Изменение приоритетов в ценностях и целях профессионального образования, переход к новому социальному заказу, модернизация российского образования в рамках Болонского соглашения, увеличение роли педагогических кадров в обновлении образования обусловливают актуальность проблемы преемственности управления подготовкой учителя.
Основой изучения феномена «преемственность управления» являются диалектический метод познания и принцип единства теории и практики, а важней шими из категорий - закон единства и борьбы противо положностей, закон перехода количественных изменений в каче ственные, закон отрицания отрицания.
Раскрыть механизм преемственности управления подготов кой учителя позволяет диалектический закон единства и борьбы противоположностей, который объясняет источник движения и развития субъектов и объектов управления, процесса подготовки учителя. Данный закон способствует реализации преемственно сти управления в процессе подготовки учителя посредством раз решения противоречий.
Процесс подготовки учителя является многоступенчатым, имеющим на каждой ступени свои особенности.
Преемственность управления подготовкой учителя, основы ваясь на законе перехода количественных изменений в качест венные, раскрывает характер и формы перехода объектов и явле ний из одного состояния в другое, учитывает, что если внутри каждой ступени развитие происходит преимущественно путем поэтапного накопления количественных изменений, то на «сты ках» между ступенями происходит коренное качественное изме нение - «скачок». Подготовка учителя представляет собой последовательный и непрерыв ный переход количественных изменений в качественные; обнов ление знаний, прошлого опыта, их переосмысление, проектиро вание будущей деятельности.
Закон перехода количественных изменений в качественные обусловливает проявление основных свойств преемственности: но вое продолжает старое путем перехода количественных изменений в качественные; постепенное утверждение нового в виде скачка, каждый из скачков подготавливается предшествующим развитием и создает условия для нового последующего скачка; постепенность и форма перехода от старого качества к новому предполагает и бы стрый количественный рост, ускорение [1].
Важную роль в понимании сущности преемственности управления подготовкой учителя играет диалектический закон отрицания отрицания. Данный закон позволяет рассматривать ор ганическую связь старого с новым, при которой новое утвержда ет в себе положительные черты старого в преобразованном виде.
В раскрытии сущности исследуемого объекта, в выявлении присущих ему свойств, признаков и связей особую роль выпол няет диалектический метод. В частности, он обосновывает необхо димость научного изучения преемственности управления подго товкой учителя, его теоре тического осмысления, выведения из имеющегося опыта опреде ленных закономерностей и принципов.
Важное значение в раскрытии сущности преемственности управления подготовкой учителя, имеет характеристика причинно-следственных связей между формированием и развитием целост ной системы непрерывного образования учителя, между спосо бами, средствами, между целью и задачами управляющей и управляемой подсистем и содержанием деятельности. Так, струк тура преемственности управления зависит от целей, задач, по ставленных на различных этапах подготовки учителя и стыках между ниш, от содержания управленческой деятельности в под системах. Формы, способы (методы), средства воздействия на управляемый объект (субъект), обеспечивающие его развитие, т.е. перевод его в новое состояние, социально более ценное, более совершенное, генетически исходны от цели, задач и содержания управленческой деятельности, что свидетельствует о том, что между применяемыми формами, способами, средствами воздей ствия и целью, задачами, содержанием управленческой деятель ности на различных этапах подготовки учителя и стыках между ними существует связь закономерного характера. Без выявления причинно - следственных связей невозможно оптимально смоде лировать и осуществить эффективный процесс преемственности управлении подготовкой учителя в целостной системе.
Следует подчеркнуть, что нет методологии без опоры на практику и не будет развивающейся практики без ориентации на методологические установки. Рассматривая отношения между теорией и практикой, необходимо отметить, что они имеют сложный диалектический характер. Исходя из диалектического учения, практика является основой всей общественной жизни людей. Таим образом, теория обусловлена практикой и по от ношению к ней вторична. Практика является основой разработки теории, критерием истинности теоретических знаний. Однако диа лектическое учение признает приоритетное влияние теории на практику. Научная теория, проникая в сущность явлений, объек тов, процессов, вскрывает их внутренние связи и отношения, оп ределяя стратегию дальнейшего развития практики.
В соответствии с рассматриваемым нами подходом взаимо связь теории и практики в процессе формирования и развития целостной системы преемственности управления подготовкой учите ля реализуется в цели, содержании, методах и формах управления.
Практическая деятельность по реализа ции преемственности управления подготовкой учителя представ ляет собой источник развития теории управле ния, которая, в свою очередь, является средством познания, изуче ния и прогнозирования практики и в то же время средством об новления процесса управления подготовкой учителя, критерием оценки его результативности.
Таким образом, методологическое осмысление исследуемой проблемы позволяет преемственность управления подготовкой учителя рассматривать как сохранение некоторых элементов из отрицаемого с последующей их консервацией в структуре новой системной управляемой целостности и как воспроизведение и трансляцию сохраненного содержания управленческой деятельности в новую качественную определенность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Батаршев А.В. Преемственность обучения в общеобразовательной и профессиональной школе (теоретико-методологический аспект) /Под ред. А.П. Беляевой. СПб., 1996.
Библиографическая ссылка
Мокрецова Л.А. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКОЙ УЧИТЕЛЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=87 (дата обращения: 09.10.2024).