребенка общедидактические принципы: принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития, реализация которого направлена на обогащение речемыслительной деятельности; принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи, т.е. направленность на формирование речевого высказывания; принцип формирования элементарного осознания явлений языка: предполагается особая организация процесса развития фонематического восприятия, морфологических закономерностей, практических грамматических обобщений; принцип обогащения мотивации речевой деятельности, т.е. направленность на преодоление речевого негатизма, стимуляцию речевой активности развития.

Для осуществления эффективного коррекционного обучения и воспитания детей с нарушением речи необходимо: учитывать индивидуальные особенности детей; создавать мотивацию к преодолению речевых расстройств, адекватную возрастным и психофизиологическим особенностям ребенка; устанавливать коллегиальные взаимоотношения с врачом, психологом, учителем, родителями для выработки оптимального пути коррекции [2].

Для организации коррекционной работы по звукопроизношению важно правильно подобрать систему методов.

Наглядные методы – направлены на обогащение содержательной стороны речи и обеспечивают взаимодействие двух сигнальных систем. Огромная роль в этом процессе принадлежит воспитателю. Ещё в работах Пестолоцци акцент делался на то, что развитие речи ребёнка должно опираться на практику жизни и отражать его чувственный опыт [3].

Словесные методы – направлены на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядный материал и т. п.

Практические методы – направлены на формирование речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений, игр, инсценировок и т. д.

От правильного соотношения применяемых методов во многом зависят эффективность логопедического воздействия, качество и прочность сформированных речевых навыков в свободном общении.

В процессе организации корригирующего обучения большое значение придается общедидактическим принципам. В то же время для эффективной и прочной коррекции дефектов произношения необходимо учитывать и специальные принципы: этиопатогенетический (т.е. учет этиологии и механизма нарушения речепроизводства); комплексность воздействия на все компоненты речевой системы; дифференцированный подход при коррекции различных видов дислалии [1].

В республике Казахстан уделяется много внимания коррекционно-воспитательной и педагогической работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями. Достигнуты значительные успехи в решении вопросов ранней диагностики речевых нарушений, методики и организации коррекционного воспитания и обучения детей.

В литературе имеются различные мнения по вопросу о том, на сколько этапов подразделяется логопедическое воздействие при дислалии: в работах Ф. Ф. Рау выделяется два, в работах О. В. Правдиной и О. А. Токаревой – три, в работах М. Е. Хватцева – четыре.

Нами более подробно рассмотрена структура последовательности этапов формирования фонетической стороны речи. М. Ф. Фомичёва учитывала, что в работах М. Е. Хватцев подчёркивает поэтапное исправление звуков проводится поэтапно. Обычно различают четыре последовательных этапа: подготовительный, постановка звука, автоматизация звука и, в случаях замены одного звука другим или смешения их, – этап дифференциации. Каждый этап имеет свои задачи и содержание работы, но на всех этапах педагог активизирует внимание, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, т. е. все то, что помогает ребенку в дальнейшем хорошо успевать в учёбе.

Поскольку новый навык вырабатывается не сразу и требует продолжительного закрепления, на каждом последующем этапе, одновременно с отработкой нового, идет частичное повторение материала предыдущего этапа [4].

Считаем необходимым подробно охарактеризовать каждый из четырёх этапов, раскрывающих методику осуществления профессиональной работы по коррекции звукопроизношения:

Подготовительный этап предусматривает систему упражнений, направленных на развитие подвижности артикуляционного аппарата. Эти упражнения можно разделить на 2 группы.

1-я группа – массаж артикуляционного аппарата, целью которого является выработка подвижности губ, языка, способности переключаться с одного артикуляционного уклада на другой.

2-я группа – упражнения, выполнение которых помогает создать необходимую артикуляционную базу для появления звуков, отсутствующих в речи ребенка.

Этап постановки отсутствующих звуков.

Постановка звука представляет собой процесс формирования артикуляции, обучения ребенка произношению звука в изолированном звучании. На этапе постановки звука формируется навык правильного произношения изолированного звука, закрепляется слуховой, кинестетический образ звука, используется зрительное восприятие артикуляции

Считаем важным детально рассмотреть основные способы постановки звука:

- по подражанию – с опорой на слуховой образ, на зрительное восприятие артикуляции. Это связано с тем, что у детей достаточно хорошо развито подражание. Однако по подражанию чаще всего можно поставить звук лишь тогда, когда он отсутствует (хотя у умственно отсталых детей постановка звука по подражанию осуществляется чрезвычайно редко);

- механический способ постановки с использованием вспомогательных средств (шпателя, зонда и т.д.), когда артикуляторным органам придается определенное положение. Например, при губно-зубном произношении звука «с» нижнюю губу с помощью пальцев отодвигают вниз. При произношении звука «д» нижней артикуляции кончик языка отодвигают вглубь рта, вследствие чего получается звук «г»;

- постановка от других звуков, правильно произносимых, без механической помощи. Например, звук «с» можно поставить от звука «и». Предлагается произнести звук и подуть на спинку языка так, чтобы ветерок «погулял» по язычку;

- постановка звука от артикуляторного уклада. Например, звук «ш»

можно поставить от «чашечки». Ребенку предлагают сделать «чашечку» вне ротовой полости, убрать ее внутрь рта и подуть на язык;

- смешанный способ постановки, когда используются различные способы.

Этап автоматизации

С физиологической точки зрения этот этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук первоначально очень хрупкий, условно-рефлекторная связь может быстро разрушиться без подкрепления. Автоматизировать звук – это, значит, ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. У детей с дефектами звукопроизношения имеет место закрепление стереотипов неправильного произношения слов, предложений и т.д. Поэтому автоматизация звука требует активного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации правильного и неправильного артикуляционного уклада. Она осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.

Этап дифференциации звуков наступает после закрепления хорошо отработанного произношения каждой из групп звуков, сходных по звукопроизношению или артикуляции.

Работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза.

Фонетическая ритмика органически входит в работу по формированию произношения и играет существенную роль как в коррекции речи детей младшего возраста, так и в развитии у них естественности движений.

В научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения [5].

Известно, что подвижность артикуляционного аппарата обусловлена состоянием двигательной сферы ребенка. Как правило, у маленьких детей имеются определенные (иногда весьма значительные) нарушения моторики. Это, в свою очередь, отражается на произносительной стороне речи детей: темп их речи замедлен, речь часто напряжена, монотонна, невыразительна.

Несомненно, использование приемов ритмики в процессе коррекции звукопроизношения

В ранее проведенных нами исследованиях совместно с российским учёным А. Я. Мухиной и казахстанским практиком С. В. Соболевой, по фонетической ритмике разработан и внедрён в практику впервые в Казахстане комплекс двигательных упражнений на каждый звук родного языка, соответствующий акустико-артикуляционной характеристике [6].

Предложенные упражнения сопровождаются импульсацией, идущей от ритмических двигательных сокращений рук, шеи, туловища и направленных на формирование фонематического правильного оформления речи.

Эти сведения одновременно нужно подкреплять тактильно-вибрационным контролем, который зависит от содержания звука. С помощью кожного анализатора обеспечивается восприятие ряда явлений, сопровождающих воспроизведение тех или иных фонетических элементов речи. Приложенной к собственной гортани рукой ребёнок ощущает вибрацию гортани при колебании голосовых складок и устанавливает различие между вокализованными и невокализованными звуками.

Таким образом, благодаря кожному анализатору ребёнок получает такую информацию о работе речевых органов, которая недоступна зрительному анализатору. Но сама по себе эта информация явно неполная, нечеткая, недостаточна для характеристики того или иного фонетического элемента и не может служить достаточно надежной базой для усвоения произношения, так как возможности двигательного анализатора для восприятия речи другого человека очень ограниченны.

Для детей с нарушением речи подобное использование двигательного анализатора в связи с осязательным восприятием речевых движений рукой играет лишь подсобную роль при обучении произношению.

В то же время исключительно важная роль принадлежит двигательному анализатору благодаря тем проприоцептивным импульсам, которые поступают в мозг от самих движущихся речевых органов. Вместе с нервными импульсами от слизистых оболочек, выстилающих речевые органы и приходящих в соприкосновение или деформирующихся при артикуляционных движениях, они составляют основу речевой кинестезии. Использование кинестетических импульсов от речевых органов может в некоторых случаях служить отправным моментом в работе над артикуляцией [3]. Это имеет место в тех случаях, когда речевые органы ребёнка пассивно приводятся в то или иное положение или движение посредством механического на них воздействия. Однако главное значение тактильно-вибрационного контроля состоит в том, что он обеспечивает ребёнку с нарушением речи возможность естественного текущего самоконтроля над произношением. Это распространяется на все фонетические элементы речи, которые тем или иным путем ребёнок усвоил в своем произношении.

Поэтому умение правильно пользоваться тактильно-вибрационным контролем, воспринимать и подражать разнообразным ритмам, способствует адекватному воспроизведению ритмического рисунка слов, ускоряет развитие других лингвистических способностей.

Таким образом, данная система упражнений опосредованно имеет большое значение для развития умения сочетать тактильно-вибрационный контроль, движения и речь, т.е. подчинять их единому ритму, являющегося одним из универсальных базовых способностей человека.

Коррекционная работа по звукопроизношению с элементами фонетической ритмики – деятельность дефектологов-логопедов, сознательно направленная на профессиональное построение взаимоотношений с детьми, имеющими речевое расстройство, с их родственниками и коллегами по работе с целью предупреждения, выявления и устранения нарушений звукопроизношения специальными средствами.

Рецензенты:

Мирза Н. В., д.п.н., профессор КарГУ им. Е. А. Букетова, г. Караганда.

Шкутина Л. А., д.п.н., профессор КарГУ им. Е. А. Букетова, г. Караганда.


Библиографическая ссылка

Боброва В.В., Олексюк З.Я., Кендербековой Ж.Х., Баймуканова М.Т. ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ К КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ С ЭЛЕМЕНТАМИ ФОНЕТИЧЕСКОЙ РИТМИКИ В СПЕЦУЧРЕЖДЕНИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9717 (дата обращения: 13.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674