Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КОНЦЕПЦИЯ ПОДДЕРЖКИ НЕПРЕРЫВНОГО АГРОЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Пучков М.Ю. 1 Дымова Т.В. 2 Локтионова Е.Г. 2
1 ГНУ «Всероссийский НИИ орошаемого овощеводства и бахчеводства»
2 ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет»
Разработана Концепция поддержки непрерывного агроэкологического образования детей и молодёжи Астраханской области, в которой агроэкологическое образование рассматривается как процесс преемственного и поступательного развития агроэкологической культуры у молодого поколения до 35 лет. Цель настоящей Концепции заключается в объединении усилий всего научно-педагогического сообщества региона в деле формирования агроэкологического образования и агроэкологической культуры у детей и молодёжи до 35 лет. Итогом успешной реализации Концепции станет достижение качественно нового уровня развития агроэкологической культуры детей и учащейся молодёжи города Астрахани и Астраханской области, для чего в Концепции с учётом их возрастных особенностей названы основные мероприятия. Агроэкологическое образование детей дошкольного и младшего школьного возраста предполагает формирование начал агроэкологической культуры, включающей базисные компоненты личности. Агроэкологическое образование для детей среднего возраста ориентировано на повышение уровня их агроэкологической культуры. Для данных ступеней Концепция предполагает проведение мероприятий в рамках фестиваля «Астрахань – Прикаспийская столица овощеводства и бахчеводства». Агроэкологическое образование детей старшего школьного возраста ориентировано на формирование уровня их агроэкологической культуры. Дополнительно к мероприятиям фестиваля предлагается проведение учебных и производственных практик. Агроэкологическое образование студентов, бакалавров, магистрантов и аспирантов высших профессиональных учебных заведений базируется на государственных нормативно-правовых актах в сфере профессионального образования и ориентировано на развитие эколого-профессиональной культуры будущего специалиста. В рамках реализации Концепции на данной ступени функционируют лаборатории «Экологическое овощеводство», кафедра «Прикладная биология и микробиология», а также на базе Всероссийского научно-исследовательского института орошаемого овощеводства и бахчеводства проводятся полевые, производственные и преддипломные практики, «Школа молодых учёных». Послевузовское образование агроэкологического профиля предназначено для молодых людей до 35 лет, выбравших специальную профессиональную подготовку в области сельского хозяйства, которое предполагает повышение квалификации аспирантов вузов России на базе Института, участие молодых учёных института в проектной и грантовой деятельности, стажировки молодых учёных на базе других научно-исследовательских институтов. Для поддержания молодых учёных, проводящих свои научные исследования в области селекции бахчевых культур, учреждена стипендия им. профессора К.Е. Дютина.
агроэкологическая культура
агроэкологическое образование
концепция
1. Дымова Т.В. Экологическое образование школьников через систему заданий прогностического характера // Тезисы IV научно-практической конференции «Инновационные системы и технологии в школьном образовании». - Астрахань : Изд-во АОИУУ, 2000. - С. 68-69.
2. Дымова Т.В. Полевая практика как форма экологического образования студентов педвуза // Естественные науки. Журнал фундаментальных и прикладных исследований. - 2000. - № 2. - С. 237-240.
3. Дымова Т.В. Средства формирования деятельностного компонента экологической культуры у студентов-экологов // Естественные науки. Журнал фундаментальных и прикладных исследований. - 2001. - № 3. - С. 126-130.
4. Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы // Сб. научных трудов «Экологическое образование»: концепции и технологии. - Волгоград : Перемена, 1996. - С. 72-84.
5. Колесникова Т.А. Состояние и перспективы развития школы комплексного изучения окружающей среды / Т.А. Колесникова, Е.Г. Котляр (Локтионова) // Непрерывное экологическое образование от дошкольного уровня до уровня повышения квалификации. - 2001. - Т. 3. - С. 74-77.
6. Колесникова Т.А. Комплексное изучение природного окружения школы / Т.А. Колесникова, Э.Ф. Матвеева, Г.Н. Протасевич, Е.Г. Котляр (Локтионова) // Непрерывное экологическое образование от дошкольного уровня до уровня повышения квалификации. - 2001. - Т. 3. - С. 77-79.
7. Котляр (Локтионова) Е.Г. Программа курса «Химия окружающей среды» // Астраханский вестник экологического образования. - 2001. - № 1-2. - С. 47-59.
8. Пучков М.Ю. Изучение агроэкологических свойств некоторых почв Северного Прикаспия / Пучков М.Ю., Струков В.М., Хлебцова Е.Б. / Юг России: экология, развитие. - 2009. - № 1. - С. 99.
9. Пучков М.Ю. Химическое загрязнение почв : учебная программа по специальности 013100 «Экология» / М.Ю. Пучков, Е.Г. Локтионова // Учебные программы по специальности 013100 «Экология». - Астрахань : ИД «Астраханский университет», 2005. - С. 154-156.
10. Пучков М.Ю. Изучение химического загрязнения почв: методическое пособие / М.Ю. Пучков, Е.Г. Котляр (Локтионова), Ю.В. Алтуфьев, Ю.С. Чуйков. - Астрахань : Изд-во Нижневолжского экологического Центра, 2003. - 76 с.

Введение

Концепция поддержки непрерывного агроэкологического образования детей и молодёжи (далее Концепция) представляет собой совокупность современных взглядов и целевых установок в деятельности органов исполнительной государственной власти Астраханской области, органов местного самоуправления, образовательных учреждений всех уровней и типов, сельскохозяйственных организаций и предприятий, связанных с образовательной, природоохранной, сельскохозяйственной деятельностью, средств массовой информации, общественных организаций и объединений, направленной на развитие агроэкологического образования детей и молодёжи Астраханской области. Концепция является частью социально-экономической политики устойчивого развития региона. В Концепции агроэкологическое образование рассматривается как процесс преемственного и поступательного развития агроэкологической культуры детей и учащейся молодёжи до 35 лет (дошкольники, школьники, студенты бакалавриата и магистратуры, аспиранты, докторанты, молодые сотрудники Всероссийского научно-исследовательского института орошаемого овощеводства и бахчеводства (ВНИИОБ) до 35 лет).

Цель настоящей Концепции заключается в объединении усилий всего научно-педагогического сообщества Астраханской области для развития агроэкологического образования детей и молодёжи в возрасте от 5 до 35 лет и участия их в программах и проектах, реализуемых Всероссийским научно-исследовательским институтом орошаемого овощеводства и бахчеводства Россельхозакадемии (г. Камызяк Астраханской области).

Задачами настоящей Концепции являются:

- развитие системы всеобщего, комплексного и непрерывного агроэкологического образования детей и молодёжи Астраханской области;

- активизация творческой, познавательной, интеллектуальной инициативы детей и учащейся молодёжи, вовлечение их в исследовательскую, изобретательскую, проектную, грантовую и иную творческую деятельность;

- стимулирование достижений детьми и молодёжью определённых успехов в деле решения прикладных практических задач в области сельского хозяйства региона;

- привлечение к работе с детьми и учащейся молодёжью учёных и творческой интеллигенции региона, специалистов Всероссийского научно-исследовательского института орошаемого овощеводства и бахчеводства;

- включение одарённой молодёжи в исследование актуальных научных, эстетических, духовно-нравственных, исторических, экономических, экологических проблем, ориентированных на перспективы развития региона;

- информированность населения Астраханской области о реализации Концепции;

- консолидация населения региона вокруг проблем сохранения и улучшения агроприродной среды.

Итогом успешной реализации Концепции станет достижение качественно нового уровня развития агроэкологической культуры детей и учащейся молодёжи Астраханской области, что позволит вооружить их значимыми агроэкологическими знаниями и умениями, повысить их личную ответственность и компетентность в решении аграрных проблем региона, расширить их возможности вести здоровый образ жизни в гармонии с сельскохозяйственной средой, стремиться к познанию агроэкологических особенностей своего региона.

Методы исследования

Анализ литературы, моделирование Концепции, методическое обоснование выбранных средств на каждом этапе Концепции.

Результаты и их обсуждение

В рамках Концепции реализуются мероприятия с учётом возрастных особенностей.

Агроэкологическое образование детей дошкольного и младшего школьного возраста предполагает формирование начал агроэкологической культуры, включая базисные компоненты личности, позволяющие в дальнейшем в соответствии с Концепцией успешно осваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечивает выживание и дальнейшее развитие человека [4]. Формирование начал экологической культуры детей этого возраста предполагает становление осознанно правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, в том числе к её аграрному компоненту, к людям, сохраняющим и созидающим аграрный сектор региона, а также к людям, созидающим на основе её богатств материальные или духовные ценности. Такое отношение предполагает отношение к самому себе как части природы, ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды.

На данной ступени Концепция предполагает проведение следующих мероприятий в рамках фестиваля «Астрахань - Прикаспийская столица овощеводства и бахчеводства», проводимого Всероссийским научно-исследовательским институтом орошаемого овощеводства и бахчеводства (ВНИИОБ) совместно с ОАОУ ДОД «Областной центр развития творчества»:

1) конкурс рисунков и поделок из природного материала «Помидорка»;

2) конкурс творчества юных фото- и видеолюбителей «Как прекрасен овощной мир»;

3) конкурс литературного творчества «Сельскохозяйственный коктейль» (номинация «Стихотворения»);

4) конкурс учебно-исследовательских работ «Сокровища астраханских полей» (конкурс исследовательских работ, творческих проектов) по направлениям: садоводство, огородничество, экологический дизайн местности и помещений.

Агроэкологическое образование для детей среднего возраста ориентировано на повышение уровня их агроэкологической культуры, что проявляется:

- в формировании экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде, в том числе и сельскохозяйственной [5];

- в осознании главных особенностей и проблем взаимодействия общества с сельскохозяйственным сектором, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования в сельском хозяйстве с учётом имеющегося регионального опыта [6];

- в формировании умения применять агроэкологические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов в сельском хозяйстве, адаптации к условиям проживания на сельских территориях региона [1];

- в формировании умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде, выборе целевых и смысловых установок в своих действиях и поступках по отношению к сельскохозяйственной среде, своему здоровью и здоровью окружающих людей.

На данной ступени в рамках фестиваля «Астрахань - Прикаспийская столица овощеводства и бахчеводства» Концепция предполагает проведение следующих мероприятий:

- конкурс компьютерных работ «@страханская бахч@» (создание презентаций и интернет-сайтов);

- конкурс учебно-исследовательских работ «Сокровища астраханских полей»;

- конкурс творчества юных фото- и видеолюбителей «Как прекрасен аграрный мир».

1. Экскурсии «Российский арбуз», «Аптекарский огород Петра І» и другие.

Агроэкологическое образование детей старшего школьного возраста ориентировано на формирование уровня их агроэкологической культуры, проявляющегося:

- в сформированности представлений об агроэкологической культуре как средстве достижения устойчивого развития общества и природы, об экологических связях в системе «человек - общество - природа», их противоречиях, закономерностях, теориях и моделях развития;

- в осознании влияния общественной нравственности и социально-экономических процессов на состояние природной среды;

- в приобретении опыта природоохранной деятельности в области сельского хозяйства региона [10];

- во владении умениями применять экологические знания при обсуждении ситуаций, связанных с принятием решений в сельскохозяйственной отрасли региона;

- в умении моделировать по заданным параметрам влияние экологических рисков на получение первичной и вторичной сельскохозяйственной продукции, увеличение экономических затрат в сельскохозяйственной деятельности [7];

- в способности выполнения индивидуальных или групповых проектов по сельскохозяйственной проблематике, направленных на решение аграрных проблем региона, связанных с его устойчивым развитием и экологической безопасностью сельскохозяйственной среды.

На данной ступени в рамках фестиваля «Астрахань - Прикаспийская столица овощеводства и бахчеводства» Концепция предполагает проведение следующих мероприятий:

- конкурс литературного творчества «Сельскохозяйственный коктейль» с номинациями: «Золотое перо» (работы о научных исследованиях с описанием перспектив дальнейшего применения и ценности для общества в целом), «Портрет учёного» (работы об учёных и специалистах в области сельского хозяйства, наших современниках);

- конкурс учебно-исследовательских работ «Сокровища астраханских полей»;

- конкурс компьютерных работ «@страханская бахч@» (проект в виде исполняемых программ, интернет-приложений, мультимедиатехнологий, компьютерных игр).

2. Учебные и производственные практики (сельскохозяйственный колледж, г. Камызяк).

Агроэкологическое образование в высших профессиональных учебных заведениях базируется на государственных нормативно-правовых актах в сфере профессионального образования и ориентировано на развитие эколого-профессиональной культуры будущего специалиста. Также образование направлено на подготовку высококвалифицированных специалистов из числа студентов, бакалавров и магистров, имеющих глубокие научные знания в области взаимодействия человека и окружающей среды. Такие знания основаны на принципах устойчивого развития, соблюдении экологических прав и обязанностей, способности оценить степень возможного антропогенного воздействия на сельскохозяйственное производство и здоровье людей, осуществляющих ресурсосберегающую деятельность в области сельского хозяйства [9].

На данной ступени Концепция предполагает проведение следующих мероприятий.

1. Функционирование на базе ФГБОУ «Астраханский государственный университет» (АГУ) лаборатории «Экологическое овощеводство».

2. Функционирование на базе Астраханского государственного технического университета (АГТУ) кафедры «Прикладная биология и микробиология».

3. Проведение на базе Всероссийского научно-исследовательского института орошаемого овощеводства и бахчеводства полевых, производственных и преддипломных практик студентов, бакалавров, магистрантов [2; 3].

4. Работа «Школы молодых учёных» для сотрудников до 35 лет ВНИИОБ и вузов страны.

Послевузовское образование аграрного профиля предназначено для молодых людей до 35 лет, которые выбрали специальную профессиональную подготовку в области сельского хозяйства. На данной ступени Концепция предполагает проведение следующих мероприятий.

1. Работа учёных ВНИИОБ в заседаниях диссертационных советов.

2. Участие молодых учёных ВНИИОБ в работе совместных с Астраханским государственным университетом и Астраханским государственным техническим университетом лабораторий и кафедр.

3. Создание молодыми учёными на базе ВНИИОБ малых инновационных предприятий.

4. Повышение квалификации аспирантов вузов России на базе ВНИИОБ.

5. Участие молодых учёных ВНИИОБ в проектной и грантовой деятельности.

6. Стажировки молодых учёных ВНИИОБ на базе других НИИ (ГНУ «Всероссийский институт растениеводства им. Н.И. Вавилова», ГНУ «Ставропольский научно-исследовательский институт сельского хозяйства»).

7. Для поддержания молодых учёных, проводящих свои научные исследования в области селекции бахчевых культур, учреждена «Стипендия им. профессора К.Е. Дютина».

В целях реализации Концепции непрерывного агроэкологического образования детей и молодёжи необходимо обеспечить:

1) широкое распространение и пропаганду устойчивого развития как стратегии коэволюционного развития человека в гармонии с природой [8];

2) создание государственных и негосударственных систем непрерывного агроэкологического образования;

3) включение вопросов экологии, рационального природопользования, охраны окружающей среды и устойчивого развития в содержание агроэкологического образования на всех его уровнях;

4) усиление роли просветительской деятельности в области агроэкологических исследований;

5) включение вопросов агроэкологического образования в региональные и местные программы развития территории Астраханской области;

6) повышение информированности деловых кругов в области рационального природопользования, охраны окружающей среды, устойчивого развития в деле управления сельскохозяйственными ресурсами региона;

7) подготовку индивидуальных и коллективных учебных пособий, практикумов, монографий, атласов и другой печатной продукции к публикации;

8) публикацию материалов по вопросам агроэкологического образования в средствах массовой информации.

Заключение

Управление системой непрерывного агроэкологического образования осуществляется на областном уровне Правительством области, руководством и ведущими сотрудниками ВНИИОБ, Институтом непрерывного образования ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет», ОАОУО ДОД «Областной центр детского и юношеского творчества». Координационным органом реализации Концепции выступает ВНИИОБ. Отчёты о ходе реализации Концепции освещаются в ежегодном докладе о работе ВНИИОБ и в региональных средствах массовой информации.

Рецензенты:

Семчук Надежда Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, декан аграрного факультета ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет», г. Астрахань.

Прохорова Татьяна Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и предметных технологий ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет», г. Астрахань.


Библиографическая ссылка

Пучков М.Ю., Дымова Т.В., Локтионова Е.Г. КОНЦЕПЦИЯ ПОДДЕРЖКИ НЕПРЕРЫВНОГО АГРОЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9420 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674