Последние десятилетия для российского образования стали периодом кардинальных трансформаций. Если развитие предполагало сохранение прежнего качества системы образования при осуществлении ряда внутренних изменений на основе инноваций, то модернизация потребовала его глубокой содержательной трансформации [8].
Сущность инновационной деятельности состоит в обеспечении возможности создания как новой продукции, удовлетворяющей растущие потребности общества, так и новых технологий в области не только производства товаров и услуг, но и культуры и образования,
способствующих их развитию путем повышения качества [1].
В условиях развития инновационных процессов в современном образовании повышается ответственность субъектов (участников) инновационных процессов за принятие решений, их технологическое и ресурсное обеспечение. Необратимыми могут оказаться последствия как от принятия поспешных и непродуманных решений, так и от отказа от деятельности по изменению образовательной ситуации.
Образование выступает ведущим фактором социального и экономического развития, так как важнейшей ценностью современного общества считается человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.
Большинство исследователей определяет инновационные процессы в образовании как некоторую систему, которая активно откликаясь на вызовы социокультурной реальности и не отвергая полностью существующих традиций, вносит принципиальные изменения в обучение, воспитание и развитие личности.
Инновационная психолого-педагогическая деятельность создает новый тип отношений как между всеми субъектами образовательного процесса. Любая инновационная психолого-педагогическая деятельность требует своих специфических приемов управления, средств, методов и форм организации, способов оценки качества полученных результатов.
Объектами инновационной деятельности выступают: образовательные учреждения в целом; система обучения и воспитания, включая её цели, содержание, средства, организационно-управленческие формы; виды деятельности [4].
Внедрение психолого-педагогических инноваций в образование требует решения большого комплекса психолого-педагогических проблем, от которых зависит успешность планирования, организации и осуществления самой инновационной психолого-педагогической деятельности и программ развивающего обучения.
Если психолого-педагогические проблемы инноваций получили определенное изучение и значение в современной науке, то психолого-педагогическая проблематика остается отрывочной и мало заметной в общем потоке комплексных междисциплинарных проблем реформирования общества [6].
Целью настоящего исследования является анализ трудностей реализации инновационной психолого-педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях.
В настоящее время все чаще наблюдается процесс нарушения баланса традиций и инноваций в процессе реформирования системы образования.
Сопоставление понятия «новация» с понятием «традиция» показывает, что новация выступает как потенциальное феноменальное образование в виде идеального объекта, направленное на изменение и/или преобразование в той или иной сфере социума.
Анализ определений традиции и инновации показывает, что они связаны друг с другом как ноумен с феноменом. Если инновация со временем может перейти или стать «традицией», то традиция при ее сущностном изменении способна превратиться в инновацию как феномен [7].
К сожалению, нынешняя практика анализа инновационной психолого-педагогической деятельности образовательными инновациями изобилует проявлениями поспешности и поверхностности ее оценки; игнорируются возможные негативные последствия проводимых инноваций. Также можно отметить неоднозначность результатов многих из проводимых образовательных инноваций.
Инновационная психолого-педагогическая деятельность связана, в первую очередь, с реализацией креативного потенциала акторов образования или адаптивными стратегиями. В результате взаимодействия инновационного восприятия, инновационной идентификации и инновационных возможностей формируется готовность к инновационному действию всех субъектов образовательного процесса, происходит переключение от типичного «действия по образцу» репродуктивного характера к вполне определённому продуктивно-преобразующему действию.
Инновационная психолого-педагогическая деятельность - это метадеятельность, направленная на преобразование всего комплекса личностных средств субъектов образования, которые обеспечивают не только адаптацию к быстро меняющейся реальности, но и возможность воздействия на нее. Инновационная психолого-педагогическая деятельность зависит от диапазона возможностей самого образовательного учреждения и системы образования в целом, готовности акторов образования к инновациям и доступа акторов образования к ресурсам развития. Инновационная психолого-педагогическая деятельность может носить эволюционный (поэтапный) характер, ориентированный на дифференциацию уровней образования или «селекцию» противоречий, определяемых закрытостью системы образования, активностью субъектов инновационной деятельности и степени инновационной идентификации, отношения к инвестиционным стратегиям акторов образования [2].
Таким образом, наблюдается противоречие между практической потребностью развития инновационной психолого-педагогической деятельности и существующими условиями внедрения инноваций в образовательных учреждениях и систему образования в целом.
В данном контексте стоит отметить, что отсутствие четко выраженной цели, сохранение традиционной стратегии образования (наукознание) являются основными причинами низкого уровня результативности внедрения инноваций, несоответствия результатов новым требованиям общества. В связи с этим падает качество подготовки выпускников, тормозится развитие общих и специальных способностей растущего человека, что снижает возможности их дальнейшей социально-психологической адаптации [5, 9].
Успех реализации любого нововведения определяется инновационным поведением, представляющим собой действие, в котором проявляются личностные отношения субъектов образовательного процесса к происходящим переменам. Выбор инновационного поведения каждого субъекта зависит от уровня инновационной предрасположенности, потенциала каждого конкретного субъекта образовательного процесса.
Для смены традиционного образования на инновационное в России есть все предпосылки:
- смена ведущей образовательной парадигмы; переход к новой образовательной парадигме;
- наличие передового опыта педагогов и психологов-новаторов;
- разработанность целого ряда инновационных психолого-педагогических технологий обучения, воспитания и развития;
- наличие зарубежного опыта модернизации системы образования;
- спрос определенных прогрессивных слоев общества на новое качество подготовки выпускников в связи с принятием закона о переходе на двухуровневую систему образования (участие России в Болонской конвенции с 2009 г.), что дает возможность получать выпускникам вузов диплом международного образца и повышать свою квалификацию за рубежом (признание российского диплома в странах Болонской конвенции);
- наличие "включенной схемы обучения".
Инноватика пришла в педагогическую науку из лингвистики, экономики и культурологии. Исследования инновационных процессов в образовании выявили ряд теоретико-методологических проблем: соотношение традиций и инноваций, этапы инновационного цикла и его содержание, основания для критериев оценки инноваций в образовании и др. Эти проблемы нуждаются в осмыслении уже другого уровня, в данном случае, методологического [10].
Инновационная психолого-педагогическая деятельность затрагивает, как правило, цели, структуру, задачи, технологию и человеческие ресурсы организации (образовательного учреждения). Эти составляющие неразрывно связаны друг с другом.
Инновационная психолого-педагогическая деятельность связана с переходом в качественно иное состояние, с ревизией устаревших норм и положений, ролей, а зачастую и с их пересмотром. Инновации, как правило, появляются не единично, а совокупно, и тогда образуется целый инновационный массив [3].
В настоящее время в сфере образования существует много различных психолого-педагогических инноваций. Их внедрение в конкретное образовательной учреждение на начальном этапе требует предварительной оценки самой инновационной идеи и её технологического воплощения, а затем экспертизы результатов внедрения данной инновационной психолого-педагогической технологии в учебно-воспитательный процесс.
Здесь возникает сразу несколько проблем. Во-первых, необходимость определения типа обучения, который реализуется в рамках учебного процесса того или иного образовательного учреждения, так как вне соотнесения с конкретным типом обучения нельзя дать психолого-педагогическую оценку приемлемости внедрения той или иной инновационной технологии, а также результатов её использования.
Во-вторых, в оценке успешности инновационной психолого-педагогической деятельности большое значение имеет учёт развития личности детей.
В-третьих, проблема готовности к психолого-педагогическим инновациям всех субъектов образовательного процесса, которая является одной из центральных на этапе внедрения инноваций, так как только адекватная целям инновационной психолого-педагогической деятельности мотивация может обеспечить осуществление этой деятельности и самораскрытие субъектов этой деятельности [4].
В связи с этим можно выделить определенный набор объективных критериев для анализа качества инновационной психолого-педагогической деятельности в образовательном учреждении:
- индивидуальный прогресс учащихся в области сформированности у них ключевых социальных компетенций;
- уровень образовательных достижений учащихся; степень освоения социальных навыков, необходимых выпускнику образовательного учреждения для продолжения образования и успешной социализации в обществе;
- синтез обученности и комплекса ключевых компетенций, отражающих уровень индивидуально-личностного развития;
- соответствие условий организации инновационной психолого-педагогической деятельности требованиям соответствующих образовательных программ;
- уровень и направленность реализуемых инновационных психолого-педагогических программ в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся;
- обеспечение инновационной психолого-педагогической деятельностью заявленного уровня качества выпускника образовательного учреждения.
Таким образом, чтобы психолого-педагогические новшества превратились в психолого-педагогические инновации, т.е. реализовались в образовательно-воспитательном пространстве образовательного учреждения, необходим целый спектр объективных и субъективных причин (информационная, финансовая и административная поддержка инноваций играют здесь весьма важную роль).
Определенная часть реализованных в учреждениях общего образования психолого-педагогических инноваций в долговременной перспективе позволяет, количественно и качественно нарастив интеллектуальный потенциал самого образовательного учреждения, повысить качество выпускника, учитывая социально-экономические потребности общества.
Рецензенты:
Сорокоумова Елена Александровна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры социальной и педагогической психологии ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова», г. Москва.
Повшедная Фаина Викторовна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры общей педагогики ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород.
Библиографическая ссылка
Дрягалова Е.А. АНАЛИЗ ТРУДНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9176 (дата обращения: 11.10.2024).