В последнее время отмечается непрерывно растущая потребность в осуществлении прогнозирования и планирования. Острее осознается практическая актуальность «предсказательной функции научных теорий для принятия обоснованных решений». Возрастает значимость повышения качества прогнозных материалов, что требует углубленного исследования и разработки ключевых проблем, возникающих в прогнозировании. Решению этих проблем в определенной мере будет способствовать исследование и применение мирового опыта. Целесообразно использовать на практике все, что уже наработано, – теоретические и методологические основы прогнозирования и стратегического планирования, а также практические материалы разработки программ, прогнозов, планов и их реализацию.
Планирование всегда являлось предметом детального изучения зарубежных учёных: экономистов, социологов, политических и общественных деятелей. Впервые мысль о планировании была высказана в трудах утопистов XVI–XIX вв. (Т. Мор, Ж. Мелье, Г. Мабли, А. Сен-Симон, Р.Оуэн), которые выдвинули многочисленные гипотезы «лучшего устройства жизни» и управления общественными процессами [7].
Более активные упоминания плановых элементов в капиталистических странах возникли в 30-е гг. Планирование рассматривается в трудах Дж. Кейнса, К. Маркса, Дж. Брукмайер, К. Ландауэр, Дж. Мида, А. Льюиса, Я. Тинбергена, П. Массе, Г. Бенвенисте, И. Блэка, В. Лутца, А. Бадда.
Проблемы экономического планирования были сформулированы в научной литературе западных стран такими авторами, как У. К. Митчеллом, К. Ландауэром, П. Самуэльсоном и др. Ведущую роль в формировании теории индикативного планирования сыграли теоретические воззрения Л. Вальраса.
Первые плановые элементы появляются на Западе только в 30-е гг., в то время как в СССР широкая дискуссия об основных принципах, формах и методах централизованного планирования развернулась ещё в 20-е гг. Именно в этот период выходят работы В. А. Базарова «К вопросу о хозяйственном плане» и «Принципы построения перспективного плана», Г. М. Кржижановского «К построению перспективной пятилетки», С. Г. Струмилина «К перспективной пятилетке Госплана на 1926/27 – 1930/31 гг.» и «К теории планирования», Н. Д. Кондратьева «Критические заметки о плане народного хозяйства» и «План и предвидение», А. Алексеев, В. Пигалов «Деловое администрирование на практике». В. И. Ленин «Полное собрание сочинений», том 44. На основании различных научных взглядов, была сформирована общетеоретическая база планирования.
Таким образом, планирование возникло из различных исторических традиций: городское планирование, экономическое планирование, здравоохранение, образование, корпоративное планирование. Развиваясь, эти виды исторического применения планирования объединились в современную единую профессиональную деятельность [1].
Процесс планирования осуществляется в определенной социальной, политической и экономической среде, которые воздействуют на всех этапах процесса, начиная от формирования плановых предположений до формулировки основных параметров плана. В зависимости от этого разрабатываемые планы могут быть директивными (подлежащими строгому исполнению) и индикативными, т.е. рекомендательными, близкими к прогнозам [10].
Под сущностью планирования автором понимается систематическая подготовка и принятие решений о целях, средствах и действиях путем научного обоснования и выбора наилучших способов их осуществления с помощью качественной организации технологии процесса и обеспечения будущего получения ожидаемых качественных и количественных результатов.
В рыночных условиях планирование без прогнозирования неэффективно. Взаимосвязь прогнозирования и планирования стало актуальной научной и практической проблемой. Появление класса новых сложных задач в сфере экономики, культуры, градостроительства, дизайна и т.д. потребовало новых типов инженерно-экономической деятельности, новых технологий, таких как планирование, имеющее прогнозное обоснование, или прогнозирование, выражающееся в дальнейшем в целеполагании, развитии и обосновании планирования.
Прогноз (по Г. Тэйлу) – «это некоторое суждение относительно неизвестных, особенно будущих событий» [11].
Прогнозирование можно рассматривать в широком и узком значении. В широком – это определение вероятного суждения о положении какого-либо явления в будущем. В узком – это специальное научное изучение тенденций развития какого-либо объекта, преимущественно с количественными оценками и с указанием конкретных сроков его изменения.
В самом общем виде прогнозирование – это опережающее отражение действительности [3]. Это форма предвидения, выражающаяся в целеполагании, программировании и управлении планируемым процессом явления на основе выявленных параметров его возникновения, существования, устойчивых форм и тенденций развития.
Значимыми для развития прогнозирования являются работы А. Фернаса (1936), Г. Джифиллана (1937), Дж. Форрестера (1971), Д. Мидоуза (1972), М. Месаровича, Дж. Мартино (1977), Р. Эйреса (1971), Э. Янча (1974), Э. Пестеля (1974) О. Хелмер (1979).
Пик активности в этой области приходится на 90-е гг. Он был связан с приближением нового тысячелетия и естественным желанием заглянуть в будущее. Среди появившихся в это время работ можно назвать книги Дж. Нэсбитт и П. Эбурдин «Что нас ждет в 90-е годы», «Мегатенденции. Год 2000», Дж. Л. Петерсона «Путь к 2015 году» (1994); научный прогноз группы сотрудников американского университета им. Дж. Вашингтона «Новые технологии: что нам ждать в 2001–2030 гг.» (1997), фундаментальную монографию Дж. Ф. Коутса, Дж. Б. Махаффи и Э. Хайнса «2025, сценарии развития США и мирового сообщества под воздействием науки и технологий» (1997), сценарный проект Европейской Комиссии 1999 г. «Scenarios Europe 2010» и многие другие работы [14].
Сегодня мы наблюдаем новый всплеск интереса к прогнозам будущего во всех временных интервалах, от краткосрочного до долгосрочного. Анализ научных публикаций показывает, что проблема выбора методологии для построения прогнозов, особенно на средне- и долгосрочную перспективу, далека от своего решения. Сегодня в практике прогнозирования используются самые разные подходы, что объясняется продолжающимся развитием теории с учетом постоянно изменяющихся экономических условий и имеющихся у исследователей возможностей. Тем не менее, остается еще целый ряд нерешенных вопросов, связанных с выбором в пользу той или иной методологии прогнозирования, оценкой возникающих при этом погрешностей и определением степени достоверности полученных результатов. Поэтому необходимо продолжить научные исследования в этом направлении [14].
Процессы прогнозирования и планирования очень тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Автор считает, что применение одного процесса с отрывом от другого снижает качество результатов обоих процессов. Сущностно-содержательную природу процессов прогнозирования и планирования автор предлагает рассматривать с трех точек зрения: политики, социологии и экономики (рисунок 1).
Рисунок 1. Концептуальный подход к исследованию сущности планирования и прогнозирования
В рисунке представлена авторская концепция взглядов на сущность планирования и прогнозирования. Автор считает, что рассматривать процессы планирования и прогнозирования нужно как взаимообусловленные действия, изучение которых необходимо не только с точки зрения экономики, но и с точки зрения политики и социологии. Это делает изучение данных процессов всесторонним, логичным, последовательным и более определенным и осмысленным.
Прогнозирование широко используется на предварительных стадиях разработки планов и программ как инструмент научного предвидения, вариантного анализа, получения дополнительной информации при выработке стратегических решений и разработке стратегических планов. Таким образом, можно констатировать, что прогнозирование способствует развитию стратегического планирования и обеспечивает качество и эффективность стратегических планов.
По мнению Мескона М. Х., стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей [6].
Вопросам стратегического планирования, разработки и реализации стратегий уделяли внимание многие зарубежные авторы: И. Ансофф, К. Боуэн, Ф. Абраме, А. Вайсман, Б. Карлоф, Ф. Котлер, М. Мескон, Г. Минцберг, Г. Хамел, М. Альберт, Ф. Хедоури, К. Хофер, М. Портер, А.А.Томпсон, А.Дж. Стрикленд, а также отечественные ученые О. С. Виханский, И. Н. Герчикова, А. П. Градов, Н. К. Моисеева, З. П. Румянцева, Р. А. Фатхутдинов. В области методологии стратегического планирования особое место занимают прикладные разработки таких фирм-лидеров консалтингового бизнеса, как Boston Consulting Group, McKinsey, Artur D. Little.
В соответствии с Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 536 «Об Основах стратегического планирования в Российской Федерации», «под стратегическим планированием в РФ понимается определение основных направлений, способов и средств достижения стратегических целей устойчивого развития РФ и обеспечения национальной безопасности» [12].
Пик популярности формального стратегического планирования пришелся на конец 70-х – начало 80-х гг., когда оно воспринималось как средство решения любых проблем.
Стратегическое планирование принципиально отличается от других видов планирования, имеющих место в процессе управления, таких как оперативное, тактическое и долгосрочное (перспективное) планирование. Стратегическое планирование предполагает принятие управленческих решений, ориентированных из будущего в настоящее, заменяя экстраполяцию анализом перспектив организации [13].
Стратегическое планирование актуально во многих областях – в инновационной, инвестиционной, предпринимательской и многих других видах деятельности. Если говорить о предпринимательской деятельности, то применительно к ней стратегическое планирование является особенно важным. Это можно объяснить тем, что фактически в предпринимательстве все решения имеют стратегический характер, так как приводят к существенным для данной организации изменениям и принимаются в условиях неопределенности [2].
Отечественные исследователи современного предпринимательства В. А. Абчук, А. К. Кантарбаева, В. М. Яковлев, Е. Балацкий, А. В. Бусыгин, А. Потапова, Г. Б. Клейнер, М. Г. Лапуста, Т. Ю. Мазурина, И. Н. Герчикова, Г. Я. Гольдштейн, Д. С. Львов, М. З. Ильчикова, М. А. Петрова, В. Р. Веснин, А. О. Блинов, В. Я. Горфинкель, А. А. Крупанин, О. С. Виханский и др. рассматривают вопросы предпринимательства и стратегического планирования применительно к Российским реалиям экономики. При этом анализ современных литературных источников позволяет выделить тенденцию, состоящую в том, что многими авторами процессы предпринимательства и стратегического планирования рассматриваются оторвано друг от друга. Большинство литературных исследований сосредоточены либо на раскрытии проблем предпринимательства, либо на стратегическом планировании. Это существенно обедняет картину предпринимательства, так как оно непосредственно связано со стратегическим планированием. И наоборот стратегическое планирование имманентно присуще предпринимательским процессам [4].
Предпринимательская деятельность – самостоятельная, осуществляемая на свой риск экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом и/или нематериальными активами, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке [9]. Бизнес (англ. business – «дело», «предприятие») – деятельность, направленная на получение прибыли; любой вид деятельности, приносящий доход или иные личные выгоды [8]. Таким образом, в русском языке слова предпринимательство и бизнес синонимичны.
Экономическую эффективность работы системы можно рассматривать как величину полезности, производимой предпринимательством [5]. Соответственно, эффективность предпринимательской деятельности зависит от наличия и развития составляющих предпринимательской деятельности, к которым, по мнению автора, относятся: субъекты предпринимательства, область деятельности, факторы среды (макро-, мезо-, микро-), инфраструктура предпринимательства.
Инфраструктура – это комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих производство. А инфраструктура предпринимательства включает в себя самые разнообразные общественные отношения и институты: строительство дорог, каналов, складов, энергетическое хозяйство, транспорт, связь, образование, информационное обеспечение, науку, здравоохранение, банковскую систему и др.
Инфраструктуру предпринимательства, по мнению автора, можно разделить на следующие компоненты: передающую, поддерживающую, инвестиционную, иннвацонно-развивающую и организующую. Передающая включает: дороги, связь, различные коммуникации и т.д. Поддерживающая представлена фондами поддержки, ассоциациями предпринимателей, комитетами при администрациях и др. Инвестиционную инфраструктуру составляют банки, кредитные учреждения, инвестиционные фонды. Инновационно-развивающая включает научные организации (технопарки, научно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, инновационные центры, финансово-промышленные группы, подразделения НИОКР); образовательные организации (ВУЗы, ССУЗы), институты инновационного развития (патентные службы, службы рецензирования и аккредитации, сертификация и стандартизация, службы экспертизы, консалтинговые, инжиниринговые компании). Организующая включает различные контролирующие органы, кадровые службы, налоговые инспекции.
Таким образом, исследовав процессы прогнозирования и стратегического планирования предпринимательской деятельности, автором установлено, что структура инфраструктурного обеспечения предпринимательства имеет следующий вид (рисунок 2).
Под инфраструктурным обеспечением предпринимательской деятельности автором понимается совокупность взаимосвязанных факторов и возможностей, сформированная в виде комплексной системы общественных отношений, институтов, структур и объектов, создающих условия для эффективного функционирования предпринимательства.
Под стратегическим планированием инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности автор понимает управленческий процесс, последовательный и согласованный в пространстве и во времени, определяющий максимально эффективное использование инфраструктурного обеспечения, в соответствии с направлениями функционирования предпринимательства, обеспечивая его рост и устойчивое развитие.
Мы считаем, что при этом важно учитывать прогнозы инфраструктурного обеспечения бизнеса, поскольку стратегическое планирование предполагает выстраивание процедуры принятия управленческих решений из будущего в настоящее. Следовательно, необходимо прогнозировать картину будущего, чтобы предполагать определенные действия в настоящий момент.
Под прогнозированием инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности автором понимается систематизированный процесс научных исследований качественного и количественного характера, направленных на предвидение возможных изменений инфраструктурного обеспечения с учетом тенденций развития предпринимательской деятельности и выявления оптимальных путей достижения целей этого развития.
Рисунок. 2. Инфраструктурное обеспечение предпринимательства
Исследование сущностно-содержательной природы процесса стратегического планирования и прогнозирования инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности прослеживается с помощью схемы, представленной на рисунке 3.
Прогнозирование тесно взаимосвязано со стратегическим планированием, поскольку помогает выстраивать план текущих действий, основываясь на представлениях о будущем бизнеса. Без прогнозирования очень сложно осуществить верную постановку целей и задач, разработать правильную стратегию, предсказать действия конкурентов, тенденции рыночной среды, следовательно, прогнозирование вливается в процесс стратегического планирования предпринимательской деятельности и становится его элементом. Прогнозирование актуально и на этапе реализации стратегических планов, поскольку позволяет оценить возможные результаты и их отклонения от плановых значений, с целью организации дополнительных управляющих воздействий для ликвидации нежелательных отклонений. Прогнозирование носит информационный характер, осуществляется на более длительный срок, чем планирование, и способствует повышению уровня качества стратегического планирования [5].
Рисунок 3. Генезис процесса стратегического планирования и прогнозирования инфраструктурного обеспечения предпринимательства
Следовательно, под стратегическим планированием и прогнозированием инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности автором понимается взаимообусловленный, управленческий процесс, позволяющий на основании научно-обоснованного предвидения возможных тенденций будущего и с учетом оценки ожидаемых результатов и их предполагаемых изменений предложить целенаправленные эффективные стратегические направления функционирования и развития инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности.
Рецензенты:
Сибирская Елена Викторовна, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой товароведения, сервиса и торговой инфраструктуры ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», г. Орёл.
Хохлова Оксана Анатольевна, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой статистики ФГБОУ ВПО «Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова», г. Москва.
Библиографическая ссылка
Овешникова Л.В. СОДЕРЖАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9363 (дата обращения: 11.09.2024).