Введение. Развитие научно-технического прогресса в XXI веке отличается от предыдущих лет стремлением бизнеса к постоянному внедрению инноваций и глобальным экономическим трансформациям. Техника, технология, экономика и общественная жизнь – во всех направлениях научно-технического прогресса наблюдаются изменения.
Лидерами становятся те страны мира, которые поддерживают деятельность предпринимательских структур в области внедрения непрерывных изменений, происходящих в науке и производстве. Подтверждение этому мы можем найти в исследованиях ученых, которые занимались изучением научно-технологического развития: Н. Д. Кондратьева, П. А. Сорокина, Й. Шумпетера, а позднее С. Ю. Глазьева, Д. Белла, Д. С. Львова и др.
Новейшие достижения в области науки и техники в виде базовых нововведений качественно преобразуют используемые технологии, обеспечивают переход к новому уровню развития производительных сил и производственных отношений. Именно нововведения определяют динамику развития предпринимательских структур.
С. Ю. Глазьев в своих работах объяснил циклический характер развития экономики через замещение технологических укладов[1] [1]. В развитии экономики важная роль принадлежит совокупностям технологически сопряженных производств, которые представляют собой доминирующий технологический уклад. В результате формирования каждого последующего технологического уклада технологии предыдущих укладов приспосабливаются к его потребностям.
Доминирующий в настоящее время V технологический уклад в передовых странах переходит в третью фазу своего развития – завершение. Поэтому сейчас все усилия должны быть направлены на развитие новых технологий VI технологического уклада. Развитие старых производств приводит к кризисным явлениям, так как в этом случае менеджмент не успевает заниматься инновациями.
Например, автомобили отечественного производства обладают низким уровнем конкурентоспособности, так как финансовые вложения в развитие этой отрасли не были подкреплены инновационными разработками.
В то время, когда мир стоит на пороге развития VI технологического уклада, в России доля распространения предыдущего V уклада составляет не более 10 %, а преобладают технологии четвертого (более 50 %) и третьего (30 %) технологического уклада. Технологии шестого технологического уклада составляют около 1 % [5].
Необходимо осуществить прорыв и в короткие сроки сократить это технологическое отставание, однако приступать в полной мере к формированию и развитию технологий шестого технологического уклада, не освоив технологии пятого, невозможно. Потенциал развития отраслей V технологического уклада в нашей стране был упущен, к тому же возможности его развития в большей степени исчерпаны, а отрасли появившегося VI уклада к вложению денег пока не готовы [5].
Времени на самостоятельное освоение технологий V технологического уклада у нашей страны нет, поэтому за основу надо брать зарубежные технологии, а технологии нового уклада развивать самостоятельно.
Для обеспечения прорыва и активного замещения V и VI технологических укладов необходимо освоение новых форм и методов организации производства. Последние десятилетия правительства многих стран активно внедряют «кластерные стратегии», так как кластеры являются такой формой организации, которая позволяет ускорить внедрение и развитие инноваций. Анализ и сравнительная оценка имеющихся в литературе определений позволяет сделать следующее обобщение понятия кластер.
Кластер – это объединение географически соседствующих предпринимательских структур, взаимоСОдействующих друг с другом на принципах технологической кооперации в родственных отраслях, обеспечивающих за счет этого синергетический эффект, повышающих уровень своей конкурентоспособности и экономической эффективности деятельности территории.
С позиции системного подхода, кластер представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых между собой предпринимательских структур, объединенных в единую оргструктуру и действующих согласно единой цели.
Одной из проблем, препятствующей устойчивому развитию кластерных структур, является непонимание роли сотрудничества и самоорганизации в процессе развития. Таким образом, получаем парадокс, основой кластера является сотрудничество, а сотрудничать и действовать сообща мы не умеем. В зарубежных странах главным принципом кластерного развития провозглашено: «сотрудничество конкурентов», а в России скорее применима обратная формула. Руководство многих компаний все еще действуют по модели, ориентированной на конкуренцию, поэтому не желают делиться информацией и относятся с недоверием к своим партнерам по кластеру.
Подтверждение важной роли сотрудничества в борьбе за существование привел в своих публикациях П. А. Кропоткин. В них он на многих примерах из биологии показал, что наиболее приспособленными являются не самые сильные и ловкие, «а те, кто лучше умеет объединиться и поддерживать друг друга ради блага всего общества. В истории человечества он также выделяет объединения людей для взаимопомощи: торговые гильдии, союзы общин и т.п. Одна из основных идей Кропоткина П. А. состоит в том, что сотрудничество (а не конкуренция) является наиболее значимым фактором развития не только биологических, но и социальных систем» [2, с. 112].
Специалисты в области экономики также отмечают, что в борьбе за существование сотрудничество является ключевым фактором. В кластерах отдельные предпринимательские структуры более активны и более эффективны в своей деятельности, когда они кооперируются и взаимодействуют, чем когда они действуют независимо. Таким образом, через сотрудничество в кластерах проявляется закон синергии. Поэтому важной задачей становится выявление таких механизмов взаимодействия, которые бы позволяли обеспечить синергетический эффект.
С позиции теории организации главнейшим моментом, характеризующим сложность кластерных структур, является их разнообразие. Поэтому определение степени оптимального разнообразия функциональной, элементной и организационной составляющих при организации и развитии кластерных структур, является одним из наиболее важных и первоочередных этапов формирования кластеров.
Этот вывод хорошо подтверждает и народная мудрость: «Ум хорошо, а два лучше», «Один в поле не воин». Заболевание организма человека очень часто связано с отсутствием необходимого и достаточного разнообразия в рационе питания, режиме работы и отдыха [3].
При формировании структуры кластера необходимо учесть, что раскрытие внутреннего потенциала развития и наличие синергетических эффектов возможно при наличии «критической массы» его участников. Зарубежный опыт показал, что 30 – 50 организаций из разных отраслей в составе кластера – это минимальная «критическая масса», обеспечивающая формирование синергетического эффекта в процессе взаимодействия участников [4]. При таком количестве участников кластера возможно более 1500 возможных сочетаний между его частями.
В этом случае ключевую роль в развитии кластеров играет хорошо организованная схема взаимодействий и сотрудничества предпринимательских структур, которая позволяет осуществлять «переброс» технологий и решений, идей, знаний из одних технологических цепочек в другие.
Разнообразие частей и элементов кластера могут дать одновременно неожиданные и перспективные комбинации. В результате обмена технологиями, кадровых перестроений, объединений во временные проектные группы специалистов из разных отраслей (с их опытом и компетенциями) – эти комбинации приводят к тому, что появляются новые инновационные направления. Например, на основе сотрудничества атомных технологий и материаловедения – с помощью радиационного облучения мы получаем новые материалы, или на основе сотрудничества радиационных технологий и фармацевтики – за счет облучения мы можем получить новые качества радиофармпрепаратов.[2]
Таким образом, синергетический эффект является результатом объединения и сотрудничества предпринимательских структур, входящих в кластер и принадлежащих разным отраслям. Соблюдение закона необходимого и достаточного разнообразия при проектировании и развитии кластерных структур повышает их эффективность.
Кроме того, эффективность стратегии развития кластерных структур в значительной степени определяется тем, насколько глубоко изучена суть развития взаимодействия между его участниками, происходящими как внутри, так и вне кластера.
Основа существования кластера – взаимоСОдействие его структурных частей и элементов. Взаимодействие между предпринимательскими структурами в кластере осуществляется главным образом посредством горизонтальных связей. Именно от взаимоСОдействия участников и их способности эффективно использовать внутренние и мобилизовать внешние ресурсы зависит конкурентоспособность и эффективность деятельности всего кластера, отрасли и региона, где он расположен. За счет множественных взаимодействий частей и элементов проявляется его уникальная суть, заключающаяся в гибкости и устойчивости к постоянно меняющимся условиям внешней среды.
В XXI веке в экономике произошли фундаментальные изменения: ускорился ритм эволюции, возросла неопределенность, повысилась сложность. Такие радикальные преобразования экономики предопределили необходимость формирования новой теоретической платформы для разработки адекватной модернизационной политики формирования и обеспечения устойчивого развития кластеров.
Исходя из неизбежности разработки новой модернизационной политики, представляется обоснованным в качестве теоретических основ нового подхода к формированию и обеспечению устойчивого развития кластерных структур принять синтез положений теории технологических нововведений, теории организации, теории системно-синергетического развития, теории управления и экономической теории [5].
Анализ и синтез представленных теорий позволил сформулировать новую концепцию развития кластеров, разработать новый подход и методы обеспечения устойчивого развития кластерных структур.
Новый подход к обеспечению устойчивого развития кластерных структур мы назвали синергетическим, объединяющим в себе различные теории.
Применение синергетического подхода направлено на замещение технологического уклада в кластерных структурах на основе метода определения гармонических пропорций и взаимодействие организации, самоорганизации и управления.
Суть метода заключается в определении динамики соотношения (пропорций) процессов организации, самоорганизации и управления с постепенным повышением роли самоорганизации при переходе с одной ступени развития кластера на другую, т.е. с переносом центра тяжести в процессе развития на самоорганизацию.
Синергетический подход к обеспечению функционирования и развития кластеров предполагает, что:
-
процесс организации в развитии кластера – первичен, как и в любой материальной среде;
-
в основе развития кластера лежит процесс самоорганизации;
-
управление в кластерах ориентировано в первую очередь на поиск инноваций, разработку и внедрение новых технологий;
-
основой развития является соблюдение оптимального соотношения и взаимоСОдействия процессов организации, самоорганизации и управления.
Применение синергетического подхода позволяет предотвратить хаос и использовать новые механизмы, методы и модели обеспечения устойчивого развития кластера [5].
Синергетический подход к кластерным структурам означает, что основу их развития составляет сотрудничество между предпринимательскими структурами различных отраслей.
Решить проблему технологического отставания можно с помощью двух походов:
-
классического – использование и развитие собственной технологической базы; обеспечивающий постепенное развитие;
-
ускоренного – за счет заимствования зарубежных передовых технологий при наращивании собственного инновационного потенциала.
Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что за счет развития лишь собственной технологической базы темпы технического прогресса не превысят 3 %, в то время как заимствование технологий позволяет достигнуть 7 % – 8 %.
Максимальный эффект в экономике можно получить за счет объединения усилий заимствованных зарубежных передовых технологий и методов хозяйствования при наращивании собственного инновационного потенциала.
Анализ эффективности использования собственных и заимствованных технологий в повышении темпов развития технического прогресса и темпов роста экономики Японии, Южной Кореи и Китая показал, что они находятся в пропорции близкой к «золотому сечению», т.е. заимствованные технологии обеспечивают 60 % темпов прироста, а собственные – 40 %.
Такое распределение долей заимствованных и собственных инновационных технологий обеспечивает максимальную устойчивость, стабильность, гармоничность и, самое главное, – эффективность развития предпринимательских структур [5].
Переводя эти результаты модернизации экономики в плоскость кластерных структур, по аналогии можно утверждать, что и для кластеров эталоном гармонических пропорций замещения технологического уклада на основе заимствованных и собственных инновационных разработок может также выступать «золотое сечение». Изменение соотношения этой пропорции в ту или другую сторону определяется особенностями развития того или иного кластера, спецификой сферы внедрения новых технологий и т.п.
Методологической основой синергетического подхода является метод гармонического взаимоСОдействия процессов организации, самоорганизации и управления, как ключевых процессов формирования и обеспечения устойчивого развития кластерных структур. Этот метод построен на определении динамики соотношения (пропорций) процессов организации, самоорганизации и управления с постепенным повышением роли самоорганизации, то есть с переносом центра тяжести развития кластеров на самоорганизацию.
Организация (организовывание) предполагает создание порядка из хаоса. Отсюда следует, что и в кластере принципиально важным становится вопрос организации, признание необходимости подхода к любому явлению, процессу со стороны его организации. Процесс устойчивого развития кластера, как и любой процесс, требует предварительной организации.
В дальнейшем поддержание процесса динамического развития возможно как за счет самоорганизации и самоуправления, так и за счет управления им.
Таким образом, обеспечение процесса динамического развития кластера определяется следующими взаимосвязанными фундаментальными процессами: организации, самоорганизации и управления.
Заключение. В современных условиях глобальных экономических трансформаций по всем направлениям научно-технического прогресса необходимы новые подходы и методы обеспечения устойчивого развития кластеров. Новый, предлагаемый нами, синергетический подход к формированию и развитию кластерных структур, основан на сотрудничестве и взаимоСОдействии предпринимательских структур, входящих в кластер. В качестве способа обеспечивающего устойчивое развитие кластерных структур предлагается метод гармонического взаимоСОдействия процессов организации, самоорганизации и управления.
Рецензенты:
Попков Валерий Павлович, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой коммерческой деятельности и предпринимательства СПбГИЭУ, г. Санкт-Петербург.
Титова Марина Николаевна, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента, научный руководитель лаборатории современных методов менеджмента, Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна, СПГУТД, г. Санкт-Петербург.
[1] Технологический уклад – совокупность технологий, характерных для определенного уровня развития производства.
[2] Кластер – путь к неожиданным решениям //"Российская газета" – www.rg.ru
Библиографическая ссылка
Борисова И.А. НОВЫЕ ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КЛАСТЕРОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9375 (дата обращения: 14.01.2025).