Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ МОЛОДЕЖИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СКАНДИНАВСКИХ СТРАНАХ

Кравченко Н.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»
В данной статье анализируются средства обучения в профессиональном образовании молодежи с ограниченными возможностями здоровья в Скандинавских странах. Объединенные в две группы технические и дидактические средства распределены и подобраны к каждому виду инвалидности. Происходит рассмотрение влияния данных средств на снятие барьеров в получении профессионального образования инвалидов вместе со здоровыми сверстниками. Результатом статьи является вывод, что техническая группа средств имеет количественное преимущество по сравнению с дидактической, потому что технические средства выполняют компенсирующую функцию, которая является ключевой в образовании инвалидов. Таким образом, нами сделан вывод, что средства обучения в профессиональном образовании молодежи с ограниченными возможностями здоровья в Скандинавских странах направлены на инклюзивное образование.
инклюзивное образование
виды инвалидности
профессиональное образование
инвалиды
средства обучения
1. Denmark's educational portal [http://www.emu.dk/].
2. Education Act (1985:1100). //Ministry of Education and Science in Sweden. - 1999.
3. Higbee J. L. Curriculum Transformation and Disability (CTAD): Implementing Universal Design in Higher Education. - 2003. - 319 p.
4. Inclusive education: the way of the future: UNESCO. - Geneva, 2008. - 83 p.
5. Jerlinder K.& Danemark B.ANED country report on quality of educational and training opportunities for young disabled people//Academic Network of European Disability experts (ANED). - 2007. - 16 p.
6. Kisanji J. Historical and theoretical basis of inclusive education//Centre for educational needs School of education the University of Manchester UK. - 1999. - 14 p.
7. Magnus E., Wendelporg C.& Tossebro J.ANED country report on equality of educational and training opportunities for young disabled people//Academic Network of Educational Disability experts. - 2007. - 22 p.
8. Pathways for Disabled Students to Tertiary Education and Employment (an OECD Project) Country Report, Denmark//The Danish Ministry of Education & Ramboll Management. - 2009. - 48 p.
9. The National Agency for Special Education and Schools [http://www.spsm.se/sv/Om-webbplatsen/English/].

Как указывает Дж. Кисанжи, за рубежом, начиная с середины XX века, ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов [6]. Скандинавские страны, как указано в материалах международной конференции, посвященной инклюзивному образованию, занимают особую позицию в этом вопросе, так как уже длительное время основополагающим принципом в профессиональном образовании молодежи с ограниченными возможностями здоровья является инклюзия, т.е. их полноправная интеграция в процесс обучения [4]. Согласно многим документам об образовании («Законе об образовании» (Educational Act) в Швеции [2], докладах организации экономического сотрудничества и развития OECD [8], академического объединения экспертов, занимающихся вопросами инвалидности в Европе ANED [7]), инвалиды имеют право на профессиональное обучение вместе со здоровыми учащимися при помощи предоставления особой поддержки.

Проанализировав содержание этой поддержки в документах: докладах организации экономического сотрудничества и развития OECD [8], академического объединения экспертов, занимающих вопросами инвалидности в Европе ANED [5;7], мы выявили общий элемент, характерный для трех стран - средства обучения. Однако в каждой стране они имеют свое название: в Швеции - «технические средства» (technical aids) [5]; в Дании - «ортопедическая и реабилитационная техника» (assistive technology) [8]; в Норвегии - «техническая помощь» (technical assistance) [7]. Как видно, средства обучения выражаются в специальной технике и оборудовании, которые распределяются по видам инвалидности.

Виды инвалидности. На сайтах датского образовательного портала [1], национального агентства, занимающегося вопросами школ и специальных образовательных потребностей [9], а также в книге Дж. Л. Хигби [3] нами была выявлена общая классификация видов инвалидности для трех стран: «дислексия» (dyslexia) (нарушение способности к овладению навыком чтения при сохранении общей способности к обучению) [1;9;3]; «инвалидность вследствие физических причин» (physical disabilities) - в Дании и Швеции [1;9], «поражение подвижности» (mobility impairments) - в Норвегии [3]; «слепота» (visual impairment) - в Дании [1], «нарушение зрения» (visual disorders) в Норвегии [5], «поврежденное зрение» (impaired vision) - в Швеции [9]; «нарушение слуха» (hearing impairment) - в Дании и Норвегии [1;3], «потеря слуха» (hearing loss) - в Швеции [9]; «дискалкулия» (dyscalculia) (неспособность к изучению математики) - в Дании и Норвегии [1;3], «трудности в математике» (mathematics difficulties) - в Швеции [9]; «аутизм» (autism) (расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями) - в Дании и Швеции [1;9]; «синдром дефицита внимания и гипперактивности» (ADHD) (трудность концентрации внимания, гиперактивность, плохо управляемая импульсивность) - в Дании и Швеции [1;9]; «инвалиды со специфическим расстройством речи» (specific language disorder) - в Дании [1]; «заикание» (stuttering) - в Дании [1]; «слепоглухота» (deafblindness) (врождённые или приобретённые в раннем возрасте (до овладения речью) слепота и глухота и связанная с отсутствием слуха немота) - в Швеции [9]; «нарушение развития» (developmental disabilities) - в Швеции (характеризуется задержкой биологически необходимых психических функций, например, развития интеллекта) [9].

Мы объединили несколько видов инвалидности, которые имеют разные названия в Скандинавских странах в одно: инвалидность вследствие физических причин в Дании и Швеции и поражение подвижности в Норвегии - в физическую инвалидность; слепоту в Дании, нарушение зрения в Норвегии и поврежденное зрение в - нарушение зрения; нарушение слуха в Дании и Норвегии и потерю слуха в Швеции - в нарушение слуха; дискалкулия в Дании и Норвегии и трудности в математике в Швеции - в дискалкулию.

Таким образом, процесс обучения инвалидов в профессиональном образовании начинается с определения вида инвалидности и выбора соответствующих средств их обучения с целью компенсации ограниченных возможностей здоровья.

В этой статье мы рассматриваем средства не по всем одиннадцати видам инвалидности, а по четырем: дислексия, физическая инвалидность, нарушение зрения и слуха.

Анализируя средства обучения инвалидов в профессиональном образовании в Скандинавских странах, нами сделан вывод, что они делятся на две основные группы: технические и дидактические, где каждая, в свою очередь, делится на подгруппы. К первой группе технических средств относятся электронные, мобильные, учебное и техническое оборудование. Ко второй группе дидактических - аудиальные, визуальные и аудиовизуальные. Рассмотрим подробнее виды средств, соответствующие обучению учащихся с вышеперечисленными четырьмя видами инвалидности.

Средства обучения в профессиональном образовании учащихся с дислексией. Для профессионального образования учащихся с дислексией в Скандинавских странах используются электронные средства: компьютерные программы [1;3;9]. Принцип их работы заключается в возможности модификации электронного текста в нужные форматы - устный; выделение и подчеркивание орфографических ошибок, пропущенных слов, отсутствия согласованности в тексте для удобного прочтения текста. Мы предполагаем, что такие программы облегчают работу с текстом на занятии учащимся с дислексией, так как многообразие их функций позволяет моментально менять текст на нужный формат и таким образом инвалиды не отстают от учебного процесса.

Помимо программ, как электронных средств, в Дании и Швеции существует различное учебное оборудование, которое позволяет учащимся с дислексией ускорить их образовательный процесс [1;9]. В Дании используются «MP3 проигрыватель» (MP3 player), «диктофон» (voice recorder) [1]. Мы считаем, они заменяют способность считывать текст зрительно на возможность воспринимать его устно. Например, с помощью диктофона можно записывать устное изложение учителем материала, а затем слушать его в MP3 проигрывателе дома. Также, мы предполагаем, что использование MP3 плеера на занятии помогает учащемуся с дислексией сосредоточиться на выполнении задания и сконцентрироваться. В Швеции характерным учебным оборудованием является «переводящая ручка»(translation pen). Механизм ее работы заключается в следующем: учащийся проводит ручкой по незнакомому слову в тексте и на ее дисплее автоматически отображается перевод. Для инвалидов с дислексией удобство использования ручки заключается в возможности произнесения слова на различных языках, если у него возникают трудности в прочтении. Является незаменимым при изучении иностранных языков [9]. Такое учебное оборудование, на наш взгляд, позволяет компенсировать учащемуся с дислексией трудность в работе со словарем на занятии. Новые слова поддаются лучшему изучению с помощью функции произнесения слова на разных языках и таким образом ускоряется процесс обучения.

Средства обучения в профессиональном образовании учащихся с физической инвалидностью. Анализируя информацию на сайтах датского образовательного портала [1], национального агентства, занимающегося вопросами школ и специальных образовательных потребностей [9], а также в книге Дж. Л. Хигби [3], мы пришли к выводу, что самыми распространенными для обучения учащихся с этой инвалидностью в трех странах являются технические средства (мобильные устройства, техническое оборудование и электронные программы), облегчающие пользование компьютером и ускоряющие работу с учебным материалом.

Например, в Норвегии к мобильным устройствам относятся: «подъемники» (stationary lifts) и «устройства для передвижения по лестнице» (stair climbers), удобно крепящиеся к инвалидной коляске и служащие для поднятия и спуска по лестнице [3]. На шведском сайте национального агентства, занимающегося вопросами школ и специальных образовательных потребностей, представлено «вспомогательное приспособление для ходьбы» (walker use) [9]. Это средство позволяет сохранять равновесие, уменьшать на нижние конечности нагрузки, улучшать координацию, а также придавать пользователям комфорт и уверенность. Мобильные устройства снимают барьер в передвижении по образовательному учреждению и позволяют самостоятельно передвигаться наравне со здоровыми сверстниками. Некоторое техническое оборудование направлено на адаптацию образовательного учреждения к потребностям инвалидов. Например, в Норвегии таким оборудованием служит «стол с наклонной поверхностью» (adjustable table) (с его помощью учащиеся инвалиды могут приспособить высоту стола и его наклонную поверхность для удобного положения); «стол для передвижения и сидения за ним» (sitting/standing table) (сочетает в себе несколько функций - двигательную, т. е. позволяет передвигаться, мобильную - инвалид может поменять положение с сидячего на стоячее [3]. Такое оборудование сделает максимально комфортным пребывание учащихся с физической инвалидностью на занятии и осуществлять образовательный процесс вместе со здоровыми сверстниками.

В трех Скандинавских странах также существует техническое оборудование, компенсирующее двигательную функцию инвалидов в работе с компьютером [1;3;9]. В Дании - это «альтернативная клавиатура» (alternative keyboard). Она сочетает в себе функцию клавиш клавиатуры и мышки, представляет собой две полусферы, на которые учащиеся кладут две руки, и чтобы выбрать нужный символ, поворачивают каждую на нужный угол [1]. В Норвегии и Швеции - «виртуальная клавиатура» (on screen board). Она заменяет физическую и представлена на экране компьютера, имеет функции прогнозирования слова и его завершения [3;9]. В Норвегии используется техническое средство «хэдмастер плас» (headmaster plus) (крепится к голове и управляет курсором компьютерной мышки с помощью поворота головы) [3]. Эти виды технического оборудования облегчают возможность печатать электронный текст при отсутствии двигательной активности пальцев рук и тем самым использовать компьютер в учебных целях на занятии вместе со здоровыми учащимися.

К компьютерным программам, как к электронным средствам для обучения учащихся с физической инвалидностью, в Дании и Швеции относятся программы, ускоряющие процесс обучения. Например, в Дании - это «программа преобразования текста в речь» (capturatalk). Ее устанавливают на компьютер или на телефон. С ее помощью учащиеся фотографируют учебный материал и преобразовывают его в удобный формат, а также включают голосовую функцию для его прочтения [1]. Мы предполагаем, что такая программа ускоряет учебный процесс учащегося с физической инвалидностью: набор текста может занять у него много времени, а с помощью программы он сможет иметь набранный текст на компьютере и работать с ним на занятии. В Швеции используются «программы распознавания речи» (speech synthesis) (формируют речевой сигнал по печатному тексту и позволяют общаться, отвечать на вопросы педагога на занятии) и «альтернативной и дополнительной коммуникации» (augmentative and alternative communication) (учащиеся с речевыми нарушениями вместо печатания текста могут использовать символы, выражающие мысли с помощью звукового сигнала и также проявлять активность на занятиях, высказывая свои мысли и отвечая на вопросы учителя) [9]. Компьютерные программы служат средством компенсации возможности набирать текст в условиях динамичного процесс обучения учащимся с пораженными конечностями, а учащимся с нарушениями речевого аппарата - активно участвовать на занятии: задавать вопросы и отвечать на них наравне со всеми.

Средства обучения в профессиональном образовании учащихся с нарушениями зрения. Для профессионального обучения таких учащихся в Скандинавских странах используются технические средства [1;3;9]. Среди них электронные средства - электронные книги и компьютерные программы, оснащенные различными образовательными программами. Позволяют учащимся c нарушением зрения возможность воспринимать учебный материал зрительно. Например, в Дании и Швеции - это «технология распознавания текста» (OCR). Эта программа синтезирует электронный текст в речь [3;9]. В Дании и Норвегии используется программное обеспечение, увеличивающее изображения - (PC with magnification and/or reading) и (Screen enlargement Devices) [1;3]. На наш взгляд, эти программы могут использоваться учащимися с нарушениями зрения как для подготовки к занятиям в домашних условиях, так и на занятиях в классах общего потока. Например, материал занятия с помощью флеш-носителя передается учащемуся в электронном формате, и технология распознания текста позволит дома воспринять информацию на слух, а непосредственно на занятии программы, увеличивающие изображения, позволяют представить наглядный материал в необходимом для слабовидящего разрешении и тем самым снимет барьер в восприятии и изучении наглядного материала.

К техническим средствам также относятся учебное оборудование. Например, на датском сайте образовательного портала указан «мел для слабого зрения» (ulma chalk). Специфика его воздействия заключается в контрастном восприятии (на черной доске используется мел белого цвета и, наоборот, на белой доске используется черный мел) [1]. Он поможет не отставать от образовательного процесса и наравне со здоровыми учащимися воспринимать учебный материал наглядно.

Помимо электронных средств учителя на занятиях в Скандинавских странах используют учебное оборудование - специальную клавиатуру. В Дании - это «эргономичная клавиатура» (ergonomic keyboard), отличается от обычной покрытием каждой буквы брайлевской печатью и возможностью издавать звуки речи при нажатии буквенных клавиш [1]. В Норвегии и Швеции функцию клавиатуры заменяют «дисплеи с Брайлевским шрифтом» (Braille display to the computer) (устройство ввода, предназначенное для отображения текстовой информации в виде шеститочечных символов азбуки Брайля) [3;9] Мы считаем, что специальная клавиатура позволяет учащимся с нарушением зрения проделывать различные задания на компьютере. Например, воспринимать на слух задание, а затем проделывать его на компьютере, и таким образом снимается барьер в работе с компьютером на занятии.

Изучая дидактические средства для учащихся с нарушениями зрения на сайтах датского образовательного портала [1], национального агентства, занимающегося вопросами школ и специальных образовательных потребностей [9], а также в книге Дж. Л. Хигби [3], мы пришли к выводу, что ими служат предметы, являющиеся сенсомоторными стимулами, воздействующими на органы чувств учащихся и облегчающими им непосредственное и косвенное познание мира. Такими средствами являются слуховые, такие как аудиокниги формата цифровой доступной информационной системы (прослушивание аудиокниг в дикторском исполнении, либо при помощи чтения текстового файла встроенным речевым синтезатором DAISY плеера или программного обеспечения для прослушивания книг в формате DAISY) [1;3;9]. Таким образом, слуховые дидактические средства могут помогать учащимся готовиться к занятиям в домашних условиях, воспринимая учебный материал устно.

Средства обучения в профессиональном образовании учащихся с нарушением слуха. Согласно информации, размещенной на сайтах датского образовательного портала [1], шведского национального агентства, занимающегося вопросами школ и специальных образовательных потребностей [9], а также в книге Дж. Л. Хигби [3], нами выделены следующие группы: техническое оборудование и зрительные дидактические средства. Рассмотрим каждую группу в отдельности.

Что касается технического оборудования, то в образовательных помещениях согласно информации, размещенной на указанных сайтах, в Скандинавских странах используется «система индукционной петли» (loopset), которая состоит из усилителя звука, связанного с микрофоном и петли (провод, который закреплен в комнате). Звуковой сигнал передается по магнитному полю, и звук попадает прямо в слуховой аппарат учащегося, и его громкость может регулироваться специальной кнопкой на аппарате [1;3;9]. Для Норвегии и Швеции характерно использование системы «радио микрофона» (FM microphone) (подавляет окружающий шум и выделяет речь) [3;9]. Отдельно в Норвегии образовательные учреждения оборудуют микрофонной инфракрасной системой (FM system) (охватывает слуховые сигналы в близлежащих помещениях и предотвращает их наложение) [3]. Таким образом, учащиеся c нарушением слуха в Скандинавских странах могут с помощью этого вышеперечисленного технического оборудования присутствовать на занятиях вместе со здоровыми учащимися и слушать то, что говорит учитель.

Как указано на сайтах датского образовательного портала [1], Дж. Л. Хигби [3] для учащихся c нарушением слуха весь видео материал должен сопровождаться субтитрами, а как указано на датском сайте, любой устный материал - зрительными дидактическими средствами: диаграммами, картами, иллюстрациями. Зрительные дидактические средства, так же, как и субтитры, в качестве сопровождения учащихся во время учебного процесса позволят успешно воспринимать и усваивать устный материал на занятии и активно участвовать на занятии.

Таким образом, такое многообразие средств обучения говорит о наличии в них как методологической основы (дидактическое содержание), так и технологической базы (электронное, техническое оснащение образовательных учреждений, специальное оборудование), которая имеет количественное преимущество. Отсюда следует вывод, что современное техническое развитие накладывается на традиционную дидактику, так как содержит в себе компенсирующую функцию. Например, сенсорная клавиатура допускает к компьютерному образованию учащегося с нарушением зрения, а система индукционной петли позволяет учащемуся с нарушением слуха присутствовать на занятии наряду со здоровыми учащимися. Следовательно, техническое оборудование является, с одной стороны, компенсирующим, а с другой - оно объединяет и интегрирует обучение инвалидов в единое образовательное пространство, так как, например, доступ к компьютеру порождает дистанционную форму обучения, в которой могут участвовать инвалиды наравне со здоровыми сверстниками.

Рецензенты:

Подымова Людмила Степановна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии профессионального образования ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», г. Москва.

Джуринский Александр Наумович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой эстетического и трудового воспитания младших школьников начальных классов ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», г. Москва.


Библиографическая ссылка

Кравченко Н.В. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ МОЛОДЕЖИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СКАНДИНАВСКИХ СТРАНАХ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8915 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674