Введение
Казалось бы, проста и понятна классическая идея о том, что жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Но знать и чувствовать данную идею - одно, а воплотить ее на практике в формах индивидуальной активности - совсем другое. Возникает необходимость в ее духовной оценке. Можно с уверенностью сказать, что подавляющее большинство российских спортсменов осознает свои зависимости от общества и государства, но не все могут воплотить гражданскую позицию на практике. В современных публикациях рассматриваются такие признаки гражданской позиции: государственность; патриотизм; принципиальность; ответственность за принадлежность к государству и малой Родине; конкретная ценностная точка зрения для предстоящего поступка или действия индивида как представителя страны; убежденность поступать именно так, а не иначе, на основе согласования своих ценностных ориентаций с принадлежностью к государству [2, 3, 4, 5].
Можно сказать, что каждый взрослый человек обладает гражданской позицией. Но достичь гармонии своих интересов, идеалов, убеждений и других элементов духовного мира с государственной принадлежностью, с гражданственностью индивиду не всегда удается. А если нет гармонии в духовном мире, то и на практике гражданская позиция индивида проявляется неустойчиво, часто останется показным или формальным признаком.
Характеристики гражданской позиции российского спортсмена отражены в элементах его сознания и закреплены в ценностно-мотивационных показателях мировоззрения: идеалах, ценностных установках, потребностях и интересах. В данном контексте он не только носитель и выразитель личностных прав и свобод, знаний, эмоционально-чувственных и волевых состояний, идеалов и убеждений относительно своей принадлежности к государству, но полномочный представитель государства внутри страны, а особенно - за ее пределами.
Идеалы в мировоззрении личности выражают заветные и желаемые цели жизни, которые обладают признаками совершенства, особой ценностью и важностью. Формируются, как правило, достижимые идеалы, но существуют и так называемые «вечные» идеалы. Если, например, индивид сформировал идеал - стать всесторонне развитой личностью, то реализовать такую цель и достичь такого идеала невозможно, хотя бы по причине того, что показатели «всесторонности» развития человека в каждом обществе и на каждом историческом этапе его развития различны. Достижимые идеалы конкретны. Для российского спортсмена несомненным идеалом остается победа в крупных международных и внутригосударственных соревнованиях. Хотя существует известный афоризм, который гласит: главное - не победа, а участие. Афоризм имеет значение для массового спорта и общего физического развития человека. Но если индивид, имея особые спортивные данные и достижения, посвящает себя профессиональным занятиям спортом, он закономерно формирует идеал победителя.
История международных спортивных состязаний и чемпионатов, Олимпийских игр имеет примеры, когда спортсмен-победитель приобретает мировую известность, свой идеал победителя достигает не один раз, но по каким-либо причинам вынужден «досрочно» прекратить свою спортивную биографию. Конечно, отдельные спортсмены свыкаются со своим новым положением и уходят из большого спорта. Их идеал победителя остается в прошлом. А большинство спортсменов предпринимают активные действия для возвращения в большой спорт, продолжаются тренировки. Для них идеал победителя и престиж представителя страны не утрачивается.
Любовь к своему виду спорта, преданность ему, настойчивость в поддержании спортивного мастерства, мировоззренческие ценностные знания о виде спорта и его представителях, гражданский статус поддерживают идеал победителя. Такие спортсмены после преодоления возникших препятствий (дисквалификации, травм, болезни и т.п.) могут вновь демонстрировать высокие спортивные результаты.
Для спортсмена идеал гражданской позиции может состоять в гармоничном сочетании индивидуально-личностных и общественно-государственных интересов как желаемая совершенная цель духовного мира личности XXI века, основанная на интеграции ориентаций как гражданина страны и активного субъекта, поддерживающего высокий статус государства и спортивные отношения в нем. Интересно, что в советское время признавалось естественным подчинение индивидуальных ценностных ориентаций гражданина общественным установкам и задачам [1].
В характеристике идеала гражданской позиции современного российского спортсмена важно отметить наличие двух сторон: общекультурной (социокультурной) и собственно спортивной (профессиональной), которые выражены в его ценностных установках. Речь идет не о массовом спорте, а спортивной деятельности как источнике получения средств к жизни. Социокультурная сторона идеала спортсмена, как представляется, связана с интересами спортсмена ценностно утвердить себя в обществе и стране, приобрести известность и уважение среди болельщиков и других категорий граждан, стать признанным представителем российского государства, которым страна гордится и почитает.
Мы считаем, что в таком понимании социокультурной стороны гражданской позиции заложена ее многомерность. Это не один конкретный идеал и не одна социокультурная «сверхзадача». Данная сторона ценностных установок в гражданской позиции складывается из совокупности более конкретных социально значимых личностных идеалов спортсмена. В ценностных ориентациях его гражданской позиции переплетаются и консолидируются правовой, нравственный, политический, экономический, семейно-бытовой, образовательный, возможно религиозно-духовный и другие идеалы, которые определяет для себя спортсмен на различных этапах своей спортивной карьеры.
Собственно спортивная сторона идеала спортсмена зависит также и от физических данных спортсмена, получивших целенаправленное совершенствование. Индивид, обладающий природными и специально развитыми спортивными способностями, уже чувствует и понимает свои преимущества перед другими спортсменами. Они и служат основой формирования у спортсмена идеала победителя. Профессиональное тренерское руководство усиливает у спортсмена уверенность в достижении идеала победителя. Можно добавить, что тренерская работа со спортсменом может качественно осуществляться не только представителями государства, но также приглашенными на эту деятельность профессионалами из других стран. Идеал гражданской позиции не изменит своей социокультурной и профессиональной направленности, если спортсмен дорожит свой принадлежностью к российскому государству и стране как известной в мире спортивной державы.
Мировоззренческие знания и идеалы в духовной составляющей гражданской позиции личности тесно связаны с потребностями и интересами. Потребности личности выражают повседневные или долгосрочные желания, стремления, влечения. Они характеризуют субъективные аспекты функционирования личности и ее организма в системе общественных связей, в материальной и духовной культуре. Возвышение потребностей личности - одна из закономерностей оптимизации мотивационной стороны жизнедеятельности индивида в социуме, показатель его культуры.
Классификация потребностей многообразна, как и сами потребности. Они могут быть материально-физическими и духовными, устойчивыми и неустойчивыми, возрастными, общесоциальными и профессиональными, повседневными и перспективными. Потребности проявляются как ситуативные желания или как доминантные ценностные ориентации личности. Потребность в гражданской позиции может сочетать в себе многие названные выше признаки, выражать индивидуально-личностное и социально-типическое отношение индивида к своему гражданству, патриотизму, государственности.
В психологии, например, потребность объясняется как состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития. Потребности признаются внутренним источником активности личности [6]. Для философско-мировоззренческого анализа потребностей актуальны ссылки психологов на то, что, во-первых, те или иные объекты необходимы для существования и развития индивида. Во-вторых, потребности выступают источником активности личности. Как известно, активность личности реализуется в трех основных формах - поведении, общении и деятельности. Разные формы внешней активности индивида требуют наличия соответствующих потребностей.
Действительно, удовлетворяя свои потребности, человек живет, решает жизненные задачи и планы, достигает поставленные цели. Важно уточнить, что человек живет физически и духовно, где доминантная роль потребностей существенно различается. Не удовлетворяя свои потребности, например, в пище, воде, воздухе, человек умирает. Повседневные потребности в трудовой деятельности и общении, в одежде или бытовой технике, в средствах транспорта или спортивной закалке более гибкие. Их неудовлетворение не ведет к смерти человека, но они также необходимы для жизнедеятельности. Важной задачей при этом выступает ограничение или развитие повседневных потребностей.
Стратегически важными для человека являются духовные потребности. В мировоззрении личности они занимают, как правило, ведущие позиции. Не обладая какими-либо духовными потребностями, например, потребностями к образованию или искусству, политической или религиозной жизни, человек физически не умирает, но его духовный мир оказывается скудным и не соответствующим общественным отношениям. Такой человек может оказаться «на дне» общества, иметь примитивные жизненные ориентации.
Гражданские потребности спортсмена охватывают область прав, свобод, обязанностей и ответственности в той их части, которая характеризует устойчивую связь его сознания, мировоззрения и социальных качеств с государственными установлениями, а также с морально-качественными принципами и нормами гражданского общества. Потребность в гражданстве или двойном гражданстве детерминируется условиями жизни спортсмена, успешностью его спортивной деятельности. Но субъективная составляющая гражданства мотивируется уровнем и качеством развития духовного мира, общей и профессиональной личностной культурой. Часто личное видение и осознание спортсменом сложившейся ситуации в своей спортивной деятельности существенно влияет на характер гражданской позиции. При этом выбор спортсмена может глубоко осознаваться, может определяться экономическими факторами или более комфортными условиями реализации своего спортивного мастерства, а бывает и конъюнктурным.
Можно сделать вывод о том, что потребность спортсмена в гражданской позиции, как и любого гражданина страны, относится к разряду высших потребностей личности, так как она детерминирует общесоциальный и профессиональный статусы индивида. Потребность в гражданской позиции возвышает ценностное значение личностных качеств. Они приобретают социально-нравственный аспект и базовую политико-правовую основу.
Потребности как элемент мировоззрения личности близки по содержанию интересам. Их различие состоит в различной направленности. Вектор потребностей всегда направлен от объекта к субъекту. Он выражает, как отмечалось, нужду, желание субъекта в каких-либо объектах и их свойствах. Вектор интереса направлен от субъекта на объект. Человека всегда кто-то или что-то интересует. Соотношение потребностей и интересов личности характеризуется сложной динамикой. Индивид вначале может проявить интерес, обратить внимание на объект интереса, но не соотнести с какой-либо своей потребностью. А может исходно мотивировать свою внутреннюю активность потребностью и на ее основе актуализировать тот или иной интерес.
Интерес чаще проявляется формой значимой познавательной потребности, в то время как потребность (в пище, одежде, друзьях, коллегах и т.п.) может и не быть связанной с интересом. В других ситуациях интересный собеседник, видный спортсмен или политик, меценат спорта или просто товарищ вызывают потребность в общении, в обмене информацией, в установлении отношений доверия. Мировоззренческая позиция при этом в реализации интереса и потребности совпадает по содержанию, целям, задачам и другим показателям. Гражданская мировоззренческая позиция позволяет оптимизировать интересы и потребности спортсмена таким образом, когда они приобретают ценностную значимость применительно к осознанию принадлежности к своей стране, малой родине, патриотическим чувствам и идеям.
Интересы активизируют в познании и духовном мире личности спортсмена любознательность, пытливость в отношении гражданства и гражданской позиции, способствуют сосредоточению внимания на конкретных показателях и значимости своего отношения к государству, личным правам и свободам, гарантированных государством, осмыслению обязанностей и ответственности перед страной. Поэтому интересы во многом определяют направленность личности спортсмена на осознание целей, задач и способов формирования гражданской позиции.
Общим для потребностей и интересов в мировоззрении личности спортсмена можно считать их высокий ценностный статус, возможное совпадение в гражданской позиции. Если возник и сохраняется устойчивый интерес к виду спорта, который культивируется в стране, имеет богатые традиции и достижения, то формируется не менее устойчивая потребность интенсивно и результативно заниматься этим видом спорта именно в своей стране. Если у спортсмена сложился интерес достойно защищать своей спортивной деятельностью честь и славу страны, то и потребность будет постоянно ориентировать его на достижение поставленной цели как достижимого идеала.
Если спортсмен интересуется своими правами и свободами, обязанностями и ответственностью, то и его потребности будут подчинены сохранению высокого статуса гражданина страны. При совпадении интересов и потребностей в гражданской позиции, их воздействие на ее сохранение закономерно возрастает вследствие системного характера духовности человека. Гражданская позиция российского спортсмена, как и у любого гражданина страны, формируется, укрепляется или ослабляется под воздействием непосредственных интересов (интересы быта, повседневной жизни, интересы семьи и др.), а также опосредованных интересов, которые возникают под воздействием общественной морали, политики и права, СМИ, видов искусства, науки, образования, религии. При формировании гражданской позиции российского спортсмена важно учитывать постоянный и системный характер внешних воздействий на его потребности и интересы, своевременно разграничивать позитивные и негативные воздействия.
Ведущим и интегрирующим элементом в духовном мире личности выступают убеждения. Их можно определить как устойчивое стратегическое единство всех основных элементов духовности человека, сопряженное эмоционально-чувственными и волевыми состояниями психики.
Убеждения характеризуют такие внутренние социально-психические элементы духовности, которые «сортируют» мировоззренческие знания, возвышают или принижают значимость тех или иных идеалов, норм и принципов жизни, потребностей и интересов. Разноплановые примеры демонстрируют многообразие убеждений человека. Но далеко не всегда они существуют как гражданская позиция. Убеждения спортсмена, гордящегося своей принадлежностью к отечественному спорту и к государству - яркое свидетельство его патриотической гражданской позиции.
Обобщая рассмотрение содержания убеждений, консолидирующих духовные основания гражданской позиции российского спортсмена, можно выделить следующие ее признаки:
- глубоко осознанное ценностное отношение к своему государству;
- готовность отстаивать и защищать интересы страны в общегражданской и спортивной деятельности;
- гордость за принадлежность к культуре своего народа и его истории;
- переживание успехов и недостатков отечественного спорта, устойчивое стремление сделать все индивидуально возможное для поддержания его авторитета в стране и на международной арене;
- нацеленность на достижение высоких личных результатов в своем виде спорта;
- удовлетворенность успехами отечественных спортсменов и их поддержка на международных соревнованиях;
- принципиальность и твердость в осуществлении честной и открытой состязательности как исходной традиции отечественного спорта и гражданственности;
- последовательная ориентация на качественную подготовку молодых спортсменов, физически и духовно крепкого молодого поколения страны.
Исследование перечисленных и иных показателей убежденности российского спортсмена в своей гражданской позиции показывает, что они существенно оптимизируют содержание его жизни, мотивируют особенности спортивного поведения и общения, общегражданской и собственно спортивной деятельности. Теоретическое обоснование мировоззренческих оснований гражданской позиции можно подкрепить практикой.
Рецензенты:
Петрий Петр Владимирович, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и религиоведения Военного университета Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва.
Кафтан Виталий Викторович, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии и религиоведения Военного университета Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва.
Библиографическая ссылка
Бойко С.В., Скобрев И.А. ИДЕАЛЫ, ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ, ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ В ДУХОВНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СПОРТСМЕНА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9560 (дата обращения: 08.12.2024).