Введение. Данная статья является завершающей в серии публикаций, отражающих результаты исследования закономерностей размещения и механизмов формирования и функционирования алмазно-бриллиантового комплекса (АБК) (см. Потоцкая Т. И. Экономические ресурсы алмазно-бриллиантового комплекса // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 2; Потоцкая Т. И. Классические модели формирования международного разделения труда в алмазно-бриллиантовом комплексе // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 4). Она направлена на выявление механизмов размещения и функционирования АБК на основе современных моделей международного разделения труда (МРТ).
Материалы и методы исследования. Исследование выполнено в рамках докторской диссертации «Международное разделение труда в алмазно-бриллиантовом комплексе» на основе как первичной информации, содержащейся в годовых отчётах крупнейших компаний АБК, так и вторичной информации аналитического характера, публикуемой ведущими отраслевыми отечественными и зарубежными изданиями, отраслевыми союзами, отраслевыми аналитико-консалтинговыми агентствами. Основные научные подходы, использованные в работе - территориальный, комплексный, проблемный, конструктивный. Основные научные методы - статистические, сравнительно-географический, кросс-факторный анализ, контент-анализ, конкурентный анализ и др.
Результаты исследования систематизированы и в самом обобщённом виде представлены в таблице 1.
Таблица 1
Географические аспекты проявления современных моделей МРТ в формировании АБК (1 - теория жизненного цикла товара; 2 - теория международной конкурентоспособности; 3 - концепции зависимости от предшествующего развития; 4 - эклектическая модель прямых инвестиций). Составлено по [1 - 5]
Страны |
1 |
2 |
3 |
4 |
США |
* |
* |
* |
* |
Бельгия |
|
* |
* |
* |
Израиль |
|
* |
* |
* |
Великобритания |
* |
* |
* |
|
Индия |
* |
* |
* |
* |
Япония |
* |
* |
* |
* |
Страны Персидского залива |
* |
* |
* |
|
Гонконг |
|
* |
* |
|
ЮАР |
|
* |
* |
* |
Италия |
* |
* |
* |
|
Китай |
* |
* |
* |
* |
Франция |
* |
* |
* |
|
ФРГ |
* |
* |
* |
|
Канада |
* |
* |
* |
* |
Турция |
* |
* |
* |
|
Таиланд |
* |
* |
* |
* |
Россия |
* |
* |
* |
* |
Испания |
* |
* |
* |
|
Ботсвана |
* |
* |
* |
* |
Намибия |
|
* |
* |
* |
Ангола |
|
* |
* |
* |
ДРК |
|
* |
* |
* |
Австралия |
* |
* |
* |
|
* - деятельность предприятий АБК основана на закономерностях, выделенных в рамках анализируемых моделей МРТ.
Проведённые ранее исследования показали, что применение классических моделей МРТ для анализа деятельности алмазно-бриллиантового комплекса даёт возможность понять механизмы формирования межотраслевого разделения труда. Между тем в АБК многие страны торгуют друг с другом товарами одной отрасли, что, впрочем, является довольно типичным явлением для отраслей мировой экономики и определяет суть внутриотраслевого разделения труда. Объяснить его с позиций классических теорий не представляется возможным, в то время как большинство современных моделей МРТ с успехом решают эту задачу.
Одним из первых, кто обратил внимание на данную проблему, был Б. Балаша, сформулировавший теорию внутриотраслевой международной торговли («Теория экономической интеграции», 1961 г.) и выявивший причины возникновения торговли между странами однородной продукцией (различия во вкусах потребителей, пересекающийся спрос, сокращение транспортных издержек, сезонные различия, эффект масштаба, внутрифирменная торговля), связывая их с деятельностью транснациональных компаний (ТНК). Поскольку в современной мировой экономике ТНК, наряду с национальными экономиками, выступают в качестве основных субъектов, изучению причин их формирования в науке уделяется значительное внимание. Одна из наиболее востребованных моделей, раскрывающая эти причины - эклектическая модель прямых инвестиций (Дж. Даннинг). Согласно ей, компания начинает производство товаров и услуг за рубежом (осуществляет прямые инвестиции) потому, что одновременно совпадают три предпосылки: фирма обладает преимуществами по сравнению с другими компаниями в этой зарубежной стране (специфические преимущества собственника); компания может использовать за рубежом некоторые производственные ресурсы более эффективно, чем у себя дома, например, из-за дешевизны местных ресурсов, больших размеров местных рынков, превосходной местной инфраструктуры, в том числе сбытовой (преимущества места размещения прямых инвестиций); компании выгоднее использовать все эти преимущества самой на месте, а не реализовывать их через экспорт товаров или знаний другим фирмам (преимущества интернационализации). Поскольку ТНК - норма развития АБК во всех его отраслях, что неоднократно уже отмечалось автором в разных публикациях [6,7], подробно останавливаться на механизмах их деятельности в рамках данной статьи нецелесообразно.
Теория международной конкурентоспособности нации. Попытку совместить теорию соотношения факторов производства и теории внешнеторговой деятельности фирм предпринял М. Портер в работе «Международная конкуренция» [5]. Его выводы легли в основу теории международной конкурентоспособности нации, суть которой сводится к утверждению, что международные конкурентные преимущества той или иной отрасли зависят от макросреды, в которой осуществляется их деятельность: наличия экономических ресурсов; характера спроса на внутреннем рынке; развитости родственных и смежных отраслей; уровня менеджмента и конкуренции в стране; экономической политики правительства; субъективных событий (война, новые изобретения и др.). Так, например, анализируя влияние факторов производства (экономических ресурсов) на конкурентоспособность компании, автор подчеркивает важность не наличия абсолютных преимуществ, а их отсутствия. Только в борьбе с неблагоприятными условиями, считает он, рождаются наиболее творческие решения возникающих проблем. С определенной долей условности это можно наблюдать в АБК. Очевидно, что специализация ОАЭ на посреднических операциях в торговле алмазами и бриллиантами является прямым следствием государственной политики отраслевой диверсификации хозяйства страны, базирующейся на эксплуатации нефтяных месторождений. Посреднические функции Гонконга во многом определяются узостью своего собственного внутреннего рынка. Специализация, с одной стороны, России, Бельгии, США, Израиля на обработке высококачественного алмазного сырья, а, с другой стороны, Индии, Шри-Ланка и др. на обработке околоювелирного сырья - это попытка занять собственную нишу и выжить на рынке со значительным уровнем конкуренции. Развитие Интернет-торговли бриллиантами в России - это стремление «выцепить» обеспеченного потребителя в стране с невысокими среднедушевыми доходами и др.
Вторая особенность макросреды, которая, с точки зрения М. Портера, влияет на уровень конкурентоспособности деятельности компании, - это знание особенностей спроса внутреннего рынка, так как страны добиваются преимущества в тех отраслях и производствах, в которых спрос на внутреннем рынке дает им представление о потребностях покупателей раньше и точнее, чем конкурентам. Подтверждение действию данного аспекта рассматриваемой теории в АБК найти сложно, так как основными потребителями продукции комплекса являются страны с высокими уровнем доходов, а основными производителями - страны с дешевой рабочей силой. Таким образом, процесс производства и потребления по объективным причинам территориально разорван.
Третья особенность макросреды - это наличие эффективной среды для основного производства (наличие и уровень развития смежных отраслей). С этим трудно не согласиться. Действительно, вовлеченность в алмазодобычу Канады, Австралии, ЮАР, России определяется не только наличием запасов алмазов в этих странах, но и хорошо развитой службой геологоразведки и добывающей промышленности в целом. Наличие гранильной отрасли в России, Канаде, ЮАР, формирование ее в Намибии, Ботсване, Анголе определяется существованием в них добычи алмазов. В свою очередь, посреднические функции Бельгии и Израиля первоначально определялись наличием в этих странах хорошо развитой гранильной отрасли. Возникновение производства бриллиантов в Индии, Шри-Ланке, Таиланде, Китае, Вьетнаме, Лаосе во многом обусловлено существовавшими здесь издавна традициями работы с драгоценными камнями и металлами. Производство ювелирных изделий с бриллиантами в странах Европы - закономерное следствие развития здесь индустрии предметов роскоши. Все известные европейские дома мод имеют, как правило, и собственный ювелирный брэнд: Chanel, Cartier, Chaumet (Франция), Chopard, Boucheron (Швейцария), Bulgari, Damiani, Pasquale Bruni (Италия), Carrera y Carrera (Испания) и др.
Четвертая особенность макросреды, выделенная М. Портером, - стратегия фирмы и конкуренция. И если о первой составляющей мы уже говорили (преимущественно семейный бизнес, построенный на доверительных отношениях, зачастую использующий такие системы перевода денежных средств, как Ангадиа и Хавала - система нелегального перевода средств под честное слово), то изучению второй составляющей не было уделено внимания. Под конкуренцией автор теории подразумевал наличие внутренних конкурентов. Отрицая экономическую эффективность любого проявления протекционизма и концентрации производства в рамках одной компании, он поддерживал идею территориальной концентрации специализированных частных предприятий (схожа с понятием «агломерация», веденным в науку А. Вебером). Таким примером в АБК он считал сосредоточение ювелирного производства в итальянских городах Ареццо и Виченцу, называя их ювелирными кластерами. Необходимо отметить, что высокий уровень территориальной концентрации производства и торговли - норма для алмазной и гранильной отраслей. Так, в Бельгии их деятельность сосредоточена в Антверпене, в Израиле - в Рамат-Гане, США - Нью-Йорке, Великобритании - Лондоне, ОАЭ - Дубаи, Канаде - Йеллоунайфе, ЮАР - Йоханесбурге. Пожалуй, только три страны имеют территориально разветвленную производственную базу - Индия, Китай и Россия. В Индии бриллианты производятся в городах западных штатов страны - Мумбаи (штат Махараштра), Сурат, Бхаванагар, Ахмадабад, Паланпур (штат Гуджарат). Схожее размещение предприятий гранильной отрасли характерно для Китая. Поскольку большая часть алмазного сырья привозная, предприятия, перерабатывающие его, размещаются в свободных экономических зонах, расположенных в восточных провинциях страны: Гауньдунь, Шаньдунь, городах центрального подчинения - Шанхае и Пекине. В России гранильные предприятия расположены в Смоленской области, Р. Якутия, Москве и Московской области. Каждый из перечисленных субъектов РФ формирует разные условия ведения бизнеса, которые в конечном итоге позволяют реализовать разные способы решения проблемы сокращения производственных издержек. В целом, высокий уровень территориальной концентрации алмазной и гранильной отраслей определяется типом рынка, на котором они работают, - b2b (промышленный). Он диктует необходимость посреднических структур, а значит, «деловой» инфраструктуры. В ювелирной отрасли степень концентрации производства намного меньше, что связано с производством товара, ориентированного на конечного потребителя, который собственно и определяет его размещение. Вместе с тем в каждой стране можно выделить территории, где концентрация производства ювелирных изделий с бриллиантами наиболее высока.
Пятая особенность, которую рассматривает М. Портер в качестве влияющей на уровень конкурентоспособности предприятия, - это ее транснациональная деятельность, позволяющая более эффективно использовать абсолютные преимущества других стран в корпоративных интересах, с чем трудно не согласиться.
Концепции зависимости. Особое место в анализе причин формирования МРТ занимают концепции зависимости. Это работы А. Иммануеля, Р. Пребиша, А. Г. Франка, Т. Дос Сантоса, Р. М. Марини, Ф. Кардозу, С. Амина и других ученых. Представители этого направления считают, что главная причина отсталости развивающихся стран - это их подчиненное, зависимое положение по отношению к экономически развитым государствам. При этом со временем происходит изменение форм зависимости, но суть отношений остается все той же. В рамках мировой экономики слаборазвитость воспроизводится. Слаборазвитые страны постоянно и неизменно финансируют развитые страны. Оставляя за рамками данного исследования дискуссии об объективности данной позиции, отметим, что трудно не согласиться с тем, что, во-первых, современные особенности развития региональных АБК во многом определяются уровнем социально-экономического развития их национальных экономик, что напрямую связано с историческим наследием. Во-вторых, очевидно наличие МРТ между экономически развитыми и развивающимися странами в рамках АБК. Оно базируется на выполнении развивающимися странами производственных функций и экономически развитыми странами потребительских функций.
Теория жизненного цикла товара. Для определения тенденций и перспектив развития МРТ в исследуемом комплексе можно использовать теорию жизненного цикла товара (ЖЦТ). К анализу внешней торговли эта теория впервые была применена американскими учеными С. Хиршем и Р. Верноном, которые предположили, что каждый продукт обязательно проходит несколько этапов со времени его разработки и до полного ухода с рынка (внедрение, рост, зрелость, упадок). В зависимости от этапа ЖЦ и степени насыщенности внутреннего рынка, производство товара перемещается с внутреннего на мировой рынок. Таким образом, формируется взаимосвязь внутреннего и мирового рынков. Термин ЖЦТ мало применим для продукции АБК, так как тезаврационные свойства алмаза/бриллианта (как в материальном, так и в духовном отношении) превращают его практически в «вечный» товар. Поэтому целесообразно использовать термин ЖЦО (жизненный цикл отрасли). Поскольку реализуются свойства алмазов и бриллиантов через ювелирные изделия с бриллиантами, имеет смысл рассматривать ЖЦ ювелирной отрасли, а не алмазной или гранильной отдельно. Степень насыщенности территорий ювелирными изделиями с бриллиантами можно определить по темпам роста спроса на них, которые и будут отражать стадию ЖЦО. Однако и здесь есть свои сложности. Так, в силу того, что спрос на бриллианты эластичен по доходам, степень насыщения конкретного рынка определятся, в первую очередь, состоянием его экономики, а отнюдь не потребительскими свойствами бриллиантов, что необходимо учитывать. Исходя из данного критерия, условно все регионы, потребляющие ювелирные изделия с бриллиантами, можно разделить следующим образом: регионы, в которых продвижение ювелирных изделий с бриллиантами находится на стадии входа, - Россия, Китай; регионы, в которых продвижение ювелирных изделий с бриллиантами находится на стадии роста, - Ближний Восток, АТР, США, Япония (с 2003 г.); регионы, в которых продвижение ювелирных изделий с бриллиантами находится на стадии зрелости - Европа; регионы, в которых продвижение ювелирных изделий с бриллиантами находится на стадии спада - Япония (с 1995 по 2002 г.).
Очевидно, что приведенная классификация регионов в применении к АБК выглядит уязвимо. Во-первых, не выделены регионы внедрения, что связано с их разной отраслевой привязкой. Так, если для ювелирной отрасли «родиной» практически всех новых дизайнерских решений является Италия, то для гранильной отрасли это могут быть и Израиль, и США, и Бельгия, и Россия. Однако и для ювелирной, и для гранильной отраслей первоначальное внедрение новой продукции на внутреннем рынке не является определяющим. Более того, существует целый ряд проектов, изначально ориентированных на определенный региональный рынок. Например, форма огранки Dubai Cut специально создавалась для рынков арабских стран, Phoenix - для европейских потребителей и др. Во-вторых, практически не выделены регионы, из которых рассматриваемый товар уходит из-за насыщенности рынка. Япония попала в данную категорию только потому, что значительные проблемы в ее национальной экономике ограничили покупательную способность населения, сделав приобретение столь дорогой продукции, как ювелирные изделия с бриллиантами, затруднительным. Однако любые признаки оживления экономики Японии сразу же сказываются на объемах продаж данного товара в стране - они растут. Хотя алмазно-бриллиантовый рынок существует давно, незначительность мирового производства продукции в сочетании с её тезаврационными свойствами не дают возможности ему насыщаться. Несмотря на указанные недостатки использования данной теории в анализе АБК, все же она вполне востребована.
Выводы. Подводя итог анализу использования теоретических моделей МРТ для выявления механизмов формирования и функционирования АБК, отметим, что классические и современные модели решают эту задачу по-разному. Классические модели в значительной мере работают с понятием «страна», отражая лидерское положение в мировом хозяйстве, такого его субъекта, как национальная экономика, и выделяя причины его специализации. Современные модели работают с понятием «предприятие», отражая лидерское положение в мировом хозяйстве такого его субъекта, как ТНК, выделяя причины их специализации. При этом ни одна из рассмотренных групп теоретических моделей не утратила актуальности: одни в большей, а другие в меньшей степени объясняют тенденции развития МРТ в АБК.
Рецензенты:
Катровский Александр Петрович, доктор географических наук, профессор, проректор по научной работе, Смоленский гуманитарный университет, г. Смоленск.
Часовский Владимир Иванович, доктор географических наук, доцент, заведующий кафедрой социально-экономической географии, Смоленский государственный университет, г. Смоленск.
Библиографическая ссылка
Потоцкая Т.И. СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА В АЛМАЗНО-БРИЛЛИАНТОВОМ КОМПЛЕКСЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8998 (дата обращения: 08.10.2024).