Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ КАК СЛЕДСТВИЕ ВЛИЯНИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬИ

Лафицкая Н. В. 1
1 Современная гуманитарная академия (СГА)
Многие из форм поведения, которые ранее трактовались как преступные (деликвентные) на сегодняшнем этапе развития воспринимаются как отклоняющиеся или же допустимые. Само понятие преступление сливается с понятием отклонение (но не равно ему). Понятие нормы становится расплывчатым, многозначимым, мультисемантичным, а иногда и вне или надсмысловым. Одной из причин девиантного поведения является опыт, который индивид приобретает в своей семье. Семейный стиль в огромной степени влияет на развитие психоэмоциональной и волевой сферы ребенка. Вряд ли можно говорить о преступных генах, но особенности темперамента, когнитивный стиль, скорости мыслительных процессов, способность к эмпатии или ее отсутствие могут наследоваться. Таким образом, если речь не идет о психопатологических или патохарактерологических особенностях личности, а также об органических нарушениях, повлекших за собой нарушения когнитивной, мировоззренческой или эмоционально-волевой сферы, в основе той или иной формы девиации лежит ранний детский опыт.
девиация
ранний детский опыт
семейный стиль воспитания.
1. Барулин В. С. Экзистенциально-индивидуальный человек: грани духовности. Философия и современность. – М.: Профиздат, 2009. – С.16-19.
2. Братусь Б. С. Аномалии личности. – М., 1988. – (Основные направления психологии в классических трудах).
3. Ганнушкин П. Б. Избранные труды. – М., 1964.
4. Гилжский Я. И., Афанасьев B. C. Социология девиантного поведения. – СПб., 1993.
5. Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – 2-е изд., испр. – М., 2004.
6. Ильин И. А. О любезности: Социально-психологический опыт // Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. – М.,1996. – Т.6. – Кн.1. – С. 9.
7. Клейнберг Ю. А. Психология девиантного поведения. – М., 2001.
8. Кравченко А. И. Введение в социологию. – М., 1997.
9. Лафицкая Н. В. Феномен агрессии у вида HomoSapiens. Пытки и казни. – СПб., 2006.
10. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Киев, 1989.
11. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л., 1991.
12. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. – М., 1994.
13. Социальные отклонения / Под ред. В. Н. Кудрявцева. – М., 1989.
14. Уотсон Дж. Б. Психология как наука о поведении. – М., 1988.
15. Шаповалов В. Ф. М.: Изд-во «Наука». С.95

На современном этапе развития нашей цивилизации вряд ли можно найти общество, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Прежде чем описывать патологии или отклонение от них, необходимо хорошо понимать норму. Следовательно, нужно понимать, что такое общество с его нормативными требованиями. Самое приближенное представление об обществе предполагает необходимость объединения определенного количества людей для решения определенных проблем и поставленных перед конкретным обществом целей. При этом следует учитывать, что отдельная личность не в состоянии самостоятельно решить проблемы и цели, заявленные как социальные, тогда как такое становится возможным для личностей, объединенных в общество. Для нормального функционирования общества (системы, социомира) необходимы правила и нормы, которые все его члены сформировали и по которым конвенционально живут. Соблюдаемые правила и нормы налагают на участников системы (членов общества) обязанности и обязательства, которые формируются в систему ценностей данного общества, которая, в свою очередь, становится нравственно-правовым основанием данного общества (системы, социомира). Разрушение этих оснований приводит к слому всей общественной системы, причем, в отличие от процесса создания социально структурирующих условий, который всегда значительно растянут во времени, процесс распада, или слома, происходит стремительно и лавинообразно, приводя к социальному хаосу. Хаосу, который, в свою очередь, «имеет тенденцию к самоуглублению и саморасширению» [15]. Эти процессы «подобны цепной реакции или сходу снежных лавин: первоначально незначительные очаги стремительно разрастаются, увлекая за собой все большие массы участников» [15].

В современном обществе человек обретает все большую свободу в поведении и в выражении своего «Я». Устои, догмы, нормы изменяются, трансформируются, нарушаются. Многие из форм поведения, которые ранее трактовались как преступные (деликвентные) на сегодняшнем этапе развития воспринимаются как отклоняющиеся или же допустимые. Само понятие преступление сливается с понятием отклонение (но не равно ему). Понятие нормы становится расплывчатым, многозначимым, мультисемантичным, а иногда и вне или надсмысловым. Нередко происходит и другая ситуация: «дословное» соблюдение нормы относит человека в область, от нормы далекую. И такой человек рискует получить ярлык «зануды», или педанта и т. д. Вместо ожидаемого положительного социального подкрепления, личность может столкнуться с определенным социальным отторжением или социальной холодностью.

Особое значение следует придавать тому факту, что нормальное поведение имеет культуральную основу и во многом определяется ею.

В данной статье нас будет интересовать феномен отклоняющегося поведения. Что же такое отклоняющееся или девиантное поведение? Если человек нарушает нормы, правила поведения, законы, то его поведение, в зависимости от характера нарушения, называется девиантным, отклоняющимся, криминальным, уголовным и т. п. Такие отклонения отличаются большим разнообразием: от пропусков школьных занятий до кражи, от вранья до различного рода аддикций, от сексуальной распущенности до разбоя, от упорного отказа выполнять свои обязательства в семье до убийства. Таким образом, к основным видам девиантного поведения относят, прежде всего, преступность, алкоголизм и наркоманию, другие виды аддиктивного поведения: игроманию, геймблинг, компьютерную зависимость, шопоманию, пристрастие к опасным видам деятельности или экстремальные хобби, а также суицидальное поведение со всеми его разновидностями, проституцию, эгосинтонность как ведущую характеристику личности, вандализм. В этот перечень может быть добавлено жестокое отношение к людям и животным, а также трудоголизм как разновидность самодеструктивного и самоповреждающего поведения. Видимо, этот ряд может быть дополнен явлением анорексии и другими видами пищевого поведения.

Несоответствие социальным нормам, их несоблюдение или недостаточное их соблюдение, является отклоняющимся поведением или девиацией. Девиантное поведение по своей сути является одной из наиболее важных проблем современности. Особенно, если принять во внимание, что подобное поведение имеет тенденцию к нарастанию. По данным статистики, до 20 % молодёжи склонно к девиациям и примерно такой же процент ненормативного поведения характерен для взрослого населения. Следовательно, 40 % населения проявляет те или иные формы девиантности.

В любом обществе на каждом этапе его развития существовали и существуют люди, не сумевшие социализироваться. Следовательно, явление девиации противоположно явлению социализации, которая является составной частью процесса социальной адаптации (другой частью процесса социальной адаптации является социальный контроль). Можно выделить несколько типов адаптации человека. Под типом адаптации мы понимаем структурно- организованную совокупность относительно устойчивых социально-психологических характеристик личности, обеспечивающих реализацию жизненно важных потребностей. Согласно Е. В. Змановской, существуют пять типов социальной адаптации (социализации):

  1. Радикальная адаптация - самореализация посредством изменения личностью существующего социомира;
  2. Гиперадаптация - самореализация посредством влияния личности на социомир собственными сверхдостижениями;
  3. Гармоничная адаптация - самореализация посредством ориентации на социальные требования;
  4. Конформистская адаптация - приспособление за счет подавления индивидуальности, делающим процесс самореализации практически невозможным;
  5. Девиантная адаптация - (ложная) самореализация посредством негативного выхода за существующие нормы и правила.

Различают первичную и вторичную девиацию. Первичная девиация - это собственно ненормативное поведение, в основе которого лежат различные причины; вторичная девиация - это устоявшееся мнение социума о поведении того или иного человека [8]. Также различают девиантное поведение в широком и узком смысле. В широком смысле девиантное поведение - это поведение человека, нарушающего социальные нормы, в узком - нарушение таких поведенческих форм, которые не влекут за собой уголовного наказания [8].

Некоторые человеческие поступки, или трансакции, рассматриваются как правонарушения только в определенных обществах, другие - во всех без исключения. К примеру, не существует социальной системы, поощряющей убийство своих членов (сделаем оговорку, что есть определенные виды правонарушений, которые в ряде стран караются смертной казнью, отдельной строкой стоит поведение людей во времена войн, отдельно оценивается убийство в целях самозащиты или защиты своей семьи) или экспроприацию собственности других людей, или грабеж и осквернение могил и т.д. Употребление алкоголя - серьезное нарушение во многих исламских странах. А отказ выпить спиртное в определенных обстоятельствах в России или Франции считается нарушением принятой нормы поведения. Список подобных примеров может быть продолжен.

Итак, девиантное поведение - это совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения и/или социального ожидания в том или ином сообществе (с учетом его культуральной основы). Подчеркнем, что деструктивное, как и самодеструктивное, поведение является в полной мере девиантным. В этом аспекте можно отметить, что девиантное поведение условно делится на две группы: направленное на причинение вреда другим и на причинение вреда себе. Мы говорим «условно», поскольку любые виды деструктивного поведения одновременно, в широком смысле, являются и самодеструктивными.

Продолжим определять понятие девиантное поведение (лат. deviatio - отклонение). Это:

а) поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) нормам и ожиданиям;

б) социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям.

В первом значении - как индивидуальный акт - девиантное поведение изучается преимущественно социальной философией, этикой, этологией человека, психологией, педагогикой и другими науками о поведении. Во втором значении - как элемент социального бытия - девиантность является предметом социологии, социальной психологии, юриспруденции. Говоря о юриспруденции, целесообразно упомянуть термин делинквентное поведение. Различие между девиантностью и делинквентностью следующее: девиантное поведение относительно, а делинквентное - абсолютно. Относительность девиантного поведения заключается в том, что человек нарушает культурно-социальные нормы, а делинквентное поведение абсолютно к законам страны [8].

Все социальные системы имеют свои законы, и в рамках каждой из них нарушители наказываются. Но невзирая на этот факт, определенная часть людей нарушает установленные правила и законы. Вопросы, на которые ученые-гуманитарии пытаются найти ответ, состоят в следующем: почему девиантное поведение продолжает существовать, почему наблюдается его рост, существуют ли теории (общие или локальные), объясняющие эти процессы, есть ли способы влияния на девиантное поведение, насколько эти способы эффективны и долгосрочны.

Серьезность правонарушения зависит не только от значимости нарушенной нормы, но также от частоты такого нарушения. В современном обществе считается, что наиболее существенными являются нормы поведения, затрагивающие интересы других людей, они вписаны в законы, и их нарушение рассматривается как преступление. Можно сказать иначе, при девиантном поведении нарушается процесс общения, нарушаются трансакции. Девиант оказывается неспособен к целостному восприятию себя и, как следствие, окружающего мира; он оказывается вне мира и вне самого себя, он утрачивает (или не приобретает) навыки полноценного общения с другими членами социума.

Коль скоро мы коснулись феномена общения, нам следует, хотя бы в общих чертах, рассмотреть этот феномен. «У человека, находящегося в обществе других, душа как бы непрерывно содрогается от воспринимаемых ею касаний и от реагирующих на это касание ответных разрядов»[6].

Общение играет в нашей жизни одну из главных ролей, если не главную. И жизнь каждого члена общества (социомира) зависит от качества общения и его количества. Мы можем вспомнить факт из истории наказаний, что одной из самых тягостных форм наказания являлось лишение человека общения (депривация общения): перевод его в одиночную камеру. Зачастую, такая мера воздействия имела катастрофические последствия на психику заключенного и, следовательно, его дальнейшую судьбу [9].

«Общение представляет собой способ существования индивида, выражающийся в различных формах взаимодействия людей, их взаимовлиянии, взаимозависимости, воздействии друг на друга» [1].

Способов, форм и видов общения огромное количество. В. С. Барулин классифицирует их следующим образом:

  1. Общение необходимо для самореализации, саморазвития, раскрытия своего внутреннего потенциала.
  2. В общении человек получает оценку себя как части общества.
  3. Общение мотивирует человека продолжить идти выбранной дорогой, либо отказаться от нее и выбрать иной путь самореализации (это положение напрямую связано с предыдущим).
  4. В общении человек может реализовывать свои самые глубинные устремления и желания (любви, заботы, власти и т.д.).
  5. «В общении и посредством общения человек как бы преодолевает слабость и ограниченность своей единичности, обретает поддержку и защиту, ... создает своеобразную жизненную устойчивость» [1].
  6. Общение дает возможность активации жизненных сил.
  7. Общение оказывает постоянное информационное и духовное воздействие.
  8. Можно отметить способность общения оказывать сдерживающее воздействие на человека.
  9. Общение развивает способность человека, испытывая трагедии и утраты, развиваться душевно-духовно.

Список форм и видов общения, безусловно, можно продолжить, хотя, по нашему мнению, наиболее значимые для человека формы в нём отражены. «Общение - это огромный дар индивида, его несомненная ценность, это возможность универсального и всестороннего развития» [1].

Анализируя вышеизложенное, можно утверждать, что с людьми, чье поведение принято характеризовать как девиантное, происходят глубинные изменения в сфере общения, так называемые количественно-качественные изменения. Поскольку именно у категории девиантов серьёзным образом нарушен процесс общения.

Негативные явления подобного рода (девиации), присутствующие в жизни людей столь значительный период социально-исторического времени, безусловно, свидетельствуют о наличии исторических предпосылок, а также объективных и субъективных условий.

Существует достаточное число теорий, пытающихся объяснить причины отклоняющегося поведения. Все эти теории дают ответы на ряд вопросов, связанных с девиантным поведением, но ни одна из них не отвечает на вопрос, каковы корни девиантного поведения и каковы его социальные перспективы. Все теории условно можно разделить на три группы, в основе одних лежит биологическое объяснение, в основе других - социальное, социально-психологическое или культурно-историческое, третья группа объединяет первые две.

На наш взгляд, одной из причин девиантного поведения является тот опыт, который индивид приобретает в своей семье. Ребенок усваивает, в той или иной степени, тот стиль отношений, который преобладал в его родительской семье. Основываясь на наших наблюдениях и данных (на базе кризисно-семейного центра «КоВоКа» при муниципалитете Ломоносовский), семейный стиль в огромной степени влияет на развитие психоэмоциональной и волевой сферы ребенка. С полученными и усвоенными знаниями, традициями, привычками ребенок, а затем молодой человек, начинает осваивать общество, социомир.

Он постигает свои границы, ставит цели и формирует способы их достижения, создает свой модус операндэ, развивает свое «Я». Но все это происходит в тех самых границах его личности, которая была сформирована в родительской семье. Даже отрицая семейные традиции и ценности, молодой человек формируется и формирует себя теми способами, которые были заложены в его раннем детстве.

Нельзя говорить о врождённых преступниках, люди преступниками не рождаются. Однако особенности темперамента, когнитивный стиль, скорости мыслительных процессов, способность к эмпатии или ее отсутствие могут наследоваться.

Таким образом, если речь не идет о психопатологических или патохарактерологических особенностях личности, а также об органических нарушениях, повлекших за собой нарушения когнитивной, мировоззренческой или эмоционально-волевой сферы, в основе той или иной формы девиации лежит ранний детский опыт. Наиболее влиятельными триггерами девиантного поведения являются:

  1. Жестокое отношение к ребенку его родителей, или лиц, их заменяющих, к этой же категории мы относим сексуальный деликт.
  2. Пренебрежение основными потребностями и правами ребенка.
  3. Холодное, отчужденное и отчуждающее поведение родителей, особенно, матери.
  4. Гиперопека, подавление, контроль, стремящийся к тотальному.
  5. Делегирование ребенку прав и свобод, чрезмерных для его возраста при отсутствии равнозначных обязанностей.
  6. Чрезмерный, не по возрасту, труд и другие обязанности.

Исследуя феномен девиантного поведения, следует принимать во внимание тот факт, что девиация всегда вторична к личности, что это не причина, но следствие. А истинной причиной подобного явления, его фундаментом является как родительская семья, так и собственно особенности личности.

Рецензенты:

Щеглов Б. С., д-р филос. наук, профессор, профессор кафедры философии, Таганрогский государственный педагогический институт им. А. П.Чехова, г. Таганрог.

Никифоров А. Л., д-р филос. наук, г.н.с. Института философии РАН, ФГБУ науки Институт РАН, г. Москва.


Библиографическая ссылка

Лафицкая Н. В. ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ КАК СЛЕДСТВИЕ ВЛИЯНИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9318 (дата обращения: 23.09.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074