Введение
Север России образует территорию страны с экстремальными условиями жизнедеятельности в силу дискомфортных природных условий - самую обширную на Севере Российской Федерации зону занимают территории, в пределах которых практически круглогодично природные условия, воздействуя на человека, резко усложняют его жизнедеятельность, а параметры отдельных факторов среды достигают критических для здоровья и жизни населения значений [4]. К существующим факторам, определяющим специфику условий развития Севера России (особенно его арктических территорий), относятся: «буферная экологическая емкость» северных экосистем, остро реагирующая на антропогенное воздействие [9]; расселение коренных малочисленных народов Севера (на северных и арктических территориях РФ проживает более 170 тыс. чел. коренного населения или 2,2 % населения этих территорий); повышенная стоимость жизнедеятельности, обусловленная природно-климатическими (дефицит ультрафиолетовой радиации, продолжительность отопительного сезона, промерзаемость грунта), экономико-географическими (транспортная доступность, уровень развития социальной инфраструктуры) условиями, а также риском проживания (экстремальность окружающей среды).
К регионам Севера России полностью отнесены 13 субъектов, в т.ч. 4-е - к регионам Арктики (Мурманская область и Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Чукотский автономные округа) [6].
Объем валового регионального продукта на 1 жителя субъекта РФ на 01.01.2012 г. в среднем по Северу составил 695 тыс. руб. (в среднем по России - 261,7 тыс. руб.): от 1577,2 тыс. руб. в Ямало-Ненецком автономном округе до 212,7 тыс. руб. в Архангельской области [1]. В структуре ВРП Севера России в основном преобладают такие виды экономической деятельности, как добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, государственное управление и обеспечение военной безопасности.
Для регионов Севера России, занимающих 44,6 % площади Российской Федерации (в т.ч. арктических территорий - 10,6 %), характерен очаговый характер расселения: плотность населения большинства регионов не превышает 3 чел. на 1 км2.
Общая численность населения Севера РФ по состоянию на 01.01.2012 г. составила 7915,1 тыс. чел. [7] или 5,5 % населения России (в т.ч. арктических территорий - 1417,8 тыс. чел. или 0,99 % населения страны).
Северные регионы России (за исключением Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов) характеризуются низкой в сравнении со среднероссийской ожидаемой продолжительностью жизни [7]: в среднем по регионам Севера ожидаемая продолжительность жизни при рождении составила 68,34 года (в т.ч. в арктических территориях - 69,06 года) при среднем по России уровне в 69,83 года (2011 г.).
Анализируя данные оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ [1] и данные Росстата [7, 8], среди основных характеристик и тенденций в сфере благосостояния населения северных и арктических регионов России выделим следующие.
Рынок труда
Одной из отличительных черт региональных рынков труда Севера России (за исключением Республики Тыва) является высокий уровень экономической активности населения, превышающий среднероссийское значение. Так, в Чукотском автономном округе в 2011 г. 83 % общей численности населения области (в возрасте от 15 до 72 лет) обеспечивало предложение рабочей силы (в 2000 г. - 76 %). В среднем по представленным регионам уровень экономической активности составил 71,9 % (на арктических территориях - 75,9 %) при среднероссийском уровне в 68,3 % (в 2000 г. - 70,5 %, 75,9 % и 65,5 % соответственно).
Уровень занятости населения по субъектам Севера России в 2011 г. составил 66,1 % (на арктических территориях - 70,8 %) при среднем по РФ - в 63,9 % (в 2000 г. - 61,9 %, 66,5 % и 58,5 % соответственно).
Одной из актуальных проблем на рынках труда регионов Севера России остается высокий уровень безработицы: в 2011 г. по данным выборочных обследований по проблемам занятости уровень безработицы составил 7,3 % (на арктических территориях - 6,5 %) при среднероссийском уровне в 6,5 % (в 2000 г. - 12,3 %, 11,6 % и 10,6 % соответственно). Уровень зарегистрированной безработицы в 2011 г. составил 2,1 % (в среднем по арктическим территориям - 1,9 %) при среднем по РФ - 1,7 % (в 2000 г. соответственно 3,3 %, 3,4 % и 1,4 %). Напряженность на северных рынках труда в 2011 г. составила 2,1 чел. незанятого населения в расчете на одну заявленную вакансию (на арктических территориях - 1,4) при среднем по РФ 1,2 (в 2000 г. - 5,9, 4,9 и 1,6 соответственно).
В силу дополнительных производственных издержек на рабочую силу, обусловленных «северными» условиями жизнедеятельности, специфическая особенность рынков труда северных и арктических территорий РФ проявляется в согласовании цены труда на более высоком уровне (функционирование на территориях Севера и Арктики России системы районного регулирования оплаты труда - системы гарантий и компенсация для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях).
Среднемесячная номинальная начисленная заработная платаовень общей безработицы оновеньРФ в 6,6% (в 7-миботицы (по методологии МОТ) в 2011 г. работников, занятых в сфере экономики, составила в 2011 г. от 75,9 % от средней по РФ в Республике Тыва до 242,4 % - в Ямало-Ненецком автономном округе (в среднем по представленным регионам - 147,6 %).
Анализ данных о соотношении среднемесячной заработной платы по регионам Севера со среднероссийским ее значением, начиная с 2000 г., показывает тенденцию сближения заработной платы по северным и арктическим территориям со средней по России, что, в свою очередь, свидетельствует о снижении эффективности существующей системы районного регулирования оплаты труда (в частности, районного коэффициента, применяемого к заработной плате) в части компенсации повышенной стоимости жизни на Севере.
По данным за апрель 2011 г. 9,1 % работников предприятий, организаций и учреждений Севера РФ получали заработную плату ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (в среднем по арктическим территориям - 5,3 %, в среднем по России - 13,1 %). Самый высокий уровень экономической бедности сложился в Республике Тыва (19,4 %), Архангельской области (17,1 %), Республике Саха (Якутия) (13,9 %), самый низкий в Ямало-Ненецком (2,6 %) и Ханты-Мансийском (2,3 %) автономных округах.
Сравнение заработной платы со стоимостью фиксированного набора потребительских товаров и услуг, сформированного по результатам экспертизы статистической информации территориальных органов Росстата о потребительских предпочтениях основной части населения, проживающей в конкретном регионе, увеличивает уровень экономической бедности практически в 2 раза. Так, в апреле 2011 г. уровень экономической бедности на Севере РФ составил 14,8 % (в т.ч. по арктическим территориям - 11,2 %) при среднем по России уровне в 24,2 %. Самый низкий уровень заработной платы сложился в сфере образования, социальной защиты, физической культуры и спорта, а также культуры и искусства (например, в Мурманской области в 2011 г. уровень экономической бедности в сферах образования, культуры и спорта составил более 20 %). В лучшем положении находятся работники государственных (муниципальных) учреждений этих сфер в автономных округах, что связано с эффективностью деятельности органов исполнительной власти автономных округов, в т.ч. [5] реализуемыми системами поощрительных надбавок и доплат, позволяющих связать величину заработной платы с качеством предоставления услуг в представленных сферах.
В структуре заработной платы работников предприятий, организаций и учреждений, расположенных на Севере России, превалируют выплаты по районному регулированию, составляющие от 40,1 % в Республике Карелия до 60,3 % в Камчатском крае (в арктических территориях - более 50 %). Тарифный заработок имеет меньший удельный вес - от 22,5 % в Чукотском автономном округе до 44,9 % в Республике Тыва. Для сравнения в среднем по России удельный вес в общей сумме заработной платы тарифного заработка составляет 60,5 %, выплат по районному регулированию - 12,6 %.
Отношение заработной платы женщин к заработной плате мужчин в регионах Севера РФ в среднем составляет 60,9 % (в арктических территориях - 70,1 %) при среднероссийском уровне - 64,1 % (в среднесписочной численности работников женщины составляют в среднем по Северу РФ 47,6 %, в т.ч. по арктическим территориям - 43,9 %, в среднем по России - 54,8 %).
Актуальной проблемой, усугубляющей ситуацию на рынке труда Севера РФ, является также высокая степень территориальной дифференциации заработной платы по муниципальным образованиям в соответствии с существующими различиями в уровне окладов и тарифных ставок в отраслевом разрезе. Например [2], в Ямало-Ненецком автономном округе в 2011 г. заработная плата работников предприятий сферы производства и распределения электроэнергии, газа и воды составила от 3,94 прожиточных минимума трудоспособного населения в г. Лабытнанги до 6,45 в г. Новый Уренгой; сфере образования - от 2,87 в г. Муравленко до 4,10 в г. Салехарде. Среднемесячная заработная плата работников детских дошкольных учреждений в Усть-Янском муниципальном районе Республики Саха (Якутия) составила 1,41 прожиточных минимума трудоспособного населения, в г. Нарьян-Маре (Ненецкий автономный округ) - 2,61. Причинами сложившейся ситуации являются в т.ч. низкая степень эффективности деятельности органов местного самоуправления в части регулирования системы оплаты труда лиц, работающих в муниципальных организациях и учреждениях, а также несовершенство системы районного регулирования оплаты труда.
Отличительными особенностями рынков труда Севера России, особенно его арктических территорий, являются тяжелые условия труда, а также дисбаланс рынков труда в территориальном, половозрастном и профессионально-квалификационном аспектах. Например, удельный вес численности работников организаций по добыче полезных ископаемых, занятых во вредных и опасных условиях труда, в Чукотском автономном округе составляет более 50 %. Число пострадавших при несчастных случаях на производстве со смертельным исходом на 1000 работающих в арктических территориях превышает среднероссийское значение практически в 1,6 раза. В Ямало-Ненецком автономном округе [3] спрос значительно превышает предложение труда по таким специальностям, как машинисты различных установок, монтажники, электрогазосварщики и пр., несоответствие же количества, качества и профессионально-квалификационной структуры предложения рабочей силы потребностям рынка труда не способствует сокращению привлечения в округ работающих вахтово-экспедиционным методом.
Детерминантой нестабильной ситуации на рынках труда северных и арктических территорий является также монопрофильный характер экономики (например, ухудшение финансового состояния градообразующих предприятий вызывает не только увеличение безработицы, но и снижение качества социальной инфраструктуры, сокращение ресурсных возможностей местных сообществ и регионов в целом, и, в конечном итоге, снижение уровня жизни населения).
В целом, анализ тенденций и характеристик ситуации на рынках труда Севера РФ (в т.ч. на его арктических территориях) указывает на феномен экономической бедности - когда работники не в состоянии обеспечить себе и членам своей семьи социально приемлемый в конкретном регионе уровень благосостояния. В регионах Севера и Арктики России феномен экономической бедности - это, прежде всего, реакция региональных социально-экономических систем на несовершенство не только общегосударственных, но и специфически северных институтов социального управления.
Уровень жизни
В среднем по Северу РФ доля населения со среднедушевыми денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения этих регионов в 2011 г. составила 15 % (в т.ч. на арктических территориях - 11 %) против 12,7 % в среднем по РФ (в 8-ми регионах Севера Российской Федерации уровень социальной бедности по-прежнему превышает среднероссийский уровень). По сравнению с 2005 г. уровень бедности в регионах Севера России снизился на 11 % (16,8 % в 2005 г.), в т.ч. по арктическим территориям - на 28 % (15,3 % в 2005 г.), в среднем по РФ - на 28 % (17,7 % в 2005 г.). Тенденция снижения бедности в представленных регионах сопровождалась повышением уровня жизни в целом: в 8-ми регионах Севера России выросло соотношение среднедушевых денежных доходов населения и прожиточного минимума, в т.ч. произошел заметный рост уровня жизни пенсионеров.
В среднем по регионам Севера РФ минимальные доходы 10 % наиболее обеспеченного населения в 6,7 раз превышают максимальные доходы 10 % менее обеспеченного населения (в т.ч. в арктических территориях - в 7 раз, в среднем по РФ - в 7,3 раза).
Негативной тенденцией в сфере уровня жизни населения регионов Севера России является высокий удельный вес (и его рост) домохозяйств с детьми в возрасте до 16 лет в структуре малоимущих домохозяйств. Проблема низкого уровня жизни семей с детьми, в свою очередь, обуславливает проявление таких негативных тенденций, как повышение уровня заболеваемости, снижение качества трудового потенциала, снижение уровня образования, рост преступности, сокращение возможностей экономического роста и рост социальной напряженности.
Уровень «детской» бедности (по результатам распределения малоимущего населения по возрастным группам [10]) в северных регионах (за исключением Камчатского края) также превысил среднероссийский уровень (26,3 %): в Мурманской области 44,8 % малоимущего населения составляли дети в возрасте до 16 лет, в Республике Тыва - 43,3 %, в Республике Саха (Якутия) - 39,6 %, в Ханты-Мансийском автономном округе - 35,4 %, Архангельской области - 34,1 %, Республике Коми - 31,2 %, Чукотском автономном округе - 31 %, Магаданской области - 29,8 %, Ненецком автономном округе - 28,4 %, Республике Карелия - 28,3 %. Одним из факторов сложившейся ситуации, помимо неблагоприятной демографической нагрузки, остаются низкая, в силу действия эндогенных факторов, экономическая активность членов домохозяйств, в т.ч. низкий уровень заработной платы и безработица, а также неэффективность комплекса мер семейной политики, проводимой на региональном и муниципальном уровнях.
Заключение
Таким образом, основными проблемами в сфере благосостояния населения северных и арктических регионов России являются 1) напряженность на региональных рынках труда; 2) снижение эффективности существующей системы районного регулирования оплаты труда (в части обеспечения компенсации населению повышенных материальных и физических затрат в связи с работой и проживанием в неблагоприятных природно-климатических условиях Севера и Арктики РФ) и низкая степень эффективности деятельности органов местного самоуправления (в части регулирования системы оплаты труда работников муниципальных учреждений), являющиеся первопричиной распространения феномена экономической бедности; 3) высокий уровень бедности домохозяйств с детьми в возрасте до 16 лет (в т.ч. высокий уровень «детской» бедности).
Данные выводы подтверждают существующие фундаментальные противоречия в развитии Севера и Арктики РФ, в т.ч. между стратегической ролью Севера России (особенно его арктической зоны) и наличием деструктивных процессов в его социальном развитии.
Исследование выполнено при поддержке гранта Минобрнауки России по ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, №2012-1.2.1-12-000-3002-007 по теме «Формирование стратегических приоритетов развития российской Арктики».
Рецензенты:
Скуфьина Татьяна Петровна, д-р экон. наук, зав. отделом регионального и муниципального управления на Севере РФ ФГБУН ИЭП им. Г. П. Лузина Кольского научного центра РАН, г. Апатиты.
Жаров Владимир Сергеевич, д-р экон. наук, профессор, декан экономического факультета ФГБОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет», Кольский филиал, г. Апатиты.
Библиографическая ссылка
Корчак Е.А. БЛАГОСОСТОЯНИЕ НАСЕЛЕНИЯ СЕВЕРНЫХ И АРКТИЧЕСКИХ РЕГИОНОВ РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9380 (дата обращения: 04.10.2024).