В результате многочисленных отечественных и зарубежных психолого-педагогических исследований, затрагивающих рассматриваемую проблематику (П. К. Анохин, В. Г. Асеев, В. К. Вилюнас, A. M. Волков, В. В. Давыдов, В. П. Зинченко, И. А. Зимняя, В. А. Иванников, Е. П. Ильин, И. И. Ильясов, В. И. Ковалев, А. Н. Леонтьев, В. Г., Леонтьев, И. Лингарт, А. К. Маркова, А. Г. Маслоу, М. В. Матюхина, Н. А. Менчинская, Р. С. Немов, К. Роджерс, М. А. Родионов, O. K. Тихомиров, Л. М. Фридман, X. Хекхаузен, И. С. Якиманская и многие другие), сложилось понимание мотивации учения как многокомпонентного и многоуровнего образования, становление которого предполагает не простое изменение отношения к реализуемой деятельности, а усложнение структуры мотивационной сферы за счет совершенствования существующих взаимосвязей между ее компонентами и появления новых взаимосвязей.
В соответствии с таким пониманием, для формирования мотивации учения и саморазвития оказался наиболее востребованным такой подход к организации этого процесса, который позволил бы актуализировать потенциал потребностно-мотивационной сферы личности, опосредованно обеспечивая условия для совершенствования ее структуры. Таким подходом может служить средоориентированный подход, переносящий акцент с непосредственного воздействия педагога на личность ребенка в область формирования образовательной среды, в которой происходит его самообучение и саморазвитие.
Сущность, содержание образовательной среды и связанные с ней понятия разрабатываются видными российскими учёными (Г. С. Батищев, Е. В. Бондаревская, В. Г. Бочарова, Л. П. Буева, В. Н. Гуров, И. С. Кон, А. В. Мудрик, А. В. Петровский, Л. Я. Рубина. В. Н. Сагатовский, В. И. Слободчиков). В современных исследованиях рассматриваются различные виды сред: адаптивная образовательная среда и адаптивная информационно-динамическая среда, информационная среда, информационно-образовательная среда вуза, информационно-педагогическая среда дистанционной научно-педагогической деятельности, эколого-гуманистическая среда; здоровьесберегающая экологическая среда образовательного учреждения, воспитательная среда, культуросообразная среда, культуротворческая среда, социокультурная среда, гуманная личностно-ориентированная спортивная среда, личностно-развивающая среда личностно-ориентированного обучения, эстетическая развивающая среда, среда становления нравственного опыта, гуманитарно развивающая среда технического вуза, профессионально-образовательная среда, культурно-образовательная среда, среда профессионально-личностного саморазвития студентов, виртуальная образовательная среда. Развивающей направленности образовательной среды и условиям ее развития посвящены работы Е. В. Бондаревской, Н. М. Борытко, О. В. Гукаленко, В. В. Давыдова, А. Я. Данилюка, Г. А. Ковалева, С. А. Писаревой, В. В. Серикова, В. А. Сластенина, А. А. Ткачук, В. Я. Ясвина и др. [3, 7, 10 и др.].
Описываемая проблема особенно актуальна для образовательной среды учреждений дополнительного образования, которая, в отличие от образовательной среды школы, имеет полифункциональный характер и ориентирована на создание условий для включения детей в разнообразные виды деятельности, необходимые для социализации в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями, а также возрастными особенностями [1, 2, 8, 9 и др.]. При этом дополнительные образовательные программы, обладающие значительной степенью вариативности, изначально далеко не всегда могут иметь конкретизированные образовательные цели и жестко фиксированные образовательные результаты Данный факт вносит существенные коррективы в работу по формированию мотивационно ориентированной образовательной среды в плане усиления внимания к развивающей и воспитывающей образовательным компонентам.
Цель и методы исследования
Различные проблемы, в той или иной мере затрагивающие характер актуализации мотивационного компонента дополнительного образования, рассматриваются в работах психологов и педагогов: А. Г. Асмолова, В. А. Березиной, А. К. Бруднова, Г. П. Будановой, Е. Н. Гарькиной, Е. Б. Евладовой, А. У. Зеленко, В. А. Караковского, Б. В. Куприянова, Н. В. Кокоревой, Л. Г. Логиновой, Г. Н. Мирошниковой, М. А. Мичасовой, В. И. Панова, Н. Л. Селивановой, Ш. Р. Хисамбеева и др.
Однако, несмотря на несомненную теоретическую и прикладную значимость имеющихся исследований, в них в основном затрагиваются отдельные составляющие, отдельные функции мотивационно ориентированной образовательной среды (например, организация коллективно-творческой деятельности, предпрофильная подготовка, влияние типа образовательной среды на формирование мотивации достижения детей, а также создание условий для их самореализации). В то же время, поскольку мотивационная ориентация образовательной среды в учреждениях дополнительного образования включает в себя различные факторы (учебный, социальный, здоровьесберегающий и др.), представляется целесообразным выработать целостный многоуровневый подход, предполагающий согласованный учет закономерностей формирования различных проекций этой среды при сохранении идентификационной автономности соответствующих видов анализа [4, 5, 6, 10 и др.].
Многоуровневость мотивационно ориентированной образовательной среды учреждения дополнительного образования предполагает наличие иерархии разноплановых в качественном отношении проекций, в основу которой в нашем исследовании заложен иерархический комплекс потребностей субъектов образовательного процесса, вытекающий из рассмотрения известного треугольника потребностей Маслоу: потребность в удовлетворении физиологических потребностей, возможность удовлетворения потребности в психологической безопасности, потребность в признании, потребность в познании, потребность в самоактуализации и т.д. Эти потребности проецируются на образовательный кластер в виде соответствующих мотивогенных факторов, олицетворяющих возможность их удовлетворения (возможность удовлетворения и развития потребности в преобразующей деятельности в особой области, возможность удовлетворения и развития потребности в эстетическом оформлении окружающей обстановки, возможность удовлетворения и развития потребности в самостоятельном упорядочении индивидуальной картины мира, возможность удовлетворения и развития потребности в овладении все более высоким уровнем мастерства в своей основной деятельности, возможность удовлетворения и развития потребности в самоактуализации личности всех субъектов образовательного процесса и т.д.).
Результаты исследования и их обсуждение
Опираясь на результаты исследований М. А. Родионова [5], можно получить иерархическую последовательность проекций мотивационно ориентированной образовательной среды. Раскроем их содержание и особенности функционирования в учреждениях дополнительного образования.
1. В основании иерархии находится проекция здоровьесбережения, которая включает в себя совокупность социально-педагогических условий, физиологических компонентов, способствующих реализации адаптивных возможностей воспитанников, факторов, влияющих на сохранение и развитие их здоровья. Данный уровень обусловлен необходимостью реализации возможностей удовлетворения физиологических потребностей, потребности в безопасности.
В настоящее время проблема формирования культуры здоровья в системе дополнительного образования детей является одной из наиболее значимых. При ее решении основное место должно уделяться формированию у детей готовности к оздоровительной деятельности и положительного отношения к ней.
В рассматриваемом контексте следует назвать проект «Здоровье - путь к успеху», реализуемый в Центре развития творчества детей и юношества № 2 г. Пензы. В ходе реализации проекта воспитанники учатся оценивать параметры своего здоровья и сознательно применять методы самооздоровления; проявлять активную жизненную позицию, организовывать быт и отдых в нестандартных жизненных обстоятельствах. В числе мероприятий, запланированных в рамках проекта, можно указать включение валеологического аспекта во все образовательные и воспитательные программы ЦРТДиЮ № 2; анкетирование воспитанников («Здоровый образ жизни», «Смысложизненные позиции», «Безопасность и защищённость»); организацию мастер-классов по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни; массовые акции («Скажем наркотикам - нет», «День без сигарет», «Активность. Здоровье. Жизнь»); «Дни здоровья» для детей и взрослых; «Лекторий здоровья» («Окружающая среда и здоровье человека», «Факторы здоровья и риски болезни», «Иммунитет и адаптация организма») и др.
2. Социокультурная проекция включает в себя целенаправленное формирование нравственного опыта личности каждого ребенка. Выделение данного уровня мотивационно ориентированной среды обусловлено необходимостью удовлетворения потребностей личности в усвоении групповых норм и идеалов, а также социальных потребностей (в любви, уважении, признании, общественном одобрении).
Созданная в Центре «Школа творчества и созидания» изначально сориентирована на формировании способностей у воспитанника к определенной деятельности. Обучающийся приобретает знания об окружающем мире через деятельность, направленную на познание или преобразование тех или иных объектов действительности, формирует умения участвовать в коллективной деятельности. На этом уровне реализуются такие образовательные программы, как, например, «Школа сотрудничества», «Помоги себе сам», «Клуб любителей игры», «Этика общения», направленные на выработку адекватных и эффективных способов общения, формирование ценностных ориентаций и социальных навыков, позволяющих адаптироваться в условиях детского коллектива, осознать важность социально-значимой деятельности, а также способствующих становлению позитивной Я- концепции.
3. Проекция личностного развития, рассматриваемая как совокупность внешних и внутренних педагогических условий, в которых создаются условия выбора, открывающие перед личностью возможность самоисследования, самокоррекции, самоопределения и, как следствие - изменение представлений о себе как о личности. Ее реализация предполагает создание возможности удовлетворения потребности в значимой для себя деятельности и полноценной реализации своих способностей, возможность в удовлетворении и развитии учебно-познавательной потребности в избранной области интересов.
В рассматриваемом ключе важнейшей особенностью дополнительного образования детей является добровольный выбор ребёнком предмета (вида) деятельности, педагога и объединения по интересам. Соответственно, дополнительное образование изначально востребовано детьми, родителями, педагогами и социумом в целом, так как позволяет удовлетворять в условиях неформального образовательного процесса разнообразные познавательные интересы личности. Центр развития творчества детей и юношества № 2 создаёт равные «стартовые» возможности каждому ребёнку, реагируя на меняющиеся потребности детей и их родителей, оказывает помощь и поддержку одарённым и талантливым обучающимся, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития. При этом Центр не замыкается в собственном функциональном пространстве, а принимает на себя роль координатора образовательных учреждений различных типов и видов своего района, муниципалитета, региона по созданию возможностей личностного роста для каждого ребенка с учетом его способностей и мотивации.
4. Проекция начального профессионального становления вытекает из необходимости предоставления возможностей удовлетворения потребности в сохранении и повышении самооценки, развития потребности в преобразующей деятельности в особой профессиональной области.
Так, например, в Центре развития творчества детей и юношества № 2 целенаправленно осуществляется работа по активизации интереса детей к предпринимательской деятельности. В рамках участия в областной долгосрочной целевой программе «Молодёжь Пензенской области» Центр постоянно работает в экспериментальном режиме над разработкой программ и технологий, способствующих адаптации воспитанников к рыночной социально-экономической среде, формированию знаний воспитанников в области предпринимательской деятельности, формированию их экономической культуры.
В Центре создан учебный кооператив «Сувенирная мастерская», где воспитанники не только получают теоретические знания по предпринимательской деятельности, но изготавливают и реализуют сувенирную продукцию. Воспитанники Центра принимают участие в мероприятиях, пропагандирующих предпринимательскую деятельность среди педагогов и молодёжи: областных выставках-ярмарках достижений образовательных учреждений в Пензенском институте развития образования и выставочном зале ЦНТИ; выставках-продажах на Форуме успешных предпринимателей и региональном фестивале школьных компаний; ярмарках во время городских и районных праздников.
5. Проекция профессионально-личностного саморазвития определяется возможностями удовлетворения и развития потребности в овладении все более высоким уровнем мастерства в своей основной деятельности (учебной, воспитательной, преподавательской, административной и т.д.), удовлетворения и развития потребности в самоактуализации личности всех субъектов образовательного процесса.
В рамках работы Центра развития творчества детей и юношества № 2 г. Пензы успешно реализуется программа «Наш мир мы строим сами». Основные воспитательные смыслы этой программы - создание условий для освоения воспитанниками основ специализации, программ индивидуального развития. Результатом реализации программы является успешная социализация воспитанника, его готовность к активной социально- значимой деятельности, освоение социальных и ключевых компетенций по соответствующему направлению деятельности. При этом для достижения таких результатов особое значение имеет взаимодействие воспитанника с социальными субъектами за пределами Центра, в открытой общественной среде.
Заключение
Усиление мотивогенности этой среды происходит в общем случае «снизу вверх». Например, никакие технологические новинки не могут быть внедрены в учебный процесс без учета фактора здоровьесбережения, нельзя обучать профессии, не обеспечив субъекту образовательного процесса возможности для личностного роста и т.д. При этом очевидно, что в рамках учреждения дополнительного образования весьма затруднительно обеспечить переход ребенка по всей цепочке проекций. Однако на всех ступенях мотивационной иерархии педагогу необходимо учитывать предпосылки реализации соответствующего мотивационного механизма (нижележащие слои) и дальнейшие перспективы его совершенствования.
Обеспечение формирования иерархии проекций мотивационно ориентированной образовательной среды, как это указывается в ряде исследований в рамках средового подхода [3, 5. 7, 10 и др.], предполагает совместный учет трех ее компонентов: деятельностно-технологического; социально-коммуникативного и пространственно-предметного. Все эти компоненты обеспечивают функционирование всех проекций, причем в каждом отдельном случае их структура и соотношение могут быть различными.
Дальнейшая работа по исследованию особенностей формирования мотивационно ориентированной образовательной среды учреждения дополнительного образования предполагает специальный послойный анализ особенностей функционирования проекций этой среды и их «взаимодействия» в реальном образовательном процессе.
В настоящее время нами осуществляется разработка технологического обеспечения построенной модели и критериального аппарата для реализации оптимального выбора стратегии и тактики его использования относительно конкретных образовательных задач учреждения дополнительного образования, а также оптимизация параметров оценки мотивационного потенциала образовательной среды в этих учреждениях.
Рецензенты:
Мещеряков А. С., д-р пед. наук, профессор, профессор кафедры «Сварочное, литейное производство и материаловедение», ФГБОУ ВПО Пензенский государственный университет, г. Пенза.
Родионов М. А., д-р пед. наук, профессор, профессор кафедры «Общая психология» ФГБОУ ВПО Пензенский государственный университет, г. Пенза.
Библиографическая ссылка
Макарова С.А. МНОГОУРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ МОТИВАЦИОННО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА) // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9120 (дата обращения: 07.10.2024).