Проблема суицида - одна из наиболее острых и социально значимых междисциплинарных проблем, стоящих перед современной наукой. По мере социальной, экономической и политической глобализации она начинает явственно обретать черты глобальной угрозы. Философ С. В. Роганов пишет: ««Черный феномен» - так американцы называют суицид - давно входит в первую десятку причин смерти на нашей планете, а к 2020 году, по прогнозам экспертов, количество самоубийц может составить 1 500 000 человек в год» [8]. Ему вторит американский психиатр Д. Браузер. Он указывает на то, что только в 2009 г. в США от суицидов погибло 37000 человек. Эта цифра выглядит особенно угрожающей в свете того, что 38 % взрослых, покончивших с собой, посещали врача в месяце, предшествовавшем самоубийству, и 90 % совершивших суицид несовершеннолетних граждан посещали врача в течение года [12]. При этом клинические исследования, проведённые целым рядом западных медиков, рельефно высвечивают проблему того, что в детском и подростковом возрасте риск суицида повышен [13].
Для российского общества проблема суицида обрела особую остроту в 1990-е гг. Россия на тот момент вышла на второе место в мире по числу самоубийств. На сегодняшний день ситуация с суицидами в России, безусловно, выглядит не столь катастрофически, однако остаётся сложной. За январь-ноябрь 2012 г., согласно данным Росстата, от самоубийств в России погибло 27200 человек [2].
Развитие глобальной постиндустриальной цивилизации с её информационными технологиями, возможностями интернета по-новому ставит перед человеком новые вопросы его личной и пространственной самоидентификации. Пропадает ощущение себя локализованным в своей субъективной автономности, индивид оказывается атомизированным и одновременно укоренённым в некое безразмерное, безграничное и ненормированное виртуальное социальное пространство. В результате причины, которые приводят индивида и, в частности, подростка к самоубийству, всё в большей степени детерминируются виртуализированным глобальным социумом.
Именно анализ проблемы распространения суицидального контента в русскоязычном сегменте Интернета и явился целью проведённого нами исследования.
15 марта 2013 г. Главный санитарный врач РФ Г.Г. Онищенко заявил, что за последние годы число детских суицидов и попыток самоубийств в России увеличилось на 37 %. По его данным, сегодня Российская Федерация занимает первое место в Европе по количеству самоубийств среди детей и подростков. И шестое место в мире по числу суицидов среди всех возрастов. Вместе с тем Г. Г. Онищенко отметил, что рост числа самоубийств является частью длительной общемировой тенденции: «За последние 50 лет количество самоубийств в мире выросло приблизительно на 60 процентов». В этом контексте он обратил особое внимание на то, что зачастую суициды провоцирует Интернет [4, с.1].
В пресс-релизе, вышедшем несколькими днями ранее, 11 марта 2013 г., фактически была сформулирована проблема влияния Интернета на рост числа самоубийств среди подростков. Кроме того, было заявлено, что «владельцы некоторых, наиболее популярных и известных сайтов в сети Интернет не желают признавать проблему суицидов из-за содержащейся на сайтах информации о способах и призывах к самоубийству» и даже «сознательно препятствуют деятельности органов государственной власти по устранению информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено» [5]. По этой причине Роспотребнадзором было запланировано создание рейтинга интернет-ресурсов, продолжающих «распространение вредоносного контента».
2 апреля 2013 г. на сайте Роспотребнадзора появился ещё один пресс-релиз, ставший логическим продолжением пресс-релиза от 15.03.2013 г. В пресс-релизе от 02.04.2013 г., в частности, подводились итоги анализа 1669 сайтов «на предмет содержания в них информации о способах самоубийства, либо призывов к совершению самоубийства». В результате проведённого анализа было принято «более 1544 решений, являющихся основанием для включения их в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» [6].
Артикуляция Роспотребнадзором «суицидальной проблематики» в медиа-дискурсе вызвала интенсивную реакцию в российском обществе и политической сфере. Проблема распространения в русскоязычном пространстве сайтов, пропагандирующих суицид, была осмыслена и на уровне государственной власти. Об этом свидетельствует принятие специального нормативного акта. 30 июля 2012 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ, согласно которому был создан «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» [11, с.9]. Основанием для включения в данный реестр электронного ресурса, согласно закону, в числе прочего является содержание на нём информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства.
Всё это свидетельствуют о том, что органы законодательной и исполнительной власти активно включились в борьбу с пропагандой суицида в Интернете. Однако логичным образом возникает вопрос о том, какой эффект дают предпринимаемые меры и как он сказывается на рядовом пользователе русскоязычного Интернета.
Проводя наше исследование, мы попробовали примерить на себя роль реципиента, воспринимающего информацию из открытых массовых интернет-ресурсов.
Выбирая объект исследования, мы основывались на данных всероссийского опроса населения, проведённого в мае 2012 г., опубликованных руководителем известного проекта «ФОМ-Рунет» С. И. Петуховой. Согласно им большая часть россиян (72 %) использует интернет для поиска информации. На втором месте по популярности среди потребителей информации в Сети находится чтение новостей (63 %), на третьем месте по популярности находится общение в социальных сетях (59 %) [7]. При этом по данным ВЦИОМ особенно активно социальными медиа пользуется молодёжь [9].
Новостные сайты являются сегментом политического медиа-дискурса. Формирование их повестки зависит от множества разнообразных факторов, обусловленных ситуативным контекстом. По этой причине мы полагаем, что анализ проблемы распространения информации о суициде в новостных интернет-ресурсах должен стать предметом отдельного исследования. Исследование суицидального контента социальных сетей уже стало предметом проведённого нами отдельного исследования, результаты которого были представлены 31 мая 2013 на Международной научно-практической конференции «Наука и образование XXI века».
В рамках данной статьи мы концентрируем наше внимание на анализе популярных в Рунете поисковых систем. По данным LiveInternet.ru (www.liveinternet.ru/stat/ru/), широко распространённым в Интернете, в январе 2012 года поисковые предпочтения российских пользователей концентрировались на трёх основных поисковых системах: Яндекс - 50,9 %; Гугл - 33.8 %; Поиск Mail.ru - 8.6 % [10]. Обратимся к их анализу.
24 апреля 2013 г. мы ввели в поисковой системе «Яндекс» запрос «суицид». В ответ на запрос система выдала 4 млн интернет-ресурсов. При этом на первой странице в результатах показанных «Яндекс» мы не обнаружили ни одного сайта, пропагандирующего суицид. Напротив, на первой позиции в ответах «Яндекса» находился сайт о преодолении суицида под названием «Избери жизнь» (http://www.nosuicid.ru/), на второй позиции - статья о самоубийстве из популярной интернет-энциклопедии - «Википедия» (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E0%EC%EE%F3%E1%E8%E9%F1%F2%E2%EE), третью позицию занимает ссылка на словарь «Академик» с определением термина «суицид» (http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/3474/%D0%A1%D0%A3%D0%98%D0%A6%D0%98%D0%94). Из 11 гиперссылок, показанных поисковой системой на первой странице, не было ни одной ссылки на сайт, пропагандирующей суицид.
На второй странице «Яндекс» выдал ссылку на «Независимый суицид-форум», где неоднократно высказывались точки зрения, одобряющие суицид. Однако, если 24 апреля 2013 г. форум ещё активно функционировал в Сети, то на 27 апреля доступ к нему был ограничен. После активации ссылки на экране появилась надпись, указывающая на то, что «Сетевой адрес, позволяющий идентифицировать сайт в сети «Интернет», включен в Единый Реестр доменных имен, указателей страниц сайтов сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (http://www.suicide-forum.com/).
На первый взгляд, создаётся впечатление, что проблема распространения суицидальных настроений через Интернет на «Яндексе» полностью решена. Однако в тот же день 27 апреля 2013 г. мы ввели слово «суицид» в разделе «Картинки» той же поисковой системы. На запрос система выдала 321 000 картинок. На первой «картинке» изображён «повесившийся плюшевый мишка», на второй даётся ссылка на сайт http://vampirefreaks.com/; на третьей изображена молодая девушка модельной внешности, вскрывшая себе вены в ванне и т.д. В общей сложности ≈ 74 % «картинок», выданных по нашему запросу, в яркой, наглядной форме демонстрировали акты суицида.
Такого рода изображения представляют собой не просто «картинки», а креолизованные тексты, которые соединяют в себе вербальную и невербальную коммуникацию: наводя курсор на изображение плюшевого мишки, реципиент видит подпись «Ода самоубийцам», на изображение девушки, вскрывшей себе вены, - «На Харьковщине фиксируют всплеск суицидов», а, поставив курсор, на изображение девушки, стреляющей себе в рот из пистолета, из затылка которой разлетаются кровь и мозги, реципиент выводит перед собой фразу: «Посмотри на картинку, позавидуй, последуй примеру». Без труда, воспользовавшись одним из сервисов «Яндекса», можно найти ссылку, например, на сайт, ориентированный на представителей субкультуры готов, где среди прочего представлен «фотоальбом» из 6 стилизованных картинок, посвящённых теме суицида (http://13goths.clan.su/photo/7).
Креолизованные тексты обретают в условиях глобализации постиндустриальной социальной реальности особое значение. Именно язык визуализации, по мнению, целого ряда исследователей может стать интернациональным языком в силу того, что он отвечает потребности оптимизировать человеческое взаимодействие для достижения более высокого уровня эффективности; отвечает потребности преодоления скрытых стереотипов языка литературного; может способствовать нелинейному, более открытому характеру новых человеческих опытов [1, с.180].
Без труда можно найти такого рода креолизованные тексты и в поисковой системе «Гугл». При наведении курсора каждое изображение выдаёт ссылку на сайт, на котором, как правило, и содержатся подписи к «картинке». При этом по запросу «суицид» система предлагает несколько рубрик-фотогалерей, сформированных на основе пользовательских запросов: «Суицид эмо», «Суицид из-за любви», «Суицид аниме», «Суицид пистолет», «Суицид вены», «Суицид повешение».
В основной поисковой строке в ответ на запрос «суицид» система находит 3 690 000 интернет-ресурсов. На первой странице в показанных результатах первую позицию занимает уже упомянутая выше статья из Википедии. Однако далее идут две ссылки на сайт http://lossofsoul.com/lossofsoul/index.htm. Несмотря на то, что интернет-ресурс позиционирует себя как «проект о жизни», тексты данного сайта погружают реципиента в гнетущую атмосферу. Приведём лишь одну цитату из текста, размещённого в разделе «lossofsoul»: «Это мир небытия. Сюда невозможно попасть самому. lossofsoul приходит сам, и однажды все вокруг исчезает, и loss of soul становится целым миром. Отсюда невозможно уйти по своей воле, хотя всегда можно попробовать». Эффект, производимый данным фрагментом текста, усиливается эпиграфами, представляющими собой цитаты Р. М. Рильке и А. Рэмбо. Прецедентные имена и прецедентные высказывания способствуют усилению семантико-когнитивного фона [3, с.101].
Наряду со ссылками на выше названный сайт поисковая система Google выдаёт гиперссылку на видеоролик в «Youtube», в котором снято на любительскую камеру как молодая девушка-самоубийца, отбиваясь от спасателей, прыгает с карниза высотного здания (http://www.youtube.com/watch?v=2n8FV46p5Yw); гиперссылку на форум самоубийц (http://samoubiistvo.ru/forum/viewforum.php?f=1); гиперссылку на зарегистрированный на Украине сайт, на котором опубликован репост стихотворения «Возьми и сделай суицид», которое названо на сайте «гениальным» (http://muromec.org.ua/repost/suicide/) и т. д.
Ситуация в поисковой системе «Mail.ru» фактически аналогична ситуации в поисковой системе «Яндекс». На введённый запрос «суицид» система выдаёт 5 млн результатов. Несмотря на то, что на первых позициях оказывается уже упомянутый выше «проект о жизни» http://www.lossofsoul.com, большинство интернет-ресурсов, предлагаемых системой в ответ на запрос «суицид», нельзя отнести к сайтам, пропагандирующим суицид. Большинство контента пополняется постами на форумах, посвящённых психологической помощи потенциальным самоубийцам, публицистическими, научно-популярными, научными и псевдонаучными статьями о суициде, рефератами, ссылками на известные кинофильмы, музыкальные и литературные произведения. Как и в описанных выше поисковых системах, в системе «Mail.ru» в разделе «Картинки» содержится колоссальный массив креолизованных текстов (на 4 мая 2013 г. зафиксировано 29 000 «картинок»). Они отсортированы по подразделам: «Суицид среди подростков», «Вскрытие вен», «Суицид способы», «Фото самоубийц», «Одиночество», «Смерть», «Самоубийство», «Прыжок с крыши».
Сходство контента, выдаваемого в ответ на вводимый нами запрос в системах «Яндекс» и «Mail.ru» и его отличие от контента, наблюдаемого нами в Гугле, мы полагаем, обусловлено тем, что «Яндекс» и «Mail.ru» - «поисковики», популярные исключительно в русскоязычном сегменте Интернета, тогда как Гугл имеет глобальный, всемирный статус и в большей степени подвержен западным трендам, нежели воздействию российского законодательства и российских властных структур.
Итак, из всего выше сказанного мы можем заключить, что проблема влияния Интернета на суицидальные наклонности молодёжи на сегодняшний день в Российской Федерации стоит предельно остро. Она подвергается и рефлексии научного сообщества, и анализу представителями властных структур. Проводятся определённые исследования, издаются нормативные акты, публикуются материалы в средствах массовой информации, направленные на преодоление данной проблемы, предпринимаются конкретные действия: регулярно пополняется Единый Реестр доменных имен, указателей страниц сайтов сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, ограничивается доступ к определённым интернет-ресурсам, модерируется контент социальных сетей.
Однако всё это не снимает в полной мере остроты проблемы. Как видится, её опасность, «живучесть» и распространённость обусловлены особенностями коммуникативного пространства Интернета, социальными процессами, проходящими в российском обществе и в глобализированном мировом социальном пространстве, спецификой суицида как проявления девиантного поведения. При этом само по себе обилие информации о суициде, передаваемой через средства массовой информации и массовой коммуникации вербальными и невербальными средствами, её доступность, многообразие, эффектность стирают у реципиента ощущения ненормальности, девиантности, порочности данного явления. Самоубийство перестаёт быть табуируемым. Особенно уязвимыми в восприятии «контента смерти» оказываются дети и подростки в силу специфики тех стадий социализации личности, которые они проходят.
В результате распространение «суицидального контента» в коммуникативном пространстве Интернета, эксплицитная и имплицитная, целенаправленная и неосознанная пропаганда суицида в виртуальной среде становятся важнейшим фактором, увеличивающим число детских и подростковых самоубийств.
Развитие ситуации вокруг интернет-ресурсов, содержащих информацию о суициде, в русскоязычном сегменте WWW характеризуется интенсивной динамикой, нестабильностью, неоднозначностью и требует постоянного мониторинга. Поставленная в данной статье проблема, несомненно, требует более глубокого исследования и тщательного анализа со стороны специалистов, представляющих различные отрасли современного социально-гуманитарного и медицинского знания.
Рецензенты:
Кудринская Людмила Александра, доктор социологических наук, профессор, зав. кафедрой социологии, социальной работы и политологии, ФГБОУ ВПО Омский государственный технический университет, г. Омск.
Дроздовский Юрий Викентьевич, доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии, ФГБОУ ВПО Омская государственная медицинская академия, г. Омск.
Библиографическая ссылка
Демдоуми Н.Ю., Денисов Ю.П. «КОНТЕНТ СМЕРТИ»: ПРОБЛЕМА ПРОПАГАНДЫ СУИЦИДА В РУССКОЯЗЫЧНОМ ИНТЕРНЕТЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9624 (дата обращения: 08.10.2024).