Задача эффективного государственного регулирования коммерческой хозяйственной деятельности особенно актуальна на посттрансформационном этапе развития экономики, так как помимо обеспечения необходимой интенсивности и ускорения процессов товародвижения по каналам распределения, синхронизации производства и потребления товаров, недостаточно контролируемый и управляемый процесс регулирования торговли может привести к таким доминантным рискам социально-экономической безопасности.
В свою очередь характерным признаком развития современных хозяйственных систем является процесс глобализации с положительными проявлениями открытости внешних рынков, быстрого распространения информации, перемещения ресурсов, капитала, рабочей силы и знаний, улучшением предложения товаров и услуг для населения, ростом конкуренции. Усиливается и зависимость национальных экономик и их секторов от конъюнктуры внешних рынков и глобальной финансово-экономической стабильности. Растущая нестабильность существенно активизировала спрос на результаты научно-прикладных исследований в сфере национальной безопасности и государственной политики ее обеспечения на всех уровнях иерархии и отношений. Но в последние годы предмет научных исследований в области экономической безопасности все больше касается узкоспециализированных аспектов обеспечения жизнеспособности социально-экономических систем различных уровней. Одним из таких фокусов закономерно выступает экономическая безопасность предпринимательского сектора национального хозяйства, так как от ее обеспечения зависят занятость населения и качество жизни, уровень инновационного развития и конкурентоспособности экономики, выравнивания пространственно-структурных и территориальных деформаций развития, инвестиционная привлекательность, демократизация общества.
Недостаточные научные проработки проблемы экономической безопасности, еще не продолжительный период исследования привели к несогласованности трактовки сущности понятия «экономическая безопасность предпринимательства» и появлению различных подходов к ее определению (а в дальнейшем и методов и механизмов обеспечения), а именно таких, как: (1) способность предприятий противодействовать рискам, защищать и сохранять ресурсы, активы, персонал, информацию; (2) способность согласовывать интересы с другими субъектами экономических отношений; (3) степень эффективности управления функциональными направлениями деятельности; (4) способность прогнозировать основные характеристики развития предприятий; (5) уровень экономической независимости, минимально необходимой эффективности хозяйствования и наличие предпосылок к развитию (или простого воспроизводства капитала).
Не прибегая к слишком обширному изложению теорий предпринимательства, отметим, что в течение их эволюции можно выделить три наиболее определяющих этапа. Первый датируется XVIII в. и был связан с концентрированием внимания на риске коммерческой хозяйственной деятельности (Р. Кантильйон, Й. Тюнен, Г. Мангольд, Ф. Найт). Второй - с выделением инновационности как основной характерной черты предпринимательства (Й. Шумпетер). Третий - с обоснованием полифункциональной модели предпринимательства и таргетированием исследований на личных качествах предпринимателя (Л. фон Мизес, Ф. Хайек, И. Кирцнер).
Наиболее близкими для институционально-психологического подхода к трактовке сущности понятия «предпринимательство» были в конце 1990-х годов работы Х. У. де Сото, где ученый подает довольно широкое, но вместе с тем и конкретное толкование: «...человеческая деятельность как неотъемлемая и фундаментальная творческая особенность, присущая всем людям, а также совокупность согласованных навыков, стихийно обеспечивают возникновение, сохранение и развитие цивилизации »[5, с.47]. Характерно, что исследователь не ограничивается рамками размера, организационно-правовой формы предприятий, вида экономической деятельности, но преподносит до самого высокого уровня роль предпринимательства в экономике и обществе.
Современные исследования идентифицируют четвертой «волной» развития теорий предпринимательской функции. Здесь акценты смещаются уже на особенности управления. Так, Д. Куратко и Р. Ходжетс определяют предпринимательство как процесс инновации при создании нового рискового предприятия с использованием следующих четырех основных величин, как личность, окружение, организация и процесс [4, с.7-8].
Итак, в теориях предпринимательства, которые сегодня называются классическими и которые мы разделяем, основными критериями отнесения субъектов хозяйствования к предпринимательскому сектору являются: самостоятельность, инновационность, пред-приимчивость, риск, получение прибыли. Несмотря, что законодательством четко определены критерии отнесения субъектов коммерческой хозяйственной деятельности к различным секторам предпринимательства. Соответственно, мы придерживаемся подхода к идентификации сектора малого предпринимательства, что институционально представляет собой совокупность субъектов малого предпринимательства, с использованием этих двух групп ограничений. Так, Т. Васильцив рассматривает предпринимательство как «... сектор, функционирующий на основе организационно-хозяйственного новаторства, с целью создания продукции (услуг) новыми методами, открытие новых источников сырья, рынков сбыта для укрепления инновационной составляющей конкурентоспособности экономики» [2, с. 9].
Следует отметить, что такой подход характерен для большинства исследований, посвященных сектору малого предпринимательства. Но ученые в теоретической и рекомендательной частях работы ставят акценты на отождествлении предпринимательства с «деятельностью» (социологический аспект), но в аналитической - осуществляют расчеты на основе данных совокупности предприятий (аналитико-экономический аспект).
Похожий по сути подход применяет при трактовке понятия предпринимательского сектора М. Мельник, но ученый подает его как бизнес-среда, что априори шире, нежели сектор экономики. Так, по М. Мельник, «это совокупность отдельных субъектов национального хозяйства (с их взаимосвязями и взаимоотношениями), а также факторов внешней среды с соответствующим влиянием на них; ... внутренняя среда предприятий является открытой системой и видоизменяется под влиянием внешней среды, в которой и определяется конечный результат хозяйственной деятельности » [3, с.447].
Следовательно, на основании обобщения теоретических основ экономической безопасности государства, функций и социально-экономической роли предпринимательства как сектора национального хозяйства, сделаем вывод, что экономическая безопасность предпринимательства является состоянием защищенности экономических интересов субъектов этого сектора во время процессов взаимодействия с государством, другими субъектами хозяйственной деятельности (в т.ч. неформального сектора), элементами институциональной среды и при создании общественных благ и услуг. Считаем, что преимуществами такого подхода является четкость, лаконичность, ясность и одновременно достаточно комплексная характеристика, учитывающая эффективность системы защиты интересов субъектов малого предпринимательства не только на «входе» (при доступе к ресурсам и рынкам, во время производственного процесса и сбыта продукции (предоставлении услуг)), но и на «выходе» (при обеспечении общества благами и услугами).
Особенно важным в системе государственного регулирования экономики на посттрансформационном этапе ее развития является обеспечение экономической безопасности торгового предпринимательства. Такой вывод делаем, исходя из того, что проявлениями недостаточно эффективного регулирования розничной торговли остаются: низкие финансовая устойчивость, ликвидность и платежеспособность, невысокие показатели финансово-экономической эффективности хозяйствования (доходоотдачи операционных расходов, рентабельности, финансового результата и прибыли), невысокие оборачиваемость товарных запасов и ресурсная обеспеченность (персоналом, финансовыми ресурсами, запасами в расчете на 1 м. кв. торговой площади), значительная часть убыточных предприятий; низкая инновационная активность, наличие существенных дифференциаций и деформаций в потреблении товаров, развитие и эффективность торговли в городских и сельских поселениях, по регионам и между областными центрами и остальными территориями, часть товаров, изготовленных на территории страны; невысокий уровень развития интернет-торговли и малая доля безналичной формы расчета; наличие существенного теневого сектора.
На примере экономики Украины, указанные аспекты усиливаются и негативными тенденциями развития розничной торговли, а именно - уменьшением количества предприятий и объектов розничной торговли, в т.ч. на душу населения; уменьшением торговой площади и количества занятых на рынках; увеличением доли убыточных предприятий и уровня износа основных средств; концентрацией торговли в сетях и вытеснением мелких магазинов, усилением монополизации отрасли; усилением дифференциации развития и ростом неравномерности размещения объектов торговли.
Так, по результатам анализа финансово-экономической эффективности, как компоненты экономической безопасности торгового предпринимательства в Украине, можно сделать выводы о ее не слишком высоком уровне. В частности, низкой остается доходоотдача операционных расходов предприятий розничной торговли (в пределах от 1,01 до 1,03 грн / грн), что делает невозможным существенное улучшение других результирующих показателей финансово-экономической эффективности отрасли; невысокой является рентабельность операционной деятельности; отрицательными были значения в 2008-2009 гг. показателей финансового результата от обычной деятельности до налогообложения (-28,1 и -7,2 млрд грн) и чистой прибыли предприятий (-34,1 и -13,9 млрд грн); растет доля убыточных предприятий розничной торговли (достигнув в 2010 г. 37,7 %); ниже приемлемых в течение всего рассматриваемого периода были средние коэффициенты общей ликвидности и автономии (концентрации собственного капитала). Эти характеристики свидетельствуют о неустойчивом финансово-экономическом состоянии отрасли.
Кроме того, значение одного из наиболее важных индикаторов эффективности хозяйственной деятельности в торговле - коэффициента оборачиваемости товарных запасов - еще не достигло оптимального уровня, что является негативным. Так, коэффициент в 2012 г. относительно 2009 г. увеличился (на 4,7 %), однако при такой оборачиваемости срок одного полного оборота товарных запасов отрасли составляет 40 дней, что не может быть приемлемым. К тому же, значение этого показателя для 2012 г. остается меньше значения показателя в 2007 и 2008 гг.
Уменьшается и количество предприятий и объектов торговли (что объективно повышает уровень монополизации отрасли (с негативными последствиями повышения цен, ограничения ассортимента товаров, рост стоимости их приобретения и др.) и ограничивает доступность потребителей к товарам и услугам), недостаточно высокими (по сравнению с темпами роста инвестиций) остаются темпы роста торговых площадей (только на 19,9 % за период 2000-2012 гг.) и занятости в розничной торговле (рост составил 36,3 %).
Несмотря на ряд позитивных сдвигов, необходимо констатировать об ухудшении важных структурных характеристик развития розничной торговли Украины. Речь идет о значительном усилении дифференциации в региональном и субрегиональном аспектах, в городских и сельских поселениях, ассортиментной структуре розничного товарооборота, по показателям развития магазинной и рыночной торговли.
Очевидно, что указанные тенденции обладают отрицательным следствием ухудшения макроэкономических характеристик экономической безопасности торгового предпринимательства.
Известно, что государственное регулирование тех или иных процессов осуществляется с использованием методов и средств государственной политики. В процессе эволюции системы государственного регулирования торговли (в целом и розничной торговли в частности) сначала органами центральной власти большей степени применялись административные методы воздействия. Это касается индикативного ценообразования, лицензирования торговой деятельности вообще, а затем продажи подакцизных товаров, квотирование объемов продажи товаров (прежде всего с целью ограничения недобросовестной конкуренции и теневого сектора рынка).
Впрочем, позже, после завершения первой волны приватизации, принятия законов, ввели и установили принципы и институциональную основу частного предпринимательства, органами государственного управления в основном применялись экономические методы регулирования. Речь идет об ограничении продажи отдельных видов товаров путем изменения ставок акцизного сбора, стоимости лицензий на продажу алкогольных напитков или табачных изделий.
В общем такую последовательность нужно расценивать как логическую, ведь административные методы в большей степени направлены на формирование и закрепление базовых, т. н. рамочных условий хозяйствования в соответствующей сфере, а дальнейшие корректировки или регулирования требуют менее радикальных средств, то есть экономических.
Так, есть все основания утверждать, что как и в начале 1990-х годов, так и в дальнейшем в нашем государстве не было сформировано полноценной и рациональной (учитывая необходимую эффективность) системы государственного регулирования торговли. Очевидно, что на это есть объективные системные причины, ведь в Украине ни одна отрасль не стала «локомотивом» экономического «прорыва».
Недостатками институционально-правового обеспечения развития розничной торговли в Украине остаются отсутствие Закона Украины «О торговле» и согласованных с его положениями и целевыми ориентирами государственной и региональных стратегий развития внутренней торговли, недостаточность четкой вертикали по регулированию сферы торговли и справедливого государственного контроля за недопущением монополизации рынков и концентрации ресурсов, прав деятельности, плановым развитием торговой сети с соблюдением генеральных планов развития территорий.
С использованием системно-структурного анализа выявлено, что практически по всем формам и средствами системы государственного регулирования розничной торговли наблюдаются существенные недостатки. Так, в пределах нормативно-правового регулирования это незавершенность реформирования разрешительной системы, несправедливость лицензионной нагрузки на объекты торговли, недостаточная урегулированность торговли через Интернет, недостаточность системы мониторинга и защиты интеллектуальной собственности стратегического планирования развития - отсутствие институциализированной иерархии стратегических плановых документов и единого и последовательного подхода к их разработке, принятия, реализации и контроля эффективности, отсутствие мониторинга эффективности реализации стратегий и программ; налоговой политики - наличие проявлений административного вмешательства налоговых органов, а также сбора на развитие садоводства, виноградорства и хмелеводства; финансово-кредитного содействия - высокие кредитная зависимость и стоимость финансовых и инвестиционных ресурсов; организационно-институциональной составляющей - низкая активность по стимулированию внедрения на предприятиях международных стандартов качества, неразвитость негосударственного института сертификации товаров, недостаточность контроля соблюдения прав потребителя, наличие проявлений прямого вмешательства в деятельность предприятий, чрезмерного государственного контроля и коррупции; информационно-разъяснительных мероприятий - несформированность институциональной среды, невосприятие: теневой торговли, продажи товаров вне торговой сети, без сопроводительных документов, некачественного обслуживания потребителя, поддержки местного и национального производителя, ответственного потребления.
По результатам структурно-функционального анализа экономической безопасности торгового предпринимательства в Украине определены недостатки системы обеспечения количественных и качественных составляющих безопасности. Так, по финансовой безопасности - это неудовлетворительное финансовое состояние и низкий уровень ликвидности предприятий, малые объемы реализации продукции на внутреннем рынке, недостаточная финансовая эффективность и рентабельность хозяйственной деятельности, значительный износ материально-технической базы. В сфере кадровой составляющей проблемными остаются низкая занятость и недостатки в системе стимулирования труда, невысокая производительность труда и отставание темпов роста от темпов роста расходов на оплату труда. Главными препятствиями укрепления инвестиционной составляющей является низкая инвестиционная активность, особенно по привлечению внешних инвестиций и инновационно-инвестиционного сотрудничества малых предприятий с представителями крупного бизнеса. О невысоком уровне технико-технологической составляющей экономической безопасности сектора малого предпринимательства свидетельствуют уменьшение фондоотдачи, рост материалоемкости.
С использованием экспертного опроса определено, что в наибольшей степени на экономические интересы субъектов торгового предпринимательства влияют их отношения с представителями власти (33 %), а также деятельность преступных структур (22 %). Впрочем, экономические потери предприятий в основном касаются получения разрешений на строительство, согласований государственных структур, негативного влияния преступных структур, участия в государственных тендерах и закупках, получения разрешений на право торговли; существенными дестабилизирующими экономическую безопасность субъектов предпринимательства факторами остаются и отношения с наемным персоналом, изменения законодательства и защита права частной собственности.
Соответственно, дальнейшее совершенствование процесса программирования государственной политики в сфере экономической безопасности торгового предпринимательства на посттрансформационном этапе развития экономики требует четкой идентификации объемов финансирования программ, механизмов согласования объемов и источников финансирования национальной, региональных и местных программ, внедрение методических подходов к мониторингу и оценке эффективности реализации программ, ответственности госслужащих за реализацию запланированных мероприятий.
Рецензенты:
Башнянин Г. И., д-р экон. наук, профессор, Львовская коммерческая академия, г. Львов.
Борщевский В. В., д-р экон. наук, ведущий научный сотрудник Регионального филиала Национального института стратегических исследований в г. Львове, г. Львов.
Библиографическая ссылка
Добуш З.А., Поповиченко Ю.А. ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ПОСТТРАНСФОРМАЦИОННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9179 (дата обращения: 11.09.2024).