Системы качества вузов создаются на основе различных моделей, например стандартов ISO серии 9000, модели Европейского фонда в области менеджмента качества (EFQM), типовой модели СПбГЭТУ «ЛЭТИ» и других.
В соответствии с «Кратким терминологическим словарем в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования» систему качества (СК) ОУ можно определить как систему для разработки политики, целей и достижения гарантий качества ОУ [4].
Основными целями создания СК в вузах являются: реализация стратегии образовательного учреждения в области повышения качества образования; увеличение удовлетворенности потребителей результатами образовательного процесса и системы, его обеспечивающей, а также рост конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг.
В современных условиях возрастает важность мониторинга и оценки качества образования, что подтверждают результаты мониторинга Минобрнауки РФ деятельности федеральных государственных высших учебных заведений и их филиалов с целью выявления вузов и филиалов, имеющих признаки неэффективности, разработка Национальным фондом подготовки кадров «Методологии рейтингования образовательных учреждений профессионального образования», а также особое внимание к независимой оценке качества образования в новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».) Возникает задача построения в вузах результативной (эффективной) системы мониторинга и оценки качества образования.
В Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ) элементы СК (например, рейтинг-контроль знаний студентов) внедрены с 2005 г., система менеджмента качества (СМК) ВлГУ сертифицирована в 2009 г. (ресертифицирована в 2012 г.) в соответствии с требованиями стандартов ГОСТ Р ИСО 9001-2008 и ISO 9001:2008, аккредитована в ГОСТ Р (Россия), ANAB (США), UKAS (Великобритания) [2]. В настоящее время в ВлГУ ведутся работы по построению системы мониторинга и оценки качества образования.
Система мониторинга и оценки качества образования (СМОК) вуза является сложной системой управления. Для определения цели и функций СМОК вуза воспользуемся методикой, учитывающей среду и целеполагание, разработанной Ф.И. Перегудовым, В.З. Ямпольским, Л.В. Кочневым [5]. Этапы методики соответствуют семи уровням структуризации СМОК вуза (рис. 1).
1-й уровень. Определение глобальной цели СМОК вуза.
Глобальная цель задается вышестоящей организацией (Минобрнауки РФ), отражена в Политике в области качества вуза. Цель ориентирована на конечный продукт, для получения которого создается СМОК вуза. Глобальной целью СМОК вуза является непрерывное повышение качества образования вуза.
2-й уровень. Декомпозиция по видам конечного продукта: 1) повышение качества образовательной деятельности; 2) повышение качества научно-исследовательской деятельности.
3-й уровень. Декомпозиция по признаку пространства инициирования целей:
1) требования и потребности в конечном продукте вышестоящей системы (Минобрнауки РФ);
2) нижестоящие системы определяют требования (ограничения) обеспечения условий для получения качественного конечного продукта: персонал, издательская деятельность, библиотечное обслуживание, информационная среда, закупки, инфраструктура, производственная среда, обеспечение безопасности жизнедеятельности, социальная поддержка студентов и сотрудников;
3) актуальная среда - это профессиональное сообщество, абитуриенты и их семьи, партнеры, работодатели, формирующие требования к конечному продукту;
4) исследуемая, собственно СМОК образования вуза. Ее подцели инициируются внутренними потребителями (обучаемые, персонал вуза, процессы и структурные подразделения).
4-й уровень. Декомпозиция по признаку жизненного цикла СМОК вуза. Здесь выделяются подэтапы получения конечного продукта СМОК вуза:
1) учет и анализ требований потребителей;
2) планирование показателей качества образования;
3) мониторинг результативности СМК вуза;
4) мониторинг качества учебно-методических комплексов дисциплин;
5) оценка результативности СМК вуза;
6) оценка качества учебно-методических комплексов дисциплин;
7) анализ удовлетворенности потребителей;
8) разработка корректирующих и предупреждающих действий.
5-й уровень. Декомпозиция по основным элементам системы, в результате которой формируются функции, вытекающие из потребностей следующих основных элементов системы:
1) кадры: компетентность персонала вуза, обучение, подготовка и переподготовка, аттестация персонала;
2) предмет деятельности: образовательный процесс;
3) средства деятельности: материально-технические, информационные, финансовые, человеческие ресурсы;
4) отношения указанных трех групп к конечному продукту.
6-й уровень. Декомпозиция по признаку управленческого цикла РDСА (Plan - Do - Check - Action).
7-й уровень. Декомпозиция по признаку делегирования полномочий:
1) представитель руководства несет ответственность за функционирование СМОК вуза и имеет соответствующие полномочия;
2) руководителями процессов являются ректор и проректора вуза;
4) ответственными исполнителями процессов выступают руководители соответствующих структурных подразделений вуза.
Рисунок 1. Структуризация целей и функций СМОК вуза
Проведем декомпозицию СМОК вуза. Объектом управления является образовательный процесс, состоящий из подпроцессов: довузовской подготовки и приема студентов, осуществления основных образовательных программ, воспитательной и внеучебной работы, осуществления программ дополнительного образования, подготовки кадров высшей квалификации, научных исследований и разработок, инновационной деятельности, международной деятельности, а также обеспечивающих процессов. Результатом (выходом) образовательного процесса являются измеримые показатели качества образования [1].
Управляющей компонентой является система менеджмента качества (СМК) вуза, соответствующая требованиям ГОСТ ISO 9001-2011, ISO 9001:2008.
На рисунке 2 представлена обобщенная схема СМОК вуза. Процесс управления состоит из следующих этапов:
- управляющая компонента (СМК) вырабатывает управляющую информацию, соответствующую глобальной цели СМОК – повышение качества образования вуза;
- управляющая информация передается объекту управления;
- получение управляющей компонентой осведомительной информации об объекте управления, его фактическом поведении и ее анализ;
- корректировка или выработка новой управляющей информации с целью оптимизации функционирования объекта управления.
Рисунок 2. Обобщенная схема СМОК вуза
Рассмотрим модель системы мониторинга и оценки качества образования ВлГУ (рис. 3). В основу модели СМОК ВлГУ положены принципы деления структуры управления любой организацией на три уровня (оперативный, тактический и стратегический) [3], процессный подход, модель непрерывного совершенствования процессов PDCA, а также теория управления.
F - образовательный процесс, который состоит из подпроцессов и имеет показатели качества образования (хij) (например, показатели государственной аккредитации, показатели результативности процессов СМК ВлГУ).
O – оперативный уровень, на котором реализуются процессы СМК ВлГУ. На данном уровне осуществляется выполнение текущих работ и задач, происходит распределение работ и ресурсов, осуществляется контроль за ходом выполнения текущих задач. Происходит достижение плановых значений показателей качества образования (xpij). Исполнитель - структурные подразделения вуза, ответственные исполнители в подразделениях.
Т – тактический уровень, на котором осуществляется мониторинг, оценка и анализ результативности СМК ВлГУ со стороны руководства. Определяется результативность составляющих СМК и результативность СМК ВлГУ в целом. К составляющим СМК ВлГУ относятся:
- показатели государственной аккредитации университета;
- критерии Минобрнауки России для мониторинга деятельности федеральных государственных высших учебных заведений и их филиалов с целью выявления вузов и филиалов, имеющих признаки неэффективности;
- индикаторы ранжирования вузов (например, «Методология рейтингования образовательных учреждений профессионального образования», разработанная НФПК);
- требования стандартов ГОСТ ИСО 9001-2011/ ISO 9001:2008;
- достижение целей в области качества (определенных в Политике и Целях в области качества);
- результативность внутренних и внешних аудитов СМК ВлГУ;
- критерии оценки работы поставщиков на «надежность»;
- критерии оценки компетентности персонала ВлГУ;
- удовлетворенность потребителей (студенты, персонал, работодатели) качеством образования;
- результативность процессов СМК ВлГУ;
- критерии проведения самооценки системы качества вуза (например, критерии ENQA, конкурса ВОК, конкурса Рособрнадзора);
- критерии проведения внешней независимой экспертизы качества и гарантий качества образования (например, критерии АККОРК, АИОР, АЮР, общественного объединения работодателей «Опора России»).
Исполнители – руководители процессов СМК ВлГУ, представитель руководства по качеству, управление мониторинга и оценки качества.
S – стратегический уровень. Ориентирован на достижение долгосрочных целей. Здесь производится планирование показателей качества образования. Исполнитель – руководство ВлГУ.
O, S, T - уровень. Всеохватывающий уровень корректирующих и предупреждающих действий. Необходимость их разработки обнаруживается на уровне мониторинга, оценки и анализа результативности СМК ВлГУ, а применение возможно на любом из предыдущих трех уровней.
УВi – управляющее воздействие.
УОo – управляющий орган (ректорат, Ученый совет вуза),.
R – совокупность ресурсов.
U – возмущающие воздействия (требования внутренних и внешних потребителей).
Y – выход системы.
Рисунок 3. Модель системы мониторинга и оценки качества образования
Предложенная многоуровневая модель системы мониторинга и оценки качества образования направлена на непрерывное повышение качества образовательных услуг вуза - достижение целевых ориентиров в сфере образовательной и научно-исследовательской деятельности.
Рецензенты:
Монахов Михаил Юрьевич – д.т.н., профессор, проректор по информационным технологиям и безопасности, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ), г. Владимир.
Макаров Руслан Ильич – д.т.н., профессор, профессор кафедры информационных систем и программной инженерии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ), г. Владимир.
Библиографическая ссылка
Белякова Е.А., Хорошева Е.Р. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8808 (дата обращения: 09.05.2025).