Введение
В условиях динамичной внешней среды, одним из элементов которой выступают потребители и их потребности, одной из основных задач хозяйствующих субъектов любой сферы деятельности является повышение качества их продукта с целью повышения и сохранения конкурентоспособности предприятий в долгосрочной перспективе. В настоящее время приоритетной целью для высших учебных заведений выступает увеличение степени удовлетворения образовательной услугой первичных потребителей – студентов и работодателей, т.е. повышение её потребительской ценности. В этом случае необходимо обеспечить оптимальное соотношение «цена/качество» образовательной услуги. Одним из инструментов системного анализа качества и стоимости образовательной услуги является функционально-стоимостной анализ.
Обобщённо функционально-стоимостной анализ представляет собой метод оценки основных характеристик (функций) продукта (процесса) и затрат, связанных с достижением их фактического значения (выполнением), направленный на установление и последующее устранение дисбаланса между стоимостью соответствующего элемента объекта исследования и степенью его значимости для потребителя [1].
Исходя из этого, укрупнены этапы функционально-стоимостного анализа качества образовательной услуги в высшем учебном заведении, следующие:
1) Постановка цели и задач исследования.
Конечная цель функционально-стоимостного анализа – разработка адаптивных с организационно-экономической точки зрения мероприятий по обеспечению необходимой потребительской ценности образовательного процесса как основного бизнес-процесса высшего учебного заведения. Отсюда, задачи функционально-стоимостного анализа связаны с рассмотрением образовательного процесса как системы и реализуются на последующих этапах исследования.
2) Определение составляющих (элементов) образовательного процесса.
На данном этапе строится структурная модель образовательного процесса, т.е. устанавливаются основные подпроцессы и характер взаимосвязи между ними. Кроме этого, выявляется состав работ, выполняемых на каждой стадии образовательного процесса. В результате образуется детализированная функциональная модель образовательного процесса как основного бизнес-процесса в высшем учебном заведении.
3) Определение стоимости выполнения отдельных подпроцессов и бизнес-процесса в целом. Для расчёта стоимости каждого элемента бизнес-процесса формируется состав ресурсов и рассчитывается необходимый их объём для выполнения каждого вида работ.
4) Оценка значимости отдельных составляющих образовательного процесса.
На этой стадии исследования проводится опрос экспертов с целью ранжирования соответствующих элементов образовательного процесса и определения их значимости (по среднему баллу экспертов) в будущей профессиональной деятельности студентов.
5) Построение совмещённой функционально-стоимостной диаграммы бизнес-процесса.
Графическое представление значимости отдельных составляющих образовательного процесса и степени их значимости для потребителей услуги позволяет наглядно отобразить диспропорции в организации и осуществлении учебного процесса в высшем учебном заведении с позиции рыночного подхода.
6) Разработка рекомендаций и мероприятий по устранению выявленных диспропорций.
На заключительном этапе функционально-стоимостного анализа качества образовательного процесса в высшем учебном заведении проводится поиск, отбор и оценка предложений по устранению узких мест в организации учебного процесса с позиции их практического применения и времени реализации, а также затрат по их устранению или сокращению [1, 3].
В настоящей работе объектом функционально-стоимостного анализа выступает образовательный процесс по направлению 080300.62 «Коммерция» в Комсомольском-на-Амуре федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования (далее ФГБОУ ВПО «КнАГТУ»). Предмет изучения – это качество реализации отдельных элементов и образовательного процесса в целом.
В таблице 1 представлена среднегодовая стоимость выполнения основных элементов образовательного процесса и степень их потребительской значимости.
Таблица 1
Сводная таблица показателей значимости и стоимости основных составляющих образовательной услуги по направлению 080300.62 «Коммерция»
Составляющая образовательной услуги |
Ранг |
Баллы (среднее значение) |
Затраты, р. / год |
Проведение преддипломной практики, дипломного проектирования |
1 |
21,78 |
1 687,50 |
Выполнение курсовых работ |
2 |
19,89 |
14 875,00 |
Проведение научно-исследовательских работ |
3 |
19,06 |
3 405,23 |
Проведение производственной практики |
4 |
18,56 |
625,00 |
Промежуточная аттестация учащихся |
5 |
17,67 |
625,00 |
Обеспечение современным оборудованием |
6 |
16,28 |
22 493,25 |
Проведение лекционных занятий |
7 |
15,89 |
103 125,00 |
Проведение практических работ и семинаров |
8 |
15,06 |
20 250,00 |
Проведение учебной практики |
9 |
14,28 |
531,25 |
Обеспечение аудиторным фондом |
10 |
13,67 |
11 246,63 |
Проведение лабораторных занятий |
11 |
13,61 |
134 250,00 |
Выполнение расчетно-графических, индивидуальных домашних заданий |
12 |
13,61 |
4 250,00 |
Выплата денежных премий студентам |
13 |
12,28 |
44 466,67 |
Написание контрольных работ |
14 |
11,67 |
875,00 |
Написание тестов |
15 |
8,83 |
1 375,00 |
Написание рефератов, эссе |
16 |
6,50 |
8 750,00 |
Итого |
- |
- |
372 830,53 |
Из таблицы 1 видно, что наиболее значимыми составляющими образовательного процесса, по мнению экспертов, практические умения и навыки, формирование у студентов направления 080300.62 «Коммерция» в процессе выполнения курсовых работ и научно-исследовательских работ, а также в ходе прохождения производственной практики и подготовки выпускной квалификационной работы. На последних местах находятся следующие элементы: написание контрольных работ, тестов, рефератов (эссе). Необходимо отметить, что формирование теоретических знаний у студентов как одна из основных составляющих учебного процесса занимает среднюю по значимости позицию в ранжированном ряду элементов образовательного процесса. При этом оценка экспертов совпадает с результатами опроса ключевых работодателей г. Комсомольска-на-Амуре по выявлению приоритетных компетенций выпускников направления 080300.62 «Коммерция», который проводился ранее. Для обеспечения достоверности результатов исследования в качестве экспертов были привлечены ведущие преподаватели факультета «Экономика и менеджмент» ФГБОУ ВПО «КнАГТУ» с большим стажем педагогической и научно-практической работы (18 человек).
Определение стоимости отдельных элементов образовательного процесса позволило выявить наиболее затратные с экономической точки зрения процессы – это проведение аудиторных занятий, а именно лекционных занятий и лабораторных работ (63,7 % от общей стоимости организации и осуществления образовательного процесса).
На основе данных о значимости составляющих образовательной услуги и затратах на их осуществление построена совмещенная диаграмма, представленная на рисунке 1.
Итогом проведения аналитического этапа исследования стало выявление диспропорции между значимостью некоторых составляющих образовательной услуги и ее стоимостью. В отношении основных составляющих образовательного процесса – это проведение лекционных и лабораторных занятий, затраты превышают их значимость. Поэтому эти элементы должны быть оптимизированы в первую очередь. Однако существует и противоположная ситуация, когда значимость отдельных видов работ превышает затраты на их выполнение. В этом случае оптимизация процессов не требуется, поскольку затраты на их выполнение несущественны по сравнению с информативностью.
Проведение преддипломной практики и дипломное проектирование (подготовка выпускной квалификационной работы) включает в себя в основном затраты на проверку отчетов по практике и консультации по написанию выпускной квалификационной работы. Во время всех видов практик происходит закрепление и конкретизация результатов теоретического обучения, приобретение студентами умения и навыков практической работы по присваиваемой квалификации. Промежуточная аттестация студентов осуществляется в соответствии с учебным планом по направлению в форме экзаменов и зачетов по учебным дисциплинам и практикам. Затраты на осуществление промежуточной аттестации включают в себя заработную плату преподавателей по количеству часов, отведенных на проведение зачетов и экзаменов. Написание расчетно-графических и индивидуальных домашних заданий, как и контрольных работ, является одной из форм самостоятельной работы. Работая над ними, студент получает умения и навыки, которые будут полезными в будущем – при выполнении более сложных задач (дипломная работа, диссертация, научное исследование). Стоимость этого вида работ также складывается из количества часов, отведенных на проверку трудов студентов преподавателями. Затраты на проведение и проверку тестов по пройденному курсу (модулю) аналогичны предыдущим составляющим образовательной услуги. Однако значимость состоит в том, что перед тестированием студенты изучают дополнительную литературу, анализируют лекционные конспекты, что увеличивает объем усвоенной информации.
С целью повышения значимости лекционных занятий студентов и заинтересованности в их посещении необходимо внедрить в учебный процесс активные формы обучения. Применительно к организации лекционных занятий студентов экономических направлений наиболее актуальными являются следующие активные методы обучения: проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция пресс-конференция, лекция-дискуссия. В результате использования активных методов обучения в проведении лекционных занятий у студентов происходит не только усвоение теоретических знаний, но и развивается творческое мышление, а также познавательный и научно-исследовательский интерес к решению определённых задач и проблем в заданной предметной области обучения. Эффект от активных методов обучения усиливается за счёт мультимедийных технологий, позволяющих создавать компьютерные презентации с помощью интерактивного программного обеспечения. Мультимедийные продукты расширяют область восприятия информации студентов, а также предоставляют возможность имитации событий, проведения экспериментов и визуализации результатов исследования [2, 5, 6].
Одним из путей повышения конкурентоспособности студентов экономических направлений как будущих профессионалов в конкретной предметной области является использование в учебном процессе новых информационных технологий, что требует создания специализированных лабораторий или единой интегрированной лаборатории. Так, для проектирования лаборатории финансового моделирования и бизнес-планирования и моделирования необходимы программные продукты Prime Expert, Audit Expert и Project Expert, Business Studio 3.5-4 Enterprise. В качестве основного программного продукта для лаборатории маркетинговых исследований следует выделить программный продукт Marketing Analytic. Решение деловых ситуаций и исследовательских задач достигается через использование системы SPSS Statistics. Внедрение данных программных продуктов в учебный процесс подготовки бакалавров по экономическим направлениям позволит улучшить качество: выполнения лабораторных работ по соответствующим дисциплинам, а также подготовки курсовых работ и выпускных квалификационных работ.
В заключение следует отметить, что для обеспечения полноты и достоверности информации о значимости отдельных составляющих образовательного процесса подготовки студентов по экономическим направлениям в высшем учебном заведении необходимо провести опрос студентов. Результаты опроса студентов должны быть соотнесены с данными опроса преподавателей и потенциальных работодателей. В связи с большим объёмом информации и трудоёмкостью её сбора выявление мнений студентов является следующим этапом маркетинговых исследований.
Рецензенты:
Симоненко Н. Н., доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой "Экономика и финансы" ФГОБОУ ВПО "Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет", г. Комсомольск-на-Амуре.
Осипов С. Л., доктор экономических наук, профессор кафедры "Финансы и кредит" Дальневосточного института – филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Хабаровск.
Библиографическая ссылка
Ларченко Ю.Г., Литовченко В. В. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНОЙ АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9020 (дата обращения: 30.05.2023).