Решение общих задач улучшения положения гендерных социумов в условиях современного общественного развития требует изучения широкого круга проблем гендерной культуры. Наиболее прочные результаты в гуманистическом развитии общества достигаются культурным преобразованием социальной жизни. Если политические и правовые решения в сфере свободного общества приносят быстрый эффект, социально-экономические меры - более продолжительный эффект стабилизации общественного процесса, то человеческое культурные преобразования привносят в существование людей наиболее долговременные и уместные формы социальной интеграции. Изучение общих проблем гендерной культуры имеет теоретическую и практическую значимость, актуально в современном обществознании.
К наиболее общим вопросам гендерной культуры общества обращена философия гендерологии. Изучение философии гендерологии позволяет выделить и аргументировать важные факты и облегчить общественное решение проблем биархатной цивилизации в современную эпоху, что будет иметь значение и в предсказуемом будущем. Вклад в обнаружение, формулирование и решение гендерных проблем общества в плане решения женского вопроса и мужских проблем, который вносит философия гендерологии, служит ориентиром для решения вопросов общественного развития в эпоху быстроменяющихся общественных перемен [1].
Целью настоящей статьи является изучение наиболее общих философских вопросов гендерной культуры в аспекте философии гендерологии. Философия гендерологии как систематическое критическое мышление о природе полов, пути гендерных субъектов во Вселенной и постижении истины является необходимой частью культуры современного общества. Гендерная культура соотносится с общей культурой людей как часть с целым. Гендерная культура вместе с тем есть сущностное свойство людей, особенно семейная и материнская.
Философия гендерологии характерно осваивает всеобщие понятия гендерной жизни. Философский вопрос о гендерной культуре может быть сформулирован: «Какова сущность гендерной культуры?», что влечет за собой целый шлейф идей и понятий, такие как: какова культурная роль родительства в мире? Насколько семья является частью материальной и духовной культуры в жизни людей? Существует ли совершенный образ гендерной жизни? Каковы границы и возможности гендерной свободы? Эти и множество других философских проблем сопровождают культурную жизнь, поведение и практику представителей различных полов в прошлом и современности. В гендерологии они полезны в плане решения женского вопроса и мужских проблем.
Философская трактовка гендерной культуры должна включать оценку ее содержания. Содержание гендерной культуры - это совокупность созданных человеком материальных гендерных ценностей и духовных гендерных ценностей, гендерных социокультурных норм, способов организации поведения и общения людей и социальных групп, а также обусловленный способом материального производства процесс развития гендерной творческой деятельности. Гендерные ценности являются ключевыми для понимания гендерной культуры в прошлом и современности и могут стать основанием для определения понятия «гендерная культура».
В трудах мастеров гендерной мысли содержатся образцы освоения гендерных ценностей культуры общества. Определение гендерной культуры в трудах социальных антропологов ориентирует рассмотрение материальных и духовных ценностей народов мира. Замечательные труды о культуре и мире детства, женщины и мужчины создала американский антрополог М. Мид. В книге «Пол и темперамент» М. Мид изучает различия и способы воспитания, физического развития и поведения девочек и мальчиков [4]. Прекрасные страницы об отцовстве она оставила в книге «Мужчина и женщина: изучение полов в изменяющемся мире» [5]. Именно М. Мид новаторски исследует явление зависимости маскулинных и феминных свойств от общественно сформированных особенностей жизни и доказывает это на обширном антропологическом материале традиционного общества. Ее избранные произведения в книге «Культура и мир детства» [3] написаны как художественные произведения, видимо, мастер антропологии предполагала необходимость владения словом и художественными образами как методом при прикосновении к тончайшей материи семьи и детства, нравственности и воспитания.
Для определения гендерной культуры может быть использовано деятельностное основание ее существования. Деятельностная сущность культуры констатируется видными учеными и философами прошлого и современности. Деятельность опосредует формирование культуры в традиционном обществе, утверждал Б. Малиновский [2].
Гендерная культура многообразна: наряду с деятельностным и ценностным основаниями гендерной культуры проявляют себя гендерные отношения и гендерные действия как ее основы, этнические гендерные особенности жизни полов, уровень цивилизации общества в жизни полов, обычаи, законы, социальные нормы. В современном обществе есть необходимость рассматривать политическую, религиозную, научную, мифологическую основы в жизни полов. Имея в виду объединяющую с обществом практику, следует осваивать политическую практику полов: гендер есть политический акт - утверждают современные последователи феминизма. Политическая культура присутствует в ментальности современного студенчества: во взглядах на гендерную культуру (традиционный тест по курсу гендерологии) студентов Томского политехнического университета почти половина студентов, изучающих гендерологию, основными гендерными ценностями указывают равные права и равные возможности полов.
Возможно определение гендерной культуры основными частями общественного развития: развивающаяся реальность, содержащая в себе множественные явления, придающие ей гармонию, поступательное развитие или синергетическое ускорение согласующихся явлений в формате экономической, правовой, профессиональной, эстетической, политической культуры.
Конечно, гендерная культура может быть определена как совокупность гендерных материальных и гендерных духовных ценностей, созданных людьми в исторически определенные эпохи, характеризующая уровень развития общества и человека. Гендерная культура является началом, создающим совместные гендерные действия и гендерные отношения, цементирующие общественные группы. Гендерная культура содержит ценности, идеи, традиции общественного и личностного осуществления представителей полов. С появлением общества происходит становление гендерных конструкций пола, развиваются гендерные отношения и гендерные действия людей. Догендерные отношения и догендерные действия предков людей суть биологически ориентируемые. Границей между животным миром и человеческим обществом становится гендер и гендерная забота. Гендерная забота включает гендерные действия и гендерные отношения в формате материнства, детства, семьи, родительства как новые культурные явления в жизни людей.
Начинается эпоха дописьменных цивилизаций, складываются предпосылки гендерного равенства. В развитии гендерной культуры незначительна природная детерминированность: в эпоху гендерной культуры человек освобождается от влияния природных, инстинктивных способов существования и становится существом, сознательно формирующим собственную жизнь. Гендерная культура вырабатывает механизм трансляции выработанных знаний человеку, свойственный только людям, особенно общие приемы мышления. Этот культурный уровень организации существования делает человека свободным от примитивной животной организации существования в дочеловеческом стаде во Вселенной. Благодаря повышению культуры человек сохраняет и упрочивает социальную устойчивость и не возвращается в природное состояние.
Важными компонентами гендерной духовной культуры являются нравственность общения полов, интеллектуальная и художественная гендерная культура, правовая гендерная культура, педагогическая гендерная культура, религиозная гендерная культура, свободомыслие представителей полов. Движение гендерного социума, в свою очередь, тысячами нитей вплетает культурную ткань: гендерную субъективно-личностную деятельность человека, разнообразие гендерной деятельности и менталитета, гендерные способы и нормы общественной организации, гендерный опыт, гендерные знания, артефакты, творчество. Гендерная философия появляется в период осознания мира единым. Конечно же, никакой гендерологии в эту эпоху не было, и мыслить философию гендерологии этим периодом нельзя.
Философия гендерологии отличается от гендерной философии. Отличительная черта гендерной философии - философия сотрудничества полов. Философия рационального критического мышления о сотрудничестве полов, природе гендерного сотрудничества и его проявления в жизни общества и индивида, достижение полного знания о совместной жизни полов придавали социально-культурную определенность жизни полов. Исторически формируются культурные этические нормы, связанные с гендерной философией. Социокультурная ситуация в аспекте философии сотрудничества полов обретает материально-ценностное и духовно-ценностное основания собственной устойчивости, что наряду с определенностью в сфере закона придает устойчивость признаков, идей, мировоззрения гендерных социумов, формируемых в культурной деятельности полов.
Для современности характерна философия гендерологии как теоретически сформированная часть гендерологии и гендерная философия народа. Философия гендерологии обращена к единству мира полов в силу всеобщности ее собственных категорий. Будучи связана с гендерологией, она способна осваивать различные гендерные культуры (материнства, отцовства, детства и другие), указывая их единство. Существующее единство гендерных культур формируется биосоциальным единством судеб исторического развития человечества, прохождением сходных этапов общественной и индивидуальной жизни, производством схожего гендерного социального опыта и индивидуального различных народов и прохождением уровней развития гендерной культуры, устойчивой трансляцией и воспроизведением гендерных ценностей средствами передачи гендерной культуры.
Гендерные науки, гендерное образование, гендерное искусство в творческой перспективе вырабатывают образцы нового (изобретения, открытия, произведения и др.), а результаты творчества включаются в движение общества, обновляя его. Причем общественная жизнь необходимо зависит от развития каждой личности. Благодаря философии гендерологии мир становится более целостным, культурное развитие полов вносит прогрессивное начало в жизнь общества.
Гендерное развитие, способствующее повышению уровня гендерной культуры, общественное, семейное и личностное, настоятельно рекомендуется международными организациями гендерного равенства, и среди них ООН. Заметным явлением в процессе формирования гендерных материальных и духовных ценностей является диффузия гендерной культуры. Диффузия гендерной культуры является сложнейшим процессом возникновения, формирования и повторяющегося закономерно в гендерной знаковой системе процесса передачи гендерных ценностей. Движение всемирной истории к современной гендерной общественной жизни - это движение через периоды возникающих и расширяющихся очагов гендерной культуры в процессе вовлечения все большего числа людей в них. Диффузия гендерной культуры является постоянным процессом, имманентным в бинарных культурах. В гендерной культуре в прошлом и современности присутствуют необходимо женское и мужское начала. Поэтому диффузия гендерной культуры существенно влияет на ее формирование, присутствует в создании гендерных структур, в формате традиции в культурной жизни полов, в трансляции и воспроизведении гендерных ценностей, особенно в новациях в гендерных действиях и отношениях.
Конечно, передача гендерных ценностей является процессом многообразным и многоплановым. Этот процесс во многом социально обусловлен, ориентируется взаимовлиянием гендерной культуры с другими культурами. Да и уровень развития гендерной культуры неотделим от социального существования. Экономика, материальное производство, уровень жизни во многом определяют культурную жизнь полов. Жизнь полов, в свою очередь, тысячами нитей вплетает культурную ткань. Гендерная культура не составная часть общественного развития, а ее неотъемлемая характеристика. Это определенное качественное состояние общества, его жизнедеятельности, формирующей жизнедеятельность людей в гендерноориентированных ценностях. Реальные культурные отношения и культурные действия, определяющие равенство полов, имеют принципиальное значение для развития демократии и социального прогресса. Их расширение за счет новых культурных ценностей, укрепления гендерной нравственности придает обществу стабильность в аспекте роста свобод, знаний, благополучия.
Среди всеобщих понятий философии гендерологии заметное место принадлежит гендерной нравственности. Понятие гендерной нравственности осваивает гендерные особенности поведения, правил и норм жизнедеятельности, определяющие обязанности и отношения и влияющие на действия представителей полов. Гендерная нравственность есть совокупность принятых в гендерном социуме норм поведения, общения и взаимоотношений. Гендерная нравственность упрочивает регулирование поведения полов в семье, обществе, на производстве. Сложнейшие взаимоотношения культуры полов и общества получают благоприятное разрешение благодаря гендерной нравственности. Уважительное отношение к гендерным ценностям семьи, верность, дружба, развитое чувство ответственности, личная нравственность - составляющие гендерной нравственности - являются надежными предпосылками улучшения демографии, прогресса гендерной культуры в обществе как компоненты социального прогресса в целом.
В целом гендерная культура воплощает разумные усилия человечества, культуру материальной и духовной деятельности, освоения и выработки ценностей, движения общественных отношений, правил (в том числе норм поведения) полов.
Рецензенты:
Лукьянова Наталия Александровна, д.ф.н., профессор, зав. кафедрой социологии, психологии и права Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Томск.
Коробейникова Лариса Александровна, д.ф.н., профессор кафедры теории и истории культуры Института искусств Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет», г. Томск.Библиографическая ссылка
Гульбин Г.К. ФИЛОСОФИЯ ГЕНДЕРОЛОГИИ И ГЕНДЕРНАЯ КУЛЬТУРА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9528 (дата обращения: 11.10.2024).