Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Санина Е.И. 1 Митрохина С.В. 2
1 ФГБОУ ВПО «Российский университет дружбы народов»
2 ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого»
В статье рассматривается вопрос формирования коммуникативной компетентности у обучающихся в процессе личностно-ориентированного обучения. Проводится анализ понятия коммуникативной компетентности. Выделяются основные компоненты этого понятия. Раскрывается содержание профессионально-педагогического общения как системы взаимодействия учителя и учащихся по решению коммуникативных задач. В процессе решения которых выделяются этапы анализа условия, выбора оптимального варианта решения из числа предложенных, анализ результатов. В качестве основного средства формирования у учащихся коммуникативной компетентности выступают коммуникативные технологии обучения, ключевым элементом которых является познавательный диалог. Познавательный диалог организуется учителем для разрешения конфликта между эмпирическим опытом учащихся и положениями научных теорий, между различными позициями учащихся. Основой для организации диалога на уроке служат речемыслительные задачи. В статье представлены речемыслительные задачи для уроков математики в средней школе. Приводится пример познавательного диалога в ходе решения одной из задач.
речемыслительные задачи.
коммуникативные технологии
обучающиеся
педагогическое общение
коммуникативная компетентность
компетентность
личностно-ориентированное обучение
1. Кан-КаликВ.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя / В. А.Кан-Калик. - М.: Просвещение, 1987. - 190 с.
2. Коммуникативная компетентность. Стратегии, тактики, виды общения. - URL: http://pro-psixology.ru/socialno-psixologicheskie-fenomeny/133 (дата обращения 05.03.2013).
3. Коммуникативная культура. Коммуникативная компетентность. - URL: http://moy-bereg.ru/kommunikativnaya-kultura/ (дата обращения 05.03.2013).
4. ЛеонтьевА.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н.Леонтьев. - М.: Смысл; Изд. Центр «Академия», 2005. - 352 с.
5. Макусева Т. Г. Модель индивидуально-ориентированного обучения // Вестник Казанского государственного технологического университета. - Казань, 2012. - № 12. - С. З27-331.
6. МитрохинаС.В. Развитие самостоятельной деятельности обучающихся в процессе изучения математики: Монография / С.В. Митрохина. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2008. - 231 с.
7. Санина Е. И., Помелова М. С. Особенности современных форм обучения математике при подготовке студентов-гуманитариев // электронный журнал // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 4; URL: http://www.science-education.ru/104-6566 (дата обращения: 09.03.2013).
8. Сунгурова Н. Л. Вариативность виртуальной самопрезентации личности студентов-участников сетевого учебного взаимодействия// Актуальные проблемы психологического знания. - 2012, №3(24). - С.27-37.
9. ХуторскойА.В. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования / А. В. Хуторской, Л.Н.Хуторская. - URL: http://khutorskoy.ru/ (дата обращения 05.03.2013).

Становление нового типа общества требует новой методологической основы всей системы образования, понимания роли учителя и учащихся в новом контексте, построения образовательного процесса как личностно-ориентированного. При этом предполагается изменение позиций участников образовательного процесса. В этих условиях успешность решения задач образования во многом зависит от коммуникативной культуры учителя и учащихся. Учитель выступает теперь в роли организатора самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, которая направлена на формирование ключевых компетентностей, а учащийся стремится к самообразованию в ходе коммуникативного взаимодействия с педагогом.

Личностно-ориентированное обучение направлено на развитие всех компонентов компетентности учащегося. Согласно работам А. В. Хуторского, индивидуальная компетентность обучающегося включает межличностное общение и все виды коммуникаций. Индивидуальная компетентность - это знания фактического материала, владение умениями и навыками учебной деятельности и опыт, который приобрел учащийся в различных сферах деятельности. При формировании компетентности опыт опережает получение новых знаний. Обучение в опыте создает компетентность [9].

Компетентность характеризует опытное овладение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. По сути дела, компетенция - некоторое отчужденное, наперед заданное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, а компетентность - уже состоявшееся его личностное качество (совокупность качеств) и минимальный опыт по отношению к деятельности в заданной сфере. Компетентность всегда личностно окрашена качествами конкретного ученика [9].

Среди ключевых компетенций обучающихся хотелось бы выделить коммуникативную компетенцию как основной элемент коммуникативной культуры. Именно через коммуникативную компетентность реализуется коммуникативная культура обучающихся.

Компетентность в общении предполагает готовность и умение строить диалог, так необходимый человеку во всех сферах жизнедеятельности.

Коммуникативная компетентность - это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми [2]. В состав компетентности включают совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное общение. Коммуникативная компетентность предполагает умение изменять глубину и круг общения, понимать и быть понятым партнерами по общению. В общем, коммуникативная компетентность - это система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций личностного взаимодействия [3]. В целом компетентность в общении обычно связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Гибкость в адекватной смене психологических позиций - один из существенных показателей компетентного общения.

Общение в педагогической деятельности - это средство решения учебных задач; социально-психологическое обеспечение образовательного процесса; способ организации взаимоотношений обучающего и обучаемых, обусловливающих успешность обучения и воспитания.

С точки зрения А. Н. Леонтьева, общение следует рассматривать как определенную сторону деятельности, потому что общение выступает в качестве элемента любой деятельности. В этом случае деятельность является необходимым условием общения [4].

В. А. Кан-Калик определяет профессионально-педагогическое общение как систему органичного социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся, содержанием которого является обмен информацией, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.

Общение, по мнению В. А. Кан-Калика, выступает как:

- средство решения учебных задач;

- социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса;

- способ организации взаимоотношений преподавателя и обучающихся [1, с. 12].

Процесс педагогического общения представляется как система коммуникативных задач, т. е. речемыслительных задач. Выделим этапы решения этих задач:

- анализ ситуации;

- перебор вариантов и выбор из них оптимального;

- коммуникативное взаимодействие;

- анализ полученных результатов.

Различные технологии обучения должны стимулировать умение обучаемого мыслить, самостоятельно решать познавательные и практические задачи. Они позволяют не только оптимизировать процесс обучения, но и построить модели, с помощью которых можно продемонстрировать различные варианты обучения и отбирать среди них наиболее эффективные [5]. Акцентируя внимание на взаимодействии участников в учебном процессе, рассмотрим эффективные формы такого взаимодействия, к числу которых мы относим коммуникативные технологии обучения.

С. В. Митрохина определяет коммуникативную технологию обучения как личностно-ориентированную технологию, построенную на совместной деятельности участников образовательного процесса, в ходе которой на основе познавательного диалога, мотивируемого внутренними потребностями, вырабатывается общий взгляд на способы решения поставленной задачи, и этот процесс направлен на достижение запланированных результатов [6].

Коммуникативные технологии являются именно технологиями, поскольку дают большую долю вероятности в достижении планируемого результата. Это не случайный, а системный процесс, направленный на безусловное воздействие на аудиторию. Есть конкретные правила, подтвержденные в экспериментах и на практике, которые отражают наиболее эффективные стратегии воздействия.

Исследования психологов показали, что только 30 % обучающихся активно включаются в учебно-познавательный процесс. Поэтому недостаточно организовать в процессе обучения общение между его участниками, необходимо создание особого пространства взаимодействия субъектов учебной деятельности, в котором каждый обучающийся активно включается в коллективный поиск истины. Высказывая, аргументируя свою точку зрения, уважительно отстаивая свою позицию в диалоге, формулируя взаимоприемлемую точку зрения, обучающийся овладевает коммуникативной компетентностью, успешно формируемой с помощью коммуникативных технологий обучения. Установление коммуникативных связей между участниками учебного процесса является важным компонентом развивающего обучения.

Для внутренней перестройки мыслительного процесса обучающихся необходим своего рода катализатор развития, в качестве которого мы рассматриваем конфликт.

Конфликт в учебно-познавательной деятельности - это столкновение различных точек зрения на предмет познания или поведения, возникновение чувства дискомфорта в результате встречи с иной структурой мысли относительно знания, события или явления.

Основное его назначение состоит в том, чтобы «вывести» мысли обучающихся из «состояния равновесия» и перевести их во внутренний непроизвольный мыслительный процесс. Наличие учебного конфликта приводит к неудовлетворенности и вызывает переживания, а потому и вызывает интерес у обучающихся к познавательной деятельности.

Активное включение учащихся в познавательную деятельность должно быть мотивировано педагогом. Необходимым условием повышения мотивации в деятельности человека является персонализация, т. е. признание его другими людьми как личности, значимой для них. Включая обучающихся в процесс познавательного диалога, педагог побуждает их к непроизвольной, но активной мыслительной деятельности. Исследования Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова показали, что если в группу социального взаимодействия входят обучающиеся с разным уровнем развития, но так, чтобы эти уровни не отличались больше чем на один шаг друг от друга, то это способствует их развитию. При этом обучающиеся с более высоким уровнем развития мотивируются за счет персонализации, а с более низким - за счет самореализации. Так, например, одним из перспективных и развивающихся направлений в коммуникации является Интернет-общение, которое обеспечивает в какой-то степени чувство спокойствия и безопасности. Считается, что эта среда в наибольшей степени способствует развитию идентичности личности [8].

В коммуникативных технологиях диалог становится основным инструментом учебного процесса, позволяющим перейти от трансляции знаний, умений и навыков к конструктивной деятельности учителя и учащихся. Познавательный диалог является неотъемлемой частью педагогического процесса и служит формированию и развитию мышления и речи, самостоятельности и культуры личности обучающихся. Познавательный диалог в нашем исследовании - это форма общения, в которой через систему вопросов, позиций, представлений осуществляется познание или приобретение знаний участниками образовательного процесса [6, с.85]. Такой диалог происходит в процессе решения речемыслительных задач.

Приведем примеры речемыслительных задач, которые используются в учебном процессе по математике с целью формирования коммуникативной компетентности обучающихся. В 5-6 классах эти задачи направлены на развитие внешней математической речи, в старших классах - внутренней математической речи.

- На каком основании можно сделать вывод о том, что данный треугольник равносторонний?

- Верно ли, что вокруг любой равнобедренной трапеции можно описать окружность?

- Известно, что в 482-480 гг. до н. э. (незадолго до битвы при Саламине) афиняне резко увеличили свой военный флот, построив 100 новых кораблей. Пусть численность их флота в 500 г. до н. э. была m кораблей, а в 480 г. - п кораблей. Как вы считаете, разумно ли предполагать, что в 490 г. до н. э. у афинян было (m+п):2 кораблей?

- Можно ли из проволоки длиной 18 см согнуть треугольник, одна из сторон которого будет равна 12 см? [5].

При организации работы с последней из представленных задач вопросы учителя стимулируют учащихся на выдвижение гипотез и поиск вариантов решения, на обобщение имеющихся знаний и формулирование выводов. Диалог учителя и учащихся по поиску решения задачи представим в таблице 1.

Таблица 1

Диалог учителя и учащихся в процессе решения задачи

Учитель

Учащийся

Как по-другому можно сформулировать вопрос задачи?

Существует ли треугольник с периметром 18 см и стороной равной 12 см.

Что нам необходимо сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?

Можно взять проволоку заданной длины и попробовать согнуть из нее треугольник, так чтобы одна сторона была равна 12 см.

Сколько возможно вариантов ответа на поставленный вопрос?

Выдвигаются две гипотезы:

- такой треугольник существует,

- такой треугольник не существует.

Проверка гипотезы осуществляется в ходе практической работы.

Практическая работа показала, что треугольник не получается.

Скажите, есть ли у нас способы, позволяющие, не используя проволоку, определить существование треугольника с заданными величинами.

Если воспользоваться условием существования треугольника (неравенством треугольника): сторона треугольника меньше суммы двух других его сторон.

Поэтому достаточно проверить выполнение следующих неравенств:

а < b+c; b < a+c; c < a+b.

18-12=6, 12<6 - неверно, следовательно, такой треугольник не существует.

Новая структура стандартов, ориентация обучения на результат, реализация компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании обуславливают усиление роли принципа фундаментальности знаний, т.е. формирование системообразующих, методологических знаний, которые чаще всего используются при изучении ряда других дисциплин данной образовательной программы. Одной из возможностей построения подобного обучения является применение интерактивных технологий. Так, использование интерактивных форм обучения математике способствует:

  • формированию положительной мотивации обучаемых к изучению основ математической науки;
  • повышению качества обучения, за счет использования нетрадиционных подходов;
  • развитию научного мировоззрения и формированию исследовательской компетентности специалиста в будущей профессиональной деятельности [7].

В учебном процессе может быть организована как индивидуальная, так и групповая работа с этими задачами, которая позволит обучающимся выдвигать гипотезы, высказывать свою точку зрения по решению задачи, использовать практические методы решения задачи, а также опираться на свой жизненный опыт и фактические знания. Приобретение коммуникативного опыта происходит в процессе решения подобных задач в ситуациях непосредственного взаимодействия обучающихся с помощью познавательного диалога. Такая организация учебного процесса, на примере изучения математики, отвечает требованиям личностно-ориентированного обучения и способствует формированию коммуникативной компетентности учащихся.

Таким образом, формирование коммуникативной компетентности обучающихся является актуальной проблемой современного образования, решение которой имеет большое значение как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

Рецензенты:

Петровичев Владимир Матвеевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики профессионального образования Тульского государственного университета, ФГБОУ ВПО «Тульский государственный университет», г. Тула.

Яковлева Елена Владимировна, доктор педагогических наук, доцент по кафедре педагогики, профессор кафедры физики, Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», г. Нижнекамск.


Библиографическая ссылка

Санина Е.И., Митрохина С.В. ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8841 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674