Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И УСЛОВИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ

Ситка М.Р. 1 Мандрык О.Я. 1
1 Львовская коммерческая академия
Определено, что социализация торговли является процессом расширения социально-экономической и общественной роли этого вида экономической деятельности путем обеспечения высокого уровня занятости и производительности труда, формирования и эффективного использования человеческого и социального капитала, улучшения качества социальной защиты, повышения качества и доступности торговых услуг для населения, обеспечения системной социальной ответственности и социальной безопасности торговых предприятий. Авторы считают, что к функциональным составляющим социализации предприятий торговли следует относить занятость, производительность труда, человеческий и социальный капитал, социальную защиту и поддержку работников, объемы и качество торговых услуг, социальную ответственность и безопасность. Причем, методология оценивания социализации должна учитывать такие ее критерии, как коэффициент эффективности управления процессом социализации предприятий торговли, средний уровень квалификации персонала, доход и прибыль на 1-го работника, коэффициент общего движения персонала, средний стаж работы персонала, коэффициент опережения индекса производительности труда над индексом среднегодовой заработной платы, уровень дисциплины, фондообеспеченность, зарплатовыдача. Доказано, что особенности социально-трудовых отношений на предприятиях торговли определяют направления и характер взаимодействия их субъектов с целью улучшения социально-психологических условий труда, повышения его эффективности, мотивации и оплаты, профессионально-квалификационного развития персонала. Предложено считать, что в изучении механизма регулирования социально-трудовых отношений необходимо учитывать систему внешнего (благоприятных условий, препятствий) и внутреннего (сильных и слабых сторон) влияния факторов на социализацию сферы торговли.
предприятие торговли
социально-трудовые отношения
социализация предприятий торговли
1. Бланк И. А. Торговый менеджмент / И. А. Бланк. - [2-е изд., перераб. и доп.]. - К.: Эльга, Ника-Центр, 2004. - 784 с.
2. Громова Т. М. Торгівля як інституціональна форма функціонування сфери обігу : монографію / Т. М. Громова. - Чернігів: в-во ПФК «Ранок», 2009. - 174 с.
3. Марцин В. С. Економка торгівлі : підручник / В. С. Марцин. - К.: Знання, 2006. - 237 с.
4. Організація торгівлі: підруч. - [2-ге вид, прероб. та доп] / за ред. В. В. Апопія. - К.: ЦНЛ, 2005. - 616 с.
5. Покатаєва О. В. Державне регулювання трансформації торговельно-економічних відносин: інституціональний підхід: монографія / О. В. Покатаєва. - Запоріжжя: В-во КПУ, 2009. - 408 с.
6. Растворцева С. Н. Управление эффективностью торговли: монограф. / С. Н. Растворцева. - Белгород: Изд-во БеГУ, 2006. - 136 с.

Социализация торговли является процессом расширения социально-экономической и общественной роли этого вида экономической деятельности путем обеспечения высокого уровня занятости и производительности труда, формирования и эффективного использования человеческого и социального капитала, улучшения качества социальной защиты, повышения качества и доступности торговых услуг для населения, обеспечения системной социальной ответственности и социальной безопасности торговых предприятий. Рост социализации предприятий торговли позволяет обеспечить удовлетворение социально-материальных, духовно-интеллектуальных потребностей работников.

В связи с этим развитие предпринимательской деятельности исключается без достижения высокой эффективности реформирования социально-трудовых отношений, и тем самым, воспроизведение базовых потребностей их участников. Согласно, постоянная социализация трудовых отношений, как инструмент мотивации работника, собственника или руководства предприятия к повышению компетентности в накоплении, использовании и развитии человеческого и социального капитала позволяет определить механизм решения проблем накопления потребительской корзины относительно принципов рыночного регулирования экономики, обмена результатов труда и производства, потребления и сохранения потребительских ценностей товаров. Причем товарно-денежные отношения на базе сложившихся различных форм собственности и особенностей развития общества являются объективной закономерностью трансформации социальной ответственности предприятия торговли, а именно: превращение рабочей силы на человеческий и социальный капитал; демократизации управления предпринимательской деятельностью, развития партнерских отношений в условиях конкуренции; либерализации экономики и создания среднего класса; контроля качества товаров и поиска новых методов их продажи, повышения деловой и общественной репутации; гарантии постоянного заработка работникам, усиления мотивации труда, единства трудового коллектива [4, с. 456-459].

Функциональными составляющими социализации предприятий торговли являются занятость, производительность труда, человеческий и социальный капитал, социальная защита и поддержка работников, объемы и качество торговых услуг, социальная ответственность и безопасность. Управление социализацией предприятий торговли предполагает учет ее факторов, а именно эффективного использования трудового потенциала, обеспечение условий высокопроизводительного труда, корпоративной культуры и высокой трудовой дисциплины, участия персонала в управленческой деятельности, эффективного стимулирования труда и применения прогрессивных форм его оплаты, оптимальности структуры и численности персонала. В то же время методология оценки социализации предполагает учет таких ее критериев, как коэффициент эффективности управления процессом социализации предприятий торговли, средний уровень квалификации персонала, доход и прибыль на 1-го работника, коэффициент общего движения персонала, средний стаж работы персонала, коэффициент опережения индекса производительности труда над индексом среднегодовой заработной платы, уровень дисциплины, фондообеспеченность, зарплатовыдача.

В этом контексте необходимо согласиться с Т. Громовой, которая, рассматривая понятие социально-трудовых отношений в сфере товарного обращения, делает выводы, что именно экономический интерес работников торгового предприятия к росту добавленной стоимости является формой проявления сознания каждого участника трудовых отношений, средством сбалансированности потребностей и реальных возможностей их удовлетворения, результатом сравнения участия работника в хозяйственной деятельности и направлением утверждения корпоративной культуры и трудовой дисциплины. Вместе с тем ученый обобщает суть социально-трудовых отношений через направления повышения эффективности нормирования, разделения и кооперирования труда, побуждающих работников торгового предприятия к заинтересованности в росте производительности и эффективности труда [2, с. 126 - 149]. Кроме того, необходимо учесть, что привлечение работников к росту добавленной стоимости должно соответствовать нормам трудового права. Исходя из того, что работник обязуется выполнять определенные задачи согласно трудовому распорядку, а собственник предприятия обязуется выплачивать заработную плату и обеспечивать надлежащие условия труда, предусмотренные трудовым законодательством.

По нашему мнению, особенности социально-трудовых отношений на предприятиях торговли определяют направления и характер взаимодействия их субъектов с целью улучшения социально-психологических условий труда, повышения его эффективности, мотивации и оплаты, профессионально-квалификационного развития персонала. Они заключаются в наличии коммерческого уровня социально-трудовых отношений, возникает в трудовой и смежных с ней сферах жизнедеятельности работников и руководства предприятия с участием государства; роли интеллектуального капитала, мотивации и социально ориентированной организационной культуры трудовых ресурсов в обеспечении экономических и социальных результатов деятельности предприятия; формировании доверия, психологического комфорта, совместимости, согласия в трудовом коллективе; постоянной поддержке трудовой дисциплины, взаимопомощи и социальной ответственности, развития трудового самосознания работников; распространении принципов партнерства, патернализма, снижения риска возникновения конфликтных ситуаций.

Соответственно, формирование и развитие трудовых отношений на торговом предприятии требует проектирования трудовых процессов для определения общего объема трудовых функций работников и их разграничение в разрезе отдельных групп исполнителей. Так, общая совокупность функциональных обязанностей участников трудовых отношений на предприятии зависит от планового объема и состава товарооборота, а также номенклатуры и количества дополнительных услуг. Основой разграничения трудовых процессов в разрезе отдельных групп работников торгового предприятия необходимо считать разделение труда, происходит это по отдельным категориям работников и зависит от сложности и требований к качеству их исполнения [1, с. 140 - 142].

По мнению А. Покатавой, система социально-трудовых отношений как совокупность интересов, ценностей, навыков, традиций, предположений и убеждений является отражением атмосферы в трудовом коллективе и процесса взаимодействия работников между собой, что проявляется в философии и идеологии управления, нормах поведения, ценностных ориентациях руководства предприятия. Поскольку в любой системе наблюдается неравномерность влияния отдельных элементов, существует проблема субъективизма восприятия принципов формирования и развития социально-трудовых отношений и оценки уровня и состояния социализации торговли [5, с. 333 - 337]. В этом контексте механизм функционирования и развития социально-трудовых отношений на предприятиях торговли следует рассматривать как систему взаимосвязанных инструментов и средств, использование которых направлено на развитие и эффективное использование человеческого и социального капитала предприятия. Причем функции механизма социально-трудовых отношений на предприятиях торговли заключаются в регулировании потребностей и интересов субъектов социально-трудовых отношений, поиска системы правил, стандартов развития трудового коллектива и предприятия, создании необходимых условий для распространения делового и социального сотрудничества, обеспечении роста трудовой активности работников, предупреждении угроз возникновения конфликтных ситуаций.

Важную роль в изучении механизма регулирования социально-трудовых отношений играет система внешнего (благоприятных условий, препятствий) и внутреннего (сильных и слабых сторон) влияния факторов на социализацию сферы торговли. Тогда результаты изучения особенностей и проведения оценки влияния факторов представим в табл. 1.

Итак, к внутренним условиям социализации торговли, характеризующим сильные стороны предприятия, отнесены: построение рациональной структуры фонда оплаты труда, позволяет обеспечить рост заработной платы, выплата премий и компенсаций; совершенствование системы мотивации труда, использование современных программ улучшения условий труда персонала, высокий уровень организации труда, социальной активности. Кроме того, условия внешней среды способствуют улучшению характеристик предприятий торговли в рамках таких аспектов: рост уровня обеспеченности населения торговой площадью; укрупнение предприятий розничной торговли; накопление человеческого и социального капитала для предприятия, повышение социальной защищенности работников предприятия.

Однако предприятиям торговли присущи слабые стороны, влияют на развитие социально-трудовых отношений и касаются существенной тенизации оплаты труда, высокой текучести кадров, низкого уровня социальной ответственности предприятия, снижения качества трудового потенциала, недостаточного поощрения работников к социальной активности. В то же время условия внешней среды препятствуют социализации предприятий торговли, а именно несовершенством институционально-правового обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, снижением уровня качества трудовой жизни населения, его покупательной способности, несоответствием спроса и предложения рабочей силы в профессионально-квалификационном аспекте, сокращением вакансий с более высоким уровнем оплаты труда.

Таблица 1

Внутренние и внешние условия социализации предприятий торговли в Украине

УСЛОВИЯ ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ КОМПАНИЙ ТОРГОВЛИ

Внешние условия

Благоприятные

Препятствия

- рост уровня обеспеченности населения торговой площадью;

- укрупнение предприятий розничной торговли;

- рост числа молодых людей с высшим образованием;

- рост уровня квалификации;

- ускорение темпов роста минимального размера заработной платы и снижения задолженности по выплате

- несовершенство институционально-правового обеспечения регулирования социально-трудовых отношений;

- снижение уровня качества трудовой жизни населения, его покупательной способности;

- несоответствие спроса и предложения рабочей силы в профессионально-квалификационной аспекте;

- сокращение доли свободных рабочих мест с более высоким уровнем оплаты труда

Внутренние условия

Сильные стороны

- рост заработной платы, выплата премий и компенсаций;

- совершенствование системы мотивации труда;

- рациональная структура фонда оплаты труда;

- внедрение программ улучшения условий труда персонала;

- высокий уровень организации труда, социальной активности

Возможность поддержки определенных социальных инициатив, социальной и творческой активности работников, повышения их социальной защищенности, сохранения и накопления человеческого и социального капитала для предприятия

Формирование и применение системы мотивации работников, которая учитывает результаты трудовой деятельности, повышение минимальных базовых социальных гарантий по мере экономического развития предприятия

Слабые стороны

- существенная тенизация оплаты труда;

- высокая текучесть кадров;

- недостаточная численность работников, охваченных коллективными договорами;

- недостаточность программ подготовки и повышения квалификации кадров;

- низкий уровень социальной ответственности предприятия;

- низкое качество социальной защиты и услуг социальной сферы;

- недостаточное участие работников в управлении предприятием

Усиление социальной ответственности предприятия, поощрение работников к социальной активности, обеспечение повышения качества трудового потенциала

Гармонизация интересов работников, руководства на индивидуальном, групповом, общественном уровнях по повышению мотивации труда, обеспечение продуктивной занятости, соблюдения трудовых прав, а также совершенствование системы профессионально-квалификационной подготовки кадров в соответствии с требованиями рынка

Ясно то, что ориентация предприятий на социализацию позволяет получать преимущества в обеспечении и использовании ресурсного потенциала, а в конкурентной среде сформировать систему активного выплыву на производство и потребление товаров. Вместе с тем социализация торговли определяет потребность во внедрении механизма социальной ответственности предприятия в направлении организации возможностей работников генерировать собственные результаты труда. Однозначно, торговое предприятие заинтересовано в обеспечении собственной социальной ответственности, поскольку внедрение принципов социальной ответственности позволяет удержать конкурентные преимущества на рынке и решить ряд социальных задач в повышении производительности труда персонала. Усиление взаимосвязи между внутренними и внешними условиями социализации предприятий торговли следует рассматривать как необходимость развития социально-трудовых отношений. Такая взаимосвязь охватывает все сферы трудовой жизни населения, характеризуется его постепенным совершенствованием на основе повышения роли социализации во всестороннем использовании способностей и знаний.

Трудно не согласиться с С. Растворцевым, который отмечает, что внутренними резервами повышения эффективности коммерческой хозяйственной деятельности в контексте развития социально-трудовых отношений считать факторы, связанные с личностью владельца предприятия и возможностью его трудового коллектива адаптироваться к изменениям рыночной среды. Согласно социально-трудовым отношениям необходимо рассматривать как технологическую форму существования взаимосвязи между руководством и работниками предприятия, так и способ мотивации работников к ответственности, инициативности и высокоорганизованности для повышения эффективности коммерческой хозяйственной деятельности предприятия [6, с. 44-47].

Однако, учитывая функции торговли, а именно активного воздействия на производство и потребление, необходимо отметить, что развитие человеческого и социального капитала является предпосылкой активного поиска торговыми предприятиями средств стимулирования потребительского спроса населения с целью ускорения роста товарооборачиваемости и формирования товарных запасов необходимого объема, ассортимента и качества. В связи с этим человеческий и социальный капитал предприятия торговли можно считать средством формирования «идеального трудового коллектива», который учитывает квалификационные возможности, социальные ценности и общественную неоднородность субъектов социально-трудовых отношений.

В этом контексте необходимо согласиться с В. Марцин, который, исследуя роль социально-трудовых отношений, относил в формировании стратегии устойчивого развития торгового предприятия, делая выводы, что главное внимание должно быть уделено согласованию экономических и социальных параметров управления трудовой деятельностью персонала, достижению высокой эффективности построения организационной структуры предприятия, удовлетворению общественных и личных потребностей в условиях экономного расходования ресурсов [3, с. 120]. В таком случае необходимо указать на важность использования нормативно-правовых и договорных методов регулирования социально-трудовых отношений, которые позволяют внедрять на предприятии в трудовой деятельности принципы сотрудничества, солидарности, конкуренции и предотвратить появление дискриминации, конфликтных ситуаций.

Впрочем, заметим, что выполнение роли и функций социализации предприятий торговли требует и рационального сочетания, и эффективного использования интеллектуального, кадрового и социального капитала, которые при максимальной эффективности использования обеспечивают формирование кадровой конкурентоспособности, а значит, и конкурентных преимуществ предприятий. Это зависит в первую очередь от эффективности формирования интеллектуального и развития социального капиталов, что в свою очередь обеспечивает формирование кадрового капитала, после чего осуществляется улучшение социального и интеллектуального обеспечения предприятия и реализация кадрового потенциала.

На уровне предприятия кадровый потенциал является основой инновационного развития. Источником его формирования являются интеллектуальные ресурсы, а также финансовые ресурсы их формирования, которыми предприятие располагает. То есть, финансовые ресурсы через финансовый потенциал предприятия, реализуясь в интеллектуальные ресурсы, являются основой и для формирования интеллектуального, социального и кадрового потенциалов предприятия.

Рациональное вложение средств в программы развития персонала, нематериальные активы, расходы на интеллектуальную собственность будут способствовать росту кадрового и интеллектуального потенциалов, увеличению рыночной стоимости предприятия и достижению значительного экономического эффекта. Именно поэтому в процессе жизнедеятельности предприятия интеллектуальный и кадровый потенциалы тесно взаимодействуют с финансовым потенциалом предприятия, способствуют усилению конкурентных преимуществ, предпринимательских и управленческих навыков работников. Таким образом, при учете постоянно меняющихся внешних и внутренних факторов, влияющих на деятельность предприятия, можно выявить закономерную смену финансового потенциала предприятия в течение всего цикла жизнедеятельности. Интеллектуальный и кадровый капиталы, развиваясь на основе экономического потенциала, в том числе финансового потенциала предприятия, включают в себя их основные свойства.

Кроме того, проблемы формирования интеллектуального и кадрового потенциалов вызывают проблемы формирования интеллектуального, социального и кадрового капиталов, а также трансформационные процессы финансового потенциала предприятия в интеллектуальные ресурсы и интеллектуальный потенциал. Основой возникновения проблем есть нерешенные проблемы источников, оценки и защиты интеллектуальных, социальных и кадровых ресурсов предприятия, и является задачами интеллектуально-кадровой безопасности.

Таким образом, потребность в реформировании социально-трудовых отношений, составляющие которой в значительной мере определяют условия реализации интересов субъектов рынка труда, обосновывает необходимость согласования материального благосостояния и продуктивной занятости работников торговых предприятий в соответствии с их способностями, вклада в производительность труда, социальной ответственности. Именно социальная реорганизация в активной трудовой деятельности способствует самореализации и удовлетворению потребностей населения, сочетанию экономических интересов субъектов рынка труда и определению роли социально-трудовых отношений в коммерческой хозяйственной деятельности.

Рецензенты:

Башнянин Г. И., д-р экон. наук, профессор, Львовская коммерческая академия, г. Львов.

Борщевский В. В., д-р экон. наук, ведущий научный сотрудник Регионального филиала Национального института стратегических исследований в г. Львове, г. Львов.


Библиографическая ссылка

Ситка М.Р., Мандрык О.Я. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И УСЛОВИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9178 (дата обращения: 24.09.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074