Выпускник конкурентоспособного вуза - это специалист, осуществляющий профессиональную деятельность на высоком уровне, сознательно изменяющий и развивающий себя в трудовом процессе, вносящий индивидуальный творческий вклад в профессию, нашедший индивидуальное предназначение, эффективно организующий творческую деятельность в коллективе в условиях экстремального внешнего воздействия, стимулирующий в обществе интерес к результатам своей профессиональной деятельности.
Особая роль в процессе профессионального самоопределения и саморазвития студентов в условиях технического вуза принадлежит олимпиадному движению, которое направлено на формирование творческой компетентности специалистов инженерного профиля.
Оценка качества инженерного образования в олимпиадной среде возможна по таким показателям: конкурентоспособность специалиста на рынке труда, процесс и результат адаптации молодого специалиста, динамика развития региональной экономики, степень личностной удовлетворенности образовательным процессом.
Необходимо также оценивать уровень соответствия социального заказа общества и творческую компетентность выпускника как субъекта профессиональной деятельности. При оценке такого соответствия кроме профессиональных качеств учитывают осознанность профессионального выбора и понимание личностной и общественной значимости профессиональной деятельности, гражданская зрелость, потенциал интеллектуальных и творческих способностей и готовность к его использованию, психологическая готовность к встрече с профессиональными проблемами и к творчеству в экстремальных условиях.
Достижению высокого качества подготовки специалиста способствует наблюдение, оценка и прогнозирование состояния образовательной среды вуза в связи с образовательно-профессиональной деятельностью студента.
Основными объектами мониторинга профессионального развития студента в условиях олимпиадного движения являются развитие креативности студента, готовность к совместной деятельности, психологическая устойчивость к деятельности в стрессовых ситуациях и психологическая культура будущего специалиста.
Показателями проявления креативности в результатах деятельности и в поведении обучающихся являются: продуктивность деятельности - оригинальность предлагаемого решения профессиональной проблемной ситуации; качественный характер деятельности - стиль мышления, позволяющий при решении узкопрофессиональной задачи применять методологию многокритериального анализа деятельности; личностный - восприятие творческой работы членов микрогруппы и своей роли в результатах коллективного труда;
Критерии эффективности использования олимпиадного движения в образовательном процессе при подготовке инженерных кадров можно разделить на внешние и внутренние.
Внешние критерии:
1. Достижения в учебно-познавательной деятельности (академическая успеваемость, творческая компетентность специалиста, конкурентоспособность на рынке труда).
2. Востребованность олимпиадного движения (увеличение числа участников олимпиадных микрогрупп, вовлечение студентов в научно-исследовательскую и научно-производственную деятельности, удовлетворенность микроклиматом в процессе участия в олимпиадном движении).
3. Методическое обеспечение олимпиадного движения (методология развития олимпиадного движения, методики организации учебно-познавательной деятельности, методики подготовки и решения творческих задач, методики проведения олимпиад).
Внутренние критерии:
1. Уровень интеллектуальной активности.
2. Удовлетворенность профессиональным выбором.
3. Психологическая устойчивость к деятельности в стрессовых ситуациях.
4. Готовность к творческой деятельности в условиях коллектива.
5. Стремление к творческому саморазвитию (готовность к восприятию знаний от членов микрогруппы, готовность к выходу за сферу профессиональной деятельности)
Проведенный анализ подготовки специалистов доказывает, что участие в олимпиадном движении позволяет расширить диапазон имеющихся творческих способностей и существенно приблизиться к верхней границе этого диапазона и тем самым повысить «коэффициент полезного действия творческих способностей» обучающегося. Человек, воспитанный в условиях творческого отношения к действительности, способен на самые неожиданные открытия и свершения, которые будут двигать общество вперед по пути прогресса.
Библиографическая ссылка
Попов А.И. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОЛИМПИАДНОЙ СРЕДЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=97 (дата обращения: 09.10.2024).