Актуальной задачей, стоящей перед российским образованием, является достижение его нового качества. Подготовка новой формации педагогов на основе компетентностного подхода позволяет преодолеть разрыв между знаниями, умениями и навыками, получаемыми в ходе образования, и стоящими перед специалистом производственными реалиями. Преодоление разрыва между обучением и практикой повышает конкурентоспособность специалиста на рынке труда.
Конкурентоспособный специалист с профессиональным образованием любого уровня должен отвечать всем требованиям и мировым тенденциям развития рынка рабочей силы, уметь быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни, обладать набором необходимых компетентностей в разных областях человеческой деятельности. В связи с этим традиционные подходы в образовании, направленные на усвоение обучающимися определенной суммы знаний и умений, теряют свое значение. На первый план выступают инновационные личностно-ориентированные методы и технологии обучения и воспитания.
В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу отмечено, что сложившаяся система образования в стране не в полной мере соответствует потребностям личности, общества и рынка труда. В 2007 году Федеральным законом № 232-ФЗ от 24.10. была введена уровневая структура высшего профессионального образования (ВПО). В этой структуре первому уровню образования соответствует степень бакалавра, а второму - степень магистра.
Данные уровни подразумевают отдельные государственные образовательные стандарты и самостоятельную итоговую аттестацию.
В 2011 году все вузы России полностью перешли на многоуровневую систему высшего профессионального образования в подготовки учителей (бакалавров и магистров образования), что полностью соответствует федеральным государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). Ведущими принципы ФГОС являются принципы преемственности и развития.
Цели и задачи модернизации образования представлены в таких документах, как Заявление руководителей стран большой восьмерки «Образование для инновационных обществ XXI века» (2006 год), «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» (2009 год), в Посланиях Президента РФ Федеральному собранию. Целевые установки этих стратегических документов в области образования детально раскрыты и системно представлены в основополагающих нормативно-правовых актах Министерства образования и науки РФ, таких как:
- «Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики» (2008 год);
- «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы» (2011 год);
- «Государственная программа РФ развития образования на 2012-2020 годы» (2011 год);
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (2010 год);
- Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (2010-2011 годы) М. Митина, А. П. Тряпицина и др.
- Приказ Минобрнауки России от 24 марта 2010 года № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения отмечается, что основное внимание следует уделять компетенциям выпускника.
Будущее России, как страны с инновационным типом развития, определяет необходимость переосмысления основных особенностей обновленного высшего образования, которыми становятся:
- способность, готовность и желание к непрерывному самообразованию и образованию;
- критическое мышление, мобильность и склонность к предпринимательству и принятиям рисков;
- культура отношений и поведения;
- способность к предприимчивости и творчеству (креативности);
- ответственность за результаты своего труда;
- толерантность и умение работать как самостоятельно, так и в команде.
Во ФГОС нового поколения в основные термины включены положения, определяющие понятия «компетенции», «общекультурные» и «профессиональные» компетенции. Учитывая данный категориальный аппарат ФГОС нового поколения, следует обратить внимание и на категории, являющиеся органическим его продолжением.
Общекультурные компетенции - совокупность социально-личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне.
Профессиональные компетенции - способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной области профессиональной деятельностью.
Профессиональная компетентность специалиста - это интегральная характеристика, которая определяет его умение решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности.
Введение новых стандартов образования сегодня происходит в контексте изменения парадигмы образования, где компетенции являются результатом образования, так как теория современных стандартов образования базируется на теории компетентностей, включая в себя ориентацию на соответствующие формы и методы.
Сегодня, в новых условиях, в вузах необходимо систематически обновлять технологии и содержание образования и в то же время формировать такую среду обучения и педагогической практики будущих учителей, которая смогла бы помогать развивать у студентов большой спектр общепедагогических, общекультурных и профессиональных компетенций, которые необходимы в решении новых сложных социально-педагогических задач.
Педагогическая практика в системе высшего профессионального образования является видом учебной деятельности, который предоставляет возможность моделировать собственное научное исследование, видение системы образования, а также осваивать технологию исследовательских процедур, что необходимо для становления компетентного специалиста.
Обновленная модель педагогической практики студентов в современных условиях становится необходимой средой (ценностной и развивающей) формирования и воспитания будущих учителей новой школы, готовых работать в новых условиях, личностно успешных и профессиональных.
Личностные качества, социальная зрелость, профессиональная компетентность и духовное богатство учителя сегодня, как и всегда, являются важными условиями эффективности процесса обучения, развития и воспитания учащегося. Следовательно, наиболее важным условием эффективности подготовки нового поколения учителей является тесная связь теоретического обучения и практического закрепления материала в рамках самостоятельных проектов студентов, в рамках которых и формируется профессиональная компетентность. Возможность консультироваться с педагогом, наблюдать работу одногруппников, привлекать рекомендуемую методическую литературу в ходе решения реальных образовательных проблем позволяет избежать возможных ошибок или научиться их преодолевать в будущей самостоятельной работе.
Педагогическая практика должна быть разработана таким образом, чтобы студент-практикант смог не только овладеть соответствующими компетенциями, но и умел их диагностировать и развивать их. Компетентностный подход должен быть положен в основу разработок программ педагогических практик, так как именно он ориентируют на достижение нового качества профессиональной практической подготовки, оценку динамики развития профессиональной компетентности студентов в условиях стажировки в качестве учителей.
Ценностный смысл практики состоит в том, что студент овладевает опытом реализации целостного образовательного процесса в условиях реальной профессиональной деятельности (с учетом специфики конкретной основной образовательной программы).
Содержание педагогической практики может включать инвариантную систему заданий, которая направлена на формирование готовности студентов самостоятельному проектированию, реализации образовательного процесса в школе, и вариативную часть, ориентированную на ожидания студента и его творческие и научные интересы, задачи, которые решает конкретная школа в процессе реализации проектов инновационной деятельности и т.д. Перечень заданий вариативной части может быть разнообразен и неограничен. Это могут быть задания, связанные с участием в управленческой деятельности, диагностических исследований, построение воспитательной системы, организация выставочной деятельности и др. Перечень заданий вариативной части может быть разнообразен и неограничен.
Педагогическая практика студентов отделения искусств Института филологии и искусств Казанского (Приволжского) федерального университета осуществляется в общеобразовательных, художественных школах города, школах искусств, что является результатом социального партнерства.
Согласно учебному плану на педпрактику студентов отделения искусств выделено 5,6 недель в 8,9 семестрах для дизайнеров и 6,8 недель в 7,8 семестрах для бакалавров художественного образования.
Результаты работы вариативной части практики входят в портфолио студента как содержательная основа резюме будущего специалиста.
Организационно-педагогические условия педпрактики на факультете включают:
- диагностические условия (живое обсуждение, а также обсуждение в Интернет-пространстве противоречий и затруднений в профессионально-педагогической деятельности студентов-практикантов прошлого года обучения; выделение соответствующих типов; их характеристика);
- проектировочные условия (разработка целей, задач педпрактики, ориентированной на формирование основных компетенций педагога, их научное обоснование, подготовка баз педпрактики, выработка критериев эффективности проекта и условий внедрения в практику);
- условия профессионального самовоспитания (обеспечение реального профессионального роста студентов путем освоения индивидуализированных методов, приёмов и средств самовоспитания как формы самосовершенствования педагога, участие в студенческих научно-практических конференциях и др.).
Модель организации педагогической практики в Институте филологии и искусств КФУ представляет собой модули, взаимосвязанные между собой. Причем эта модель постоянно совершенствуется.
Основными характеристиками модели являются: 1) целостность построения содержания профессиональной деятельности; 2) интеграция методологической, теоретической, методической и практической составляющих профессионально-педагогической подготовки; 3) прогностичность.
Модель является своеобразным практическим руководством для подготовки прохождения студентами педагогической практики.
Системообразующим фактором модели взаимосвязанных компонентов организации педагогической практики является развивающая среда педагогической практики, которая позволяет перевести разработку индивидуальных маршрутов практики каждого студента на качественно новый уровень. В них присутствуют основные положения ФГОС ОО, требования образовательных программ и базовый - учреждения для прохождения практики, производится диагностика деятельности студента на практике и, в соответствии с результатами диагностики, составляется план корректировки ошибок.
Следует признать, что классическая образовательная среда не всегда учитывает индивидуальные особенности обучающихся и ориентирована на среднестатистического студента. И часто вследствие этого будущие профессионалы, изначально руководствующиеся позитивными мотивами в выборе профессии, в дальнейшем выражают нежелание работать по специальности и давать гарантию качества, неумение творчески подойти к делу. В последнее десятилетие в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи обучающимся (студентам) в учебно-воспитательном процессе - психолого-педагогическое сопровождение. Особенностью развития системы сопровождения является необходимость решения задач сопровождения в условиях модернизации образования, изменений в его структуре и содержании. Данный вид сопровождения отвечает новой парадигме образования - развитию субъектности и индивидуальности обучающегося (студента) [2, 11]. Профессиональное обучение приходится преимущественно на подростковый и юношеский возраст, в этот период идет активный процесс социализации, то есть процесс включения в структуру общества.
Уже сейчас каждый студент должен осознать, что по окончании учебного заведения перед ним встанет проблема трудоустройства. Поэтому, работая в школе в период практики, студенты должны объективно оценить свои силы и возможности, учесть изменяющиеся социально-экономические условия государства, нацелиться на работу. Такая практическая и психологическая подготовленность на самостоятельный выбор дальнейшей деятельности является залогом востребованности наших выпускников на рынке труда.
Рецензенты:
Абдулхакова Айслу Радифовна, доктор исторических наук, профессор, декан факультета информационного сервиса и медиатехнологий Казанского государственного университета культуры и искусств Министерства культуры РФ, г.Казань.
Камадорова Ирина Владимировна, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой рекламы и связи с общественностью ИНЕКА, г. Набережные Челны.
Библиографическая ссылка
Габдрахманова Е.В. ОГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9587 (дата обращения: 13.10.2024).