В последние десятилетия во многих странах отмечается устойчивая тенденция роста заболеваемости злокачественными новообразованиями, а также широкий спектр социальных проблем, возникающих как на индивидуальном, так и на социетальном уровне [1].
Тяжелый психологический стресс, разрыв привычных связей, изменение привычного образа жизни сопровождает онкологическое заболевание [3]. Если недавно достижение хороших отдаленных результатов являлось приоритетным объективным критерием успешного лечения больных, страдающих онкологическими заболеваниями, то в настоящее время в процессе реабилитации необходимо обеспечить и реинтеграцию больного в общество [5].
В. Б. Смычёк [8] сформулировал следующие принципы реабилитации больных, страдающих хроническими заболеваниями:
- Многовекторность реабилитации.
- Максимальная ликвидация имеющихся ограничений жизнедеятельности.
- Комплексность реабилитации.
- Профессиональная реабилитация в качестве активного лечебного метода восстановления нарушенных или утраченных функций.
- Создание реабилитационных учреждений в системе здравоохранения.
- Соблюдение основных принципов реабилитации (комплексность, раннее начало, этапность, преемственность, непрерывность, последовательность, индивидуальный подход, активное участие больного в реабилитационном процессе).
Только соблюдение вышеперечисленных основных принципов реабилитации, утверждает автор, позволяет рассчитывать на максимально возможное восстановление больного, ликвидацию или уменьшение ограничений жизнедеятельности, снижение тяжести или предотвращение выхода на инвалидность.
Г. И. Кассирский и соавт. рассматривают реабилитацию как процесс, направленный не только на восстановление или компенсацию нарушенных функций, но и на поддержание их на определенном уровне. По мнению авторов, реабилитация - это наиболее полное возвращение больному или инвалиду здоровья и трудоспособности в результате применения комплекса медицинских, психологических, педагогических и социальных мер [2].
Особое место в медико-социальной работе занимает организация паллиативной помощи инкурабельным онкологическим больным. Больные с четвертой стадией онкологического процесса «неперспективны» в плане радикальных методов лечения. Согласно Приказу МЗ РФ № 590 от 1986 г. онкологические больные получают симптоматическую помощь либо участкового терапевта, либо в терапевтическом отделении по месту жительства. Отсутствие гарантий обезболивания, страх боли, превышающий страх смерти, социальная и экономическая беззащитность и беспомощность вызывает целую гамму реактивных состояний, что приводит порой к суициду среди больных и их родственников. На сегодняшний момент в России умирают на дому свыше 90 % онкологических больных. В современной системе здравоохранения России учреждения медико-социального профиля, оказывающие помощь больным с онкологическими заболеваниями, зачастую не способны осуществлять комплексную реабилитацию, неразвита система юридической, экономической и социальной поддержки данной категории больных [7].
В мировой практике на профилактику в онкологии выделяется 30 % финансовых средств, на лечение - 50 %, на реабилитацию - 20 %. В то же время в России из средств ОМС на профилактику расходуется 6 %, на лечение - 94 %, на реабилитацию - 0 % [10]. Понимание и признание важности и значения реабилитации как самостоятельного направления в онкологии должно привести к существенным изменениям в государственном подходе к формированию реабилитационного направления института медико-социальной работы [9].
Реабилитационное направление медико-социальной работы с больными, страдающими онкологическими заболеваниями, формируется в связи с современными принципами медико-социальной реабилитации лиц в ситуации болезни. Главная цель всей системы медико-социальной помощи в онкологии - восстановление и/или сохранение качества жизни больного [6].
Оценка качества жизни больных рассматривается как критерий эффективности оказания медицинской помощи в онкологии. Результаты исследования качества жизни онкологических больных могут быть использованы при проведении медико-социальной реабилитации, целью которой является повышение качества жизни, восстановление социальных ролей, социальная и психологическая адаптация после проведенного комбинированного лечения [4].
С 2009 года в Центре медико-социологических исследований проводились исследования качества жизни больных, страдающих онкологическими заболеваниями, с использованием международного опросника WHOQOL-100 (ВОЗ КЖ-100). В исследование были включены 134 респондента женского пола трудоспособного возраста, страдающие раком молочной железы. Контрольную группу составили клинически здоровые лица. Выборочная совокупность - 234 респондента. Статистическая достоверность различия средних показателей качества жизни двух групп респондентов (клинически здоровые и больные) определялась по непараметрическому критерию Манна - Уитни.
При исследовании качества жизни в группе больных проблемы выявлены в большей степени в «Физической» сфере и сфере «Уровень независимости». В исследовании было доказано, что снижение качества жизни больных респондентов в указанных сферах соматически детерминировано.
Реабилитационное направление медико-социальной работы с больными, страдающими онкологическими заболеваниями, предполагает коррекцию нарушений показателей качества жизни, на величину которых оказывает влияние нарушение соматического состояния и ресоциализации субъекта. В различие средних значений показателей качества жизни у больных и здоровых респондентов могут дать вклад как соматически детерминированные, так и социально детерминированные составляющие. Проведённый анализ средних показателей качества жизни в группе клинически здоровых респондентов позволил выявить показатели качества жизни, средние значения которых значимо (p<0,01-p<0,05) различаются в группе респондентов с неэффективной (безработные клинически здоровые) и эффективной возрастной социализацией (работающие респонденты). Фактором эффективной социализации лиц трудоспособного возраста является трудовая занятость. Показатели качества жизни, средние значения которых значимо различаются у клинически здоровых работающих и клинически здоровых безработных, могут служить мерой различия в социализации индивидов. В ходе исследования выявлены показатели качества жизни, которые могут служить критерием в оценке влияния болезни и эффективности социализации субъекта.
Статистически значимое различие средних значений показателей качества жизни в субсферах: «Физическая боль и дискомфорт», «Сон и отдых», «Подвижность», «Зависимость от лекарств и лечения», «Способность к работе», «Финансовые ресурсы», «Возможности для отдыха и развлечений и их использование» при анализе качества жизни клинически здоровых респондентов и больных, страдающих онкологическими заболеваниями, связано с влиянием болезни и неэффективной социализацией. Приоритетные направления медико-социальной реабилитации онкологических больных определяются возникающими вследствие заболевания изменениями показателя качества жизни в «Физической» сфере и сфере «Уровень независимости».
Результаты исследования доказывают возможность объективизации медико-социальной работы на мезо- и микроуровнях, что, несомненно, позволит, объективизировать стратегии реабилитационного направления медико-социальной работы с больными при онкологических заболеваниях. Введение в медико-социальную практику оценки качества жизни позволит оптимизировать реабилитацию больных онкологическими заболеваниями. Показатель качества жизни может быть использован в качестве социального реабилитационного стандарта при оценке эффективности медико-социальной работы с больными при онкологических заболеваниях.
Рецензенты:
Андриянова Е. А., доктор социологических наук, профессор, зав. кафедрой философии, гуманитарных наук и психологии ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, г. Саратов.
Кодочигова А. И., доктор медицинских наук, профессор кафедры пропедевтики внутренних болезней ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, г. Саратов.
Библиографическая ссылка
Черкасова Е.А., Кром И.Л., Новичкова И.Ю. МЕДИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РЕАБИЛИТАЦИИ ОНКОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8754 (дата обращения: 03.12.2024).