Этническая тематика становится в последние годы все более востребованным направлением научных исследований, особенно в мультиэтничных зонах, в частности в Красноярском крае на базе Сибирского федерального университета реализуется ряд проектов по данной тематике. Учеными исследуются ядерные элементы культуры коренных и малочисленных народов, проживающих на территории Красноярского края, на основе которых, по мнению исследователей, происходит и закрепляется этническая идентичность этнокультурных групп [3–10]. Это позволяет ученым спрогнозировать дальнейшее развитие коренных малочисленных народов и выработать наиболее продуктивные стратегии их поддержания и развития, тем более что на современном этапе развития человечества, в новых условиях всеобщей интеграции народов в общемировое культурное пространство, решающее значение для большинства коренных и малочисленных народов России приобретает проблема сохранения тех незыблемых ценностей, которые составляют основу этнокультуры, ее ядро. Одной из таких значимых этнокультурных ценностей является единая мировоззренческая основа, в частности религиозная. Несмотря на то, что процесс христианизации затронул большинство коренных малочисленных народов, однако, по мнению ученых, он носил преимущественно формальный характер и не отразился на привычном укладе жизни этноса [1]. Тем не менее в художественной сфере этнокультуры становится возможным проследить ряд тенденций, свидетельствующих о проникновении православных образов в художественное творчество национальных мастеров. Выявление и деконструкция визуальных образов православной тематики составляет цель данного исследования.
Эмпирическую базу исследования представляют живописные произведения изобразительного искусства художников из числа якутской, эвенкийской, ненецкой, хакасской этнокультурных групп. Из логических процедур, задействованных в настоящем исследовании, наиболее активно применялись эмпирические методы (наблюдение, анализ, интерпретация произведений национального изобразительного искусства) и метод интроспекции (рефлексия).
Анализ произведений национального искусства показывает, что православная тематика в творчестве художников из числа коренных и малочисленных народов занимает достаточно большое место. Наиболее репрезентативной в этом отношении выступает якутская художественная школа, в силу того, что первые якутские художники ориентировались в своем творчестве преимущественно на традиции русской иконописной школы. Известно, что на Севере России в XVII столетии становление получила заонежская школа иконописи, представляющая собой развитие новгородских традиций иконописания на местной почве [2]. Согласно историческим данным, именно в XVII веке зафиксирован первый контакт якутов с русскими. В это же время произошло присоединение якутских земель к России. Как следствие подобных процессов, произошедших среди двух совершенно разных этносов, наблюдается начало проникновения христианства среди местного якутского населения. С этого времени якутский этнос начинает усваивать русскую культуру, другими словами, начался процесс ассимиляции с русским населением.
С XVIII века в Хангаласском улусе Якутии началось обширное строительство церквей. При этом до конца ХVIII в. в Якутии христианство было религией почти исключительно русских поселенцев. И церкви строились в острогах преимущественно для русского населения. Именно поэтому первоначально в Якутии была распространена привозная русская иконная живопись, а затем – со второй половины XIX века появляются иконописные работы, созданные представителями как местного русского, так и якутского населения.
Среди сохранившихся икон, хранящихся сегодня в собраниях таких музеев, как Якутский государственный музей истории и культуры народов Севера (ЯГОМ), Черкехский музей истории политической ссылки, Тандинский историко-революционный музей им. И. Готовцева, Национальный художественный музей (НХМ), наблюдается доминирование изображения Богоматери. В частности, это иконы Казанской Божьей матери и иконы Богоматери Знамения. Данные иконы специалисты датируют периодом конца XIX — началом XX в. Имена авторов, за очень редким исключением, не известны.
Обращение к изображению Богоматери предстает одной из главнейших проявлений традиции русского искусства, воспринятой якутскими мастерами, работающими совместно с русскими иконописцами. Подобное явление свидетельствует о начале процесса проникновения в якутскую культуру мировоззренческих позиций иной культуры, в данном случае православной.
Наряду с тематикой иконописи – Богоявление, были восприняты и иконографические схемы Умиления и Знамение, известные на Руси в различных вариантах. Репрезентативными иконами данных иконографических схем в искусстве Древней Руси являются лицевая сторона иконы «Богоматерь Донская» (ок.1392) и икона «Богоматерь Великая Панагея» (1 четв. XIII в.).
Совместная работа русских и якутских мастеров проявляется также в создании зеленофонного иконного пространства. Выполнение подобных фонов для икон было характерно как для новгородской школы иконописи, так и для московской.
Если рассматривать своеобразие икон, хранящихся в музеях Якутии, то, прежде всего, следует отметить изменение композиционной схемы расположения Богоматери и Младенца внутри иконного пространства. Богоматерь и Младенец якутских икон изображены, словно в зеркальном отражении по отношению к древнерусской иконе «Богоматерь Донская», являющейся репрезентантом московской школы иконописи, в частности репрезентантом творчества Феофана Грека или мастера его круга (точное авторство данной иконы неизвестно).
Кроме этого, при опоре на иконографическую схему Умиления, мастера привносят некоторые другие изменения. Так, Богоматерь и Младенец представлены отстраненными друг от друга. Между ними визуально проходит линия разлуки. Руки Богородицы поддерживают тело Иисуса Христа, и в то же время отстраняют Его. Он представлен готовым идти в мир для избавления человеческого греха. Безусловно, присутствие якутских мастеров в процессе сотворения икон проявляется также в стремлении мастеров передать черты автохтонного этнического типа при иконописании лика Богоматери.
Рис.1. Неизвестный мастер.
Икона Смоленской Богоматери. XIX в.
Дерево, метам, чеканка. ЯГОМ
Рис. 2. Сивцев И. И. (Мытыйыкы)
Икона Казанской Божьей матери. Нач. XX в.
Дерево,темпера. НХМ.
Таким образом, отправной точкой становления профессионального якутского изобразительного искусства явилось иконописание. При этом главной школой для якутского искусства стала русская иконописная традиция, главным образом, традиция московской и новгородской школ XII – XV веков (обращение к теме Богоявления, иконографические схемы Умиления и Знамение, цветовая символика).
Традиция иконописания во многом определила тенденцию обращения художников к православным образам. Одной из репрезентативных тем православного содержания является тема идеальной личности. Данная тема выражается в произведениях как с позиции религиозного содержания, так и с позиции социально-культурного контекста.
Религиозное содержание произведений наиболее ярко проявляется в творчестве эвенкийских художников, для которых образ Богоматери становится незримой характеристикой персонажа. Благодаря данному приему портрет расширяется до уровня сюжетно-тематической картины. Репрезентативным произведением может выступать картина С. Г. Салаткина «Эвенкийская мадонна». В художественном пространстве картины представлена женщина с младенцем на руках. Отсутствие каких-либо атрибутов, указывающих на изображение конкретной женщины, свидетельствует об универсализации художественного образа.
Рис. 4. Салаткин С. Г. Эвенкийская мадонна
Младенец на руках предстает знаком, раскрывающим истинное предназначение женщины на земле – дарование жизни и продолжение рода. Сюжет портретного изображения – младенец на руках соотносит художественный образ картины «Эвенкийская мадонна» с иконографией «Богоматерь с младенцем». И таким образом, художник визуализирует идею значимости женщины как Богоматери, дарующей жизнь.
В творчестве хакасских и якутских художников тема идеальной личности раскрывается в социально-культурном контексте. Культурно-семиотические формы произведений хакасских художников репрезентируют такую личность, которая почитает и разделяет традиции, мировоззренческие устои своей этнокультурной группы, наделяясь, таким образом, правом быть членом этнической общности. В творчестве якутских художников раскрывается духовная составляющая человека. Вселенная пребывает в движении и соответственно человек как часть природного мира также подчинен этому движению. Картинами, репрезентирующими данную идею, являются произведения якутских художников И. Д. Избекова «Колхозное стадо» (1947), Н. М. Засимова «В путь» (1987), М. В. Лукина «Рыбаки Индигирки» (1963) и др.
Рис. 7. Лукин М. В. Рыбаки Индигирки. 1963
На этом пути жизни человек предстает сильным духом. Данная идея подкрепляется тем, что персонажи картины «Рыбаки Индигирки» М. В. Лукина представлены на фоне скалы, мощь, несокрушимость и твердость которой экстраполируется на духовную составляющую человека и этноса в целом. Кроме этого, большое значение для раскрытия этнокультурной составляющей якутского этноса имеет тенденция отведения определяющего места в художественном пространстве многих картин зиме. Зима – это то самое время года, которое требует от человека духовных усилий для того, чтобы выдержать суровый и длительный период в своей жизни.
В творчестве национальных художников особое место принадлежит религиозному жанру. Безусловно, приоритет отдается изображению религиозной картины мира этнокультурной группы, главным образом, связанной с национальной религией – шаманизмом. Однако тематической основой произведений служили также космогонические представления народа о сотворении мира, о жизни Вселенной в целом («Сотворение», «Продолжение рода», «Четыре стихии» Л. А. Лара).
Итак, православные образы в художественной этнокультуре современной Сибири конкретизируются посредством обращения художников к визуализации ряда ценностей, составляющих суть православной культуры. Основу творчества художников составила традиция иконописания, в частности среди первых якутских художников. Наиболее значимыми темами, в основе которых прочитывается суть православной культуры, являются тема идеальной личности, тема сотворения мира и жизни Вселенной. Важно при этом отметить, что особенностью художественной этнокультуры является гармоничное сочетание, с одной стороны, образов православной культуры, с другой – образов, выражающих мировоззренческие установки, ценности конкретной этнокультурной группы.
Рецензенты:
Копцева Н. П., д-р филос. наук, профессор, зав. кафедрой культурологии Гуманитарного института Сибирского федерального университета, г. Красноярск.
Викторук Е. Н., д-р филос. наук, зав. кафедрой философии и социологии Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, г. Красноярск.
Библиографическая ссылка
Середкина Н.Н. ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБРАЗЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЭТНОКУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ СИБИРИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9609 (дата обращения: 07.10.2024).