Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОСОБЕННОСТИ РОДОВ И СОСТОЯНИЕ НОВОРОЖДЕННОГО У БЕРЕМЕННЫХ, ПРОШЕДШИХ ПОДГОТОВКУ К РОДАМ ПО ПРОГРАММЕ МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕНИНГОВ «СЧАСТЛИВОЕ МАТЕРИНСТВО»

Лохина Е.В. 1
1 ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения Российской Федерации»
На современном этапе актуальной проблемой становится совершенствование психопрофилактической подготовки беременных к родам. Нами предложено использование программы медико-психологической подготовки беременных к родам с использованием психофизиологических упражнений «Гимнастики Мозга». Методика применялась в течение всей беременности, начиная с ранних сроков гестации. Исследование показало положительное влияние предлагаемой программы на течение родового процесса: уменьшается общая продолжительность родов в основном за счет укорочения первого периода, несвоевременное излитие околоплодных вод не требует медикаментозного вмешательства, значительно снижается кровопотеря в родах, реже используется оперативное родоразрешение (кесарево сечение). Использование «Гимнастики Мозга» в подготовке беременных к родам оказывает положительное влияние на состояние новорожденного, что проявляется более высокими оценками ребенка по шкале Апгар при рождении и на 5-ой минуте. Течение послеродового периода значительно благоприятнее, сокращаются сроки пребывания родильниц в родильном доме.
новорожденный.
роды
«Гимнастика Мозга»
психофизиологические упражнения
медико-психологическая подготовка беременных к родам
1. Абрамченко В. В., Коваленко Н. П. Перинатальная психология: Теория, методология, опыт. – Петрозаводск: ИнтелТек, 2004. – 350 с.
2. Брехман Г. И. Перинатальная психология // Вестник Российской ассоциации акушеров и гинекологов. – 1998. – № 4. – С. 49–52.
3. Васильева В. В., Авруцкая В. В.Особенности психоэмоционального статуса женщин при физиологической и осложненной беременности и программа их психологического сопровождения // Психологический журнал. – 2008. – № 3. – С. 110–119.
4. Вельвовский И. З. Система психопрофилактического обезболивания родов. – М.: Медгиз, 1963. – 308 с.
5. Деннисон П. И., Деннисон Г. И. Образовательная кинестетика для детей: Базовое пособие по Образовательной Кинесиологии для родителей и педагогов, воспитывающих детей разного возраста: Пер. с англ. – М.: Восхождение, 1998. – 85 с.
6. Добряков И. В. Перинатальная психотерапия. Хрестоматия по перинатальной психологии: Психология беременности, родов и послеродового периода / Сост. А. Н. Васина. – М.: Изд-во УРАО, 2005. – С. 38–41.
7. Кудрявцева Г. Ю. Комплекс упражнений для улучшения внимания, памяти и равновесия при хронической ишемии головного мозга: Автореф. дис. … канд. мед. наук. – Томск, 2005. –23 с.
8. Липатова Т. В. «Гимнастика мозга» или образовательная кинесиология. Практическое пособие. – Омск, 2008. – 48 с.
9. Масгутова С. К., Гончарова С. М. Образовательная кинесиология. – М.: Восхождение, 1998. – 83 с.
10. Сухих Г. Т. Внедрение достижений современной науки в акушерско-гинекологическую практику // Мать и дитя: Матер. XI Всеросс. научного форума. – М., 2010. – С. 3–4.
11. Dennison P. Edu-K For Kids. / P. Dennison, G. Dennison. – Ventura, CA: Edu-Kinesthetics, 1987. – 362 р.

Введение

Важнейшей проблемой акушерства является охрана здоровья матери и ребенка, профилактика осложнений беременности и родов, разработка и внедрение новых передовых технологий в области охраны здоровья женщин и новорожденных детей [10]. В новом Федеральном законе «Об охране здоровья граждан Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ в статье 12 проблемы профилактики определены важнейшим приоритетом в сфере охраны здоровья.

Основные показатели службы родовспоможения в последнее десятилетие свидетельствуют о том, что ни усложнение и совершенствование технологий родоразрешения, ни внедрение в акушерскую практику новейших диагностических приборов не приводят к желаемому снижению осложнений беременности и родов и практически не отражаются на статистике перинатальной и материнской заболеваемости и смертности [10]. Одной из причин данной ситуации считается то, что из внимания акушеров-гинекологов нередко выпадают психологические аспекты состояния беременной: её начальный психоэмоциональный статус, отношение к беременности, предстоящим родам и к ребенку, взаимоотношения в семье, на работе. По данным клинических психологов и психотерапевтов именно психоэмоциональное состояние беременной может явиться этиологическим фактором возникновения акушерских осложнений, как во время беременности, так и в родах [1, 2, 6].

В нашей стране более пятидесяти лет существует система психопрофилактической подготовки беременных к родам, разработанная профессором И. З. Вельвовским, рассчитанная на активное и дисциплинированное поведение женщины в родах [4]. На современном этапе актуальной проблемой становится разработка новых методов профилактики и совершенствование имеющихся методик психопрофилактической подготовки беременных к родам, учитывающих психоэмоциональный статус женщины, личностные, социальные и семейные особенности. Необходим поиск технологий по подготовке беременных к родам, которые позволят адаптироваться женщине к новому положению, обеспечить оптимальное течение гестационного процесса и родов, улучшить здоровье детей [1, 2, 3, 6].

Цель исследования: Оценить влияние медико-психологической работы с беременной по программе «Счастливое материнство» с использованием «Гимнастики Мозга» на течение родов и состояние новорожденного.

Материалы и методы: Обследовано 100 женщин, которые были разделены на 2 группы:

1 основная группа - 50 беременных, состоящих на учете по беременности и посещающие специальные медико-психологические тренинги для беременных с ранних сроков в течение всей беременности.

2 группа (контрольная) - 50 беременных, состоящих на учете, но не прошедших дородовую медико-психологическую подготовку.

Все беременные, участвующие в исследовании, наблюдались участковыми врачами акушерами-гинекологами ГБУЗ НО «Женская консультация № 20 ГЦ ПЛАСИР» г. Нижнего Новгорода. Они обследовались в динамике гестации по стандартам, общепринятым в акушерстве (приказ № 808 от 2.02.2003) и стандартам, оказания акушерско-гинекологической помощи на территории Нижегородской области. После взятия на учет беременным рекомендовалось посещение медико-психологических тренингов «Счастливое материнство» с использованием «Гимнастики Мозга», проводимых в женской консультации. В комплекс подготовки входили специ­ально подобранные психофизиологические упражнения, взятые из методики «Гимнастика Мозга». Метод «Гимнастика Мозга» (Brain Gym) представляет собой начальную ступень Образовательной Кинесиологии, в которой с помощью специально организованных и очень простых упражнений мозг и тело человека приводятся в сбалансированное состояние, устанавливается гармоничная связь между мышлением (интеллект), эмоциями (чувства) и телом. Психофизиологические упражнения способствуют снятию стресса, восстановлению целостности работы мозга, что дает возможность человеку эффективнее усваивать информацию.

Метод «Гимнастика Мозга» (Brain Gym) изначально применялся для повышения способности к обучению детей [5, 11]. Эта программа на протяжении последних 15 лет используется в психолого-педагогической практике в России [8, 9]. Находит применение в последние годы в медицинской практике, в частности, в неврологии [7]. Для коррекции состояния беременных женщин нами этот метод модифицирован и применён в акушерской практике в программе подготовки беременных к родам впервые. На работу по использованным нами методикам имеются международные сертификаты.

Возраст обследованных женщин колебался от 20 до 39 лет (средний возраст - 27,26±3,64 года в основной и 26,40±3,46 года в контрольной группе). Среди беременных, посещавших занятия, были преимущественно первородящие. Все беременные, как в основной, так и в контрольной группах, встали на учет в женскую консультацию в ранние сроки (до 12 недель). Подготовке к родам уделяли большее внимание беременные с высшим образованием (р<0,001).

Статистический анализ полученных данных выполнялся с использованием статистических программ Statistica 6.0.

Результаты и их обсуждение

В процессе клинического наблюдения было изучено течение родов у беременных, вошедших в основную и контрольную группы. Анализируя сроки наступления родов, оказалось, что у всех женщин основной группы (занимались по полной программе медико-психологической подготовки с ранних сроков) беременность завершилась срочными родами. Следует отметить, что в контрольной группе (не посещали специальные занятия для беременных по подготовке к родам) в 6 % отмечались преждевременные роды, количество запоздалых родов составило 4 %, роды произошли в срок в 90 % случаев.

Что касается средней продолжительности родов, то в основной группе она не превышала физиологических пределов и составила 7 час 46 мин. У беременных контрольной группы средняя продолжительность родов составила 9 час 19 мин, что превышает таковую в основной группе на 1 час 33 минуты (р<0,01).

Следует подчеркнуть, что общая продолжительность родов у рожениц основной группы была меньше за счет укорочения первого периода. Продолжительность же 2-го и 3-го периодов родов в основной и в контрольной группах были сопоставимы (р>0,05).

При анализе осложнений в родах у пациенток нами установлено, что в основной группе слабости родовой деятельности у рожениц не было, в связи с чем, не вставал вопрос о родоусилении. В контрольной же группе первичная и/или вторичная слабость родовой деятельности отмечена в 32 % случаев.

Несвоевременное излитие околоплодных вод в 1,25 раза чаще наблюдалось в контрольной группе в сравнении с основной группой (р<0,001), что требовало применения родовозбуждения и родоусиления (окситоцином, энзапростом) в 23,0 % случаев. Следует отметить, что у рожениц в основной группе родовозбуждение и родоусиление не применялось, т.е. женщины, прошедшие полную подготовку к родам во время беременности и владеющие методиками снятия психоэмоционального напряжения, психофизиологической родостимуляции, рожали без медикаментозного вмешательства.

Обращает внимание факт значительно меньшей кровопотери в родах в основной группе 151,5±36,7 мл (максимальная 200мл) по сравнению с контрольной, где средняя кровопотеря составила 174,8±50,9 мл (максимальная 350мл) (р=0,002).

Следует отметить также, что травмы мягких тканей родовых путей также встречались значительно реже в основной группе (р<0,001). Причем в структуре родового травматизма в контрольной группе преобладали значительные повреждения тканей родовых путей: разрывы промежности I и II степени, и только в контрольной группе имели место разрывы шейки матки (в основной группе не встречались).

Частота кесарева сечения у беременных прошедших подготовку к родам с ранних сроков составляла 10 % (все показания к операции экстренные), а в контрольной группе - 34 % (р<0,001). Следует отметить, что у пациенток, не проходивших подготовку к родам, среди показаний к оперативному родоразрешению преобладали такие состояния, которые связаны с высоким психоэмоциональным напряжением роженицы, а именно - упорная слабость родовой деятельности, неподдающаяся медикаментозной терапии, неправильные положения плода, гестоз средней степени тяжести, вагинизм.

Мы проанализировали течение послеродового периода у родильниц по группам. Оказалось, что у женщин основной группы течение послеродового периода было значительно благоприятнее. Так субинволюция матки встречалась одинаково часто в послеродовом периоде в обеих группах, но такие осложнения как гематометра, лохиометра диагностированы в контрольной группе чаще и составили 8 %, а в основной группе их не было вообще (р<0,001).

В процессе исследования было оценено состояние новорожденных, родившихся от матерей обследуемых групп. Нами проанализированы росто-весовые показатели детей, оценка по шкале Апгар на 1-ой и 5-ой минуте жизни, наличие или отсутствие обвития пуповиной.

В основной группе имелась тенденция к более высоким росто-весовым показателям новорожденного: средний вес плода составил 3372,9±402,3 грамма, средний рост 51,16±2,17 см., в контрольной группе - эти показатели соответственно 3351,8±545,4 грамма и 50,18±3,22 см.

Оценка по шкале Апгар на 1-й минуте жизни новорожденных была выше в группе беременных, прошедших медико-психологическую подготовку - в среднем она составила 7,86±0,57 балла, что выше, чем контрольной группе, где она оказалась 7,38±1,02 балла (р=0,004).

Средняя оценка по шкале Апгар детей на 5 минуте оказалась 8,74±0,60 балла в основной группе, что достоверно выше, чем в контрольной группе, где она была 8,22±0,46 балла (р<0,001). Особенно различалось по группам состояние детей на 5 минуте жизни, оцененное по шкале Апгар в 9-10 баллов: в основной группе эта оценка была у 64 % новорожденных и лишь у 20 % детей в контрольной группе (р<0,001). Обвитие пуповиной в основной группе составило 14 % (причем все обвития однократные нетугие), что оказалось в 3 раза реже в сравнении с контрольной группой, где обвитие отмечено в 38 % случаев (р=0,015), причем 16 % из них - двукратное и 2 % - трехкратное тугое вокруг шеи плода.

В 86 % случаев в основной группе выписка женщин из родильного дома была ранней (на 3-5 сутки) в сравнении с контрольной группой (54 % случаев) (р<0,01). Пребывание родильниц в родильном доме свыше 8 дней в контрольной группе составило 6 %, тогда как в основной группе поздней выписки не было.

Выводы

1. Медико-психологическая подготовка беременных к родам по программе «Счастливое материнство» с использованием «Гимнастики Мозга» благоприятно влияет на течение родового процесса: уменьшается общая продолжительность родов в основном за счет укорочения первого периода, несвоевременное излитие околоплодных вод не требует медикаментозного вмешательства, значительно снижается кровопотеря в родах, реже используется оперативное родоразрешение (кесарево сечение).

2. Использование «Гимнастики Мозга» в подготовке беременных к родам оказывает положительное влияние на состояние новорожденного, что проявляется более высокими оценками ребенка по шкале Апгар при рождении и на 5-ой минуте.

3. Медико-психологическая подготовка беременных к родам по программе «Счастливое материнство» с использованием «Гимнастики Мозга» сокращает сроки пребывания родильниц в родильном доме, что подтверждает её экономический эффект.

Рецензенты:

Боровкова Людмила Васильевна, д-р мед. наук, профессор, заведующая кафедрой акушерства и гинекологии ФПКВ ИПО ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения Российской Федерации», г. Нижний Новгород.

Гречканев Геннадий Олегович, д-р мед. наук, профессор кафедры акушерства и гинекологии ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения Российской Федерации», г. Нижний Новгород.


Библиографическая ссылка

Лохина Е.В. ОСОБЕННОСТИ РОДОВ И СОСТОЯНИЕ НОВОРОЖДЕННОГО У БЕРЕМЕННЫХ, ПРОШЕДШИХ ПОДГОТОВКУ К РОДАМ ПО ПРОГРАММЕ МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕНИНГОВ «СЧАСТЛИВОЕ МАТЕРИНСТВО» // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9218 (дата обращения: 21.09.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074