В настоящем первоочередной целью экономической политики развитых стран являются расширение доли отечественного бизнеса на национальном и мировом рынках, повышение эффективности их деятельности за счет роста национальной конкурентоспособности. Успеха добиваются те хозяйствующие субъекты, которые способны генерировать информационный актив; адаптироваться к глобальным экономическим изменениям; проявлять достаточную гибкость в ответ на институциональные изменения; вводить инновации, так как последняя стала ключевым орудием конкурентной борьбы.
Вместе с тем, важнейшими факторами достижения и удержания конкурентных позиций становятся не только инновации, но и взаимосвязи между предприятиями, преимущества кооперации и гибкой специализации. В подобных условиях актуализируются процессы локальной промышленной агломерации и специализации, отмечается ориентация на качество локальных конкурентных преимуществ и внимание к региональным производственным системам. Среди направлений развития экономики, основанных на данных процессах, наиболее перспективным является формирование кластеров.
С точки зрения М. Портера, родоначальника кластерной теории, кластером признается группа взаимодействующих на определенной географической территории компаний, функционирующих в определённой сфере и связанных различного рода экстерналиями. При этом М. Портер допускает размещение кластера как в пределах одного региона или города, так и на территории нескольких близлежащих стран [8].
В качестве предпосылок формирования такого рода объединений М. Энрайт выделяет: особенности развития регионов и ведения бизнеса, уникальность природных ресурсов, близость к поставщикам и потребителям, высокий уровень развития инфраструктуры и квалификации рабочей силы. Вводится определение регионального кластера как географической агломерации фирм, работающих в одной или нескольких родственных отраслях хозяйства [10].
Д. Якобс образование кластера также связывает с географическим или пространственным объединением видов экономической деятельности; подчеркивает значимость развития в нем горизонтальных и вертикальных отношений между отраслями промышленности, использования общих технологий, наличия лидера, а также качества сетевого взаимодействия. С этих позиций кластеры выступают альтернативой секторальному (отраслевому) подходу [9].
В настоящей работе под кластерами будем понимать межфирменные комплексы, а также комплексы промышленных компаний, исследовательских центров, научных учреждений на базе территориальной концентрации стратегических альянсовых сетей.
Доказательством реализации альянсового типа отношений в структуре кластера, выступает факт сохранения самостоятельности хозяйствующих субъектов, не преодоление отношения конкуренции между ними. Они продолжают конкурировать друг с другом избирательно в отдельных областях, что является движущей силой постоянных продуктовых и технологических инноваций, направленных на рост производительности всех факторов производства, и обеспечивает быстрое распространение новшеств.
Кластеры основаны на неполном, частично опосредованном взаимодействии. Входящие в него структуры связывает не момент сговора или особые жесткие имущественные отношения, а процесс воспроизводства совместного синергетического конкурентного преимущества на основе взаимодополняемости факторов производства. В кластере выгоды формируются по следующим направлениям связей:
- новые производители, приходящие из смежных отраслей, ускоряют совместное развитие, стимулируя НИР и обеспечивая ресурсы для внедрения новых стратегий;
- отмечается свободный обмен информацией и распространение инноваций по каналам поставщиков или потребителей, имеющих контакты с многочисленными конкурентами;
- теснота связей внутри кластера опосредует появление новых способов конкуренции и порождает новые возможности;
- новые комбинации человеческих ресурсов, технологий и идей [8].
Таким образом, среди преимуществ кластерной организации объективно выделить: инновационность, динамичность, структурированность, общность совместной деятельности, единство информационного пространства. По этой причине многие страны все активнее используют кластерный подход в развитии своих национальных инновационных программ.
В данном контексте объективно, что фундаментом, основополагающим условием появления и развития кластерных образований выступает как система развитых межфирменных отношений, так и адекватная перманентно развивающаяся институциональная составляющая региона. В этом случае усилия правительства должны быть направлены не на поддержку отдельных предприятий и отраслей, а на развитие взаимоотношений между потенциальными участниками кластера. Соответственно, деятельность по реализации кластерного подхода может быть обозначена как кластеризация и определена как комплекс организационно-экономических мероприятий, проводимых государственными институтами различного уровня с целью интеграции предприятий, организаций в кластеры и установления между ними стратегических альянсовых отношений.
Так, правительства многих государств концентрируют внимание на продвижении эффективной кластерной региональной политики. Государство при этом не только способствует формированию и развитию кластеров, но и само становится прямым участником сетей. В последнем случае речь идет о государственно-частном партнерстве, которое представляет институциональный альянс между органами государственного управления и бизнесом, основанный на совместном финансировании проектов.
В Германии и Великобритании действует долгосрочная программа создания и развития биотехнологических кластеров. В Финляндии определен «кластерный каркас», составлены кластерные карты лесного хозяйства, цветной металлургии, энергетики, телекоммуникаций, экологии, здравоохранения и т.д. В Италии, в рамках Программы формирования национальной системы конкурентоспособности, получили развитие индустриальные округа. В США на уровне штатов создаются комиссии по инициированию создания кластеров; ведутся обширные и глубокие исследования эффективности кластерных комплексов. В Китае результатом инвестирования в автомобильную отрасль стало формирование соответствующих кластеров с обширной сетью поставщиков, научно-исследовательской базой, инновационными центрами, инжиниринговыми компаниями.
Для региональной администрации кластеры: удобный инструмент промышленной, инновационной политики; эффективный способ взаимодействия с бизнес-структурами, поддержания благоприятного бизнес-климата; действенный механизм реализации цели обеспечения занятости населения и повышения доходности региона.
Согласно Концепции социально-экономического развития РФ до 2020 года, невозможно достичь уровня развитых стран по показателям благосостояния и эффективности, не обеспечивая опережающее развитие тех секторов российской экономики, которые определяют ее мировую специализацию и позволяют в максимальной степени реализовать национальные конкурентные преимущества [5].
В этой связи в Концепции актуализируются следующие направления:
- развитие на инновационной основе центров экономического роста в Поволжье, на Урале, на Северо-западе; формирование новых центров расселения и концентрации высокотехнологичного бизнеса в Центральной России;
- создание центров глобальной компетенции в обрабатывающих отраслях;
- создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий;
- формирование туристско-рекреационных кластеров на территориях с уникальными природными ресурсами и ландшафтами, богатым культурным наследием;
- укрепление стратегического управления региональным развитием, повышение комплексности и сбалансированности развития регионов.
Официальное определение территориального кластера встречается в Методических рекомендациях по реализации кластерной политики в субъектах РФ: «территориальные кластеры - объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг. При этом кластеры могут размещаться на территории как одного, так и нескольких субъектов РФ». С учетом отраслевой специфики обозначены следующие виды кластеров: дискретные, процессные, инновационные, туристические, транспортно-логистические [3].
Вместе с тем, объективно, что стадии реализации достигла небольшая часть проектов развития кластеров, что актуализирует в России реализацию ряда институциональных мероприятий в частности.
- инициирование и поддержку создания специализированной организации кластерного развития, деятельности по стратегическому планированию его развития, установлению эффективного информационного поля взаимодействия между участниками кластера;
- повышение эффективности системы профессионального образования, содействие развитию делового сотрудничества между предприятиями и образовательными организациями;
- осуществление целевых инвестиций в развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, жилищное строительство, реализуемое с учетом задач развития кластеров;
- содействие реализации проектов, направленных на повышение конкурентоспособности и рост эффективности взаимодействия предприятий и организаций;
- предоставление налоговых льгот; снижение административных барьеров.
Особо следует подчеркнуть значимость: содействия развитию механизмов субконтрактации; поддержки коллективных маркетинговых проектов для успешного привлечения инвестиций на территорию региона; содействия развитию механизмов и практики «технологического аудита»; мониторинга и прогнозирования потребностей участников кластера в специализированных человеческих ресурсах; интеграции разработки стратегий развития кластеров и программ субъектов РФ, муниципальных образований, федеральных целевых программ; развития механизмов конкурсной поддержки прикладных исследований, проектов частно-государственного партнерства в сфере инноваций и образования, обеспечивающих предпосылки для развития кластерных проектов [3].
В России кластеры активно создаются в таких отраслях, как химия и нефтехимия, фармацевтика и медицина, информационные технологии, туризм, нанотехнологии.
Кластеры доминирующих фирм сформированы на территории Самарской и Липецкой областей. Так, в состав автомобильного кластера в Самаре входят авто-сборочное совместное предприятие АвтоВАЗа, многочисленные производители автокомпонентов, предприятия автосервиса и торговли, исследовательские, конструкторские, финансовые организации, образовательные учреждения.
В Липецкой области функционирует промышленный кластер на базе ЗАО «Индезит Интернэшнл», включающий как собственно производство бытовой техники, так и предприятия малого и среднего бизнеса по поставке комплектующих для холодильников и стиральных машин, Центр логистики бытовой техники.
На территории Московской области в целях восстановления и поддержания производственных связей, обеспечения комплиментарности факторов производства, проведения единой технической и инновационной политики и увеличения конкурентоспособности было принято объективное решение об образовании кластера пьезоэлектроники.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Южного федерального округа и Стратегией развития фармацевтической промышленности РФ на период до 2020 года, основными ожидаемыми результатами от реализации проекта химико-фармацевтического кластера на территории Волгоградской области являются: создание современного производства по стандарту GMP; лабораторий биофармацевтических технологий; направленного высокопроизводительного скрининга лекарственных средств; обеспечение непрерывного внедрения инновационных разработок в производство; открытие центра клинических исследований для изучения лекарственных средств [7; 6].
Условием успешной реализации проекта следует признать наличие следующих ключевых институциональных факторов: фундаментальная наука, промышленное производство, медицинские учреждения для проведения клинических испытаний, фармацевтическая дистрибуция. Важным условием дальнейшего стабильного функционирования является вовлечение в процесс кластеризации малых инновационных предприятий.
Территориальные кластеры, которые планируется развивать в регионах России, отражены в таблице 1 [4].
Таблица 1
Проект развития территориальных кластеров в России
Федеральный округ |
Территория базирования |
Направления |
Ведущие организации |
ЦФО |
г. Пущино (Московская обл.) |
Биотехнологии |
Пущинский научный центр РАН, Пущинский государственный естественнонаучный институт |
|
г. Зеленоград (Москва) |
Биотехнологии |
ОАО «Ангстрем», ЗАО «Биннофарм», МГУ им. М.В. Ломоносова |
|
г. Рыбинск (Ярославская обл.) |
Энергомашиностроение |
ОАО «НПО «Сатурн» |
ПФО |
г. Саров (Нижегородская обл.) |
Ядерные, суперкомпьютерные и лазерные технологии |
ФГУП РФЯЦ - ВНИИЭФ, АФК «Система» |
Самарская обл. |
Аэрокосмические технологии |
ФГУП ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс», ОАО «Авиакор-Авиационный завод» |
|
Ульяновская обл. |
Авиационные технологии |
ОАО «АВИАСТАР», ОАО «Волга-Днепр» |
|
г. Димитровград (Ульяновская обл.) |
Ядерные и радиационные технологии |
ОАО «ГНИЦ НИИАР» |
|
г. Нижнекамск (Татарстан) |
Нефтехимия |
ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Химград» |
|
СЗФО |
г.Гатчина, г.Сосновый бор (Ленинградская обл.) Санкт-Петербург |
Радиационная медицина |
ФГУП НИИФА им Д.В.Ефремова, ФГБУ ВЦЭРМ им. А.М.Никифорова |
|
г. Железногорск (Красноярский край) |
Космические спутники и материалы ядерного комплекса |
ОАО «ИСС им. Решетнева», ФГУП «ГХК» |
СФО |
г. Томск |
Медицинская промышленность, информационно-коммуникационные технологии |
СибГМУ, ТГУ, ТУСУР |
ДВФО |
Хабаровский край |
Аэрокосмические и судостроительные технологии |
ЗАО «Гражданские самолеты Сухого», ОАО «Хабаровский судостроительный завод» |
УФО |
Свердловская обл. |
Фармацевтическая промышленность |
УрФУ, Институт органичес-кого синтеза УрО РАН, ООО Холдинг «Юнона» |
Методы выявления кластеров в экономике региона можно разделить по источникам информации на две большие группы: основанные на анализе официальной статистики и косвенной информации и экспертных оценках. До настоящего времени в России первая методологическая группа последовательно не использовалась.
Полагаясь на косвенную информацию, а также методологию экспертных оценок, в 2010 г. российскими экономистами реализован проект по выявлению значимых кластерных групп в субъектах РФ. Представленные три типа значимых кластерных групп (промышленные, креативные, высокотехнологичные) были картографированы и размещены в информационном поле Подкомитета ТПП по развитию субконтрактации и кластерных технологий [2]. Данный Проект содействует решению ряда задач: количественное изучение кластеров, оценки их влияния на региональную экономику; реализация инновационной политики государства в части уточнения среды, с учетом которой необходимо формировать стратегии развития по приоритетным направлениям; системная реализация кластерной политики в регионе; оценка воздействия мероприятий кластерной политики; согласование позиций различных сторон по поводу существующих и формирующихся в регионе и стране кластеров [1].
Таким образом, состояние современной экономической системы убедительно доказывает как эффективность, так и неизбежную закономерность кластеров. Последние становятся новым источником конкурентных преимуществ региона; способствуют многополярному распределению точек роста по его территории, обеспечивая равномерность и сбалансированность пространственного развития; меняют не только систему факторов размещения, но и структуру экономического пространства.
Рецензенты:
Гончарова М. В., д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой «Экономика и финансы» Волгоградского филиала ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Волгоград.
Жилина В. И., д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой ««Менеджмент» ФГОБУ ВПО «Волгоградский государственный аграрный университет», г. Волгоград.
Библиографическая ссылка
Езангина И.А. РЕГИОНАЛЬНЫЙ КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОСУДАРСТВА // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8892 (дата обращения: 08.05.2025).