Введение
Человек является как природным, так и общественным элементом, входя и в определенную экосистему, и в систему общества, формируя при этом образование нового уровня - социально-экологическую систему. Последняя имеет специфические черты и выполняет свои определенные функции, охватывая людей, живущих на определенной территории, используемую ими технику и технологии, определенную социальную организацию, социальные отношения и природные условия. Именно в рамках социально-экологической системы в настоящее время осуществляется жизнедеятельность человека. Поэтому, на наш взгляд, имеет смысл увязать процесс развития экологической культуры с человеческой деятельностью в конкретно-историческом процессе социального развития.
Цель исследования
Изучение роли исследовательского подхода в развитии экологической культуры младших школьников.
Материалы и методы
Использованы методы теоретического и эмпирического анализа, метод вычленения в программах экологических знаний, метод статистической обработки данных. Учет возрастных и индивидуальных особенностей, вычленение в программах экологических проблем, использование принципа краеведческого подхода. Рассмотрены сущность, функции, методы исследовательского подхода. Развитие экологической культуры младших школьников осуществляется средствами реализации программ «Удивительный мир» и «Первые шаги по тропинке открытий». Описаны направления и тематика исследовательских работ младших школьников, представленных в тетради и направленных на самостоятельную деятельность детей, овладевших навыками исследовательской деятельности.
Результаты исследования
В своих исследованиях философы и педагоги, психологи, культурологи и экологи (Н. Н. Моисеев, С. Н. Глазачев, Н. М. Мамедов, Л. В.Тарасов, Б. Т. Лихачёв, С. В. Алексеев, А. Д. Урсул и другие) понятия экологической культуры рассматривали с культурологических позиций, привнося в него качества, позволяющие сделать его феноменом общей культуры. По мнению этих исследователей, экологическая культура охватывает интеллектуальные, эстетические и этические, деятельностно-волевые аспекты человеческой жизни, практику бытовой и профессиональной деятельности [3; 4].
Развитие экологической культуры мы рассмотрели как приобретенные знания и сформированность ценностного отношения личности к природе, овладение необходимыми исследовательскими и практическими действиями, направленными на сбережение природы [7, 37].
Младший школьный возраст является самым благоприятным для формирования и развития экологической культуры. Активное познание в развитии экологической культуры младших школьников предполагает большую самостоятельную работу школьников в исследовании состояния окружающей среды. Основная задача таких исследований заключается в том, чтобы на живых примерах показать природные взаимодействия и губительные последствия их разрушения [9,51].
Исследовательский подход - это путь знакомства младших школьников с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности. К функциям исследовательского подхода в обучении относятся: воспитание познавательного интереса; создание положительной мотивации учения и образования; формирование глубоких, прочных и действенных знаний; развитие интеллектуальной сферы личности; формирование умений и навыков самообразования, то есть формирование способов активной познавательной деятельности; развитие познавательной активности и самостоятельности.
Сущность исследовательского подхода состоит:
- во введении общих и частных методов научного исследования в процесс учебного познания на всех его этапах (от восприятия до применения на практике);
- в организации учебной и внеучебной поисково-творческой деятельности;
- в актуализации внутрипредметных и межпредметных связей;
- в усложнении содержательной и совершенствовании процессуальной сторон познавательной деятельности;
- в изменении характера взаимоотношений «учитель - ученик - коллектив учащихся» в сторону сотрудничества.
Содержательную основу исследовательского подхода составляет взаимосвязь между содержанием изучаемого материала, методами и формами обучения, организационными формами учебной работы.
К функциям исследовательского подхода относятся: воспитание познавательного интереса; создание положительной мотивации учения и образования; формирование глубоких, прочных и действенных знаний; развитие интеллектуальной сферы личности; формирование умений и навыков самообразования, то есть формирование способов активной познавательной деятельности; развитие познавательной активности и самостоятельности.
Ведущими в составе исследовательского подхода в обучении являются индуктивный и дедуктивный, эвристический и исследовательский методы; приемы и средства стимулирования учения, разработанные Г. И. Щукиной, Ю. К. Бабанским и их последователями; а также общедидактические приемы: анализ и установление причинно-следственных связей; сравнение, обобщение и конкретизация; выдвижение гипотез; перенос знаний в новую ситуацию; поиск аналога для нового варианта решения проблемы, доказательства или опровержения гипотезы; планирование исследования; оформление результатов проведенного исследования.
Исследовательский подход помогает младшему школьнику увидеть гармонические связи между разрозненными явлениями и фактами, картину природы как связного целого.
В настоящее время сформировались различные виды исследовательской деятельности учащихся, к которой, например, относят поисково-исследовательскую, экспериментально-исследовательскую, междисциплинарную, проектную, техническую, творческую и другие, осуществляемые в учебное и внеурочное время.
Продуктом исследовательской деятельности младшего школьника являются не только знания, которые он приобретает, сколько способы познавательной деятельности, которые воздействуют на интеллектуальное развитие личности. Развивать у учащихся необходимые умения познавательной целенаправленной деятельности можно лишь через активные мыслительные и практические самостоятельные действия самого ученика.
Нами накоплен значительный опыт по развитию экологической культуры младших школьников через вовлечение их в исследовательскую деятельность. С 2003 года действует программа «Удивительный мир», направленная на развитие экологической культуры младших школьников [6].
В исследовательскую деятельность школьники включаются посредством программы «Первые шаги по тропинке открытий», дополняющей и расширяющей программу «Удивительный мир» [5].
Круг тематических интересов, на основе которых строятся детские исследовательские работы, многогранен и расширяется из года в год. Этот факт позволил разработать тетрадь для младших школьников, которая является дополнением к программе «Первые шаги по тропинке открытий» и ориентирована на самостоятельную исследовательскую деятельность детей, овладевших навыками исследовательской деятельности. В тетради исследования распределены по следующим разделам: «Мой город. Мой дом», «Вода», «Воздух», «Почва», «Флора и фауна», «Этнография», «Фенологические наблюдения», «Человек и его здоровье», «История». Тематика данных разделов указана в таблице 1.
Таблица 1
Разделы и тематика исследовательских работ младших школьников
№ |
Разделы |
Темы |
1 |
Мой город. Мой дом. |
Охота за киловаттами. Мой участок. Оцени замусоренность участка. Общественное мнение. Найди единомышленников. Идем по плану: составляем план квартиры (микрорайона, дачного участка). Вредители домашних запасов и борьба с ними. |
2 |
Вода |
Скрининг воды [1]. Исследование мутности воды. Определение прозрачности воды. Исследование снега. Чистая вода - для хвори беда. Какую воду мы пьем? Как отличить сырую воду от кипяченой? Приготовление волшебной воды. Очистка воды в домашних условиях. Водные часы. |
3 |
Воздух |
Дыхание города. Оценка загрязнения воздуха по состоянию хвои сосны. Определение чистоты воздуха с помощью липкой ленты Расширение и сжатие газов [2,80]. |
4 |
Почва |
Определение влагоемкости почвы. Определение водопроницаемости почвы. Определение содержания воздуха в почвенном образце. Оценка пригодности для жизни растений почвы на различных участках. Степень заселенности почвы мелкими обитателями. |
5 |
Флора и фауна |
Редкие и исчезающие растения нашего района (парка Победы, пришкольного участка и т.д.) Городская растительность. Изучение сезонного развития городских растений. Птицы города. Видовой состав. Наблюдения за растениями степи. Как живёшь, муравей? Коллекционируем перья. Коллекционируем следы обитателей леса (парка, степи): изготовление гипсовых слепков. Степное (лесное) меню. Степь (лес) - целитель. Птицы моего двора. Живая аптека: лекарственные растения дома (парка, луга, леса и т.д.) [10, 44]. Оценка здоровья окружающей природной среды по степени нарушения симметрии листьев березы [8]. Реагируют ли растения на ласку [2, 92]. Из гусеницы - в бабочку [2, 110-113]. |
6 |
Этнография |
Народный костюм. Народные календарные праздники и обряды. Народные некалендарные праздники и обряды. Родословная моей семьи. Традиции моей семьи. Легенды и сказания моей области. |
7 |
Фенологические наблюдения |
Наблюдения над изменением температур: t воздуха; t воды; t почвы. Наблюдения за изменением относительной влажности воздуха (с помощью обезжиренного волоса). Наблюдения за ветром. Признаки ухудшения погоды в летний период. Признаки улучшения погоды в летний период. Разведка осенних (зимних, весенних, летних) примет [10, 86-99]. |
8 |
Человек и его здоровье |
Болезнь, которая есть у всех. Какие продукты мы едим. Влияние физических упражнений на здоровье и осанку человека. Вредная и здоровая пища. Влияние курения (алкоголя, наркотиков) на здоровье человека. |
9 |
История |
Выдающиеся люди моего города (села). Животные в истории моей семьи [10, 37]. История жизни членов моей семьи (ВОв, целина и др.). Шпионские тайны: рисунки - невидимки (письма-невидимки) [2, 150-157]. |
Все разделы направлены на развитие экологической культуры младших школьников с использованием краеведческого материала. (Данная тетрадь также может быть использована учителями начальных классов на уроках познания мира.)
Выводы
Исследовательский подход используется как одно из направлений развития экологической культуры младших школьников. Реализуя его, школьники приобретают умение ставить и решать проблемы, предвидеть ситуации, учатся делать обоснованные заключения о состоянии окружающей среды, приобретают опыт, навыки исследовательской работы и активной природоохранной деятельности в партнерстве с природоохранными ведомствами и местными органами власти, глубоко познают историю, культуру и природу родного края, а также становятся активными пропагандистами экологических знаний среди сверстников и всего населения, сотрудничая, в частности, и со СМИ. При этом внимание учителя при организации исследовательской работы младших школьников должно быть направлено на поддержание инициативы, интереса к исследованию при свободе индивидуального выбора. Важно также создание дружественной рабочей обстановки в коллективе.
Рецензенты:
Ким Наталья Павловна, доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе и внешним связям Костанайского государственного университета МОН Республики Казахстан, Костанайская область, г. Костанай.
Бортко Татьяна Георгиевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии и педагогики Костанайского государственного университета МОН Республики Казахстан, Костанайская область, г. Костанай.
Библиографическая ссылка
Глазырина Н.Л. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9309 (дата обращения: 11.11.2024).